kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Права человека в тоталитарных режимах стран Европы в 30-е г. ??в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок раскрывает истоки возникновения фашизма и нацизма в Германии и Италии. Урок является интегрированным с уроком обществознания в 9 классе по теме "Права человека".Учащим предлагается проанализировать выдержки из документов, дать моральную и правовую оценку идеологии фашизма. Раскрывается рольличности в истории на примере личности А.Гитлера и Б. Мусолини. Приводится сравнение тоталитарных режимов в СССР, Германии и Италии. Дается оценка неонацистского движения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Декларация(Изв)»

Всеобщая декларация прав человека. (Извлечение)

Преамбула

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств — членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10. Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 15. Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Статья 25. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статья 26. Каждый человек имеет право на образование.

Статья 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации





Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»



Управление образования

Администрации Угличского муниципального района



















Интегрированный урок

Обществознание: Урок- практикум по теме «Всеобщая декларацию прав человека».

Всеобщая история: Урок изучения нового материала по теме «Тоталитарные режимы стран Европы в 30-е г. ΧΧв. Пацифизм и милитаризм. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер».
















Марасанова Любовь Валерьевна

Учитель истории и обществознания

Воскресенская ООШ

Угличского МР










Углич

2015г





9 класс (интегрированный урок истории и обществознания)

Тема урока

Права человека в тоталитарных режимах стран Европы в 30-е г. ΧΧв.

Пацифизм и милитаризм. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер.

Обществознание: Урок- практикум по теме «Всеобщая декларацию прав человека».

Всеобщая история: Урок изучения нового материала по теме «Тоталитарные режимы стран Европы в 30-е г. ΧΧв. Пацифизм и милитаризм. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер».

Цель урока

Доказать факт ущемления прав человека в тоталитарных режимах через анализ этих режимов в Германии, Италии и СССР в 20-30х годах ΧΧв.

Познавательные задачи

1.Дать понятие фашизма и нацизма как общественного движения в

Европе 20-30х годах ΧΧв., раскрывая его антигуманную

направленность.

2. Раскрыть роль личности в истории на примере Б.Муссолини и А.

Гитлера.

3. Раскрыть опасность мифологизации фашизма и нацизма,

приписывая им важную роль в возрождении национального духа.

Развивающие задачи

1. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

2. Учить высказывать информацию заданной степенью свернутости

(тезисы).

3.Развивать навыки анализа исторических документов.

4.Учить выделять характерные причинно-следственные связи.

5. Развивать креативное мышление и умение участвовать в диалоге

(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное

мнение), приводить примеры, подбирать аргументы,

перефразировать мысль (объяснять «иными словами»),

формулировать выводы.

Воспитательные задачи

1.Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с

исторически сложившимися политическими режимами.

2.Воспитание уважения к правам и свободам человека,

демократическим принципам общественной жизни.

3.Продолжить работу по формированию толерантного сознания и

активной позиции нетерпимости к современным проявлениям

интолерантности.

Тип урока

Комбинированный

Технологии

Развивающее проблемное обучение, элементы исследовательской

работы, репродуктивные технологии, диалог, развивающее

проблемное обучение, развития критического анализа, КСО.

Форма организации деятельности учащихся


Индивидуальная, в парах, в группах.


Оборудование

Персональный компьютер, мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение

Операционная система Windows 2000, программа для презентаций

“PowerPoint 2003”, Windows media player.

Демонстрационный материал

Мультимедийная презентация.


Раздаточный материал

1. Всеобщая декларация прав человека. (Извлечение)

2. Конституция РФ (извлечение)

3. Документ «Философия фашизма» Б. Муссолини.

4. Таблица «Тоталитарные режимы в странах Европы 20-30х

годов 20в.»

5. В. Агаронов. Стихотворение «Хрустальный звон»

6. Карта «Европа между двумя мировыми войнами»

Межпредметные связи

Биология: Ч.Дарвин. «Теория естественного отбора»


Внутрипредметные связи

Обществознание: «Конституция РФ», «Гуманитарное право»,

История России «Формирование тоталитарной системы. И.В. Сталин».

Основные понятия

Права человека, толерантность, гуманизм, милитаризм, реваншизм, фашизм, нацизм, пацифизм, антисемитизм, холокоста, тоталитаризм.

Важнейшие даты

1. Принятие Декларации прав человека- 1948г.

2. Приход к власти фашистов в Италии -1922г

3. Приход к власти нацистов в Германии- 1933г.

4. Годы правления Б.Муссолини 1922-1945г.

5. Годы правления А.Гитлера 1933-1945г.

6. Годы правления И.Сталина 1924-1953г.

Выдающиеся личности

Отто.ф. Бисмарк, Бенито Муссолини, Адольф Гитлер.


План урока

I.1.Ознакомление с темой

II .Устная проверка знаний

III. Изучение нового материала

1.1.Б.Муссолини.

1.2.Идеология фашизма.

2.1.А.Гитлер.

2.2.Идеология нацизма

2.3.Сравнительный анализ тоталитарных режимов в

странах Европы 20-30х годов 20в.

3. Неонацизм

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Д/З. Учебник «Введение в обществознание» Л.Н.Боголюбов § 37

Учебник «Новейшая история» Л.Алексашкиной: § 10,11-12 п. 3-4.

Провести опрос населения по теме « Неофашизм».

Предполагаемый результат

Учащиеся должны

-знать: характерные черты тоталитарных режимов, отличительные черты фашизма и нацизма.

-понимать: антигуманность изученных режимов, необходимость противостояния распространению неонацистских идей в современном обществе путем утверждения идей гуманизма и толерантности.

-уметь: анализировать исторические документы, прослеживать причинно-следственные связи, вести аргументированный диалог.

- применять навыки коммуникативных компетенций

Используемые источники и литература

1. Конституция РФ

2. Алексашкина Л.Н. Новейшая история. XX век: Учебник для

9 класса общеобразоват. Учреждений.- М.: Мнемозина, 1999.

  1. Алиева. С К. Всеобщая история в таблицах и схемах. Серия « Школа в клеточку»».- М.:»лист». 1997

  2. Введение в обществознание: Учеб. для 8- 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбова, .- М.: Просвещение,2006- 400с.

  3. Галкин А.А. Германский фашизм.- М.,2003

  4. Никитин. А.Ф. Права человека: Хрестоматия по курсу.- М.: НМО «Творческая педагогика» МП «Новая школа», 1993

  5. Певцова Е., Миков П., Лимоне П., Ансалони Д. «Право в нашей жизни». М., 2007.

  6. Хлевнюк О. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество.- М.,1992

  7. Энциклопедический словарь Брокгауз и Эфрон: В 12-ти т./ Отв. ред. В.М.Кареев, М.Н. Хитров. – М., 1991-1993г


Ход урока.

  1. Введение (2 мин)


1. Вступительное слово. Проблема прав человека всегда волновала людей и волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах - значит думать о счастье, свободе, справедливости. 60 лет назад Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, для того чтобы законодательно закрепить за человеком демократические права завоеванные в годы второй мировой войны. Но память народа о войне, о том, чем она грозила человечеству, о том, кто спас мир от нацистской чумы, стала стираться. Стали возрождаться националистические идеи пропагандирующие культ силы и насаждающие расовую и религиозную вражду. Стали вновь убивать людей только по тому, что у него другой цвет кожи или другая вера. Почему? Потому что забыли то, что забывать нельзя. Потому что не знают, какой он настоящий фашизм! Чем грозит миру нацизм?!


Сообщение темы. ( слайд №1) Права человека в тоталитарных режимах стран Европы в 30-е г. ΧΧв. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер

Обществознание: Урок- практикум по теме «Всеобщая декларацию прав человека».

Всеобщая история: Урок изучения нового материала по теме «Тоталитарные режимы стран Европы в 30-е г. ΧΧв. Пацифизм и милитаризм. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер».

Задачи урока (слайд №2)9

1.Научиться практически применять свои знания о правах человека.(Работая на уроке, следует использовать для аргументации Всеобщую декларацию прав человека и Конституцию РФ.)

2. Выяснить истоки милитаризма в странах Европы

3.Определить основные положения идеологии фашизма и нацизма.

4.Дать историческую оценку фашизму и нацизму с точки зрения гуманности и толерантного

отношения между людьми.


  1. Проверка знаний (10 мин)


Задание № 1 (слайд № 3)

В ходе урока мы неоднократно будем обращаться к понятиям, одни из которых вам уже известны другие вы узнаете сегодня: милитаризм, гуманизм, фашизм, демократия, нацизм,

пацифизм, толерантность, тоталитаризм

Разделите данные определения по смыслу на две группы.

Подберите к каждой группе объединяющее слово.( Работа в парах)


Задание № 2 (слайд № 4)

Звучит фрагмент из «Ленинградской симфонии». Какую группу из выше приведенных слов может иллюстрировать данный музыкальный фрагмент из произведения Шостаковича?


Задание №3 (слайд № 5)

Истоки агрессивной политики следует искать в усилении и стремлении Пруссии объединить под своим началом все германские княжества происходит это во второй половине 19 века.

«…Границы Пруссии по венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни;

не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности, а железом и кровью» Из парламентского выступления О.ф. Бисмарка

Определите объединяющие национальные идеи исходя из данного высказывания Бисмарка.

По какому праву Пруссия претендовала на роль лидера в объединении Германии.

«Сильный всегда прав» Жизненный принцип О.ф. Бисмарка.

Оцените данный принцип с точки зрения гуманизма и толерантности.




Задание № 4 (слайд № 6)

Прочитайте данную схему, выразив свою мысль одним предложением. Унижение Унижение, слабость, обида Сила, величие, господство, власть. ( Работа в парах)

Задание № 5.(слайд № 7)

Если истоки агрессивной политики милитаризма Германии мы искали в Венском конгрессе, то причину зарождения фашистского и нацистского движения следует искать в последующей ее политике и войнах, инициатором которых она была.

Охарактеризуйте положение Германии по итогам Франко-прусской и Первой мировой войны. Сравните значение этих войн для Германии.

Как изменилось положение Германии и Италии по Версальскому договору.(Приложение №6)


  1. Изучение нового материала. (25 мин)


Задание № 6. (слайд № 8)

Родиной фашизма является Италия.

Фашизм- это идейное и политическое течение, в основе которого лежат идеи воинствующего национализма, тоталитарной власти, антикоммунизма. (Зап. в тетр.)

Лидером фашистского движения был Б.Муссолини.( Сообщение учащегося- 2 мин.)

Какие качества Б.Муссолини, по вашему мнению, были для него определяющими?


Задание № 7. (слайд № 9)

Проанализируйте документ «Философия фашизма» (Приложение № 3) и определите основные идеи фашистской идеологии. Какая из этих идей отражена в данном высказывании Б. Муссолини.

«Нам было необходимо проложить свой путь через насилие, через жертвы, через кровь. Чтобы установить столь желанный массами порядок и дисциплину, а добиться этого слюнтяйской пропагандой было невозможно».(. Работа в группах)

Задание № 8. (слайд № 10)

Германии фашизм имел ярко выраженную националистическую направленность.

Нацизм (национал-социализм)- политическое движение в Германии, основанное на идеях расового и национального превосходства немцев, фюрерства (вождизма), реваншизма и антикоммунизма.( Зап. в тетр)

А.Гитлер. (Сообщение учащегося- 2 мин.)

Что общего в политическом портрете А. Гитлера и Б. Муссолини?


Задание № 9. (слайд № 11)

Страной должен неограниченно управлять сильный лидер – вождь. Внедрялся принцип – «Одна страна, один народ, один фюрер». Немцев убеждали – не надо даже думать, за всех думает фюрер, делай только то, что тебе предписано. Огромная роль отводилась воспитанию подрастающего поколения. Предположите, с какой целью с 10 летнего возраста германские дети и юноши вовлекались в гитлеровское молодежное движение «Гитлерюгенд»?


Задание № 10. (слайд № 12)

Г. Гиммлер говорил: «Нельзя рассматривать вещи столь мелко, только с точки зрения собственного «Я». Надо всегда иметь в виду германскую расу в целом. Кто-то должен принести себя, и этот человек не имеет права думать о себе». Дайте оценку данному высказыванию близкого соратника А. Гитлера, используя статьи 1 и 2 Всеобщей декларации прав человека.(Приложение № 1, 2)


Задание № 11. (слайд № 13)

Основным разработчиком идеологии нацизма был А. Гитлер, которую он изложил в своей книге «Майн Кампф» («Моя борьба»). Гитлер с идеологической целью ввёл чёткую иерархию рас – так называемую «расовую пирамиду». «Арийская раса», к которой он отнёс германцев и другие народы северной Европы в этой «пирамиде» находилась на самом верху. Гитлер утверждал, что это – «раса господ», призванная повелевать другими. Несколько ниже оценивал «средиземноморскую расу» (испанцы, итальянцы, французы). А в самом низу  «расовой пирамиды»    он поместил «низшие расы»: славян, жителей Африки и Азии. Особое место в своих писаниях Гитлер отводил «антирасе», существование которой несёт угрозу всем остальным – евреям. Они не имели собственной  государственности, а это в глазах Гитлера, как типичного националиста, однозначно свидетельствовало об их «неполноценности».

Определите свое место в расовой пирамиде А. Гитлера.

Как вы относитесь к данной иерархической лестнице. Опровергните данную теорию, опираясь на Конституцию РФ и Всеобщей декларации прав человека.

(Приложение № 1, 2)


Задание № 12. (слайд № 14)

Гитлер утверждал: «Природа учит нас. Если внимательно присмотреться к явлениям и процессам, происходящим в ней, то будет ясно – в мире господствует принцип естественного отбора – сильный победит, а слабый погибнет» Не случайно группа немецких «ученых» стала пропагандировать идею уничтожения людей, чье существование они объявили бесполезным: инвалиды, умственно отсталые. Они не соответствовали официальному представлению об арийской расе и считались внутренней угрозой обществу.

Это кадр из документального фильма М.Рома « Обыкновенный фашизм». Фильм смонтирован из немецкой кинохроники тех времен. Почему, по вашему мнению, он занимает одно из первых мест в современном кинопрокате?


Задание № 13. (слайд № 15)

К моменту прихода Гитлера к власти в Германии в январе 1933г. евреев в стране насчитывалось около 530 000 человек, что составляло менее 1 % населения страны. Тем не менее, они являлись единственным заметным национальным меньшинством в Германии (цыган насчитывалось примерно 25 тыс. человек), которое играло видную роль в экономике, культурной и политической жизни страны. Нацисты в своей идеологии и политике отводили важную роль «еврейскому вопросу», сделав евреев главной мишенью своих нападок. Они обвинили евреев в подрыве немецких национальных традиций, германской государственности и основ экономической жизни германской нации. Не следует забывать, что поиск «врага» для сплочения нации вокруг фюрера - неотъемлемая часть арсенала тоталитарного государства.

Гитлер сказал однажды, что «не будь в Германии евреев, их следовало бы выдумать» и что «антисемитизм – это самое сильное оружие в моем пропагандистском арсенале»

Холокост (Holokaustosis-греч) – всесожжение огнем, жертвоприношение посредством сожжения. Это название получила нацистская политика геноцида и физического уничтожения еврейского населения Европы. ( Зап. в тетр.)

Евреи не должны иметь прав; Евреи не должны иметь права жить; Евреи не должны иметь права жить среди нас.

Попробуйте уловить логику данного высказывания.


Задание № 14. (слайд № 16)

Антисемитизм – это точно тоже самое, что санитарная обработка, избавление от вшей не вопрос идеологии; это вопрос гигиены. Точно так же для нас и антисемитизм является не вопросом идеологии, а вопросом гигиены… Скоро мы избавимся от вшей».

Какие чувства вызвало у вас данное высказывание Г. Гимлера? Какие статьи Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека нарушены данным высказыванием.

(Приложение №1, 2)


Задание № 15. (слайд № 17)

Прочитайте стихотворение Валерия Агаронова «Хрустальный звон».(Приложение № 4)

Событие, описанное в данном стихотворении, вошло в историю под названием «Хрустальная ночь».

Определите, какую цель преследовали фашисты, устроив погромы в еврейских кварталах и магазинах. Дайте правовую оценку данному событию.

(Приложение № 1,2. Работа в парах).




Задание № 16. (слайд № 18)

О «жизненном пространстве» для арийцев фюрер высказался так: «Германия перенаселена и не может прокормить себя собственными силами… Окончательное решение этой проблемы может быть найдено лишь на пути расширения «жизненного пространства».

Посмотрите на фашистский плакат и определите направление предполагаемого расширения «жизненного пространства». Возможно ли было мирным путем исключить угрозу грядущей войны.



Задание № 17. (слайд № 19)

Выполните сравнительный анализ тоталитарных режимов в странах Европы и СССР.

( Приложение № 5). Сделайте вывод о гарантиях прав человека в тоталитарном режиме.

Определите наиболее опасную форму проявления тоталитаризма. Почему вы так считаете?


IV. Подведение итогов урока (8 мин)


Задание № 18. (слайд № 20)

Определите актуальность изучаемой темы.

( Сообщение учащегося по теме неонацистские молодежные организации «Скинхеды»- 2 мин.)

