400093 Волгоград, ул.им. академика Богомольца, 18
Тел./факс 77-33-77; тел. 70-72-37; E – mail: ecology_18@ mail.ru
Предмет | География и история |
Класс | 7 |
Тема урока | По следам великих мореплавателей XV-XVI вв |
Цель урока | Формирование представления об открытиях совершенных мореплавателями в XV-XVI вв и их значении |
Задачи урока | 1.Выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику 2. Ознакомиться с мореплавателями-первооткрывателями и их открытиями 3. Определить маршруты путешествий 4.Выявить значение Великих географических открытий |
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Основные понятия | Магелланов пролив |
Межпредметные связи | История География |
Ресурсы урока | Учебники, конверт с дополнительным материалом, компьютер, проектор. |
Формы урока | Фронтальная, групповая. |
Технологии | здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Приветствие. Привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации Активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения. метод стимулирования и мотивации интереса к учению | Приветствует детей. Создает позитивный настрой. «Кто не путешествует, тот не знает реальную ценность человеческой жизни» – мавританская пословица. (Слайд №2) Кто из нас не любит путешествовать? Но к любому путешествию надо всегда основательно приготовиться. Сегодня на уроке мы будем путешественниками и пройдем по следам географических экспедиций | Приветствуют учителя. Слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Воспринимают на слух, визуально цитату к уроку | Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: Настраиваются на работу, на тему урока, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
II. Актуализация опорных знаний. Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации ранее полученных знаний и навыков Фронтальный опрос метод проблемного обучения | 1.Какое определение можно подобрать к слову открытие? 2. Где могут совершаться открытия? 3.Кто совершает географические открытия? Учитель создает проблемную ситуацию: (Слайд №3) В XV в. традиционные торговые пути в Азию через Средиземное море блокировала могучая Османская империя. Европа оказалась отрезанной от пряностей, красильных веществ и благовоний востока. Предложите свои маршруты, которыми на ваш взгляд могли воспользоваться в то время европейцы для путешествия в Азию? Учитель подводит учащихся к определению темы урока: - Попытайтесь сформулировать тему и цель урока. (Слайд №4,Слайд №5) |
Учащиеся высказывают свое предположение
1.Новое достижение, изобретение.
2.Открытие могут совершаться в науке, искусстве, географические открытия
3.Путешественники, мореплаватели
Вдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей. Предлагают свои маршруты в Азию:
-Возможно проложить маршрут через Атлантический океан, а можно на восток через Африку. Учащиеся самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач. |
Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания.
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.
Регулятивные: умение определять цель и тему урока, последовательность действий.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. |
III. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала. | Класс поделен на три группы. У каждой группы на столе находятся конверты с заданием ( Приложение№1) Предлагаем вам познакомится с знаменитыми мореплавателями по чьим маршрутам вы совершите виртуальное путешествие. Каждая группа называют имя своего мореплавателя. 1.Как вы думаете почему открытия именно этих путешественников(Васко да Гама, Х.Колумб, Ф. Магеллан) мы будем рассматривать на уроке? (Слайд №6) 2. Почему именно в период конец XV начало XVI были совершены эти открытия? В ваших пакетах с заданиями находится Приложение №2 (таблица №1), проанализируйте и сделайте вывод, к чему привели технические изобретения и открытия. Составьте схему. Проверяют правильность составления схемы. | Учащиеся выбирают капитана группы, вспоминают правила работы в группах, знакомятся с содержанием конвертов. Отвечают на вопросы: - Именно эти мореплаватели внесли значительный вклад в развитие географических знаний в этот период. Работают с таблицей №1 заполняют схему. | Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания. Представляют информацию в виде схемы Коммуникативные: Организовывают работу в группе. Понимают позицию другого.
Регулятивные: Выдвигают версии. Работают по плану, находят и исправляют ошибки Личностные: Проявляют свои эмоции, адекватно выражают и контролируют, понимают эмоциональное состояние других людей |
IVФизкультминутка | Давайте представим, что мы с вами плывем на корабле. Впереди у вас север, позади юг, справа восток, слева запад. По команде повернитесь на север, юг, запад, восток. | Учащиеся выполняют упражнения | |
V. Изучение новой темы Метод проектная деятельность | В течение десяти минут каждая группа должна выполнить мини проект по плану, который вы можете видеть на слайде. Все полученную информацию вы должны представить в виде схемы (кластер). В результате каждая группа защищает свой проект. Во время выступления одной группы две другие должны придумать по одному вопросу. Приложение№3 План работы (Слайд №7) 1.Биографические сведения о путешественнике; 2.Описание путешествия 3.Значение путешествия; 4.Объекты, которые названы в честь путешественника; 5.Карта маршрута путешествия. Учащиеся представляют свои проекты | Воспроизведение основного вопроса проекта, проблемных и учебных вопросов, ответы на них. Выступление руководителей исследовательских групп. Заполняют кластер. Формулируют вывод всего проекта | Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
Коммуникативные: Слушают выступление своих товарищей. Участвуют в коллективном обсуждении. Умение полно и точно выражать свои мысли. Владеть монологической речью
Регулятивные: Работать по плану, использовать дополнительный источник Личностные: Осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют, понимают эмоциональное состояние других людей
|
Закрепление | На контурную карту нанесите маршруты каждого из мореплавателей, используя условные обозначения. Укажите пункты отправления и пункты прибытия, географические объекты, которые ими пересекались. Группы меняются картами для взаимопроверки 1. Какие маршруты были выбраны европейцами в этот период для того, чтобы попасть в Азию? (Слайд №8) 2. Какое географическое и историческое значение имели открытия совершенные мореплавателями? (Слайд №9) | Обозначают на карте маршруты мореплавателей. -Европейцы отправились из Испании и Португалии в морское путешествие в Азию одни на запад -через Атлантический океан; другие на восток – через южную Африку -Были открыты новые материки, острова, новые пути, пролив, сместились морские торговые пути, складывается единый мировой рынок, создавались колониальные империи. | Познавательные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Коммуникативные: Умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные: Оценивают степень и способы достижения цели. Слушают и исправляют ошибки. Личностные: Определяют свое место в группе, осознают свою значимость в групповой работе |
Рефлексия | 1.Выскажите свое мнение об уроке, в чем его необычность, что запомнилось и понравилось? | Учащиеся высказывают свое мнение об уроке. | Коммуникативные: Излагают свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его. Личностные: Осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют, понимают эмоциональное состояние других учащихся
|
Подведение итогов урока | Все в жизни начинается и заканчивается. Близится к завершению наш урок. Работаем с оценочными листами. Найдите оценочные листы. (Приложение№4). И заполните графу «Взаимооценка», используя критерии оценивания указанные в памятке. | Учащиеся заполняют оценочный лист. | Коммуникативные: Высказывают свое мнение прислушиваться к мнению других.
Регулятивные: Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев оценки. Личностные: Уметь провести самооценку и организовать взаимооценку. |
Домашнее задание | Составить кроссворд на тему «По следам великих мореплавателей XV-XVI вв» | | |