- прогнозировать содержание по заголовку, началу текста.
- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию
- формировать умения самоорганизации (целеполагание – планирование - контроль и оценка деятельности)
- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи
Элементы урока | №№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Метапредметные результаты |
Мобилизующий этап | 1 | Учитель: Здравствуйте, ребята! Снова рада видеть ваши пытливые глаза, ждать интересных, порой неожиданных вопросов. Совершенно уверена, что сегодня на уроке у нас все получится! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Я подготовила для вас небольшой фоторепортаж. Скажите, что объединяет эти фотографии? (Выборы в России) -А кто участвует в выборах? (народ) -Кого выбирает народ? Органы власти. -как мы называем процесс, когда россияне участвуют в выборах? (демократия) | Учащиеся приветствуют учителя | |
2 | Актуализация опорных знаний и фиксирование закрепления в пробном действии. Учитель предлагает построить речевое высказывание на материале домашнего задания. - Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки в своих полисах?» по следующему плану: 1.Что такое полис? 2.Какие черты отличают его? 3.Какие полисы тебе известны? 4.Какие занятия существовали у жителей полиса? 5.Кто управлял полисом? 6.Кто такой демос? 7.Чем был недоволен демос? 8. К чему он стремился? | Примерный ответ учащегося на 1 – 3 вопрос. Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спарта, Милет. Приметный ответ учащихся на вопросы 4 – 8. Жители полисов выращивали оливковые деревья, из плодов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство. (В примерном ответе информация разделена на главную и дополнительную. Дополнительная информация выделена курсивом) | Построение речевого высказывания; владение монологической речью. |
Целеполагание | 3 | - Понравились ли вам ответы? Почему? - Как вы думаете, какие умения помогли ребятам дать полный и развернутый ответ на вопрос? - Что мы повторили в этом задании? Учитель сообщает тему урока «Зарождение демократии в Афинах». - Что общего между понятиями «демос» и «демократия»? - Попробуйте сформулировать цель урока. Что нам необходимо достичь? | Учащиеся говорят, что дать развернутый ответ помогает знание и понимание информации, содержащийся в учебнике. При этом нужно уметь не только читать, но и понимать прочитанное. Учащиеся формулируют цель урока – научится читать с пониманием. | Целеполагание как постановка учебной задачи. |
Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация. | 4. | Учитель сообщает учащимся о событиях, которые привели к появлению демократии. - Послушайте сообщение и ответьте на вопрос «Когда и где появилась демократия?» Всевластие знати в Афинах, неравенство между бедными и богатыми привели к восстанию демоса. Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. В 594-м году до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Солона наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас Отечество. Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были написаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Эти деревянные доски не сохранились, но греческие историки оставили рассказ об этом. | Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос. Примерный ответ учащегося: - Демократия зародилась в Афинах в конце VI века до н.э. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. |
Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация. | 5 | Прочитайте отрывок из научного трактата Аристотеля «Афинская полития» и найдите информацию, помогающую ответить на вопросы. Подумайте, какая информация является необходимой (дает ответ на вопрос), а какая избыточной (дополняет ответ, делает его более полным)? Отрывок из научного трактата Аристотеля «Афинская полития». Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали применять, за исключением законов об убийствах. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопага назначил охранять законы... 9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - отмена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства. | Учащиеся читают документ и отвечают на вопросы. | Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы. Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию. Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации. Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения. Построение речевого высказывания. |
Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация. | | Вопросы. 1. Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? Чьи законы отменил Солон? Какой новый орган власти создал Солон? Чем занимался совет ареопагитов? Что в государственном устройстве было демократичным? | Эталон ответов. 1. Отменены частные и государственные долги. 2. Законы Дракона, за исключением законов об убийствах. 3. Совет четырехсот. 4. Он должен был следить за выполнением его законов. 5. Отмена личной кабалы, апелляция к суду, участие в голосовании. | Работа с заглавием пред чтением текста. Чтение текста по диагонали. Приём «Глоссарий» Ролевая игра. |
6. | Перед вами сосуд с камнями. Какого цвета камни? Как вы думаете как это может быть связано с текстом урока? Работа с текстом «Перемены в управлении Афинами 1.Прочтите заглавие текста и скажите, о чём, по вашему мнению, будет идти речь в тексте. 2.Выделите в нём ключевое слово. 3. Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия текста. 4. Подбери слова из текста, которые, являются синонимами к слову управление.
5. Постановка вопросов к теме урока. Предтекстовый этап. 1.Чтение текста по диагонали: двигайте глазами вдоль диагонали (движение глаз вправо и влево недопустимы. 2. Не перечитывайте просмотренный текст до тех пор, пока не прочитаете весь текст. 3. Если вам показалась, что в тексте ценная информация ,то всмотритесь в нужный кусок текста и прочитайте его в обычном режиме. Работа с текстом. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Солон, долговой камень, архонт, Народное собрание, Спарта, граждане, демос, царь, судебное заседание. Зачитайте предложения из текста, где использованы эти слова. Сопоставьте первое предложение текста с заглавием. Установите: - выражают ли они одну и ту же мысль - выражают ли они общее содержание текста. 3. Солон « Трудно в великих делах сразу же всем угодить» А кому не угодил Солон? (подтвердите из текста) Послетекстовый этап. Ролевая игра «Суд над Солоном» Дети в роли свидетелей (подготовить доказательства в защиту Солона) У читель: обвинитель. Голосование: чёрный и белый камни. | Примерные ответы учащихся. Перемены в управлении Афинами. Что изменилось в управлении в Афинах в связи с реформами Солона. Управление. Знать лишена преимуществ по управлению государством. 4.Народное собрание. Выборный суд. Как изменилось управление? .Какие органы власти появились в Афинах? 1.Солон, архонт, Народное собрание, граждане, демос, судебное заседание. Солон много сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством. |
Взаимопроверка и взаимоконтроль | 7. | - Как вы считаете, достаточно у нас информации, чтобы объяснить, в чем состояла демократия в то время? | Учащиеся называют демократические черты государственного устройства в Афинах. | Оценка – осознание учащимися того, что усвоено. Подведение под понятие. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Контроль – сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий. |
8. | - Попробуйте составить свое определение термина «демократия» - Сравните свое определение с определением соседа по парте. Выберете лучшее и запишите в тетрадь. Прочтите определение. | Учащиеся формулируют и записывают определение. Работа в парах – сравнивают свои определения, записывают лучшее. 2 – 3 пары читают вслух составленные определения, |
9. | Найдите определение термина «демократия» в учебнике. Прочитайте. Чьё определение близко к определению учебника? Прочитайте свое определение. | Учащиеся находят определение в учебнике и зачитывают его. Демократия – власть народа. Учащиеся зачитывают свои определения демократии, близкие к определению учебника. |
Рефлексия | 10. | Учитель предлагает учащимся оценить итоги урока, затем оценивает учащихся. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему вы научились на уроке? - Чему вы научились? - Удалось достичь целей урока? - Что получилось? - В чем испытали затруднения? - Над чем предстоит поработать? | Примерные ответы учащихся: - Познакомились с понятием «демократия», узнали, какая демократия была в Афинах. - Научились находить необходимую информацию. - Научились понимать текст. | Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, результатов работы. |
| 11. | Учитель предлагает записать домашнее задание. Синквейн к слову Солон Домашнее задание: §30 , ответы на вопросы. | Учащиеся записывают домашнее задание. | |