Познакомьтесь с несколькими новостями с сайта «Антифаш».

«В начале января 2007 г. в Москве скинхеды напали на уроженца Азербайджана, , 53-летнего Надира Байрама оглу Сейфуллаева и жестоко избили его. ...От полученных ранений уроженец Азербайджана скончался..» http://Xeno.sova-center.ru

«Несколько дней тому назад на 3-ей Парковой улице Москвы был убит молодой человек еврейской национальности выходец из еврейского поселка "Красная слобода«, убийство было совершено по национальным мотивам». http:// Gorskie.ru

Выскажите свое отношение к националистическим движениям современной молодежи.


Задание № 19. (слайд № 21)

Конституция Российской Федерации. ( Приложение № 2)

Глава 1. Статья 13, п.5

Не нарушает ли данная статья Конституции право граждан на создание политических и общественных организаций, свободу слова и вероисповедания? Приведите «За» и «Против» даннай статьи Конституции РФ. (Работа в группах. Аргументированный диалог)


(слайд № 22) Подведение итогов

Д/З. Учебник «Введение в обществознание» Л.Н.Боголюбов § 37

Учебник «Новейшая история» Л.Алексашкиной: § 10,11-12 п. 3-4.

Провести опрос населения по теме « Неофашизм».

Просмотр содержимого документа
«Конституция РФ(Изв)»

Конституция РФ.(Извлечение)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.


Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 46

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 64

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Просмотр содержимого документа
«Сравнение тот. реж.»

Сравнительная характеристика тоталитарных режимов

Характерные черты

СССР

Италия

Германия

Однопартийная система




Отождествление партии и государства




Уничтожение демократии




Милитаризация экономики




Национализм и расизм




Массовые репрессии




Стремление к мировому господству




Унификация общественной жизни




Культ вождя




Союз с церковью




Воинственный атеизм




Идея сверх нации




Мистицизм




Преклонение перед силой






Просмотр содержимого документа
«Ст.Хрустальный звон»

Хрустальный звон

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон,

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

Злоба и безумство массы

Буйство! В восклицаньях речь!

Превосходство белой расы!

А Другим - Дорога в Печь! Валерий Агаронов







Просмотр содержимого документа
«Философия фашизма»

Философия фашизма (Б.Муссолини)

Вопросы для анализа документа: Какие стороны жизни охватывает

фашистская идеология?

В чем ценность человеческой жизни?

В чем цель фашизма и методы ее достижения?

Как построены взаимоотношения человека и

государства?

Является ли фашистский режим демократическим?

Кто осуществляет власть и создает законы?



Как всякая целая политическая концепция, фашизм есть одновременно мысль и действие.

Таким образом, фашизм не понять во всех его практических проявлениях, как партийную организацию, как воспитательную систему, как дисциплину, если не рассматривать его в свете общего понимания жизни.

Для фашизма человек это индивид, единый с нацией, Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию, и парализующему жизненный инстинкт, ограниченный кругом мимолетного наслаждения, чтобы в сознании долга создать высшую жизнь, свободную от границ времени и пространства. В этой жизни индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие, в чем заключается его человеческая ценность.

Фашизм желает человека активного, со всей энергией отдающего действию мужественно сознающего предстоящие ему трудности и готового их побороть. Он понимает жизнь, как борьбу. Помня, что человеку следует завоевать себе достойную жизнь, создавая, прежде всего из себя самого оружие (физическое, моральное, интеллектуальное) для ее устроения. Отсюда высокая оценка культуры во всех ее формах (искусство, религия, наука) и величайшее значение воспитания.

Фашизм концепция государства антииндивидуалистична; фашизм признает индивида, поскольку он совпадает с государством. Для фашиста все в государстве и ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен.

Фашизм против демократии, приравнивающей народ к большинству, и снижающий его до уровня многих. Но он сам является настоящей формой демократии, если народ понимать, как должно, качественно, а не количественно, т.е. как наиболее мощную, моральную, истинную и последовательную идею. Эта идея осуществляется в народе через сознание и волю не многих, даже одного , и, как идеал стремится осуществить в сознании и воле всех.

Не нация создает государство, наоборот государство создает нацию, давая волю, а следовательно, Эффективное существование народу, сознающему собственное моральное единство. Государство именно как универсальная этическая воля, является творцом права.

Просмотр содержимого презентации
«Фашизм»

Тема урока : Права человека в тоталитарных режимах стран Европы в 30-е г. ΧΧв. Пацифизм и милитаризм. Истоки фашизма и нацизма Всеобщая история Тоталитарная Европа в 30-е г. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер Обществознание Всеобщая декларация прав человека.

Тема урока :

Права человека в тоталитарных режимах стран Европы в 30-е г. ΧΧв.

Пацифизм и милитаризм. Истоки фашизма и нацизма

Всеобщая история

Тоталитарная Европа в 30-е г. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер

Обществознание

Всеобщая декларация прав человека.

Задачи урока: 1.Научиться практически применять  свои знания о правах человека.  2. Выяснить истоки милитаризма в странах Европы.  3. Определить основные положения  идеологии фашизма и нацизма.  4.Дать историческую оценку фашизму и нацизму  с точки зрения гуманности и толерантного отношения между людьми .

Задачи урока:

1.Научиться практически применять

свои знания о правах человека.

2. Выяснить истоки милитаризма в странах Европы.

3. Определить основные положения

идеологии фашизма и нацизма.

4.Дать историческую оценку фашизму и нацизму с точки зрения гуманности и толерантного отношения между людьми .

Задание № 1.  милитаризм, гуманизм, фашизм, демократия, нацизм,  пацифизм, толерантность, тоталитаризм м и р в о й н а Разделите данные определения по смыслу на две группы. Подберите к каждой группе объединяющее слово.

Задание № 1.

милитаризм, гуманизм, фашизм, демократия, нацизм,

пацифизм, толерантность, тоталитаризм

м

и

р

в

о

й

н

а

Разделите данные определения по смыслу на две группы.

Подберите к каждой группе объединяющее слово.

Задание № 2 Какую группу из выше приведенных слов может иллюстрировать данный музыкальный фрагмент из произведения Шостаковича?

Задание № 2

Какую группу из выше приведенных слов может иллюстрировать данный музыкальный фрагмент из произведения Шостаковича?

Задание № 3 «Сильный всегда прав»  Жизненный принцип  О.ф.Бисмарка «…Границы Пруссии по венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности, а железом и кровью»  Из парламентского выступления  О.ф.Бисмарка Определите объединяющие национальные идеи исходя из данного высказывания Бисмарка. По какому праву Пруссия претендовала на роль лидера в объединении Германии. Оцените данный принцип с точки зрения гуманизма и толерантности.

Задание № 3

«Сильный всегда прав»

Жизненный принцип

О.ф.Бисмарка

«…Границы Пруссии по венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности, а железом и кровью»

Из парламентского выступления

О.ф.Бисмарка

Определите объединяющие национальные идеи исходя из данного высказывания Бисмарка. По какому праву Пруссия претендовала на роль лидера в объединении Германии. Оцените данный принцип с точки зрения гуманизма и толерантности.

Задание № 4 Сила величие господство власть Унижение слабость обида Прочитайте данную схему, выразив свою мысль одним предложением. Предположите дальнейшую политику Германии.

Задание № 4

Сила

величие

господство

власть

Унижение слабость

обида

Прочитайте данную схему, выразив свою мысль одним предложением. Предположите дальнейшую политику Германии.

Задание № 5 Охарактеризуйте положение Германии по итогам Франко-прусской и Первой мировой войны .Сравните значение этих войн для Германии.

Задание № 5

Охарактеризуйте положение Германии по итогам Франко-прусской и Первой мировой войны .Сравните значение этих войн для Германии.

Задание № 6 Бенито Муссолини (1885-1945г) родился в семье ремесленника. Журналист. Фронтовик. Лидер Национальной фашистской партиии. Какие качества Б.Муссолини ,по вашему мнению, были для него определяющими ?

Задание № 6

Бенито Муссолини (1885-1945г) родился в семье ремесленника.

Журналист. Фронтовик. Лидер Национальной фашистской партиии.

Какие качества Б.Муссолини ,по вашему мнению, были для него определяющими ?

Задание № 7 Проанализируйте документ «Философия фашизма» и определите основные идеи фашистской идеологии. Какая из этих идей отражена в данном высказывании Б. Муссолини

Задание № 7

Проанализируйте документ «Философия фашизма» и определите основные идеи фашистской идеологии. Какая из этих идей отражена в данном высказывании Б. Муссолини

Задание № 8 Что общего в политическом портрете А. Гитлера и Б. Муссолини?

Задание № 8

Что общего в политическом портрете А. Гитлера и Б. Муссолини?

Задание № 9 Предположите с какой целью с 10 летнего возраста германские дети и юноши вовлекались в гитлеровское молодежное движение «Гитлерюгенд»?

Задание № 9

Предположите с какой целью с 10 летнего возраста германские дети и юноши вовлекались в гитлеровское молодежное движение «Гитлерюгенд»?

Задание № 10 Г.Гиммлер говорил: «Нельзя рассматривать вещи столь мелко, только с точки зрения собственного «Я». Надо всегда иметь в виду германскую расу в целом. Кто-то должен принести себя, и этот человек не имеет права думать о себе.» Дайте оценку данному высказыванию близкого соратника А. Гитлера

Задание № 10

Г.Гиммлер говорил: «Нельзя рассматривать вещи столь мелко, только с точки зрения собственного «Я». Надо всегда иметь в виду германскую расу в целом. Кто-то должен принести себя, и этот человек не имеет права думать о себе.»

Дайте оценку данному высказыванию близкого соратника А. Гитлера

Задание № 11 ( народы северной Европы) ( испанцы, итальянцы, французы) славяне, жители Африки и Азии  Антираса (евреи)

Задание № 11

( народы северной Европы)

( испанцы, итальянцы, французы)

славяне, жители Африки и Азии

Антираса (евреи)

Задание № 12 Это кадр из документального фильма М.Рома « Обыкновенный фашизм». Фильм смонтирован из немецкой кинохроники тех времен. Почему по вашему мнению он занимает одно из первых мест в современном кинопрокате ?

Задание № 12

Это кадр из документального фильма М.Рома « Обыкновенный фашизм». Фильм смонтирован из немецкой кинохроники тех времен. Почему по вашему мнению он занимает одно из первых мест в современном кинопрокате ?

Задание № 13  Холокост ( Holokaustosis -греч) – всесожжение огнем, жертвоприношение посредством сожжения. Это название получила нацистская политика геноцида и физического уничтожения еврейского населения Европы. Гитлер сказал однажды, что «не будь в Германии евреев, их следовало бы выдумать» и что «антисемитизм – это самое сильное оружие в моем пропагандистском арсенале» Евреи не должны иметь прав; Евреи не должны иметь права жить;  Евреи не должны иметь права жить среди нас. Попробуйте уловить логику данного высказывания.

Задание № 13

Холокост ( Holokaustosis -греч) – всесожжение огнем, жертвоприношение посредством сожжения. Это название получила нацистская политика геноцида и физического уничтожения еврейского населения Европы.

Гитлер сказал однажды, что «не будь в Германии евреев, их следовало бы выдумать» и что «антисемитизм – это самое сильное оружие в моем пропагандистском арсенале»

Евреи не должны иметь прав; Евреи не должны иметь права жить;

Евреи не должны иметь права жить среди нас.

Попробуйте уловить логику данного высказывания.

Задание № 14  « Антисемитизм – это точно тоже самое, что санитарная обработка, избавление от вшей не вопрос идеологии; это вопрос гигиены. Точно так же для нас и антисемитизм является не вопросом идеологии, а вопросом гигиены… Скоро мы избавимся от вшей.»  (Г.ГИММЛЕР) Какие чувства вызвало у вас данное высказывание Г.Гимлера ?

Задание № 14

« Антисемитизм – это точно тоже самое, что санитарная обработка, избавление от вшей не вопрос идеологии; это вопрос гигиены. Точно так же для нас и антисемитизм является не вопросом идеологии, а вопросом гигиены… Скоро мы избавимся от вшей.»

(Г.ГИММЛЕР)

Какие чувства вызвало у вас данное высказывание Г.Гимлера ?

Задание № 15 Дождик льет, протяжно плачет, Блюз играет патефон. Память никуда не спрячет Ночи той хрустальный звон, Где разбитые витрины, Груда трупов, детский плач, Вой толпы...оскал звериный Демонстрирует палач! Злоба и безумство массы Буйство! В восклицаньях речь! Превосходство белой расы! А Другим - Дорога в Печь!   Валерий Агаронов  Это событие вошло в историю под названием «Хрустальная ночь». Определите какую цель преследовали фашисты устроив погромы в еврейских кварталах и магазинах.

Задание № 15

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон,

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

Злоба и безумство массы

Буйство! В восклицаньях речь!

Превосходство белой расы!

А Другим - Дорога в Печь!

Валерий Агаронов

Это событие вошло в историю под названием «Хрустальная ночь».

Определите какую цель преследовали фашисты устроив погромы в еврейских кварталах и магазинах.

Задание № 16 Посмотрите на фашистский плакат и определите направление предполагаемого расширения «жизненного пространства».

Задание № 16

Посмотрите на фашистский плакат и определите направление предполагаемого расширения «жизненного пространства».

Задание № 17 Характерные черты СССР Однопартийная система Отождествление партии и государства Италия Уничтожение демократии Германия Милитаризация экономики Национализм и расизм Массовые репрессии Стремление к мировому господству Унификация общественной жизни Культ вождя Союз с церковью Воинственный атеизм Идея сверх нации Мистицизм Преклонение перед силой Выполните сравнительный анализ тоталитарных режимов в странах Европы и СССР

Задание № 17

Характерные черты

СССР

Однопартийная система

Отождествление партии и государства

Италия

Уничтожение демократии

Германия

Милитаризация экономики

Национализм и расизм

Массовые репрессии

Стремление к мировому господству

Унификация общественной жизни

Культ вождя

Союз с церковью

Воинственный атеизм

Идея сверх нации

Мистицизм

Преклонение перед силой

Выполните сравнительный анализ тоталитарных режимов в странах Европы и СССР

Задание № 18

Задание № 18

"В начале января 2007 г. в Москве скинхеды напали на уроженца Азербайджана, , 53-летнего Надира Байрама оглу Сейфуллаева и жестоко избили его. ...От полученных ранений уроженец Азербайджана скончался.. «

Xeno.sova-center.ru

Несколько дней тому назад на 3-ей Парковой улице Москвы был убит молодой человек еврейской национальности выходец из еврейского поселка "Красная слобода«, убийство было совершено по национальным мотивам." Gorskie.ru

Определите актуальность изучаемой темы.

Выскажите свое отношение к националистическим движениям современной молодежи.

Задание № 19 Не нарушает ли данная статья Конституции право граждан на создание политических и общественных организаций, свободу слова и вероисповедания ?

Задание № 19

Не нарушает ли данная статья Конституции право граждан на создание политических и общественных организаций, свободу слова и вероисповедания ?

Итоги урока: В ходе урока опробовали практическое  применение своих знаний о правах человека.  2. Выяснили истоки милитаризма в  странах Европы. 3. Определили основные положения  идеологии фашизма и нацизма.  4. Дали историческую оценку фашизму и  нацизму  с точки зрения гуманности и  толерантного отношения между людьми . Д/З. Учебник «Введение в обществознание» Л.Н.Боголюбов § 37 Учебник «Новейшая история» Л.Алексашкиной: § 10,11-12 п. 3-4. Провести опрос населения по теме « Неофашизм».

Итоги урока:

  • В ходе урока опробовали практическое

применение своих знаний о правах человека.

2. Выяснили истоки милитаризма в

странах Европы.

3. Определили основные положения

идеологии фашизма и нацизма.

4. Дали историческую оценку фашизму и

нацизму с точки зрения гуманности и

толерантного отношения между людьми .

Д/З. Учебник «Введение в обществознание» Л.Н.Боголюбов § 37

Учебник «Новейшая история» Л.Алексашкиной: § 10,11-12 п. 3-4.

Провести опрос населения по теме « Неофашизм».

Задачи урока: Выяснить истоки милитаризма в странах Европы. да 2. Определить основные положения  идеологии фашизма и нацизма. да Дать историческую оценку  фашизму и нацизму с точки зрения гуманности и толерантного отношения между людьми . да Д/З. Учебник «Введение в обществознание» Л.Н.Боголюбов § 37 Учебник «Новейшая история» Л.Алексашкиной: § 10,11-12 п. 3-4. Провести опрос населения по теме « Неофашизм».

Задачи урока:

  • Выяснить истоки милитаризма в странах Европы.

да

2. Определить основные положения

идеологии фашизма и нацизма.

да

  • Дать историческую оценку

фашизму и нацизму с точки зрения гуманности и толерантного отношения между людьми .

да

Д/З. Учебник «Введение в обществознание» Л.Н.Боголюбов § 37

Учебник «Новейшая история» Л.Алексашкиной: § 10,11-12 п. 3-4.

Провести опрос населения по теме « Неофашизм».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Права человека в тоталитарных режимах стран Европы в 30-е г. ??в.

Автор: Марасанова Любовь Валерьевна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства