Просмотр содержимого документа
«Практические аспекты использования суггестопедической модели обучения на уроках истории»
«Практические аспекты использования суггестопедической модели обучения на уроках истории»
«Суггестопедическая модель обучения – модель, построенная на основе суггестопедической концепции, согласно с которой обучение должно основываться на эмоциональном навеивании учащимся в состоянии, когда они не спят, что приводит к сверхзапоминанию ними учебного материала» (К.А. Баханов «Инновационные системы, технологии и модели», 2003, с. 140)
Эмоции, чувства учащихся – значительная составляющая в процессе освоения учебного материала. В своей практической работе на основании многолетнего опыта, наряду с использованием суггестопедической модели, разработала методические рекомендации по использованию поизведений живописи на уроках истории (интернет-проект «Копилка уроков – сайт для учителя» 28.04.2021).
Подготовка и проведение уроков с использованием суггестопедической модели откроет широкие возможности для совместной деятельности учителя и учащихся и представляет возможности учитывать индивидуальные особенности детей и подростков.
На уроке в шестом классе в теме «Народы и государство на территории нашей страны в древности» предлагаю учащимся закрыть глаза, положить голову на руки и послушать стихотворение Максимилиана Волошина «Дикое поле», которое читает один из учеников. Предлагаю представить бескрайнюю степь, свист ветра, шуршание травы:
«Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны…
Ширь земли, да небесная лепь.
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое поле,
Киммерийская тёмная степь…»
В пятом классе при изучении истории древнего Рима стихотворение М.Ю. Лермонтова «Гладиатор» помогает учащимся лучше понять трагизм судьбы гладиаторов, причины восстания рабов под руководством Спартака.
Изучая в восьмом классе реформы Петра I, провожу урок в форме деловой игры с элементами театрализации. По обеим сторонам школьной доски – репродукции портретов Софьи работы И.Е. Репина и Петра I на строительстве Санкт – Петербурга кисти В.Серова. Рядом известные высказывания: китайская поговорка-проклятье «Чтоб тебе довелось жить во время великих перемен» и Ф.Тютчева «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Группы учащихся: «Губернаторы», «Сенат», «Синод», «Птенцы гнезда Петрова». Учитель представляет их классу: «… и Брюс, и Боур, и Репнин, и счастья баловень безродный полудержавный властелин». Этот «незнакомец», рассказывает о себе и класс отгадывает Александра Меньшикова.
Изучая темы гражданских войн в России, США или Испании, целесообразно начинать с анализа известной картины Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны». Чувства ужаса, опустошения, которые вызывает это произведение, формируют у детей убеждение, что нельзя допускать развязывание гражданских конфликтов в своих странах.
Трагедию белого движения в России во время гражданской войны ярко иллюстрируют кадры художественного фильма «Бег».
Во время изучения блокады Ленинграда, демонстрирую плакат Бориса Пророкова «Лениградка», стихотворение Анны Ахматовой «Мужество», «Седьмую симфонию Дмитрия Шестакова».
Итоговые уроки по изучению первой и второй мировых войн целесообразно завершать иллюстрацией репродукции картины В.Верещагина «Апофеоз войны», обратив внимание учащихся на подпись – предостережение, на раме картины : «Всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего».
Практически почти каждый урок истории даёт возможность учителю влиять на чувства учащихся, что делает уроки яркими и такими, что запоминаются надолго.
Именно такая модель обучения способствует достижению главных целей изучения истории – развитию исторического мышления, воспитанию общечеловеческих духовных ценностных ориентаций и восприятия идей гуманизма.