Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме "Киевская Русь"»
9
Ю.В. Михайлова,
учитель истории и обществознания
МОУ «Звениговская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема: повторительно - обобщающий урок по теме
«Киевская Русь»
Цели и задачи урока:
Повторить, обобщить, закрепить знания учащихся по теме «Киевская Русь»;
дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси;
закрепить знание основных дат и понятий
знать значение принятия христианства на Руси;
установить причинно-следственные связи между принятием христианства и дальнейшим развитием Руси.
воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа.
Материально-техническое оснащение урока: раздаточный материал (конверты с заданиями, листы с заданиями), компьютер, мультимедийные проектор и экран, презентация, отражающая этапы игры с заданиями.
Тип урока: обобщающий
Форма проведения: интерактивная игра-соревнование
Формируемые компетенции:
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Формировать следующие знания:
- первых князей на Руси, основные направления внешнеполитической и внутриполитической деятельности первых русских князей;
- хронологические рамки существования Древнерусского государства;
- содержание таких исторических документов, как «Русская Правда», «Повесть временных лет».
и умения:
- рисовать исторические карты для определения мест расселения славян, а также формирования Древнерусского государства;
- ориентироваться в основных исторических понятиях;
- называть князей, оценивать и характеризовать их деятельность.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Откуда есть пошла русская земля,
кто стал в Киеве первый княжить,
и как русская земля стала развиваться»
Нестор.
Организационный момент
Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята! Мы с вами познакомились с возникновением на территории Восточно-Европейской равнины Древнерусского государства, с правлением первых киевских князей. Во время повторения данной темы мы должны ответить на 3 главные вопросы, которые заключены в эпиграфе сегодняшнего урока «Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить, и как русская земля стала развиваться».
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, в каком своем великом произведении монах Киево-Печерского монастыря написал эти строки, в каком веке.
Ответ: Повесть временных лет, 12 век (1113 г.)
Учитель: Вот и выясним сегодня, как мы с вами можем ответить на эти вопросы.
2) Деление класса на две команды.
Учитель: Наш класс разделен на две команды, вернее на дружину Ярослава Мудрого (ФИ учеников) и Святополка (ФИ учеников).
За каждый правильный ответ команда Ярослава Мудрого и Святополка получает монеты.
3) Выявление психологического настроя
Учитель: Ребята, мы с вами на уроке не будем показывает военные столкновения, наша главная задача урока повторить, обобщить наши знания по истории Киевской Руси. Мы будем работать в команде дружно и сплоченно, как говорится: «Один в поле не воин», возьмитесь за руки и скажите «Мы готовы!»
Первое задание: Цепочка дат на слайдах
От команды три человека выбирают те даты, на которые они знают ответы. Оставшиеся две даты, обсуждаем вместе с учителем
862 призвание варягов княжить Русью; образование гос-ва Русь
882 - Киев столица ДР гос-ва; Начало правления Рюриковичей в Киеве
911 - 945 - правление Игоря
945-957 - Ольга
972 - Святослав убит печенегами
980 – языческая реформа
988 - принятие христианства
1019-1054 – Ярослав мудрый
Второе задание «Фронтальный опрос»
Учитель:Давайте вместе попытаемся ответить на вопросы, раскроем понятия, исторические термины(термины на слайде)
Что такое родовая община?
Что такое племя?
Что такое язычество?
Какое земледелие называют подсечным?
Что такое вотчина?
Какое хозяйство мы называем натуральным?
Что такое полюдье?
Что такое погосты?
Что такое вече?
Третье задание «Логические цепочки на доске»
Учитель: Молодцы, и дружина Ярослава Мудрого и Святополка! Следующее задание. На слайде появилась цепочка, вы должны ее дополнить, какое слово, вернее имя пропущено.
Отвечает та команда, которая первая карточку с желтым цветом.
Цепочка: Рюрик,______, ________, Ольга
Ответ: (Рюрик – Олег-Игорь – Ольга)
Ольга, ________, __________, Ярослав Мудрый
Ответ: (Ольга – святослав – Владимир – Яр. Мудрый)
Четвертое задание «Игра «Да-нетка»
Рюрик прибыл в Новгород по приглашению новгородцев (да)
Самым сильным племенем на Руси были кривичи (нет)
Постоянные набеги на Русь до 11века совершали племена печенегов (да)
Бог грома и молнии у славян Перун (да)
Вождем племени являлся знатный дружинник (нет
Часть населения древних славян была зависимой (да)
Кроме натурального хозяйства у славян было еще и товарное (нет)
Жителей Скадинавии славяне называли варягами (да)
Восстание против князя Игоря подняло племя вятичей (нет)
Княгиня Ольга после смерти Игоря вышла замуж за древлянского князя Мала (нет)
Физкультминутка:
Учитель: Ребята, вы наверное немного устали…
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Поднимает руки войско –это «раз».
Повернулась голова –это «два».
Руки вниз войско Святополка
Руки вниз войско Ярослава Мудрого
, вперед смотри –это «три».
Руки в стороны пошире - развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать –это «пять».
Войско Ярослава тихо сели –
Войско Святополка тихо сели - это «шесть».
Пятое задание : Тексты с пропусками
Приложение 1. Раздаю карточки с текстом « В 1019 г. князем киевским стал сын Владимира 1_____, прозванный Мудрым. Этим князем был создан закон о порядках в Новгороде 2 ____. Это был первый письменный закон на Руси. В 1036 г. он нанес поражение давним врагам Руси 3_____, после чего их набеги прекратились. В 1068 г. половецкий хан 4_____вторгся в русские земли. Киевляне подняли восстание против 5_____ и посадили княжить князя 6 ______. В 1072 г. сыновья Ярослава составили новый сборник законов 7______.
Из перечисленных слов ищем правильные ответы:
Ярослав….
«Суд Ярославль»….
Печенегам….
Шарукан….
…..Ярославичей
Всеслава
«Русская Правда»
Шестое задание: Работа с картой
Команда: показать государство Киевская Русь и крупнейшие города Руси.
Команда: восточнославянские племена, где они проживали и торговый путь «Из варяги в греки»
Седьмое задание «Мозговой штурм»
Учитель: Ребята , я вам сейчас зачитаю отрывок из ПВЛ о принятии христианства на Руси:
«Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ».
Согласно «Повести временных лет», киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви.
Вопрос: Почему Руси так важно было принять христианство, и именно христианство. (Ваши предположения. Даже самые невероятные)
Восьмое задание: Викторина «Кто»
Кто заключил первый письменный договор с Византией
Кто из русских князей первым принял христианство
Кто, отправляясь в поход, говорил своим врагам «Иду на вы»
Кто были первые русские святые
Кто построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота
Кто на Руси ввел погосты
Кто из русских князей ввел погосты
Кто из русских князей получил прозвище «Окаянный».
Работают параллельно команда и капитаны команд
( у каждого свое задание)
Девятое задание:
Учитель: В каждом войске есть свой предводитель, князю вот и наши князья продемонстрируют свое умение битвы на поле боя. Вам 2-3 мин, на обдумывание.
Почему князя Святослава называют Александром Македонским Восточной Европы .
Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года. Как они примиряли две разные веры.
В это время команда угадывает, что и кто изображено на слайдах
Рюрик
Княгиня Ольга
Занятие - бортничество
Закладка первой церкви на Руси - десятинной
Вывод урока: Ребята, вы успешно справились с задачей урока, вы восстановили страницы истории Киевской Руси. Это позволило нам во новому взглянуть на события, которые произошли 1000 л.т.н.
Давайте теперь посчитаем, кто какое количество монет набрал за урок.
Выставление оценок.
Рефлекция: «Мне понравилось на уроке….»
«Мне не понравилось на уроке….»
«Я узнал…»
Домашнее задание. Повторить все даты из изученной темы.