kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Покорения Руси монголо-татарами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: знакомство студентов с завоеванием Руси монголо-татарами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Покорения Руси монголо-татарами»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ АВИАСТРОЕНИЯ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКИ»






Методическая разработка урока

по учебной дисциплине «История»

по теме: «Испытание Руси»




Преподаватель

общественных дисциплин

Панюшина Л.П.












2016



Тема урока: Покорения Руси монголо-татарами

Изучаемый раздел: Нашествие с Востока

Тип урока: Урок изучения нового материала

Ведущая технология: Проблемный диалог

Цели: знакомство студентов с завоеванием Руси монголо-татарами.

Задачи:

  • определить причины покорения Руси монголо-татарами;

  • совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;

  • развивать навыки решения проблем, сравнительного анализа, самостоятельной работы;

  • воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.


Ожидаемый результат:

Студенты умеют:

- сопоставлять и обобщать сведения в исторических источниках;

- объяснять причины успеха монголов;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование, наглядность: проектор, презентация,

Литература:

  1. История отечества. С древнейших времен до наших дней. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. Издательство Экзамен. М., 2011.

  2. Атлас. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 2013, 32с.


Ход урока


  1. Организационный момент:

Приветственное слово преподавателя.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Работа у доски: назвать и показать на карте главные политические центры Руси в период феодальной раздробленности;

  • Работа с группой: ответы на вопросы

1. Почему Юрий Владимирович получил прозвище «Долгорукий»?

2. В каком году впервые в летописи упоминается Москва? 1147г.

3. Объясните смысл прозвища Всеволода Большое Гнездо?

4. Покажите на карте политические центры Руси в период раздробленности.

5. Какой политический центр имел отличную от других княжеств систему правления?

6. Назовите основные причины феодальной раздробленности Руси?

7. Чего не смог предусмотреть Ярослав Мудрый, когда поделил свои земли между сыновьями?

8. К какому результату привела раздробленность Руси?

  1. Создание проблемной ситуации

Определение темы изучения нового материала, которая связана с историей Руси XIII века.

На экране выведен текст.

«О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами представлена ты, озёрами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, вера православная!»

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

Вопрос: О чем говорит неизвестный автор XIII века, какое несчастье обрушилось на Русь?

Формулирование проблемы:

«Почему Русь покорилась неприятелю?»

Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

План действий:

1. Выяснить, какой новый враг пришел на Русь.

2. Рассмотреть процесс образования державы Чингисхана.

3. Определить причины покорения Руси.

Метод проведения исторической параллели:

  • какие события в это время происходили в Европе?

  • что уже известно по этой проблеме?

  • каковы причины завоевательных войн?

  1. Открытие нового знания.

Работа с картой «Русь в 13 веке»

Вопрос: рассмотрите карту и скажите, какой враг угрожал Руси с Востока (монголо-татары)

Преподаватель: Очень много летописей донесли до нас описание тех событий. Но однажды работники архива нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Нам предстоит помочь им восстановить текст.

Начинался древний документ следующими словами: «Навел он (бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей …Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни …кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Сёла поросли сорной травой, смирилось величие наше, погибла красота наша».

Ключевой фигурой у монголов являлся Чингисхан или Темучин. Девизом его жизни были слова: «Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, любуется слезами людей, им близких».

  1. Работа в группах.

Задание № 1. Заполнить пропуски в данном тексте, используя исторический источник о монгольском народе (заполняют пропуски).

Задание № 2. Чтобы определить причины, которые позволили монголам захватить Русь, нам необходимо заполнить пирамиду причин нашествия на Русь. Наша пирамида состоит из трех ступеней, то есть каждая группа определяет одну причину.

А) Баллада о монголо-татарском нашествии.

Вопрос: Выделите основную мысль стихотворения, что позволило Руси покориться врагу.

Древняя притча:

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок. (запись первой причины Раздробленность Руси)

Б) Вспомните слова Чингисхана о счастье (тезис записать в тетрадь).

Вопрос: вспомните основные признаки государства и определите, какой из них становиться самым важным для Великого хана? Армия (вторая причина Образование государства у монголо-татар)

В) Третья группа знакомится с армией монголо-татар, которая имела ряд преимуществ.

Поможет выделить эти преимущества работа с документом №2. (вторая причина Совершенная воинская организация монголо-татар)

Применение нового знания – вывод по проблеме

Группы выполнили задания и подошли к решению проблемы.


Задание: Определить причины, которые привели Русь к многолетнему порабощению.

Домашнее задание

  1. Создать иллюстрацию к теме урока.

  2. Написать эссе «Актуальна ли данная тема в наши дни»

Рефлексивный момент: Закончите предложение

  1. Сегодня я узнал…

  2. Мне захотелось…

  3. Жаль, что…

  4. Главным на уроке было…





3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Покорения Руси монголо-татарами

Автор: Панюшина Любовь Петровна

Дата: 13.06.2016

Номер свидетельства: 334239


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства