kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Право и традиции в российской политической системе начала XX в. «Правовое самодержавие».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 11 классе, посвященный теме права и формы государства в России в начале 20 столетия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Право и традиции в российской политической системе начала XX в. «Правовое самодержавие».»

Дата 5.10

Тема «Право и традиции в российской политической системе начала XX в. «Правовое самодержавие».

Цель урока: сформировать представление о системе управления Российской империей в начале XX века (до 1906 года); проанализировать варианты политического развития России в начале века; продолжить формирование интереса к исторической личности (Николай II, С. Ю. Витте, В. К. Плеве); проанализировать и сравнить программы революционных политических партий России.

Ход урока:

I. Вводное слово учителя.

На предыдущих уроках мы говорили о том, что экономическая сфера Российского государства в начале XX века характеризовалась бурными модернизационными процессами. А что происходило в политической жизни? Можно ли говорить о модернизации политической системы России в начале XX века? От кого зависело решение этих вопросов? Какие варианты предлагались? Какой вариант был реализован? На эти вопросы мы попытаемся ответить.

II. Система управления Российской империей до 1906 года.

Россия в начале XX века – абсолютная (самодержавная) монархия.

Вопрос учащимся: Что такое абсолютная монархия?

Ответ: Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку, она неограниченна и передается по наследству.

Учитель: Таким образом, во главе государства стоял император – носитель самодержавной власти.

Система управления России выглядела следующим образом.

Император

 

 

Синод

Орган, ведающий делами православной церкви

Сенат

Высший орган надзора и политического суда

Государственный совет

Орган, выполняющий законосовещательные функции

Кабинет (с 1905 г. Совет) Министров

Орган исполнительной власти

 

Политическая система не соответствовала уровню экономической, духовной жизни. Перед властью вставал выбор – либо пойти на реформирование политической системы, ее модернизацию, адекватную требованиям времени, либо ничего не менять, что грозило насильственной ликвидацией самодержавия.

         Решение этого вопроса во многом зависело от Николая II.

III. Николай II.

Учитель: 17 января 1895 года, выступая с первой публичной речью, Николай заявил, что будет охранять основы самодержавия так же твердо и неуклонно, как это делал его «незабвенный покойный родитель».

Почему Николай II сделал такой выбор? Почему он был не готов реформировать политическую систему Российской империи?

         Ответить на эти вопросы учащиеся должны будут, выслушав сообщения о Николае.

Сообщение делает ученик, получивший предварительно задание.

Вывод: Авторитет отца, который был сторонником укрепления абсолютной власти и влияние К. П. Победоносцева – противника парламентаризма, гласного суда, свободы печати, укрепили Николая в мысли о том, самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России.

IV. Борьба в верхних эшелонах власти.

Учитель: В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Наиболее выпукло эти разногласия демонстрировали две самые влиятельные фигуры в правительстве: министр финансов С. Ю. Витте и министр внутренних дел В. К. Плеве.

Ученик: Основные вехи биографий С. Ю. Витте, В. К. Плеве.

Учащимся дается задание определить, пользуясь учебником, политические взгляды этих государственных деятелей.

В результате делается вывод о том, что С. Ю. Витте относился к реформаторам, В. К. Плеве был консерватором.

V. Революционные партии.

На рубеже веков в России появляются революционные партии.

В зависимости от уровня подготовки класса предложить:

- заполнить таблицу самостоятельно (с. 23 – 26),

- заполнить некоторые графы,

- заполнить таблицу вместе с классом.

Название партии

Год образования

Лидеры

Отношение к самодержавию

Крестьянский вопрос

Национальный вопрос

РСДРП

1898, 1903

В. И. Ленин,

Л. Мартов

Свержение самодержавия

Установление диктатуры пролетариата

Возвращение крестьянам отрезков, отмена платежей

Право наций на самоопределение

ПСР

1901

В. М. Чернов

Свержение самодержавия, установление «народовластия»

Социализация земель

Федеративное государство

 

VI. Закрепление.

1. Ученикам с высоким уровнем учебных возможностей предлагается следующее задание.

Определите, какие высказывания принадлежат С. Ю. Витте, а какие – В. К. Плеве.

- Имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии.

- В России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Россия должна перейти на него. Это мировой непреложный закон.

- Сердцем я за самодержавие, умом за конституцию. Самодержавию я всем обязан и люблю его, а умом понимаю, что нам нужна конституция.

- Чтобы остановить революцию, нам нужна маленькая победоносная война.

- При бедности капиталов внутри страны необходимый рост нашей крайне отсталой промышленности может совершаться не иначе как при непосредственном содействии иностранных капиталов.

- Только разлагающиеся нации могут бояться закрепощения их прибывающими иностранцами. Россия не Китай!

Вопросы учителя:

1.     Какой была форма правления в России в начале века?

2.     Назовите основные органы власти в России в начале XX века.

3.     Был ли Николай II сторонником политических реформ? Почему?

4.     Кто в ближайшем окружении императора выступал за политическую модернизацию, кто против?

VII. Подведение итогов.

В России в начале века, существовало противоречие между бурно развивающейся экономикой и отсталой политической системой. Это противоречие должно было разрешиться в результате реформ «сверху» или революции «снизу». Власть в стране, в лице императора, оказалась не готова к переменам, поэтому осуществился второй путь – путь революции, которая началась в январе 1905 года.

VII. Домашнее задание.

§ 8, устно ответить на вопросы 1, 2, 4 после параграфа.

 

  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бердникова Анастасия Юрьевна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443947


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства