Представления древнейших людей об окружающем мире. Вера в духов предков и богов. Зарождение искусства
Представления древнейших людей об окружающем мире. Вера в духов предков и богов. Зарождение искусства
Предмет: история древнего Казахстана
Класс: 6
Тема:Представления древнейших людей об окружающем мире. Вера в духов предков и богов. Зарождение искусства
Цели урока:
— раскрыть причины появления религиозных взглядов у древних людей, разъяснить учащимся понятия «анимизм», «тотемизм», «фетишизм», «магия», познакомить учащихся с древнейшими формами религий;
- показать признаки язычества и причины длительного сохранения языческих верований у кочевников; объяснить, как с появлением «человека разумного» зародились искусство (наскальная живопись, скульптура);
— содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях;
— способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Представления древнейших людей об окружающем мире. Вера в духов предков и богов. Зарождение искусства»
Предмет: история древнего Казахстана
Класс: 6
Тема:Представления древнейших людей об окружающем мире. Вера в духов предков и богов. Зарождение искусства
Цели урока:
— раскрыть причины появления религиозных взглядов у древних людей, разъяснить учащимся понятия «анимизм», «тотемизм», «фетишизм», «магия», познакомить учащихся с древнейшими формами религий;
- показать признаки язычества и причины длительного сохранения языческих верований у кочевников; объяснить, как с появлением «человека разумного» зародились искусство (наскальная живопись, скульптура);
— содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях;
— способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.
Форма урока: урок-лекция на основе слайд-презентации.
2. Появление религиозных взглядов (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия - древнейшие формы религии).
3.Вера в богов и духов.
4. Зарождение искусства. Наскальная живопись.
Мотивация познавательной деятельности
Вкакой период каменного века жил древний человек, описанный поэтом в эпиграфе к нашему уроку?
Осмысление
Накопление и развитие знаний
Люди, занимаясь земледелием и скотоводством, передавали свой практический опыт и знания последующим поколениям.
Они уже знали, когда примерно надо сажать и когда собирать урожай.
Люди научились ориентироваться по звездам, запоминая расположение их на небе.
Наблюдая за движением луны на небе, они составили лунный календарь.
Люди умели лечить некоторые болезни различными травами, исцелять раны и травмы.
Люди передавали свои знания через рисуночное письмо - пиктографию.
Например, в рисуночном письме на слайде рассказывается: «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами».
Но первобытный человек, с огромным трудом боровшийся за существование, не понимал законов природы, не мог постичь связи явлений между собой. Человек видел природу в непрерывном движении: солнце всходит, идет по небосводу и как бы проваливается за «край земли»; движутся по небу звезды и луна, меняющая свою форму. Каждый год заново вырастала трава. Рождались и умирали люди и все живые существа... Все в мире было для древнего человека было полно таинственности. Наблюдая за природой, человек не мог объяснить, почему гремит гром, сверкают молнии, идет дождь. Почему молния ударяет в жилище, и оно сгорает?
Человеку было непонятно, почему он видит сны, почему люди умирают. Куда и отчего ушли животные из данной местности?
Первобытному человеку казалось, что природа наполнена какими-то неведомыми силами (духами), что именно эти силы, то добрые, то злые, и совершают все перемены в природе.
Так появилась религия - вера человека в сверхъестественные силы и поклонение им.
Уже у неандертальцев появились религиозные представления. Они хоронили умерших по определенным правилам. Думая, что человек ушел в вечный сон, они ложили покойного набок, а руки укладывали под голову. Около умершего клали каменные орудия и куски мяса, о чем можно судить по костям зверей, обожженным при жарении мяса.
В земляном полу хижин и пещер кроманьонцев было обнаружено множество захоронений. Покойников, как правило, укладывали в могилу на спине или в согнутом положении, с коленями, прижатыми к подбородку. Иногда в могилах находят также различные орудия и оружие.
Могилу охотника за мамонтами (слайд 18) выстлали шкурами, одежду охотника украсили костяными украшениями, положили оружие и пищу. Тело посыпали красной глиной и накрыли самой крупной костью мамонта
Чем вы объясните погребальные обряды древних людей: посыпание умершего охрой, наличие в погребениях орудий труда и оружия?
Проверьте себя!
Древние люди верили в загробную жизнь. Они считали, что душе умершего и после смерти требовались пища и одежда. Поэтому людей клали в могилы одетыми, с украшениями и орудиями.
Учитель подчеркивает: по представлениям первобытных людей, жизнь человека после смерти похожа на его земную жизнь, она не лучше ее и не хуже.
Иногда в могилы насыпали красную краску - охру, которая должна была заменить на том свете огонь, кровь и свет солнца. Красный цвет символизировал кровь: люди считали, что между кровью и душой существует неразрывная связь.
