kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.»

9 класс

История

Тема: Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.

Задачи урока:

- показать эволюцию политических идеологий и гражданского общества в 1945 - начале 2000-х гг.;

- определить особенности политического и социально-экономического развития СССР в 1945 - начале 2000-х гг.;

- выделять наиболее общие причины революций 1989 - 1991 гг.;

- формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой; развивать умение строить логические связи.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия и термины: тоталитарный политический режим, командная экономика, «бархатные революции», «шоковая терапия».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Повторение изученного. Проверка д/з (тест)

III. Изучение нового материала.

  1. Общие черты «строительства социализма».

Задание: прочитать с. 237-239, ответить на вопросы и выполнить задания.

  1. В чём заключается особенность установления новой власти в странах Восточной Европы?

  2. Проанализируйте перечисленные факты из истории Польши и сделайте вывод об общих экономических тенденциях, характерных для стран Восточной Европы во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг.:

а) в январе 1946 г. был принят закон, закрепивший национализацию основных средств производства и переход в руки государства решающих позиций в экономике; национализированный сектор в промышленности в 1946 г. составил 86,3 %, к 1949 г. - 90 %;

б) в 1947 г. проведена земельная реформа, ликвидировавшая помещичье землевладение и создавшая сильный государственный сектор в сельском хозяйстве - госхозы;

в) государство осуществляло основные капиталовложения в тяжёлую промышленность, создавало новые отрасли - судостроение, автомобильную, построило металлургический комбинат.

  1. Почему руководство СССР заставило страны Восточной Европы отказаться от экономической помощи по плану Маршалла?

  2. Что означало объединение в 1948 г. в большинстве стран Восточной Европы коммунистических партий с социал-демократическими?

  3. В чём была суть советско-югославского конфликта?

  4. В результате проведённых реформ уже к середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли впечатляющих успехов в «догоняющем развитии» -был совершён рывок в наращивании производственного потенциала, урбанизации, модернизации социальной структуры. Однако в обществе нарастали тенденции недовольства. С чем это могло быть связано?

7. Дискуссии в коммунистических партиях восточноевропейских стран, формирование в них влиятельных реформаторских группировок состоялись после 1953 и 1956 гг. Почему это происходило именно в эти годы? Как руководство СССР должно было относиться к такого рода событиям?

  1. Кризис коммунистических режимов.

Задание: прочитать с. 239-240.

Вопрос: Каковы основные проявления кризиса коммунистических режимов в восточноевропейских странах?

  1. Революции 1989-1991 гг.

Творческая работа учащихся с текстом учебника.

Попробуйте классифицировать по значимости причины революций 1989 - 1991 гг. в странах Восточной Европы:

а) недовольство широких масс населения - ?

б) неспособность «реального социализма» решить проблемы, стоящие перед обществом - ?

в) ослабление СССР и отказ Москвы от силовых действий в отношении своих союзников по соцлагерю - ?

  1. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы.

Задание: изучить в учебнике текст пункта «Реформы в странах Центральной и Восточной Европы» (с. 240 - 243) и составить план - конспект по его содержанию:

- общий вектор (направление) политического и социально-экономического развития этой группы стран;

- судьба бывших коммунистических партий; основные направления социально-экономических реформ;

- что такое «шоковая терапия»;

- последствия «шоковой терапии» (приватизация, промышленное производство, аграрный сектор, социальные и этнические проблемы).

Задание: изучить фрагмент из книги Л. Бальцеровича (с. 244 - 245), выполнить задания к нему.

5. Страны Центральной и Восточной Европы в Европейский союз.

Задание: работа с картой «Политическая карта Европы» (см. цветную вклейку);

- показать на карте страны Центральной и Восточной Европы, бывшие страны социалистического лагеря;

- определить, какие из них являются членами Евросоюза.

IV. Закрепление изученного материала.

Вопрос: Какие страны и почему быстрее других преодолели сложности 1990-х гг.?

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание – п. 29, вопросы 1-6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.

Автор: Ильина Ольга Сергеевна

Дата: 25.10.2023

Номер свидетельства: 638751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства