kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поисково просмотровое чтение в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обучение поисково просмотровому чтению на основе учебного текста и исторического документа.

Задачи: создать условия для знакомства с приёмами просмотрового чтения:

- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

- прогнозировать содержание по заголовку, началу текста.

познавательное УУД

- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию

регулятивное УУД

- формировать умения самоорганизации (целеполагание – планирование -  контроль и оценка деятельности)

коммуникативные УУД

- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поисково просмотровое чтение в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».»

Поисково просмотровое чтениев 5 классе

при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».



Цель урока: обучение поисково просмотровому чтению на основе учебного текста.


Задачи: создать условия для знакомства с приёмами просмотрового чтения:

- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

- прогнозировать содержание по заголовку, началу текста.


познавательное УУД


- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию


регулятивное УУД


- формировать умения самоорганизации (целеполагание – планирование - контроль и оценка деятельности)


коммуникативные УУД


- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи



Элементы урока

№№

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные результаты

Мобилизующий этап

1

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Снова рада видеть ваши пытливые глаза, ждать интересных, порой неожиданных вопросов. Совершенно уверена, что сегодня на уроке у нас все получится!

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Я подготовила для вас небольшой фоторепортаж. Скажите, что объединяет эти фотографии?

(Выборы в России)

-А кто участвует в выборах?

(народ)

-Кого выбирает народ?

Органы власти.

-как мы называем процесс, когда россияне участвуют в выборах?

(демократия)


Учащиеся приветствуют учителя


2

Актуализация опорных знаний и фиксирование закрепления в пробном действии. Учитель предлагает построить речевое высказывание на материале домашнего задания.

- Дайте развернутый ответ на вопрос:

«Как жили древние греки в своих полисах?» по следующему плану:

1.Что такое полис?

2.Какие черты отличают его?

3.Какие полисы тебе известны?

4.Какие занятия существовали у жителей полиса?

5.Кто управлял полисом?

6.Кто такой демос?

7.Чем был недоволен демос?

8. К чему он стремился?




Примерный ответ учащегося на 1 – 3 вопрос.

Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спар­та, Милет.

Приметный ответ учащихся на вопросы 4 – 8.

Жители полисов выращивали оливковые деревья, из пло­дов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство.

(В примерном ответе информация разделена на главную и дополнительную. Дополнительная информация выделена курсивом)

Построение речевого высказывания; владение монологической речью.

Целеполагание

3

- Понравились ли вам ответы? Почему?


- Как вы думаете, какие умения помогли ребятам дать полный и развернутый ответ на вопрос?


- Что мы повторили в этом задании?


Учитель сообщает тему урока «Зарождение демократии в Афинах».


- Что общего между понятиями «демос» и «демократия»?


- Попробуйте сформулировать цель урока. Что нам необходимо достичь?


Учащиеся говорят, что дать развернутый ответ помогает знание и понимание информации, содержащийся в учебнике. При этом нужно уметь не только читать, но и понимать прочитанное.



Учащиеся формулируют цель урока – научится читать с пониманием.

Целеполагание как

постановка учебной задачи.


Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.

4.

Учитель сообщает учащимся о событиях, которые привели к появлению демократии.

- Послушайте сообщение и ответьте на вопрос «Когда и где появилась демократия?»


Всевластие знати в Афинах, неравенство между бедными и богатыми привели к восстанию демоса. Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. В 594-м году до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Солона наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас Отечество. Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были написаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

Эти деревянные доски не сохранились, но греческие историки оставили рассказ об этом.

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос.

Примерный ответ учащегося:

- Демократия зародилась в Афинах в конце VI века до н.э.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.

5

Прочитайте отрывок из научного трактата

Аристотеля «Афинская полития» и найдите информацию, помогающую ответить на вопросы. Подумайте, какая информация является необходимой (дает ответ на вопрос), а какая избыточной (дополняет ответ, делает его более полным)?

Отрывок из научного трактата Аристотеля «Афинская полития».

          1. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий мо­мент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

          2. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали приме­нять, за исключением законов об убийствах.

          3. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию.

Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопага на­значил охранять законы...

9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устрой­стве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - от­мена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народ­ному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.


Учащиеся читают документ и отвечают на вопросы.























Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы.

Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.

Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации.

Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.

Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения.

Построение речевого высказывания.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.



Вопросы.

1. Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения?

        1. Чьи законы отменил Солон?

  1. Какой новый орган власти создал Солон?

  2. Чем занимался совет ареопагитов?

  3. Что в государственном устройстве было демократичным?



Эталон ответов.

1. Отменены частные и государственные долги.

2. Законы Дракона, за исключе­нием законов об убийствах.

3. Совет четырехсот.

4. Он должен был следить за выполнением его законов.

5. Отмена личной кабалы, апелляция к суду, участие в голосовании.

























Работа с заглавием пред чтением текста.

















Чтение текста по диагонали.















Приём «Глоссарий»




















Ролевая игра.

6.

Перед вами сосуд с камнями. Какого цвета камни? Как вы думаете как это может быть связано с текстом урока?


Работа с текстом «Перемены в управлении Афинами



1.Прочтите заглавие текста и скажите, о чём, по вашему мнению, будет идти речь в тексте.

2.Выделите в нём ключевое слово.

3. Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия текста.

4. Подбери слова из текста, которые, являются синонимами к слову управление.





5. Постановка вопросов к теме урока.




Предтекстовый этап.

1.Чтение текста по диагонали: двигайте глазами вдоль диагонали (движение глаз вправо и влево недопустимы.

2. Не перечитывайте просмотренный текст до тех пор, пока не прочитаете весь текст.

3. Если вам показалась, что в тексте ценная информация ,то всмотритесь в нужный кусок текста и прочитайте его в обычном режиме.


Работа с текстом.

  1. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Солон, долговой камень, архонт, Народное собрание, Спарта, граждане, демос, царь, судебное заседание. Зачитайте предложения из текста, где использованы эти слова.

  2. Сопоставьте первое предложение текста с заглавием. Установите:

- выражают ли они одну и ту же мысль

- выражают ли они общее содержание текста.

3. Солон « Трудно в великих делах сразу же всем угодить»

А кому не угодил Солон? (подтвердите из текста)

Послетекстовый этап.

Ролевая игра «Суд над Солоном»

Дети в роли свидетелей (подготовить доказательства в защиту Солона)

У читель: обвинитель.

Голосование: чёрный и белый камни.








Примерные ответы учащихся.


        1. Перемены в управлении Афинами. Что изменилось в управлении в Афинах в связи с реформами Солона.

        2. Управление.

        3. Знать лишена преимуществ по управлению государством.



4.Народное собрание. Выборный суд.





Как изменилось управление?


.Какие органы власти появились в Афинах?
















1.Солон, архонт, Народное собрание, граждане, демос, судебное заседание.















Солон много сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством.

Взаимопроверка и взаимоконтроль

7.

- Как вы считаете, достаточно у нас информации, чтобы объяснить, в чем состояла демократия в то время?


Учащиеся называют демократические черты государственного устройства в Афинах.


Оценка – осознание учащимися того, что усвоено.



Подведение под понятие.





Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.


Контроль – сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий.

8.

- Попробуйте составить свое определение термина «демократия»

- Сравните свое определение с определением соседа по парте. Выберете лучшее и запишите в тетрадь. Прочтите определение.

Учащиеся формулируют и записывают определение. Работа в парах – сравнивают свои определения, записывают лучшее. 2 – 3 пары читают вслух составленные определения,

9.

Найдите определение термина «демократия» в учебнике. Прочитайте.


Чьё определение близко к определению учебника? Прочитайте свое определение.


Учащиеся находят определение в учебнике и зачитывают его.

Демократия – власть народа.


Учащиеся зачитывают свои определения демократии, близкие к определению учебника.

Рефлексия

10.

Учитель предлагает учащимся оценить итоги урока, затем оценивает учащихся.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

- Чему вы научились?

- Удалось достичь целей урока?

- Что получилось?

- В чем испытали затруднения?

- Над чем предстоит поработать?

Примерные ответы учащихся:

- Познакомились с понятием «демократия», узнали, какая демократия была в Афинах.

- Научились находить необходимую информацию.

- Научились понимать текст.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, результатов работы.



11.

Учитель предлагает записать домашнее задание. Синквейн к слову Солон

Домашнее задание: §30 , ответы на вопросы.

Учащиеся записывают домашнее задание.




9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Низамова Надежда Борисовна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389874


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства