Тема урока :
Права человека в тоталитарных режимах стран Европы в 30-е г. ΧΧв.
Пацифизм и милитаризм. Истоки фашизма и нацизма
Всеобщая история
Тоталитарная Европа в 30-е г. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер
Обществознание
Всеобщая декларация прав человека.
Задачи урока:
1.Научиться практически применять
свои знания о правах человека.
2. Выяснить истоки милитаризма в странах Европы.
3. Определить основные положения
идеологии фашизма и нацизма.
4.Дать историческую оценку фашизму и нацизму с точки зрения гуманности и толерантного отношения между людьми .
Задание № 1.
милитаризм, гуманизм, фашизм, демократия, нацизм,
пацифизм, толерантность, тоталитаризм
м
и
р
в
о
й
н
а
Разделите данные определения по смыслу на две группы.
Подберите к каждой группе объединяющее слово.
Задание № 2
Какую группу из выше приведенных слов может иллюстрировать данный музыкальный фрагмент из произведения Шостаковича?
Задание № 3
«Сильный всегда прав»
Жизненный принцип
О.ф.Бисмарка
«…Границы Пруссии по венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности, а железом и кровью»
Из парламентского выступления
О.ф.Бисмарка
Определите объединяющие национальные идеи исходя из данного высказывания Бисмарка. По какому праву Пруссия претендовала на роль лидера в объединении Германии. Оцените данный принцип с точки зрения гуманизма и толерантности.
Задание № 4
Сила
величие
господство
власть
Унижение слабость
обида
Прочитайте данную схему, выразив свою мысль одним предложением. Предположите дальнейшую политику Германии.
Задание № 5
Охарактеризуйте положение Германии по итогам Франко-прусской и Первой мировой войны .Сравните значение этих войн для Германии.
Задание № 6
Бенито Муссолини (1885-1945г) родился в семье ремесленника.
Журналист. Фронтовик. Лидер Национальной фашистской партиии.
Какие качества Б.Муссолини ,по вашему мнению, были для него определяющими ?
Задание № 7
Проанализируйте документ «Философия фашизма» и определите основные идеи фашистской идеологии. Какая из этих идей отражена в данном высказывании Б. Муссолини
Задание № 8
Что общего в политическом портрете А. Гитлера и Б. Муссолини?
Задание № 9
Предположите с какой целью с 10 летнего возраста германские дети и юноши вовлекались в гитлеровское молодежное движение «Гитлерюгенд»?
Задание № 10
Г.Гиммлер говорил: «Нельзя рассматривать вещи столь мелко, только с точки зрения собственного «Я». Надо всегда иметь в виду германскую расу в целом. Кто-то должен принести себя, и этот человек не имеет права думать о себе.»
Дайте оценку данному высказыванию близкого соратника А. Гитлера
Задание № 11
( народы северной Европы)
( испанцы, итальянцы, французы)
славяне, жители Африки и Азии
Антираса (евреи)
Задание № 12
Это кадр из документального фильма М.Рома « Обыкновенный фашизм». Фильм смонтирован из немецкой кинохроники тех времен. Почему по вашему мнению он занимает одно из первых мест в современном кинопрокате ?
Задание № 13
Холокост ( Holokaustosis -греч) – всесожжение огнем, жертвоприношение посредством сожжения. Это название получила нацистская политика геноцида и физического уничтожения еврейского населения Европы.
Гитлер сказал однажды, что «не будь в Германии евреев, их следовало бы выдумать» и что «антисемитизм – это самое сильное оружие в моем пропагандистском арсенале»
Евреи не должны иметь прав; Евреи не должны иметь права жить;
Евреи не должны иметь права жить среди нас.
Попробуйте уловить логику данного высказывания.
Задание № 14
« Антисемитизм – это точно тоже самое, что санитарная обработка, избавление от вшей не вопрос идеологии; это вопрос гигиены. Точно так же для нас и антисемитизм является не вопросом идеологии, а вопросом гигиены… Скоро мы избавимся от вшей.»
(Г.ГИММЛЕР)
Какие чувства вызвало у вас данное высказывание Г.Гимлера ?
Задание № 15
Дождик льет, протяжно плачет,
Блюз играет патефон.
Память никуда не спрячет
Ночи той хрустальный звон,
Где разбитые витрины,
Груда трупов, детский плач,
Вой толпы...оскал звериный
Демонстрирует палач!
Злоба и безумство массы
Буйство! В восклицаньях речь!
Превосходство белой расы!
А Другим - Дорога в Печь!
Валерий Агаронов
Это событие вошло в историю под названием «Хрустальная ночь».
Определите какую цель преследовали фашисты устроив погромы в еврейских кварталах и магазинах.
Задание № 16
Посмотрите на фашистский плакат и определите направление предполагаемого расширения «жизненного пространства».
Задание № 17
Характерные черты
СССР
Однопартийная система
Отождествление партии и государства
Италия
Уничтожение демократии
Германия
Милитаризация экономики
Национализм и расизм
Массовые репрессии
Стремление к мировому господству
Унификация общественной жизни
Культ вождя
Союз с церковью
Воинственный атеизм
Идея сверх нации
Мистицизм
Преклонение перед силой
Выполните сравнительный анализ тоталитарных режимов в странах Европы и СССР
Задание № 18
"В начале января 2007 г. в Москве скинхеды напали на уроженца Азербайджана, , 53-летнего Надира Байрама оглу Сейфуллаева и жестоко избили его. ...От полученных ранений уроженец Азербайджана скончался.. «
Xeno.sova-center.ru
Несколько дней тому назад на 3-ей Парковой улице Москвы был убит молодой человек еврейской национальности выходец из еврейского поселка "Красная слобода«, убийство было совершено по национальным мотивам." Gorskie.ru
Определите актуальность изучаемой темы.
Выскажите свое отношение к националистическим движениям современной молодежи.
Задание № 19
Не нарушает ли данная статья Конституции право граждан на создание политических и общественных организаций, свободу слова и вероисповедания ?
Итоги урока:
- В ходе урока опробовали практическое
применение своих знаний о правах человека.
2. Выяснили истоки милитаризма в
странах Европы.
3. Определили основные положения
идеологии фашизма и нацизма.
4. Дали историческую оценку фашизму и
нацизму с точки зрения гуманности и
толерантного отношения между людьми .
Д/З. Учебник «Введение в обществознание» Л.Н.Боголюбов § 37
Учебник «Новейшая история» Л.Алексашкиной: § 10,11-12 п. 3-4.
Провести опрос населения по теме « Неофашизм».
Задачи урока:
- Выяснить истоки милитаризма в странах Европы.
да
2. Определить основные положения
идеологии фашизма и нацизма.
да
фашизму и нацизму с точки зрения гуманности и толерантного отношения между людьми .
да
Д/З. Учебник «Введение в обществознание» Л.Н.Боголюбов § 37
Учебник «Новейшая история» Л.Алексашкиной: § 10,11-12 п. 3-4.
Провести опрос населения по теме « Неофашизм».