Мотивирование учащихся | - Государства, существовавшие в 4 тысячелетии до нашей эры – первой половине 1 тысячелетия нашей эры на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древний Египет. С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка». Геродот назвал Египет – даром Нила. А что вам уже известно о Египте, и что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Помогает ученикам формулировать цель и задачи урока. | Беседуют с учителем, отвечают на вопросы. - Египет – одна из первых цивилизаций, находится в Африке. Формулируют совместно с учителем цель и задачи урока. - Где находится Египет? - Действительно ли Египет – дар Нила. | Умение ставить цель, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Умение планировать пути достижения цели. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Изучение нового материала | - Для того чтобы, ответить на вопрос о местоположении Египта давайте вспомним, как нужно работать с исторической картой. Организует работу с картой на слайдах. - Местоположение объекта на карте определяется по сторонам света. Назовите основные стороны света (основные географические направления). Назовите промежуточные географические направления. Что изображено на рисунке? Какой объект выделен на карте зеленым цветом? В какой части Африки находится страна Египет? -Давайте попробуем определить границы Египта. Показывает на карте объекты и задает вопросы. -Водами какого моря омывается Египет на севере? А на востоке? Граница Египта на юге? Что находится на западе и востоке Египта? В пустыне встречаются оазисы. Оазис – расположенный около естественного водоёма островок растительности посреди пустыни. Египет – страна в долине реки Нил. Ширина долины – 10 – 15 километров. Низовья реки, где Нил разделяется на несколько рукавов, называется дельта – от четвертой буквы греческого алфавита, напоминающей треугольник. На пути течения реки встречаются каменистые преграды – пороги. Определите направление течения Нила (анимация на слайде). Организует работу с историческим источником - Диодор Сицилийский. Со слов греческого историка Диодора Сицилийского, «…во время летнего солнцестояния и в последующее время лета Нил, начиная подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет весь Египет. Таким же образом он возвращается к прежнему положению, понижаясь за равное время до тех пор, пока не вернется к прежнему состоянию». О чем пишет историк? Аргументируйте свой ответ. Какое значение для Египта имели ежегодные разливы Нила? Что приносили воды Нила на поля? Как египтяне в условиях жаркого климата и отсутствия дождей удерживали влагу на полях? Как звали бога Нила? Ил – растительные остатки, плодородные частицы, которые оставалась после окончания разливов Нила. Плодородный слой почвы в Египте достигал от 10 до 16 метров. Ирригация – система орошения полей при помощи каналов. А вам интересно узнать, как распределялись работы в течение года? Давайте поработаем с календарем сельскохозяйственных работ. Какие три сезона были в этом календаре? Возникновение неравенства между людьми. Объединение Египта. Вопрос излагается в рамках учебника. - Предположите, как именно развитие хозяйства связано с возникновением неравенства между людьми? Почему в Египте раньше, чем в других районах появилась государственная власть? - Как произошло объединение Египта? Год? Столица? Как называли правителя Египта? | Выполняют задания на слайдах, отвечают на вопросы учителя. Называют основные стороны света (основные географические направления), промежуточные географические направления. Отвечают на вопросы учителя, работая с картой. - Карта - Африка -Страна Египет находится в северо-восточной части Африки - Средиземное море. Красное море. Первый порог Нила. Пустыни и горы. Формулируют понятие с помощью учителя. Записывают в тетрадь. - С юга на север. Читают вслух, участвуют в беседе. - О ежегодных разливах Нила. Просматривают видеофрагмент «Нил». Отвечают на вопросы. Разливы Нила – основа процветания сельского хозяйства. Нил с разливами приносил ил. Влагу на полях удерживали при помощи ирригационной системы. Бог Нила – Хапи. Работают с календарем сельскохозяйственных работ в Древнем Египте. Учебник – стр. 44. - Разлив Нила. Посев и созревание хлеба. Засуха, жатва. Читают текст по группам на стр. 44-46. | Умение работать с исторической картой, определять стороны света и т.д., умение оценить выполненные задания, делать выводы на основе полученного знания, строить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Умение осуществлять поиск решения проблемы. Умение давать определение понятиям. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, стоить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Умение строить логическое рассуждение. Осуществлять взаимный контроль. |
Первичная проверка | Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель. Логическая цепочка: ирригационное земледелие требовало коллективного согласованного труда большого количества людей и необходимости контролировать состояние ирригационной системы, это привело к складыванию сильной власти. Как еще египтяне использовали Нил? - Берега Нила были покрыты зарослями тростника папируса. Как использовался папирус? Посмотрите на слайд. | Беседуют с учителем. Ирригационное земледелие Коллективный согласованный труд большого количества людей Необходимость контроля за состоянием ирригационной системы Управление, государство Правитель Египта – фараон; Мемфис – столица Египта. Работают с рисунками на слайдах. Делают выводы. - Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был еще и главным средством сообщения. - В водах Нила водилось большое количество рыбы, а в прибрежных зарослях – дичи. _ Лодка, обувь, материал для письма. | Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Умение строить логическое рассуждение. |
Практикум | Задание на слайдах. 1) Греческий историк Диодор Сицилийский считал, что «Египет укреплен со всех сторон самой природой». Обоснуйте это утверждение. 2) Что изображено на рисунке? Назовите не менее двух элементов. 3) Перед вами фотография из космоса. Что на ней изображено? Назовите не менее трех элементов. 4) Что объединяет эти рисунки? 5) Объясните, что изображено на этом рисунке? 6) Что символизирует это изображение? | С востока и запада Египет защищен горами и пустынями; с севера и востока – морями. 2) На рисунке: изображение Африки; в северо-восточной части обозначен Египет. 3) На фотографии: Египет; Нил;дельта Нила – место разделения Нила на рукава; Средиземное море; Красное море. 4) На левом рисунке изображен тростник папирус, на правом – материал для письма, изготовленный из папируса и тоже носящий название папирус. 5) Оазис –естественный водоем и зелень в пустыне. 6) Белая корона – Верхний Египет. Красная корона – Нижний Египет.Двойная корона - объединенный Египет (3 000 г. до н.э.) | |
Инструктаж домашнего задания | Параграф 7 (читать, пересказывать), стр. 48, вопрос 2 (письменно), документ. | Записывают домашнее задание в дневники. | Развитие творческого потенциала, умения нестандартно представлять изученный материал, формирование устойчивого интереса к изучению истории. |