Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок " Исторические события и персоналии XVII века»
Технологическая карта урока по истории Росси
Тема урока: «События и личности XVII века»
Класс – 10
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока: овладение учащимися знаниями об основных событиях, личностях России в XVII веке.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Вид урока: урок-игра
Задачи урока:
Общеобразовательные:
-Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме урока;
-Применение полученных знаний на практике;
-Проверить способность учащихся к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
Воспитательные:
-Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность;
-Совершенствовать навыки общения;
-Создавать условия для реальной самооценки учащихся.
Развивающие:
-Продолжать развивать умения работать с картой, историческим источником, схемой, таблицами;
-Продолжать развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Формируемые УУД
Предметные:
- Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий XVII века;
-Называть характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
-Давать характеристику исторической личности;
-Раскрывать смысл, значение важнейших исторических событий.
Личностные:
- Осознавать свои цели;
-создаются условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- осознание уровня собственных достижений и качества знаний;
- осознание ошибок и их причин, пути их исправления;
- умение формулировать свое мнение.
Коммуникативные:
-излагать свое мнение и позицию, аргументируя и координируя с позициями партнеров;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- отображать в речи содержание совершаемых действий;
Образовательные ресурсы: ПК учителя, интерактивная доска, презентация по теме, раздаточный материал, запись народной, светской музыки XVII века; карта «Россия в XVII веке», учебник Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России, М., Просвещение 2015г.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Решите головоломку и попробуйте определить тему сегодняшнего урока, исходя из темы урока, определите задачи урока.
Эту фразу часто повторял Карамзин в своем произведении «История государства Российского»
Учитель - 17 век – это становление и утверждение новой династии
Слайд №2 - Заполните пропуски в генеалогической схеме.
(один ученик пишет на интерактивной доске, проверяем, исправляем ошибки)
Учитель – Романовы для укрепления своей самодержавной власти продолжали созывать органы государственной власти, которые были утверждены еще 15-16 вв.
Слайд №3 - Составьте схему управления Россией в 17 веке.
(один ученик заполняет схему на интерактивной доске, проверяем, исправляем ошибки)
Учитель – В историю Смутного времени вошел небольшой, по тем временам, город на Волге.
Изучите схему и выполните задание. Проверяем – ученик у карты, показывает и отвечает на вопросы.
(отключить интерактивную доску и переход на показ презентации).
Учитель – 17 век вошел в историю как «Бунташный» век.
Решите кластер ( переход на презентацию «Бунташный» век»)
Учитель – Безвластие, восстания, церковный раскол и появление старообрядчества, разрушенная экономика, постоянные войны, но… Россия менялась с каждым годом, сохраняя обычаи, традиции прежних времен.
Слайд № 4 (тихо звучит народная музыка) Народ играл в шахматы, шашки, кости, устраивали народные гуляния, но Алексей Михайлович решил внести изменения в этот размеренный образ жизни: Алексей был первым царем, который выписывал газеты из Голландии, Франции, Англии (Иван Грозный книги, а он газеты!), приказал открыть аптекарский двор, а когда бояре увидели первое театральное представление, и когда заиграла светская музыка, боярам было чудно все это видеть и слышать.
Слайд № 5,6 (тихо звучит светская музыка) Конечно, мы плохо видим различия, но, наверное, бояре понимали, что это совсем другая музыка.
Слайд № 7,8
Открывались школы, хотя учились только дети боярские и суровые были правила, «Уши отрока да находятся на спине», а дочь Алексея Михайловича Софья в 1687 году открыла Славяно-греко-латинское училище, которое приравнивалось к высшему учебному заведению.
Представьте, что вы студенты.
Решите задачу (можно группой)
Кузнец Иван, участник II ополчения, покинул свой дом в Нижнем Новгороде и вместе со своими товарищами вышел по направлению к Москве. Впереди было 448 верст. Через сколько дней Иван вместо со товарищами придет в Москву, если его средняя скорость составляет 4 версты в час. Двигался он только днем: с 7 утра до 19 часов и останавливался отдохнуть каждые 5 час на 1 час?
Ответ: 11 дней и 1, 5 часа, в день 40 верст
Учитель – В конце каждого учебного года студенты сдавали своего рода экзамены: чтение, церковное пение, знание карты и конечно должны были подробно рассказать о заслугах перед Отечеством выдающихся людей. И сейчас вы тоже сдадите экзамен: первую часть устная, а вторую часть каждый индивидуально должен выполнить письменную часть экзамена. Обратите внимание, что данное задание из ЕГЭ по истории 2017 года.
Слайд № 9
Учитель – Продолжаем работать. Правители России понимали, для поднятия авторитета страны необходимы образованные и грамотные люди. Не жалели денег и приглашали учителей для своих детей.
Слайд № 10,11
Учитель – Почему 17 век был противоречивым? (разруха, бунты и возрождение). Можно, по- другому, сказать, что 17 век - это возрождение новой России ?
Оцените свою работу на уроке (Самоанализ деятельности на уроке)
Д/з – Слайд 12. (На выбор - составить словарь терминов по теме «Россия в XVII веке» ; написать заметку в газету от имени иностранного купца или написать ПОПС) .