Цель:дать представление о проблемах европейского баланса и дипломатии; рассмотреть военные конфликты XVIII в.; показать учащимся как происходили международные отношения в XVIII в. в Европе; умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное; воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому Эпохи Просвещения и любовь к истории.
Ход урока
1. Изучение нового материала
XVIII в. в отношениях между европейскими государствами заметную роль играли династические связи. Короли старались поддерживать своих родственников в конфликтах, но при этом не забывали и о собственных интересах. Одним из принципов международных отношений той поры было стремление сохранить баланс сил и не допустить гегемонию какой-либо державы.
Гегемония — главенство, господство, первенствующее положение.
В 1700 г. испанский король Карл II завещал свои владения Филиппу V Анжуйскому, внуку французского «Короля-Солнца» Людовика XIV. Однако на эти земли претендовали сразу несколько монархов, приходившихся родственниками Карлу II. Странам удалось достичь согласия в вопросе наследства, однако после смерти испанского короля Людовик XIV нарушил эти договорённости. Разразилась война за Испанское наследство (1701–1714). Против Франции выступила коалиция стран, в которую вошли австрийские Габсбурги, Англия, Нидерланды. Военные действия охватили территорию Испании, Италии, Испанских Нидерландов и заморских колоний.
Коалиция — военный союз.
Война шла с переменным успехом. Французы под руководством маршала Виллара одерживали победы в Испании, их противники, которыми командовали герцог Мальборо (Джон Черчилль) и Евгений Савойский, громили неприятеля в Нидерландах и в Италии. В конце концов обе стороны истощили свои силы и сели за стол переговоров.
Заполнить таблицу "Разделы РечиЕщё одним масштабным конфликтом стала война за Австрийское наследство (1740–1748). Ещё в 1713 г. император Карл VI издал Прагматическую санкцию. По этому документу владения австрийских Габсбургов признавались неделимыми, а женщины получали право наследовать престол. Однако после смерти Карла VI многие европейские правители оспорили право его дочери Марии-Терезии на Австрийское наследство. Прусский король Фридрих II, воспользовавшись ситуацией, занял некоторые территории Габсбургов. Против Марии-Терезии также выступили французы и испанцы. Однако австрийской правительнице удалось привлечь на свою сторону Англию и некоторые другие государства. По условиям Ахенского мирного договора Мария-Терезия добилась полного признания Прагматической санкции, уступив Силезию Фридриху II и Парму испанскому принцу Филиппу. Франция, вложившая в войну много сил и средств, ничего не приобрела.
Дипломатическая революция XVIII в. и Семилетняя война
Мария-Терезия была в ярости от потери Силезии. Недовольна она была и действиями Англии, которая стремилась ослабить империю Габсбургов для поддержания баланса сил в Европе. Некоторые государственные деятели убеждали Марию-Терезию отказаться от союза с Англией и привлечь на свою сторону Россию и недавнего врага — Францию.
В 1755 г. обострились противоречия между Англией и Францией из-за североамериканских колоний. Англичане захватили несколько французских кораблей с оружием и припасами. Обе страны готовились к войне и искали союзников. В 1756 г. англичане заключили договор с Фридрихом II, а французы — с империей Габсбургов. Это событие получило название дипломатической революции.
Дипломатическая революция — разрыв старых дипломатических союзов, связывавших Францию с Пруссией, а Австрию — с Великобританией, и создание новых — франко-австрийского и англо-прусского. Переписать таблицу
Домашнее задание.
Читать параграф 7
Выписать в тетрадь:
Коалиция — военный союз.
Гегемония — главенство, господство, первенствующее положение.
Дипломатическая революция — разрыв старых дипломатических союзов, связывавших Францию с Пруссией, а Австрию — с Великобританией, и создание новых — франко-австрийского и англо-прусского.
Ответить письменно на вопросы:
1.Какие цели преследовали участники Семилетней войны?