Походы Александра Македонского.
Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины, позволившие ему прославиться.
Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.
Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.
– Много лишних людей в Греции – поиск новых земель.
– Слабость Персидской державы.
– Стремление Александра Македонского к славе.
– Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю-деспоту.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Сегодня мы будем говорить о завоеваниях Александра Македонского. Давайте с вами посмотрим на карту, с. 184. – Что можете сказать о территории, которую занимала Македония? – Следовательно, какую армию можно иметь этому государству? 1 Фиксирует на доске: 1-й факт: Армия македонцев малочисленная. – Что на карте обозначено красными стрелками? – Что можете сказать о результатах этих походов? Фиксирует на доске: 2-й факт: Александр Македонский завоевал полмира! – Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского. – В чём противоречие? – Какой возникает вопрос? 1 Фиксирует главный вопрос урока на доске: Почему Александр Македонский завоевал полмира? | – Маленькая. – Малочисленную. – Завоевательные походы Александра Македонского. – Завоевано полмира. – Армия малочисленная, а завоёвано полмира. – Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира? – Почему Александр Македонский смог подчинить своей власти Персидскую державу? | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ). Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России. |
II. Версии. | – Есть у вас версии, предположения? 2 | Предлагают различные версии. | |
III. Актуализация знаний. | – Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить? 3 – Объясните значения слов: фаланга, царь. 3 – Как была устроена Персидская держава? Перечислите наиболее важные причины, позволившие грекам победить персов в V в. до н.э., а македонянам – покорить греков. 5 | – Почему греки победили персов в V веке и что позволило македонянам одолеть греков в IV веке? – Греки победили персов благодаря своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над греками за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а также благодаря мудрости царя Филиппа. | Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
IV. Планирование деятельности. | – Чтобы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам надо сделать? 3 | – Изучить § 43-44, найти факты, которые помогут объяснить причины этого. 3 | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Черты характера и личные качества Александра Македонского. П1 стр.180-181 – Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться? – Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Граник? – Могут ли личные качества Александра Македонского повлиять на исход событий? | – Любознательность, целеустремлённость, смелость, стремление к славе. – Смелость и решительность. Делают вывод о том, что неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению македонян. 4 | |
| 2. Причины побед Александра Македонского. – Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать ещё причины. – Используя пункт 2 и 3(по вариантам), с. 181-182, 5 3 «В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского». – Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско? – Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»? – На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя? – Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил свои завоевательные походы? | В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание 5 3 – Войско Александра Македонского составляли не только македонские общинники, но и греческие безземельные ополченцы, которые в поисках новых земель были заинтересованы в успешных завоеваниях. – Лучший военный строй – македонская фаланга – обеспечивала успех сражения. – Он проявил слабость, его войско было плохо организовано. – Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю- деспоту. – Стремился к славе и мировому господству. | |
VI. Выражение решения проблемы. | – Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать? 4 | Примерный вывод по проблеме: 4 – Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту. | |
VII. Применение нового знания. | – Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните. 1 2 2 – Выполните задание № 6 по контурной карте-схеме в Рабочей тетради на с. 45. 1 2 6 | Аргументированно высказывают оценочное мнение. 2 | |
VIII. Домашнее задание. | § 43-44 | | |