Анимизм. Для первобытных людей все в природе было живым, имело душу. Мир, по их мнению, был населен духами. Люди думали, что духи есть даже у камней, растений и зверей. Если охотника постигала неудача, он винил во всем злого духа. Когда дела шли хорошо, это приписывали помощи доброго духа. Так появилась ранняя форма религии - анимизм (от латинского anima -душа, дух) - вера в духов и в души. Самые могущественные духи назывались богами.
С анимизмом тесно связан фетишизм - вера в магические свойства предметов: различных фигурок, камней, амулетов. Вера в духов (дух дерева, дух зверей, дух предков, дух ветра) порождала представления, будто на них можно воздействовать в своих целях. Например, злых духов можно отпугнуть. С этой целью охотники носили ожерелья из когтей и зубов хищных зверей. Считалось, что эти предметы (их называют амулетами) ограждают от всякого зла. Таким образом, амулет - это предмет, обладающий магическими свойствами, оберег.
Часто самым обычным предметам люди приписывали необычные и волшебные свойства. Например, охотник несколько раз убивал одним и тем же копьем крупную дичь и начинал думать, что копье «счастливое», что в нем есть добрая сила. Такие предметы называли священными.
Даже растения считали священными. Например, высокое и могучее дерево могли признать священным «защитником» родовой общины. Думали, что дух этого дерева помогает людям.
Вспомните, сохранилась ли сегодня вера в волшебные свойства различных предметов? Приведите примеры
Тотемизм
Люди не знали, как появилось на Земле человечество. Первобытные охотники предположили, что их далекими предками были животные. Каждый род считал своим предком какого-то зверя.
Рассмотрите рисунок и скажите, каких животных древние люди почитали как предков?
Тотемизм - поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.
Предположите, у каких народов тотемным предком считался медведь?
Кто считался тотемным предком у тюркских народов?
Волк считался тотемным предком тюркских народов.
Магия. Если, по мнению древних людей, мир населен духами, то, значит, на них нужно воздействовать при помощи определенных обрядов (магии или колдовства).
Магия - обряды или ритуалы, связанные с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных.
Люди верили, что между животным и его изображением существует связь. Жрецы перед охотой рисовали на стенах пещер дичь и пронзали рисунки копьем. Этим они как бы «убивали» душу зверя, чтобы в день охоты легче убить тело.
Или изготавливали статую медведя и набрасывали на неё медвежью шкуру. Вокруг нее охотники под руководством колдуна исполняли таинственные танцы с бросанием дротиков. Следы от кончиков дротиков сохранились на медвежьей статуе до настоящего времени.
Одеваясь в звериные шкуры, люди творили магические заклинания, чтобы испросить у божества обильной добычи на охоте.
Жертвоприношение. Древние люди считали, что духов нужно подкормить, поблагодарить за удачную охоту, выделив им часть добычи. Обычно эту жертву духам сжигали на огне, считая, что запах дыма насытит духа. Также, стараясь задобрить духов, люди приносили им жертвы-подарки: лепешки, убитых животных.
Часто богов и духов представляли в виде людей. Из камня, дерева вырезали их изображения - идолов и поклонялись им.
Так в древности появились религиозные представления. Чтобы оградить себя от различных невзгод, люди использовали различные ритуалы: поклонение богам, жертвоприношения, ношение амулетов.
1. Вера в богов и духов.
2. Зарождение искусства. Наскальная живопись.
40 тыс. лет назад люди все еще находились в зависимости от сил природы; они не умели бороться с лесными пожарами, наводнениями, болезнями, часто страдали от голода. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, отчего люди болеют и умирают, от чего зависят урожай плодов и ягод в лесу, удача на охоте. Порой лес был полон дичи, река изобиловала рыбой, но вдруг и то и другое пропадало. Куда исчезли звери? Почему не ловится рыба?
Знаний для правильных ответов не хватало, людям начало казаться, что природой управляют сверхъестественные силы. Древние люди считали, что земля, вода, небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Дунут они - и образуется ураган, захотят они - и стада уйдут в другую местность.
Люди называли сверхъестественные существа духами, а самых могущественных из них - богами.
Поклонение древних людей силам природы называется язычеством. Термин «язычество» происходит от древнеславянского слова «язык», означающего «народ».
Языческие боги олицетворяли стихии природы: небо, солнце, гром, воду, огонь и др.
Язычество - древняя и изначальная форма религии любого народа на Земле. Язычество берет свое начало в самой Природе, в которой обитали люди.
Верования людей зависели от рода занятий. Земледельцы поклонялись солнцу, согревающему посевы, земле, дождю.
Для скотовода главными богами были покровители стад.
Среди домашних животных больше всего скотоводы почитали коня. В облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.
Зарождение искусства
О развитии мышления людей говорит возникновение у них искусства. На стенах пещер древние художники создавали красочные изображения мчащихся оленей и сцены охоты.
Люди изображали то, что было для них важным: животных, на которых охотились, сцены охоты. При изображении животных древние мастера достигали удивительного сходства.
Но очень часто первобытные люди изображали умирающих, пораженных копьями и стрелами животных. Предположите, почему?
Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель продолжает:
Смерть животного на охоте - целое событие, самая большая радость для охотника.
Люди верили в то, что сверхъестественные силы можно привлечь себе на помощь, например, заколдовать зверя, изобразив его раненым и издыхающим.
Древние скульпторы из кости и рога вырезали фигурки оленей, медведей и людей, охотящихся на них.
Археологи находят вырезанные из кости и рога фигурки женщин, что говорит о культе матери-земли, материнского рода.
Древние мастера изготавливали ожерелья не только для украшения. Многие из них носились как амулеты, которые должны были охранять его владельца от опасностей и болезней.
Пещерная или наскальная живопись — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов было обнаружено в Европе, так как именно гам древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Наскальные рисунки кроманьонцев были во множестве обнаружены во Франции и Испании. На ранних наскальных рисунках запечатлены исключительно животные и всякого рода охотничьи сцены. По всей видимости, кроманьонцы использовали эти рисунки в культовых целях. Они верили, что рисунки защитят от злых сил и помогут во время охоты, от успеха которой зависело само их существование. Во время рисования пещера освещалась пучками горящей шерсти или мха, смоченного в животном жире. Иногда древние художники сперва обозначали контуры животного, а затем закрашивали силуэт при помощи пучков мха или обрывков шкур, смоченных в краске. Краски изготавливали из природных минералов, и они по сей день сохранили яркость, хотя возраст этих рисунков превышает 30 000 лет.
В пещере Караунгир в горах Каратау найдены глиняные сосуды с круглым дном, окрашенные красной краской. Часть сосудов украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов.
Рефлексия
1)Почему возникли религиозные верования у древних людей?
Проверьте себя!
Религиозные верования возникли:
- От бессилия человека перед могуществом природы;
- От невозможности объяснить многие ее явления.
Люди все чаще задумывались над причинами явлений природы, искали ответы на мучившие их загадки. И это хорошо, что люди ставили перед собой вопросы, от которых зависела их жизнь. Но из-за недостатка знаний люди объясняли явления природы действием сверхъестественных сил; они верили, что эти силы можно привлечь себе на помощь.
2) Рассмотрите рисунок нашего времени «Колдовской обряд перед охотой».
Зачем австралийцы вонзают копья в рисунок кенгуру?
3)Работа с эпиграфом
Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел горшка слепить из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Вопрос:
В какой период каменного века жил древний человек, описанный поэтом?
Учитель выслушивает версии учащихся. Если учащиеся испытывают затруднения, учитель помогает им выстроить логическую цепочку:
Ход рассуждения:
Из стихотворении В. Берестова выделим две строчки:
... Он не умел горшка слепить из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Ответьте на вопросы:
- Когда люди научились изготавливать глиняные сосуды? (в период неолита - 5-3 тыс. лет до н.э.).
- когда у людей появились религиозные воззрения?
Зачатки религиозных представлений зародились нпервые у неандертальцев. Но анимизм - вера в духов -нозник в позднем палеолите (35-40 тыс. лет до н.э.), с появлением «человека разумного» - кроманьонца.
Значит, древний человек, о котором идет речь в стихотворении мог жить в эпоху верхнего палеолита или в мезолите.
4) Как вы думаете, с какой целью древние художники изображали животных?
Проверьте себя/
Сейчас почти все ученые признают мнение, что первобытное искусство служило охотничьей магии. Поэтому древний художник изображал животных не из стремления создавать художественные произведения. Животные рисовались как предмет охоты, как объект, который нужно победить.
5) Закончите предложение:
Люди называли сверхъестественные существа---------.
Самых могущественных духов они называли-----------
Поклонение древних людей силам природы называется __________
Земледельцы поклонялись-----------------
Среди домашних животных больше всего скотоводы почитали _________
О развитии мышления людей говорит возникновение у них____________
Археологи находят вырезанные из кости и рога фигурки женщин, что говорит о культе-----------------------------
Проверьте себя!
Закончите предложение:
Люди называли сверхъестественные существа духами.
Самых могущественных духов они называли богами.
Поклонение древних людей силам природы называется язычеством.
Земледельцы поклонялись солнцу.
Среди домашних животных больше всего скотоводы почитали коня.
О развитии мышления людей говорит возникновение у них искусства.
Археологи находят вырезанные из кости и рога фигурки женщин, что говорит о культе матери-земли, материнского рода.
Домашнее задание: § 15, 16. Ответить на тестовые вопросы
На выбор:
Напишите эссе на тему «Как появились религиозные верования у древних людей».
Напишите эссе на тему «Как зародилось искусство у первобытных людей».