Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"»
«ДРЕВНИЙ ВОСТОК»
повторительно - обобщающий урок 5 класс
Цели урока:
образовательная: повторить и обобщить знания, полученные учащимися в процессе изучения раздела Древний Восток;
развивающая: способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, умения сравнивать, сопоставлять исторические факты, выявлять причинно- следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться по карте, анализировать и делать выводы; развивать самоконтроль;
воспитательная: воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока, а также коллективизм, умение слушать.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Форма проведения урока:урок-путешествие.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали природные условия, занятия, образ жизни, религию, искусство, изобретения жителей стран Древнего Востока. Давайте вспомним, с какими странами мы познакомились?
Ученик: Египет, Междуречье, Ассирия, Финикия, Палестина и т.д.
Учитель: Сегодня мы с вами подведём итог, путешествуя по странам Востока. Будем перелистывать назад страницы наших знаний о Древнем Востоке.
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Ученик: Цель нашего урока: обобщить знания, полученные в ходе изучения данного раздела.
Учитель: Что нам необходимо повторить на уроке?
Ученик: Страны Древнего Востока.
Учитель: Что нужно вспомнить?
Ученик: Даты исторических событий, имена исторических деятелей,
термины.
Учитель: И что нужно закрепить?
Ученик: Полученные знания о Древнем Востоке.
Учитель: Наш урок мы проведём в форме путешествия. Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут станции, где мы будем останавливаться и выполнять определенные задания. Вот эти пункты...
Итак, наше путешествие начнётся со станции «Быстрая реакция», на которой мы немного разомнёмся, проведём игру «Кто быстрее». Я задаю вопросы, а вы отвечаете очень быстро:
Устройство для подъёма воды (шадуф)
Служители храмов (жрецы)
Островки зелени (оазисы)
Мелкие предметы, которые защищали египтян от злых духов (амулеты)
Гроб фараона (саркофаг)
Существо с телом льва и головой человека (сфинкс)
Как называлась письменность у древних египтян? (иероглифы)
Как звали первого человека на Земле? (Адам)
Какое прозвище получил город Ниневия? (логовище львов, город крови) -Царь в Египте (фараон)
Учитель: Чтобы нам не проехать мимо стран Древнего Востока, необходимо изучить карту. найти реки, которые протекают в этих восточных странах. Находим на карте - атласа и говорим, поднимая руку.
Египет - река Нил
Вавилон -реки Тигр и Евфрат
Финикия - на берегу Средиземного моря
Палестина- река Иордан
Ассирия - верхнее течение реки Тигр
Индия - реки Инд и Ганг
Хорошо, молодцы.
Учитель: Молодцы справились с заданием. Теперь поработаем в парах. На столе у вас есть задание в виде таблицы, которую в течение 3 минут необходимо проверить и отметить «+» или «-» верны или не верны географические ориентиры
(Проверка таблицы)
Страна
Реки
+
Моря, океаны
+
Полуострова,
+
Части
+
или
или
горы, равнины,
или
света,
или
-
-
пустыни
-
материки
-
Индия
Инд,
Ганг
+
Средиземное
море
-
Великая
Китайская
равнина
-
Южная
Азия
+
Китай
Тигр,
Ефрат
-
Средиземное
море
-
Полуостров
Индостан
-
Южная
Азия
-
Египет
Нил
+
Желтое море
Ливийская
пустыня
+
Северо-
восточная
Африка
+
Ассирия
Верхнее течение р. Тигр
+
Индийский
океан
-
Аравийская
пустыня
-
Западная
Азия
+
Двуречье
Инд,
Ганг
-
Персидский
залив
+
Горы Гималаи
-
Западная
Азия
+
Палестина
Иордан
+
Мертвое море
+
Аравийская
пустыня
Северо-
восток
Африки
Учитель: Станция «Загадкино». На этой станции нас встречают гости, они из разных стран у них есть «Волшебный сундучок». Вы должны угадать, что в сундучке и понять из какой страны каждый гость.
1-й Гость: С детства я умею смешивать чистый белый песок с содой, плавить их и из полученной массы выдувать изящные сосуды. Что в сундучке? (Бокал, стекло).
Также знатные и богатые люди в нашем государстве носят одежду из пурпура. Что в сундучке? (Красная ткань).
Страна, в которой я живу, обладаем множеством колоний в Средиземном море, а также ведет торговлю со многими странами для этого мы используем ... Что? (Корабль)
(Финикия)
2-й Гость: В моей стране войско состоит из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но народ считает, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Поэтому для царя и была придумана игра, в которой он тренировался управлять войсками. Что в сундучке? (Шахматы).
В моей стране выращивают два интересных растения: одно сажают в заболоченных местах, так как оно очень любит влагу, его побеги растут прямо из воды, а из сока второго делают сладкий песок. Что за растения в сундучке? (Рис, сахар).
(Индия)
3-й Гость:Я путешественник и чтобы не заблудиться в далеких путешествиях в нашей стране изобрели приспособление, оно похоже на железную ложку с подставкой, где есть деления со сторонами света. Ручка, у ложке намагниченная показывает на юг. В долгих путешествиях сильно устаешь и, чтобы прогнать усталость я пью напиток из сушеных скрученных в трубочку листьев. Что в сундучке? (Компас, чай).
(Китай)
Учитель: Мы немного засиделись, давайте проведем физминутку.
Физкультминутка
Все мы делаем зарядку
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
«Дорогие ребята, я путешественник, но попал в трудную ситуацию. Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая находиться 1) между реками Тигр и Евфрат. Там я хотел посетить 2) столицу Индии город Вавилон, увидеть3) пирамиду Хеопса и 4) Великую Китайскую стену, а также 5) искупаться в Иордане. Когда я рассказал о своей мечте другу историку он сказал, что моя мечта никогда не сбудется. Почему? »
(Ответы учащихся).
Ошибки текста:
Индия не находиться между Реками Тигр и Евфрат.
Столица Индии — Дели.
Пирамида Хеопса находиться в Египте.
Великая Китайская стена находиться в Китае
Река Иордан находиться в Палестине.
Учитель: Станция «Культурная». Ребята на этой станции вы должны определить культурные памятники стран Востока.
1 .Ступа (Индия)
Висячие сады Семирамиды (Двуречье)
3.Сфинкс (Египет)
4.Крылатый лев (Ассирия)
5.Корабль (Финикия)
6.Библия (Древнееврейское царство)
7.Пирамиды Хеопса (Египет)
8.Брахма (Индия)
9.Глиняная табличка (Двуречье)
10. Будда (Индия)
Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Следующая Станция «Хронограф». Итак, мы приближаемся с вами к конечному пункту назначения. У нас осталось ещё одно испытание: финишный тест по пройденному материалу:
Проверяется знание основных исторических дат, исторических персон.
У вас на столе лежат тесты, по вариантам, вы должны его выполнить у себя тетрадях. На тест 5 минут. (Для проверки ответы могут быть написаны на доске или выведены на слайд).
вариант
1. Соотнеси правильно даты и события:
Около 3000 года до н.э. А. Завоевания фараона Тутмоса
612 г. до н.э. Б. Персидский царь Кир завоевал Вавилон
Около 1500 г. до н.э. В. Разрушение столицы Ассирии - Ниневии
538 г. до н.э Г. Образование единого государства Египет Ответы: 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б.
2. Соотнесите правильно страну и историческую персону:
Тутанхамон А. Палестина
Кир Б. Египет
Хаммурапи В. Персия
Соломон Г. Вавилонское царство
Дарий Первый
Иаков
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А, 5-В, 6-А.
вариант
1. Соотнеси правильно даты и события:
Около 2600 г. до н.э. А. Правление царя Хаммурапи в Вавилоне
525 г. до н.э. Б. Построена пирамида Хеопса 3.1792-1750 гг. до н.э. В. Персы завоевали Египет
4. 221 г. до н.э Г. Образование единого государства в Китае
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г.
2. Соотнесите правильно страну и историческую персону:
Цинь Шихуан А. Египет
Будда Б. Палестина
Конфуций В. Индия
Моисей Г. Китай
Тутмос Д. Ассирийское царство
Ашшурбанапал
Ответы: 1-Г, 2-В, 3-Г, 4-Б, 5-А, 6-Д.
Учитель: Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали очень много о жителях Древнего востока: о занятиях, местах проживания, культуре, об открытиях и изобретениях, которые оказали влияние на дальнейшее развитие человечества. Но мы продолжим изучать с вами историю Древнего мира. Нас ждёт ещё немало интересных стран.А теперь подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока. Поднимите руку те кто...