Регулятивные: - Принять учебную задачу для самостоятельного выполнения - Выделять и сохранять учебные задачи. - Принять общее решение совместной деятельности. Анализировать результаты своей работы. - Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя. Личностные: - Уважительно относиться к одноклассникам. - Проявлять положительное отношение к учебной деятельности - Уметь соблюдать дисциплину на уроке; - Уважительно относиться к одноклассникам; - Понимать необходимость повторения для закрепления и систематизации знаний. - Личностное осмысление причин и последствий раздробленности. Коммуникативные: - Устанавливать соответствие между объектами и определениями. - Уметь слушать учителя. - Согласовывать свои действия с одноклассниками и учителем; - Выражать свои мысли полно и точно. - Развивать умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Представлять конкретное содержание в письменной форме. Познавательные: - Анализировать текст, находить главное в тексте. - Сравнивать княжества и их характеризовать. - Уметь воспроизводить информацию по памяти. - Устанавливать причинно-следственные связи. - Уметь использовать историческую карту как источник информации. - Знать исторические даты. |
Целеполагание / Постановка учебной задачи | На слайдах учащимся показываются ребус Учитель: -о каком государстве мы говорили на прошлых уроках? -какой период мы с вами изучили? -Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Учитель: Мы изучили с вами несколько периодов развития русского государства. Давайте вспомним их. На слайдах вам будут показаны картинки с датами, относящиеся к определенному периоду, ваша задача, назвать данное событие и период, к которому оно принадлежит. -Какие цели и задачи мы с вами поставим на урок? -вспомнить -повторить -обобщить | Отгадывают ребус Ответы учащихся: Русь Ответы учащихся: с IX века по XIV век Ответы учащихся. Называют событие, изображенное на картинке. Ставят задачи урока Примерные ответы учащихся: -повторить образование государства Русь -вспомнить период политической раздробленности -повторить последствия монгольского нашествия -вспомнить как образовалось единое Московского государство |
Повторение пройденного материала | Слово учителя: Мы завершили с вами изучение четырех важнейших этапов в истории России: возникновение государства Киевская Русь, феодальная раздробленность, монгольское нашествие на Русь и становление Московского государства. Сегодняшний урок мы посвятим повторению этих важнейших периодов русской истории. Работать мы будем в группах. Продуктом нашего урока станет кластер, который мы оформим на доске. Но для начала нам нужно вспомнить правила работы в группах. Класс делится на 6 групп. 1 группа «Деятельность первых русских князей» 2 группа «Любеческий съезд» 3 группа «Политическая раздробленность» 4 группа «Монгольское нашествие на Русь» 5 группа «Русь под властью Золотой Орды» 6 группа «Создание Московского государства» Выдает задания учащимся: 1 Группа. Деятельность первых русских князей Заполнение тематической таблицы Князь и годы правления | Деятельность князя | Олег | | Игорь | | Ольга | | Святослав | | Владимир | | Ярослав Мудрый | | 2 группа Любеческий съезд Заполнение тематической таблицы Дата проведения съезда | | Инициатор созыва съезда | | Решения съезда | | Значение съезда | | 3 группа Политическая раздробленность. На какие земли распалась Русь? - - - - - - - - Отметьте их на контурной карте 4 группа «Нашествие Батыя» Заполнение тематической схемы Нашествие Батыя Первый подох (…..-….. годы) Города, павшие под натиском Батыевой армии: - - - - - Второй подох (…..-….. годы) Города, павшие под натиском Батыевой армии: - - - - - Группа 5. Русь под властью Золотой Орды Влияние золотой Орды на Русь Заполнить сводную таблицу Последствия: | Положительные | Отрицательные | Политические, социальные | | | Экономические | | | Культурные, духовные | | | Группа 6 Создание Московского княжества. Прием: Фишбоун Голова – Сложилась ли единая территория русского княжества? Какими способами осуществлялось присоединение новых земель к Московскому княжеству? Верхние кости - Земли, присоединенные к Москве Нижние кости - Путь и методы присоединения Хвост – ответ на вопрос Учитель: Приступаем к выступлению групп. Походу выступления на доске оформляется кластер. Выступает 1 группа. Учитель: В результате деятельности первых русских князей, было образовано государство Древняя Русь. Но концу XI века династия Рюриковичей сильно разрослась. Она разделилась а несколько самостоятельных ветвей и сохранять прежнюю систему правления стало невозможным. Что же предприняли в этой ситуации русские князья, расскажет нам 2 группа. Выступает 2 группа Учитель: Таким образом, во второй половине XI века начался новый этап русской истории – эпоха раздробленности. О нем нам расскажет 3 группа. Выступает 3 группа Учитель: Разделение государства на несколько самостоятельных княжеств, сделало Русь уязвимой перед внешними угрозами. Кто же совершил нападение на Русские земли в первой половине XIII века? Учитель: Об этом событии нам расскажет 4 группа Вступает 4 группа. Учитель: Таким образом, русские земли попали в зависимость от Золотой орды. Каковы же были последствия этого завоевания, об этом нам расскажет 5 группа. Выступление 5 группы. Учитель: На протяжении долгого времени Русь находилась под зависимостью от Золотой Орды. Когда же она прекратилась? После завершения Золотоордынского ига, русские земли стали восстанавливаться. Начался процесс складывания единого русского государства. Как он происходил, расскажет 6 группа. Выступление 6 группы. Вывод урока: изучаемый период, был насыщен различными событиями, которые повлияли на развитие государства Русь. Самооценка работы группы по критериям: «Оцени работу группы». Критерии оценки работы группы Оцени, насколько хорошо каждый работал в группе: используйте знаки + или - . | Фамилии участников группы | Критерии оценки | | | | Участвовал в изучении всех вопросов группы. | | | | Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. | | | | Подавал группе идеи, высказывал предположения по поставленным задачам. | | | | Выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим. | | | | Общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними. | | | | Выступал с результатом работы группы. | | | | ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | | | | Если у вас 5 и более 5 +, то ваша оценка «5» Если у вас 4 +, то ваша оценка «4» Если у вас от 3 +, то ваша оценка «3» Если у вас всего 2 или менее 2 +, то ваша оценка «2» | Слушают учителя Слушают учителя Вспоминают и называют правила работы в группах: 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! 4. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы. 5.Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. 6.Говори спокойно ясно, только по делу. 7.Помогай товарищам, если они об этом просят. Делятся на группы. Получают задания 1 группа получает задание, распределяет обязанности, приступает к работе Заполняют таблицу: «Деятельность первых русских князей» 2 группа получает задание, распределяет обязанности, приступает к работе Заполняют таблицу: «Любеческий съезд» 3 группа получает задание, распределяет обязанности, приступает к работе Выписывают, на какие земли распалась Русь. Выполняют задание на контурной карте 4 группа получает задание, распределяет обязанности, приступает к работе Заполняют схему 5 группа получает задание, распределяет обязанности, приступает к работе Заполняют таблицу 6 группа получает задание, распределяет обязанности, приступает к работе Заполняют схему Заполняют схему Слушают учителя Слушают выступление 1 группы Слушают учителя Слушают выступление 2 группы Слушают учителя Слушают выступление 3 группы Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Слушают выступление 4 группы Слушают учителя Слушают выступление 1 группы Слушают учителя Слушают выступление 6 группы Рассматривают кластер. Делают вывод урока. Проводят самооценку работы в группах. |