Просмотр содержимого документа
«Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.»
9 класс
История
Тема: Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.
Задачи урока:
- показать эволюцию политических идеологий и гражданского общества в 1945 - начале 2000-х гг.;
- определить особенности политического и социально-экономического развития СССР в 1945 - начале 2000-х гг.;
- выделять наиболее общие причины революций 1989 - 1991 гг.;
- формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой; развивать умение строить логические связи.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия и термины:тоталитарный политический режим, командная экономика, «бархатные революции», «шоковая терапия».
Ход урока.
Организационный момент.
II. Повторение изученного. Проверка д/з (тест)
III. Изучение нового материала.
Общие черты «строительства социализма».
Задание: прочитать с. 237-239, ответить на вопросы и выполнить задания.
В чём заключается особенность установления новой власти в странах Восточной Европы?
Проанализируйте перечисленные факты из истории Польши и сделайте вывод об общих экономических тенденциях, характерных для стран Восточной Европы во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг.:
а) в январе 1946 г. был принят закон, закрепивший национализацию основных средств производства и переход в руки государства решающих позиций в экономике; национализированный сектор в промышленности в 1946 г. составил 86,3 %, к 1949 г. - 90 %;
б) в 1947 г. проведена земельная реформа, ликвидировавшая помещичье землевладение и создавшая сильный государственный сектор в сельском хозяйстве - госхозы;
в) государство осуществляло основные капиталовложения в тяжёлую промышленность, создавало новые отрасли - судостроение, автомобильную, построило металлургический комбинат.
Почему руководство СССР заставило страны Восточной Европы отказаться от экономической помощи по плану Маршалла?
Что означало объединение в 1948 г. в большинстве стран Восточной Европы коммунистических партий с социал-демократическими?
В чём была суть советско-югославского конфликта?
В результате проведённых реформ уже к середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли впечатляющих успехов в «догоняющем развитии» -был совершён рывок в наращивании производственного потенциала, урбанизации, модернизации социальной структуры. Однако в обществе нарастали тенденции недовольства. С чем это могло быть связано?
7. Дискуссии в коммунистических партиях восточноевропейских стран, формирование в них влиятельных реформаторских группировок состоялись после 1953 и 1956 гг. Почему это происходило именно в эти годы? Как руководство СССР должно было относиться к такого рода событиям?
Кризис коммунистических режимов.
Задание: прочитать с. 239-240.
Вопрос: Каковы основные проявления кризиса коммунистических режимов в восточноевропейских странах?
Революции 1989-1991 гг.
Творческая работа учащихся с текстом учебника.
Попробуйте классифицировать по значимости причины революций 1989 - 1991 гг. в странах Восточной Европы:
в) ослабление СССР и отказ Москвы от силовых действий в отношении своих союзников по соцлагерю - ?
Реформы в странах Центральной и Восточной Европы.
Задание:изучить в учебнике текст пункта «Реформы в странах Центральной и Восточной Европы» (с. 240 - 243) и составить план - конспект по его содержанию:
- общий вектор (направление) политического и социально-экономического развития этой группы стран;
- судьба бывших коммунистических партий; основные направления социально-экономических реформ;