kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Представления древнейших людей об окружающем мире. Вера в духов предков и богов. Зарождение искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: история древнего  Казахстана

Класс: 6

Тема:  Представления древнейших людей об окружающем мире. Вера в духов предков и богов. Зарождение искусства

Цели урока:

—  раскрыть причины появления религиозных взгля­дов у древних людей, разъяснить учащимся понятия «анимизм», «тотемизм», «фетишизм», «магия», познако­мить учащихся с древнейшими формами религий;

-  показать признаки язычества и причины длитель­ного сохранения языческих верований у кочевников; объ­яснить, как с появлением «человека разумного» зароди­лись искусство (наскальная живопись, скульптура);

—   содействовать развитию умений применять полу­ченные знания в нестандартных условиях;

—  способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Представления древнейших людей об окружающем мире. Вера в духов предков и богов. Зарождение искусства»

Предмет: история древнего Казахстана

Класс: 6

Тема: Представления древнейших людей об окружающем мире. Вера в духов предков и богов. Зарождение искусства

Цели урока:

— раскрыть причины появления религиозных взгля­дов у древних людей, разъяснить учащимся понятия «анимизм», «тотемизм», «фетишизм», «магия», познако­мить учащихся с древнейшими формами религий;

- показать признаки язычества и причины длитель­ного сохранения языческих верований у кочевников; объ­яснить, как с появлением «человека разумного» зароди­лись искусство (наскальная живопись, скульптура);

— содействовать развитию умений применять полу­ченные знания в нестандартных условиях;

— способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.


Форма урока: урок-лекция на основе слайд-презен­тации.

Методы и приемы: работа с эпиграфом, беседа.

Оборудование: интерактивная доска, слайд-презен­тация.


Эпиграф

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Он не умел горшка слепить из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

В. Берестов

Контроль д/з

План изучения нового материала

1. Накопление и развитие знаний.

2. Появление религиозных взглядов (анимизм, тоте­мизм, фетишизм, магия - древнейшие формы религии).

3. Вера в богов и духов.

4. Зарождение искусства. Наскальная живопись.



Мотивация познавательной деятельности

В какой период каменного века жил древний чело­век, описанный поэтом в эпиграфе к нашему уроку?


Осмысление

Накопление и развитие знаний

Люди, занимаясь земледелием и скотоводством, пере­давали свой практический опыт и знания последующим поколениям.

Они уже знали, когда примерно надо сажать и когда собирать урожай.

Люди научились ориентироваться по звездам, запо­миная расположение их на небе.

Наблюдая за движением луны на небе, они составили лунный календарь.

Люди умели лечить некоторые болезни различными травами, исцелять раны и травмы.

Люди передавали свои знания через рисуночное пись­мо - пиктографию.

Например, в рисуночном письме на слайде рассказы­вается: «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гу­сей. Плывите за нами».

Но первобытный человек, с огромным трудом боров­шийся за существование, не понимал законов природы, не мог постичь связи явлений между собой. Человек ви­дел природу в непрерывном движении: солнце всходит, идет по небосводу и как бы проваливается за «край зем­ли»; движутся по небу звезды и луна, меняющая свою форму. Каждый год заново вырастала трава. Рождались и умирали люди и все живые существа... Все в мире было для древнего человека было полно таинственности. На­блюдая за природой, человек не мог объяснить, почему гремит гром, сверкают молнии, идет дождь. Почему мол­ния ударяет в жилище, и оно сгорает?

Человеку было непонятно, почему он видит сны, по­чему люди умирают. Куда и отчего ушли животные из данной местности?

Первобытному человеку казалось, что природа напол­нена какими-то неведомыми силами (духами), что имен­но эти силы, то добрые, то злые, и совершают все пере­мены в природе.

Так появилась религия - вера человека в сверхъесте­ственные силы и поклонение им.




Уже у неандертальцев появились религиозные пред­ставления. Они хоронили умерших по определенным правилам. Думая, что человек ушел в вечный сон, они ложили покойного набок, а руки укладывали под голову. Около умершего клали каменные орудия и куски мяса, о чем можно судить по костям зверей, обожженным при жарении мяса.

В земляном полу хижин и пещер кроманьонцев было обнаружено множество захоронений. Покойников, как правило, укладывали в могилу на спине или в согнутом положении, с коленями, прижатыми к подбородку. Ино­гда в могилах находят также различные орудия и ору­жие.

Могилу охотника за мамонтами (слайд 18) выстлали шкурами, одежду охотника украсили костяными украшениями, положили оружие и пищу. Тело посыпали красной глиной и накрыли самой крупной костью мамонта


Чем вы объясните погребальные обряды древних лю­дей: посыпание умершего охрой, наличие в погребениях орудий труда и оружия?

Проверьте себя!

Древние люди верили в загробную жизнь. Они счита­ли, что душе умершего и после смерти требовались пища и одежда. Поэтому людей клали в могилы одетыми, с украшениями и орудиями.

Учитель подчеркивает: по представлениям перво­бытных людей, жизнь человека после смерти похожа на его земную жизнь, она не лучше ее и не хуже.

Иногда в могилы насыпали красную краску - охру, которая должна была заменить на том свете огонь, кровь и свет солнца. Красный цвет символизировал кровь: люди считали, что между кровью и душой существует нераз­рывная связь.



Анимизм. Для первобытных людей все в природе было живым, имело душу. Мир, по их мнению, был насе­лен духами. Люди думали, что духи есть даже у камней, растений и зверей. Если охотника постигала неудача, он винил во всем злого духа. Когда дела шли хорошо, это приписывали помощи доброго духа. Так появилась ран­няя форма религии - анимизм (от латинского anima -душа, дух) - вера в духов и в души. Самые могуществен­ные духи назывались богами.

С анимизмом тесно связан фетишизм - вера в маги­ческие свойства предметов: различных фигурок, камней, амулетов. Вера в духов (дух дерева, дух зверей, дух пред­ков, дух ветра) порождала представления, будто на них можно воздействовать в своих целях. Например, злых духов можно отпугнуть. С этой целью охотники носили ожерелья из когтей и зубов хищных зверей. Считалось, что эти предметы (их называют амулетами) ограждают от всякого зла. Таким образом, амулет - это предмет, об­ладающий магическими свойствами, оберег.

Часто самым обычным предметам люди приписывали необычные и волшебные свойства. Например, охотник не­сколько раз убивал одним и тем же копьем крупную дичь и начинал думать, что копье «счастливое», что в нем есть добрая сила. Такие предметы называли священными.

Даже растения считали священными. Например, вы­сокое и могучее дерево могли признать священным «за­щитником» родовой общины. Думали, что дух этого дере­ва помогает людям.


Вспомните, сохранилась ли сегодня вера в волшебные свойства различных предметов? Приведите примеры


Тотемизм

Люди не знали, как появилось на Земле человечест­во. Первобытные охотники предположили, что их дале­кими предками были животные. Каждый род считал сво­им предком какого-то зверя.

Рассмотрите рисунок и скажите, каких животных древние люди почитали как предков?

Тотемизм - поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому пред­ку и защитнику.

Предположите, у каких народов тотемным предком считался медведь?

Кто считался тотемным предком у тюркских на­родов?

Волк считался тотемным предком тюркских народов.


Магия. Если, по мнению древних людей, мир населен духами, то, значит, на них нужно воздействовать при по­мощи определенных обрядов (магии или колдовства).

Магия - обряды или ритуалы, связанные с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных.

Люди верили, что между животным и его изображе­нием существует связь. Жрецы перед охотой рисовали на стенах пещер дичь и пронзали рисунки копьем. Этим они как бы «убивали» душу зверя, чтобы в день охоты легче убить тело.

Или изготавливали статую медведя и набрасывали на неё медвежью шкуру. Вокруг нее охотники под руковод­ством колдуна исполняли таинственные танцы с бросани­ем дротиков. Следы от кончиков дротиков сохранились на медвежьей статуе до настоящего времени.

Одеваясь в звериные шкуры, люди творили магиче­ские заклинания, чтобы испросить у божества обильной добычи на охоте.

Жертвоприношение. Древние люди считали, что ду­хов нужно подкормить, поблагодарить за удачную охо­ту, выделив им часть добычи. Обычно эту жертву духам сжигали на огне, считая, что запах дыма насытит духа. Также, стараясь задобрить духов, люди приносили им жертвы-подарки: лепешки, убитых животных.

Часто богов и духов представляли в виде людей. Из камня, дерева вырезали их изображения - идолов и по­клонялись им.

Так в древности появились религиозные представле­ния. Чтобы оградить себя от различных невзгод, люди ис­пользовали различные ритуалы: поклонение богам, жерт­воприношения, ношение амулетов.

1. Вера в богов и духов.

2. Зарождение искусства. Наскальная живопись.


40 тыс. лет назад люди все еще находились в зависи­мости от сил природы; они не умели бороться с лесными пожарами, наводнениями, болезнями, часто страдали от голода. В отличие от древнейших людей «человек раз­умный» хотел понять, отчего люди болеют и умирают, от чего зависят урожай плодов и ягод в лесу, удача на охоте. Порой лес был полон дичи, река изобиловала рыбой, но вдруг и то и другое пропадало. Куда исчезли звери? По­чему не ловится рыба?

Знаний для правильных ответов не хватало, людям начало казаться, что природой управляют сверхъесте­ственные силы. Древние люди считали, что земля, вода, небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Дунут они - и образуется ураган, захотят они - и стада уйдут в другую местность.

Люди называли сверхъестественные существа духа­ми, а самых могущественных из них - богами.

Поклонение древних людей силам природы называет­ся язычеством. Термин «язычество» происходит от древнеславянского слова «язык», означающего «народ».

Языческие боги олицетворяли стихии природы: небо, солнце, гром, воду, огонь и др.

Язычество - древняя и изначальная форма религии любого народа на Земле. Язычество берет свое начало в самой Природе, в которой обитали люди.

Верования людей зависели от рода занятий. Земле­дельцы поклонялись солнцу, согревающему посевы, зем­ле, дождю.

Для скотовода главными богами были покровители стад.

Среди домашних животных больше всего скотово­ды почитали коня. В облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.


Зарождение искусства

О развитии мышления людей говорит возникновение у них искусства. На стенах пещер древние художники создавали красочные изображения мчащихся оленей и сцены охоты.

Люди изображали то, что было для них важным: жи­вотных, на которых охотились, сцены охоты. При изоб­ражении животных древние мастера достигали удиви­тельного сходства.

Но очень часто первобытные люди изображали уми­рающих, пораженных копьями и стрелами животных. Предположите, почему?

Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель продолжает:

Смерть животного на охоте - целое событие, самая большая радость для охотника.

Люди верили в то, что сверхъестественные силы мож­но привлечь себе на помощь, например, заколдовать зве­ря, изобразив его раненым и издыхающим.

Древние скульпторы из кости и рога вырезали фи­гурки оленей, медведей и людей, охотящихся на них.

Археологи находят вырезанные из кости и рога фигурки женщин, что говорит о культе матери-земли, материнско­го рода.

Древние мастера изготавливали ожерелья не только для украшения. Многие из них носились как амулеты, которые должны были охранять его владельца от опас­ностей и болезней.

Пещерная или наскальная живопись — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подоб­ных объектов было обнаружено в Европе, так как именно гам древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Наскальные рисунки крома­ньонцев были во множестве обнаружены во Франции и Испании. На ранних наскальных рисунках запечатлены исключительно животные и всякого рода охотничьи сце­ны. По всей видимости, кроманьонцы использовали эти рисунки в культовых целях. Они верили, что рисунки защитят от злых сил и помогут во время охоты, от успе­ха которой зависело само их существование. Во время рисования пещера освещалась пучками горящей шерсти или мха, смоченного в животном жире. Иногда древние художники сперва обозначали контуры животного, а за­тем закрашивали силуэт при помощи пучков мха или обрывков шкур, смоченных в краске. Краски изготавли­вали из природных минералов, и они по сей день сохра­нили яркость, хотя возраст этих рисунков превышает 30 000 лет.

В пещере Караунгир в горах Каратау найдены глиня­ные сосуды с круглым дном, окрашенные красной крас­кой. Часть сосудов украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов.




Рефлексия

1) Почему возникли религиозные верования у древ­них людей?

Проверьте себя!

Религиозные верования возникли:

- От бессилия человека перед могуществом природы;

- От невозможности объяснить многие ее явления.

Люди все чаще задумывались над причинами явле­ний природы, искали ответы на мучившие их загадки. И это хорошо, что люди ставили перед собой вопросы, от которых зависела их жизнь. Но из-за недостатка знаний люди объясняли явления природы действием сверхъесте­ственных сил; они верили, что эти силы можно привлечь себе на помощь.

2) Рассмотрите рисунок нашего времени «Колдовской обряд перед охотой».

Зачем австралийцы вонзают копья в рисунок кенгуру?


3)Работа с эпиграфом

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Он не умел горшка слепить из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

Вопрос:

В какой период каменного века жил древний чело­век, описанный поэтом?

Учитель выслушивает версии учащихся. Если уча­щиеся испытывают затруднения, учитель помогает им выстроить логическую цепочку:

Ход рассуждения:

Из стихотворении В. Берестова выделим две строчки:

... Он не умел горшка слепить из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

Ответьте на вопросы:

- Когда люди научились изготавливать глиняные со­суды? (в период неолита - 5-3 тыс. лет до н.э.).

- когда у людей появились религиозные воззрения?

Зачатки религиозных представлений зародились нпервые у неандертальцев. Но анимизм - вера в духов -нозник в позднем палеолите (35-40 тыс. лет до н.э.), с появлением «человека разумного» - кроманьонца.

Значит, древний человек, о котором идет речь в сти­хотворении мог жить в эпоху верхнего палеолита или в мезолите.


4) Как вы думаете, с какой целью древние художни­ки изображали животных?

Проверьте себя/

Сейчас почти все ученые признают мнение, что пер­вобытное искусство служило охотничьей магии. Поэтому древний художник изображал животных не из стремле­ния создавать художественные произведения. Животные рисовались как предмет охоты, как объект, который нужно победить.

5) Закончите предложение:

Люди называли сверхъестественные существа---------.

Самых могущественных духов они называли-----------

Поклонение древних людей силам природы называ­ется __________

Земледельцы поклонялись-----------------

Среди домашних животных больше всего скотоводы почитали _________

О развитии мышления людей говорит возникновение у них____________

Археологи находят вырезанные из кости и рога фи­гурки женщин, что говорит о культе-----------------------------



Проверьте себя!

Закончите предложение:

Люди называли сверхъестественные существа духами.

Самых могущественных духов они называли богами.

Поклонение древних людей силам природы называет­ся язычеством.

Земледельцы поклонялись солнцу.

Среди домашних животных больше всего скотоводы почитали коня.

О развитии мышления людей говорит возникновение у них искусства.

Археологи находят вырезанные из кости и рога фи­гурки женщин, что говорит о культе матери-земли, мате­ринского рода.




Домашнее задание: § 15, 16. Ответить на тестовые вопросы


На выбор:

Напишите эссе на тему «Как появились религиозные верования у древних людей».

Напишите эссе на тему «Как зародилось искусство у первобытных людей».

Подготовиться к обобщающему уроку




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Алпысов Жумабек Рахимжанович

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388336


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства