kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повесть М.Карима "Таганок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока.

 

- познакомить с жизнью и творчеством М.Карима;
- приобщение к чтению произведений М. Карима.

- создавать условия для развития речи, умения делать вывод из прочитанного;

- воспитывать доброту, внимание, честность, любовь к своей республике и людям, живущим в ней;

- вырабатывать активную жизненную позицию.

 

План урока:

  1. Жизнь и творчество Мустая Карима.
  2. Память о поэте и писателе.
  3. Мустай Карим - детям.
  4. Повесть М.Карима «Таганок».

 

Ход урока.

        

      Наша республика – очень богатый край. Но богата она не только природными ресурсами, но и замечательными, мудрыми, талантливыми людьми. Именно такому человеку мы посвящаем наш урок.

 

  1. Жизнь и творчество Мустая Карима.

 

Где я рос, где течет полноводная Дема,
Где кукушка кукует, где эхо в горах
Вторит гулу дубравы и грохоту грома – 
Там, где рос я, где льется спокойная Дема.

     Недалеко от берегов красавицы Демы, у подножия большого холма, напоминающего грудь башкирского богатыря, раскинулось село Кляшево.
Именно здесь родился в крестьянской семье 20 октября 1919 года Мустафа Сафич Каримов (Мустай Карим). Свои стихи будущий поэт начал писать в шестом классе, в 16 лет опубликовал первую поэтическую подборку. В 1935 году поступил на факультет языка и литературы в Башкирский педагогический институт им. К.А.Тимирязева, который окончил в 1941 году. (Слайд4-5).
 

      После окончания института был призван в ряды Красной Армии и направлен в Муромское училище связи. В мае 1942 года в звании младшего лейтенанта направлен в 17-ю мотострелковую бригаду начальником связи артдивизиона. В августе 1942 года тяжело ранен, около полугода находился в госпиталях. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет "За честь Родины" Воронежского фронта и "Советский воин" 3-го Украинского фронта. Закончил войну в Вене. (Слайд 6-7).

      После окончания Великой Отечественной войны Мустай Карим всецело отдался творческой и общественной деятельности. Он принял активное участие в работе Союза писателей СССР и Союза писателей Башкортостана. В 1951-1962 он являлся председателем правления Союза писателей БАССР, в 1962-1984 годах - секретарь правления Союза писателей РСФСР. 

      Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С.Каримов - Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М.Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом "Знак Почета", Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "За заслуги перед Отечеством" 2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева. 

     Умер Мустай Карим на 86-ом году жизни 21 сентября 2005 года. Его похоронили на Мусульманском кладбище в Уфе. 

 

  1. Память о поэте и писателе.

Нам повезло с тобой, Мустай!
Из мудрых слов твоих, из твердых, честных строк
Башкортостан всем людям стал известен.
И если высока поэта песня,
Все понимают: край его высок!

 

Именем Мустая Карима назван Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан (Уфа) и улица в Уфе и гимназия № 158 .

Мемориальная доска с бюстом народного поэта установлена на фасаде дома № 5 по улице Энгельса, в городе Уфе, где последние годы жил М.Карим

(Слайд 9-10)

10 октября 2013 года в Уфе открыт памятник Мустаю Кариму.  Бронзовый монумент имеет внушительные параметры: в высоту шесть, а в длину 15 метров. На переднем плане - сам Мустафа Сафич, уверенно и спокойно смотрящий вдаль, позади - каскад рукописных страниц, с которых в прямом смысле сходят герои одной из самых знаменитых повестей "Долгое-долгое детство". Вот упал, сраженный взрывом, раненый боец (лирический герой, от имени которого ведется повествование), за ним он же, но в детстве в образе мальчика по прозвищу Пупок, несет в руках ягненка, за ним спускается Старшая Мать, а венчают композицию большекрылые птицы. Скульптурная композиция стоит в бассейне с текучей водой, символизирующей непрерывность жизни.

Прежде чем приступить к работе, автор Андрей Ковальчук познакомился с творчеством Мустая Карима, а в процессе создания монумента тесно общался с дочерью, сыном и внуком писателя. В результате каждый элемент скульптурной композиции продуман и выверен до мельчайших деталей.                                                                                                - Мне бы очень хотелось, чтобы дети, увидев этот памятник, захотели прочитать книги Мустая Карима, - отметил Андрей Ковальчук

 

  1. Мустай Карим - детям.

 

     Мустай Карим написал множество произведений для детей. (Слайд 12-13) Здесь мы видим разные издания повестей «долгое-долгое детство», «Таганок», «Радость нашего дома» и др.

 

  1. Повесть М.Карима «Таганок».

 

         Сегодня мы поговорим о повести М.Карима «Таганок». Что такое таганок? Как вы думаете, почему М.Карим дал своей повести такое название? Где происходит действие повести? Найдите в тексте описание аула Беркутного? Почему аулу дали такое название?

         Во многих произведениях М.Карима отражены быт, нравы, фольклор башкирского народа. Какую легенду рассказал М.Карим нам в этой повести? Прочитайте. Назовите главных героев произведения. Найдите в тексте описание Габдуллы, Вазира, Айдара.

         Беседуя на горе Кукр?к-тау (Грудь – гора) Шарифулла- агай рассказывает ребятам тайну. Что это за тайна? Прочитайте.

         Почему молчали мальчики, о чем они задумались? Что решили сделать мальчики, чтобы помочь горе Кирамет? Когда Вазир предлагает взять рыбу у рыбаков ночью, то Габдулла отвечает: «Чистое дело не делается грязными руками». Почему так сказал Габдулла?

         Товарищи выбирают Габдуллу вожаком. Заслуживает ли он такого доверия? Как вы думаете? За что ребята исключают Вазира из «Таганка»? Правильно ли поступили ребята? Кого решили принять ребята в «Таганок» вместо Вазира? Разве плохо быть примерным? Почему Якуп стесняется этого? Как удалось ему избавиться от такого прозвища?

         Вазиру было очень тяжело, когда друзья исключили его из «Таганка». Что придумал Вазир, чтобы вновь вернуться в «Таганок»? А как вы думаете, это решение правильное?

         И, все таки, ребята вновь принимают Вазира в команду, но после какого случая?

         «Слава – это не отцовская шапка. Её не могут носить по очереди все дети…» - говорит бабушка Нагима. Согласны ли вы с ней?  Какой случай доказал, что Габдулла достоин отцовскую медаль? Все разговоры, все мысли друзей были о Габдулле. Что решили сделать ребята?

         «Мне нравятся такие люди, которые задумывают то, что могут совершить и совершают то, что задумали»,- говорит Мустай Карим.

         Верите ли вы, что Габдулла, Айдар, Вазир и Якуп оживят озеро?

        

         Мустай Карим пишет про своих героев так: «Пройдут годы. Эти мальчики вырастут и станут джигитами. Они будут подниматься на новые вершины, более высокие, чем гора Кирамет, они оживят ни одно озеро и украсят не только землю, но и небо! Вы верите? Я верю!»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повесть М.Карима "Таганок" »

МОКУ ООШ с.Средние Карамалы Ермекеевского района

Республики Башкортостан








Урок ИКБ в 5 классе

по повести Мустая Карима

«Таганок»









Семенова Наталья Михайловна

Учитель ИКБ МОКУ ООШ с.Средние Карамалы

Ермекеевский район РБ


















2014


Цели урока.


- познакомить с жизнью и творчеством М.Карима;
- приобщение к чтению произведений М. Карима.

- создавать условия для развития речи, умения делать вывод из прочитанного;

- воспитывать доброту, внимание, честность, любовь к своей республике и людям, живущим в ней;

- вырабатывать активную жизненную позицию.


План урока:

  1. Жизнь и творчество Мустая Карима.

  2. Память о поэте и писателе.

  3. Мустай Карим - детям.

  4. Повесть М.Карима «Таганок».


Ход урока.

Наша республика – очень богатый край. Но богата она не только природными ресурсами, но и замечательными, мудрыми, талантливыми людьми. Именно такому человеку мы посвящаем наш урок.


  1. Жизнь и творчество Мустая Карима.



Где я рос, где течет полноводная Дема,
Где кукушка кукует, где эхо в горах
Вторит гулу дубравы и грохоту грома – 
Там, где рос я, где льется спокойная Дема.

 Недалеко от берегов красавицы Демы, у подножия большого холма, напоминающего грудь башкирского богатыря, раскинулось село Кляшево.
Именно здесь родился в крестьянской семье 20 октября 1919 года Мустафа Сафич Каримов (Мустай Карим). Свои стихи будущий поэт начал писать в шестом классе, в 16 лет опубликовал первую поэтическую подборку. В 1935 году поступил на факультет языка и литературы в Башкирский педагогический институт им. К.А.Тимирязева, который окончил в 1941 году. (Слайд4-5).

После окончания института был призван в ряды Красной Армии и направлен в Муромское училище связи. В мае 1942 года в звании младшего лейтенанта направлен в 17-ю мотострелковую бригаду начальником связи артдивизиона. В августе 1942 года тяжело ранен, около полугода находился в госпиталях. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет "За честь Родины" Воронежского фронта и "Советский воин" 3-го Украинского фронта. Закончил войну в Вене. (Слайд 6-7).

После окончания Великой Отечественной войны Мустай Карим всецело отдался творческой и общественной деятельности. Он принял активное участие в работе Союза писателей СССР и Союза писателей Башкортостана. В 1951-1962 он являлся председателем правления Союза писателей БАССР, в 1962-1984 годах - секретарь правления Союза писателей РСФСР. 

Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С.Каримов - Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М.Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом "Знак Почета", Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "За заслуги перед Отечеством" 2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева. 

Умер Мустай Карим на 86-ом году жизни 21 сентября 2005 года. Его похоронили на Мусульманском кладбище в Уфе. 


  1. Память о поэте и писателе.

Нам повезло с тобой, Мустай!
Из мудрых слов твоих, из твердых, честных строк
Башкортостан всем людям стал известен.
И если высока поэта песня,
Все понимают: край его высок!


Именем Мустая Карима назван Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан (Уфа) и улица в Уфе и гимназия № 158 .

Мемориальная доска с бюстом народного поэта установлена на фасаде дома № 5 по улице Энгельса, в городе Уфе, где последние годы жил М.Карим

(Слайд 9-10)

10 октября 2013 года в Уфе открыт памятник Мустаю Кариму. Бронзовый монумент имеет внушительные параметры: в высоту шесть, а в длину 15 метров. На переднем плане - сам Мустафа Сафич, уверенно и спокойно смотрящий вдаль, позади - каскад рукописных страниц, с которых в прямом смысле сходят герои одной из самых знаменитых повестей "Долгое-долгое детство". Вот упал, сраженный взрывом, раненый боец (лирический герой, от имени которого ведется повествование), за ним он же, но в детстве в образе мальчика по прозвищу Пупок, несет в руках ягненка, за ним спускается Старшая Мать, а венчают композицию большекрылые птицы. Скульптурная композиция стоит в бассейне с текучей водой, символизирующей непрерывность жизни.

Прежде чем приступить к работе, автор Андрей Ковальчук познакомился с творчеством Мустая Карима, а в процессе создания монумента тесно общался с дочерью, сыном и внуком писателя. В результате каждый элемент скульптурной композиции продуман и выверен до мельчайших деталей. - Мне бы очень хотелось, чтобы дети, увидев этот памятник, захотели прочитать книги Мустая Карима, - отметил Андрей Ковальчук



  1. Мустай Карим - детям.



Мустай Карим написал множество произведений для детей. (Слайд 12-13) Здесь мы видим разные издания повестей «долгое-долгое детство», «Таганок», «Радость нашего дома» и др.



  1. Повесть М.Карима «Таганок».


Сегодня мы поговорим о повести М.Карима «Таганок». Что такое таганок? Как вы думаете, почему М.Карим дал своей повести такое название? Где происходит действие повести? Найдите в тексте описание аула Беркутного? Почему аулу дали такое название?

Во многих произведениях М.Карима отражены быт, нравы, фольклор башкирского народа. Какую легенду рассказал М.Карим нам в этой повести? Прочитайте. Назовите главных героев произведения. Найдите в тексте описание Габдуллы, Вазира, Айдара.

Беседуя на горе Кукрәк-тау (Грудь – гора) Шарифулла- агай рассказывает ребятам тайну. Что это за тайна? Прочитайте.

Почему молчали мальчики, о чем они задумались? Что решили сделать мальчики, чтобы помочь горе Кирамет? Когда Вазир предлагает взять рыбу у рыбаков ночью, то Габдулла отвечает: «Чистое дело не делается грязными руками». Почему так сказал Габдулла?

Товарищи выбирают Габдуллу вожаком. Заслуживает ли он такого доверия? Как вы думаете? За что ребята исключают Вазира из «Таганка»? Правильно ли поступили ребята? Кого решили принять ребята в «Таганок» вместо Вазира? Разве плохо быть примерным? Почему Якуп стесняется этого? Как удалось ему избавиться от такого прозвища?

Вазиру было очень тяжело, когда друзья исключили его из «Таганка». Что придумал Вазир, чтобы вновь вернуться в «Таганок»? А как вы думаете, это решение правильное?

И, все таки, ребята вновь принимают Вазира в команду, но после какого случая?

«Слава – это не отцовская шапка. Её не могут носить по очереди все дети…» - говорит бабушка Нагима. Согласны ли вы с ней? Какой случай доказал, что Габдулла достоин отцовскую медаль? Все разговоры, все мысли друзей были о Габдулле. Что решили сделать ребята?

«Мне нравятся такие люди, которые задумывают то, что могут совершить и совершают то, что задумали»,- говорит Мустай Карим.

Верите ли вы, что Габдулла, Айдар, Вазир и Якуп оживят озеро?

Мустай Карим пишет про своих героев так: «Пройдут годы. Эти мальчики вырастут и станут джигитами. Они будут подниматься на новые вершины, более высокие, чем гора Кирамет, они оживят ни одно озеро и украсят не только землю, но и небо! Вы верите? Я верю!»
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Повесть М.Карима "Таганок"

Автор: Семенова Наталья Михайловна

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122366


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства