Начало урока 5 минут 4 минуты | Организационный момент ПСМ/К. Показ карты средневековой христианской Европы, изображающей Иерусалим в центре мира Вопросы: 1. Перед вами средневековая карта, какой город изображен в центре и почему? (ответы учеников) 2. Какое значение имел город Иерусалим для мусульман и христиан? (предположения учеников) Чтобы увидеть Иерусалим в средние века посмотрите отрывок из фильма Запись темы урока в тетради. Ознакомление с целями урока. Дети узнают: - Почему походы называются крестовыми? - Кто такие крестоносцы? - Зачем крестоносцы пошли в поход на Восток? - Что произошло во время походов? - Чем они закончились? - Какой крестовый поход достиг цели и почему? Формативное оценивание. Дескрипторы Учащийся: определяет, почему походы назывались крестовыми, а участников – крестоносцами определяет 6 причин крестовых походов определяет организатора крестовых походов распределить причины на экономические, политические и социальные | презентация https://www.youtube.com/watch?v=wEzXwYFSrIc |
Середина урока 10 минут 2 минуты 12 минут 2 минуты | Из речи Папы Римского Урбана II в Клермоне: “Иерусалим есть пуп (центр) Земли! Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший – второй рай. Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе, спасите братьев, проживающих на востоке! Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат! Тому, кто положит жизнь в битве, будут отпущены все грехи! Вопрос Какое влияние произвела эта речь на народ? Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров. Вопрос: Почему поход бедняков закончился неудачей? Исследование (работа в паре) Деление на пары Жокей и лошадь 1,2,3,4 крестовые походы Дескрипторы: Учащиеся называют хронологические рамки 1- 4 крестовых походов Учащиеся называют участников 1- 4 крестовых походов Учащиеся называют цели и результаты 1- 4 крестовых походов Ответы пар, взаимооценивание III. Работа в паре по контурной карте и просмотр видеоролика (при необходимости надо останавливать видео) Во время просмотра видеоролика «Крестовые походы», каждой паре учеников необходимо на контурной карте сначала отметить города Клермон, Константинополь, Иерусалим, Венеция, маршруты 1-4 крестовых походов. Какой поход раскрыл истинные причины крестоносцев? Формативное оценивание. Дескрипторы Учащийся: отмечает на контурной карте города Клермон, Константинополь, Иерусалим, Венеция определяет на контурной карте маршрут и итоги первого крестового похода определяет на контурной карте маршрут и итоги второго крестового похода определяет на контурной карте маршрут и итоги третьего крестового похода определяет на контурной карте маршрут и итоги четвертого крестового похода ( по окончании работы проводится взаимопроверка, как учениками, так и учителем) (Во время просмотра видеоролика и работы по контурной карте проводится дифференциация, так как сильные ученики смогут отметить на контурной карте крестовые походы, и оказывают помощь средним, по успеваемости, ученикам). Последствия крестовых походов. Крестовые походы принесли неисчислимые бедствия народам Ближнего Востока и сопровождались уничтожением материальных и культурных ценностей. Они (особенно Четвертый крестовый поход) подорвали силы Византийской империи, тем самым приблизив ее окончательное падение в 1453. Крестовые походы закончились неудачей, и поэтому не решили ни одной из долгосрочных проблем, стоявших перед средневековой Европой. Тем не менее они оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие. Они позволили на определенный период ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в Западной Европе. Это способствовало укреплению королевской власти и созданию национальных централизованных государств во Франции и Англии. Крестовые походы привели к временному усилению католической церкви: она существенно укрепила свое финансовое положение, расширила сферу своего влияния, создала новые военно-религиозные институты – ордена, сыгравшие важную роль в последующей европейской истории (иоанниты в защите Средиземноморья от турок, тевтонцы в немецкой агрессии в Прибалтике). Папство подтвердило свой статус лидера западно-христианского мира. В то же время они сделали непреодолимой пропасть между католицизмом и православием, углубили конфронтацию между христианством и исламом, обострили непримиримость европейцев к любой форме религиозного инакомыслия. Раньше считалось, что крестовые походы значительно обогатили европейскую продовольственную флору, дали толчок развитию производственных технологий и обусловили расширение культурного потенциала за счет заимствований с Востока. Новейшие исследования, однако, не подтверждают подобные утверждения. В то же время крестовые походы не прошли бесследно для западной экономики и культуры. Ограбление заморских стран стало катализатором имущественного расслоения и прогресса товарно-денежных отношений. Возросло экономическое могущество итальянских торговых республик, получивших огромную прибыль за счет фрахта и значительно укрепивших свои коммерческие позиции в Восточном Средиземноморье и на Черном море, серьезно потеснив арабов и византийцев. Крестовые походы способствовали социальной мобильности европейцев, преодолению их страха перед неизведанным; в психологическом плане они подготовили Великие географические открытия. И, наконец, крестоносное движение и крестоносный дух нашли отражение в средневековой литературе (рыцарский роман, поэзия трубадуров, историописание). | Приложение 1 https://www.youtube.com/watch?v=PxKpn8xQnO4 Приложение2 |