План - конспект урока "Завоевательные походы эмира Тимура"
План - конспект урока "Завоевательные походы эмира Тимура"
План – конспект урока истории в 7 классе по теме "Завоевательные походы эмира Тимура". Урок предназначен для изучения новой темы. В начале урока проверка домашнего - «мозговой штурм». Далее ученики могут подготовить сообщения, относящиеся к теме урока «Эмир - Тимур» и «Мавзолей Ахмета Яссауи». Далее учащиеся работают в группах. Закрепление материала в виде кроссворда и итогового теста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: Сформировать знания учащихся о завоевательных походах эмир Тимура.
Задачи урока:
Образовательная: охарактеризовать эмира Тимура как одну из ярких личностей, внесших в историю средневековья значительный вклад, рассказать о его происхождении, формировании его как государственного деятеля и военачальника, о его походах. Всесторонне раскрыть значение походов и их последствия.
Развивающая: посредством описания и анализа завоевательной политики эмира Тимура, потрясавшей своими масштабами все Евразийское пространство, развивать у учащихся способность к пониманию политической, экономической, культурной жизни и истории средних веков; умение работать в группах
Воспитательная: посредствам описания мужества и воли народа, ведшего освободительную борьбу против эмира Тимура, прививать учащимся чувства верности Родине и воспитывать волю. Рассказать о значении и роли мавзолея Ходжа Ахмета Яссави, прививать у учащихся уважение к историческим памятникам своей страны; умение слушать своих товарищей, вести беседу.
(Приветствие, спросить у детей как они настроены на урок. Объявить тему урока, постановка учащимися цели на урок.
Учитель: Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В какую страну, это пока останется тайной.Могу вам обещать, нас ожидают интересные приключения, но в то же время дорога нам сулит различные опасности и трудности. Поэтому мы должны быть готовы. В этом нам помогут ваши знания и смекалка. Надеюсь, это путешествие оставит у вас много впечатлений и пополнит ваш багаж знаний. В добрый путь!
Итак, тема нашего урока:Завоевательные походы эмира Тимура.
(открыли тетради, записали дату и тему урока)
Целью нашего урока будет: Знакомство с исторической личностью Тимура (Тамерлана). Мы рассмотрим процесс образования государства Тимура, определим масштабы и последствия его завоевательных походов, дадим оценку личности Тимура. А так же вы узнаете о величайшем среднеазиатском мыслителе, религиозном наставнике Тамерлана и всех мусульман Востока Кожа Ахмете Яссауи.
Прежде чем начать изучение новой темы давайте проверим домашнее задание
( «Мозговой штурм»)
Основатель монгольской империи? (Чингисхан)
Как звали в детстве Чингисхана? (Темучин)
На сколько административных туменов Чингисхан разделил империю? (95)
Основной закон государства? («ЯСА»)
Учредительное собрание…(курултай)
Основатель Золотой орды (Бату)
Сан Хана Бату (Жошы)
Столица Золотой орды? (Сарай-Бату; Сарай-Берке)
В годы правления хана Берке укрепилась связь между Золотой ордой и султаном Египта… (Бейбарысом)
10. Хронология Белой орды…(XII-XVвв)
11.Столица Белой орды (Сыгнак)
12.Батпактинская битва произошла (22 июня 1365г)
Учитель: Теперь, давайте вспомним, как на территории Казахстана образуются Золотая Орда и Могулистанское ханство. (Ответ учеников, работают с картой у доски:Государство Могулистан образовалось в результате распада Чагатайского государства на западную и восточную части. Так в Восточной части образовалось государство Могулистан, а в западных владениях, на западе Мавераннахра (между реками Амударьей и Сырдарьей) было создано государство эмира Тимура. Столица г. Самарканд. Посмотрите на карту.)
Учитель: Ребята, каких завоевателей мира вы знаете? (Ответ учеников: Атилла, Александр Македонский, Чингис хан.)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с великим завоевателем – эмиром Тимуром (Тамерланом). Тимур - одна из крупнейших исторических личностей средневековой истории. Он был жестоким, мудрым, справедливым полководцем.
Ученик 1. Эмир Тимур (Хромой Тимур, Тамерлан),периоды его жизни - 1336-1405гг, место рождения Тимура по историческим источникам имеет два варианта:
Город Туркестан
Местечко Кожа Ильгер на юго-западе города Шахризабс (сов. Узбекистан)
Отец Тимура, Тарагай бек, не был правителем, а был видным бием - советником правителя рода Барлас. Эмир Тимур- полководец, государственный деятель. В письменных исторических источниках о Тимуре говорится (зачитать): «Великолепный наездник, охотник, меткий стрелок, фехтовальщик, смелый и отважный воин, освоивший военное искусство на высоком уровне. Первоначально он возглавлял мелкие военные группы, вскоре становится известным во всей Кашгарии батыром, а с 1361г становится правителем. В молодости во время битвы он был ранен в ногу и с тех пор в истории он известен как «Ақсақ Тимур» (хромой Тимур)».
Учитель: Ребята, как вы думаете, с какой целью Тимур проводил захватническую политику?
Ученики:
1. С целью расширения территории, установления своей власти, создания мировой империи
2. Так как вели кочевой образ жизни, то в войнах захватывали пастбища и скот
3. Пополнить казну, захват богатства.
Учитель: Первыми объектами агрессии Тимура за пределами Средней Азии стали Ак-Орда (Восточный Дешт-и-Кыпчак- от Урала до Западно-сибирской низменности и среднего течения Сырдарьи) и Могулистан. Более подробно о походах Тимура мы сейчас узнаем из видеоролика.
Видеоролик.(Эмир Тимур (Тамерлан))
На доске показана карта завоевательных походов Тимура.
Учитель: А сейчас мы поработаем с учебником. Вы разделились на 3 группы.
1 группа разбирает «Походы эмира Тимура на земли Золотой Орды»
2 группа разбирает «Походы эмира Тимура против Могульского ханства»
3 группа разбирает «Последствия походов»
У вас на столах лежат ватман и маркеры. Вы должны записать основные даты и события, составить конспект, таблицу или опорную схему (кому как удобно) Показать завоевательные походы и кратко рассказать о них.
Алгоритм работы: (раздать каждой группе)
Прочитать
Обсудить
Работа по карте (учебник стр. 122)
Записать основные даты и события
Оставить конспект, таблицу или опорную схему (кому как удобно)
Показать завоевательные походы на доске + рассказ + дополнение из группы.
Учитель подходит к каждой группе и помогает с изучением нового материала.
Основные даты, которые должны выписать учащиеся в ходе работы:
1 группа
1370г Тимур захватил власть в Мавераннахре
1376г к Тимуру прибыл посол от Урус хана с требованием выдать Тохтамыша
1377г хан Урус умер
1377г Тимур-малик нанес поражение Тохтамышу
1380г Тохтамыш захватил Сарай, Хаджи- Тархан, Крым, орду Мамая
21 января 1391 Тимур выступил против Тохтамыша
18 июня 1391 в местности Кундузча Тохтамыш потерпел поражение
1393г Тохтамыш временно восстановил власть в Золотой орде
1395г новое сражение, где Тохтамыш потерпел поражение.
2 группа
1371-1372г поход Тимура в Могулистан
1371-1390г не однократно совершает походы на Могулистан
1375-1377гг завоеватели прошли через Сайрам и Таласскую долину дошли до р.Или
Весна 1376г Тимур направил войско в Могулистан против правителя Камар ад- дина
1377г Камар ад- дин был разбит дважды1380г Беля орда и Могулистан заключили союз против Тимура
1384-1391г Тимур в ответ на союз совершил ряд походов против Золотой орды и Могулистана
1390г Тимур полностью подчинил себе Могулистан
3 группа
Последствия походов
Упадок экономического положения государств
Политическая зависимость
Захват пленных, огромного количества скота
Огромные людские жертвы
Торможение развития экономических и культурных связей между государствами
Учитель: А сейчас вам необходимо все даты и последствия походов эмира Тимура записать в тетрадь.
Учитель: Для предотвращения захвата территорий и укрепления своей власти эмир Тимур планировал и осуществлял военные походы и набеги.По данным ряда современных источников, от рук солдат Тамерлана погибло около 19 миллионов человек. Хотя число жертв завоеваний Хромого Тимура, вероятно, преувеличено, их счёт явно идёт на миллионы. Чтобы прочнее укрепить свою власть Тимур использовал религию ИСЛАМ. Своим религиозным наставником считал Ходжу Ахмеда Яссави.
Ученик 2: Кожа Ахмет Яссауи - основатель поэзии суфизма, мыслитель, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный "Святейшим султаном". Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось крылатое выражение "В Медине - Мухаммед, в Туркестане - Кожа Ахмет". Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать умерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником. После смерти Арыстанбаба, 17-летний Ахмет прибыл в город Яссы. С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском; стал изучать восточную поэзию и литературу. Со временем он становится известным всему исламскому миру мудрецом. С 63 лет он заточил себя в подземелье и остальную жизнь провел там, объяснив это так: "Достиг возраста пророка, дольше мне и не надо. Не стоит жить больше возраста пророка". Есть разные сведения относительно того, сколько же лет на самом деле прожил Ахмет Яссауи. По одним данным - 73 года, по другим - 85 лет.
Яссауи призывает к набожности, терпеливости, покорности, он убеждает всех в истинности слов (хадиса) пророка: "Основа веры - совесть". В загробном мире это "золотой мост", ведущий души в рай. Таким образом он призывал людей стать честными, добрыми, милосердными.
По приказу повелителя Темира в XIV веке в Туркестане был воздвигнут архитектурный памятник в честь Святейшего султана. В народе есть такая легенда: "Когда начали строить мавзолей Кожа Ахмета Яссауи, стены унесло сильным ветром. После этого Темиру во сне явился дух старца Кызыра, возвестивший, что сначала нужно поставить мавзолей наставнику Ахмета - Арыстанбабу. Темир беспрекословно выполнил волю старика и только после этого приступил к своему замыслу".
Все, приезжающие на паломничество, вначале ночуют на могиле Арыстанбаба и лишь после этого идут на поклон к Ахмету. С 1982 года этот памятник находится под государственной охраной. Длина грандиозного сооружения - 65,5 м, ширина - 45,5 м, высота портала ворот 37,5 м. На территории мавзолея есть около 30 мечетей, библиотека и залы.
Учитель: О величии этого мавзолея мы сейчас узнаем из видеоролика.(Мавзолей Ахмета Яссауи)
Закрепление изученного:
А сейчас вам предлагаю разгадать кроссворд.
1.Одна из крупнейших исторических личностей XIV-XV веков, завоеватель мира 2. Первый объект агрессии Тимура 3. Титул Тимура 4. Мавзолей в Туркестане, построенный по приказу Тимура в 1397г. 5. Прозвище Тимура 6. Мусульманская религия, используемая Тимуром для укрепления власти 7. Направление последнего военного похода Тимура в 1404-1405гг 8. Территория между Амударьей и Сырдарьей
Тестирование на ПК. Тема «Завоевательные походы эмира Тимура»
Учитель (вывод): Сегодня мы познакомились с крупным историческим деятелем XIV-XV веков эмиром Тимуром (Тамерланом). Он покорил Белую Орду, Золотую Орду, Могулистан, Иран, Закавказье, Индию, Турцию. И в 1405 году направил свои полчища в Китай. Но по дороге неожиданно заболел и умер в городе Отрар. В постсоветском Узбекистане Тамерлан сделан национальным героем. Однако жители таких узбекских городов, как Хива относятся к этой, безусловно, великой личности весьма неоднозначно – их генетическая память хранит воспоминания о его зверствах.
Рефлексия.
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я научился…
У меня получилось
Подведение итогов, подсчет балов. Оценивание работ учащихся
Учитель:
д/з §24 стр. 160-167 читать, отвечать на вопросы, написать эссе на тему: «Каким я представляю эмира Тимура»
Приложение 1.
Походы эмира Тимура на земли Золотой Орды
Походы эмира Тимура на земли Золотой Орды. Эмир Тимур(1336-1405 гг.) был сыном бека Тарагая из тюркизированного монгольского племени барлас. В 1370 году эмир Тимур захватил власть в Мавераннахре, которым правил в течение 35 лет, вплоть до самой смерти в 1405 году. Он неоднократно совершал грабительские, завоевательные вторжения на земли Казахстана и Кыргызстана - в Восточный Дешт-и- Кыпчак, Жетысу и на Тянь-Шань.
Прежде чем завоевать Золотую Орду, эмир Тимур решил покорить ее ближайшего соседа БеЛую Орду. К Тимуру бежал из Белой Орды Тохтамыш - сын казненного У рус ханом за отказ принять участие в завоевании столицы Золотой Орды - города Сарай правителя Манги- стау, потомка хана Жошы, Туй-Ходжа-оглана.
Тимур выделил Тохтамышу войско для захвата Белой Орды. Но старший сын Урус хана Ток- гпакия разбил войско Тохтамыша и тот вновь бежал к эмиру Тимуру. В начале 1376 года к эмиру Эмир Тимур.
Тимуру прибыл посол от Урус хана с требованием выдать Тохтамыша и с извещением, что войско У рус хана движется к Туркестану. В ответ эмир Тимур вместе с Тохтамы- шем переправился через Сырдарью и расположился с войском близ Отрара. Урус хан остановился в Сыгнаке. Однако два войска так и не вступили в сражение, простояв около 3 месяцев в указанных городах. После ухода Урус хана из Сыгнака эмир Тимур разбил 10-тысячное войско сына Урус хана Малик-оглана. В 1377 году Урус хан умер, вскоре скончался и его старший сын Токтакия. Эмир Тимур посадил на ханский трон в Сауране Тохтамыша, передав ему оставшиеся земли бывшего улуса Жошы, а сам вернулся в Мавераннахр.
Новый хан Белой Орды, сын Урус хана, Тимур-Малик в 1377 году нанес поражение Тохтамышу у Саурана. Эмир Тимур вновь направил Тохтамыша с войсками в поход против Белой Орды. На этот раз Тохтамыш захватил столицу Белой Орды — Сыгнак. Далее эмир Тимур приказал ему окончательно разбить войско Тимур-Малика. Осуществив это, он мог считать себя правителем Белой Орды. Многие эмиры Орды перешли на его сторону. В 1380 году Тохтамыш захватил Сарай, Хаджи-Тархан, Крым, Орду Мамая. Но объединение под властью Тохтамыша Золотой и Белой Орд угрожало могуществу власти эмира Тимура. Между бывшими союзниками - Тимуром и Тохтамышем - началась ожесточенная продолжительная борьба, что в конечном итоге способствовало освобождению русских земель, так как это противостояние ослабляло соперников.
21 января 1391 года Тимур выступил с 200-тысячным войском в поход против Тохтамыша. 18 июня 1391 года в местности Кундузча произошло сражение двух войск, в котором Тохтамыш потерпел поражение. Тохтамыш спасся в русских землях, а эмир Тимур с огромной добычей вернулся назад. Лишь в 1393 году Тохтамыш временно восстановил свою власть в Золотой Орде. В 1395 соду произошло новое сражение между войсками Тимура и Тохтамыша в долине реки Терек на Северном Кавказе. Тохтамыш потерпел сокрушительное поражение. Преследуя его, Тимур захватил и разрушил столицу Золотой Орды Сарай-Берке. Город был полностью разграблен, многие его жители были угнаны в рабство. Были также разрушены и сожжены многие города в Поволжье. После этого экономическое положение Золотой Орды окончательно пришло в упадок.
Походы эмира Тимура против Могульского ханства. В 1371- 1372 годах Тимур послал войско в Могулистан, которое дошло до крупного города Алмалык на востоке страны, разбило кереев и вернулось назад. В том же году он лично выступил в поход на Могулистан, дойдя при этом до Сегиз-Игача в Прииссыккулье, захватив много пленных и добычи. Это были первые разведывательные походы Тимура во внутренние районы могульских земель.
Приложение 2.
Походы эмира Тимура на земли Могулистана
В 1371-1390 годах эмир Тимур неоднократно совершал походы на Могулистан. Вначале в 1375-1377 годах завоеватели прошли через Сайрам и Таласскую долину. Пройдя через внутренние районы Жетысу, они достигли реки Или. Весной 1376 года эмир Тимур направил 30-тысячное войско против правителя Могулиста- па Камар ад-дина. Его возглавлял кыпчак эмир Сасы-Буга. Однако Сасы-Буга вместе с другими эмирами не пошли на Могулистан, а, пользуясь уходом эмира Тимура в Хорезм, подняли мятеж. Сасы- Буга запросил поддержки у хана Белой Орды Уруса и правителя Могулистана Камар ад-дина. Но вернувшийся в Мавераннахр Тимур настиг со своим войском Камар ад-дина в кыргызской местности Атбаши и разбил его. После этого борьба правителя Могу листа на против Тимура всякий раз заканчивалась поражением. В 1377 году Камар ад-дин был разбит дважды: первый раз в предгорьях Кнратау, второй - в Бугымском ущелье, на пути к Иссык-Кулю.
Чтобы противостоять могуществу эмира Тимура, правители белой Орды и Могулистана в конце 1380-х годов создали политический союз. Но этот союз не смог выполнить задачу совместного отпора единому врагу. В ответ на создание союза эмир Тимур в I 384-1391 годах совершил ряд походов против Золотой Орды и Могулистана. Для покорения Могулистана он направил 120-тысячное войско. Во время этих походов войска Тимура захватывали и отправляли в Мавераннахр богатую добычу, огромные стада скота и многие тысячи пленных. В результате походов в 1390-е годы Тимур полностью подчинил Могулистан.
Приложение 3.
Последствия походов эмира Тимура.
Лишь смерть эмира Тимура в 1405 году в Отраре остановила его завоевательные походы на земли Казахстана, длившиеся многие годы.
Эти походы вызвали пагубные последствия, сказавшиеся на процессе развития и жизни населения Казахстана. Во-первых, значительно уменьшилась численность населения, пришло в упадок хозяйство страны. Были прерваны связи с другими народами и странами. Города в основном были разрушены и сожжены, их население угнано в рабство. Тяжелейший урон понесло скотоводческое хозяйство. Феодальные усобицы, распад государства на отдельные владения еще более усугубляли положение. Завоевательные походы эмира Тимура на казахские земли тяжело отразились на их экономическом и культурном развитии.
Самоанализ урока истории Казахстана
7 класс
Тема урока: Завоевательные походы эмира Тимура.
Тип урока: усвоение новых знаний
По календарно-тематическому планированию обучения истории Казахстана данный урок является тридцатым и шестым в разделе «Казахстан XIII век – первая половина V века». Тема данного урока актуальна в современном мире.
Были представлены следующие цели урока: Сформировать знания учащихся о завоевательных походах эмир Тимура.
Задачи урока:
Образовательная: охарактеризовать эмира Тимура как одну из ярких личностей, внесших в историю средневековья значительный вклад, рассказать о его происхождении, формировании его как государственного деятеля и военачальника, о его походах. Всесторонне раскрыть значение походов и их последствия.
Развивающая: посредством описания и анализа завоевательной политики эмира Тимура, потрясавшей своими масштабами все Евразийское пространство, развивать у учащихся способность к пониманию политической, экономической, культурной жизни и истории средних веков; умение работать в группах
Воспитательная: посредствам описания мужества и воли народа, ведшего освободительную борьбу против эмира Тимура, прививать учащимся чувства верности Родине и воспитывать волю. Рассказать о значении и роли мавзолея Ходжа Ахмета Яссави, прививать у учащихся уважение к историческим памятникам своей страны; умение слушать своих товарищей, вести беседу.
Данный урок проведён с учётом особенностей класса. В классе 17 учащихся, из них 7 мальчиков и 10 девочек. Класс способный, с учебным потенциалом. При планировании урока учитывались реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности. В соответствии с этим уровень сложности был подобран таким образом, чтобы обеспечивалось максимальное усвоение материала. Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «учитель- класс», «учитель - ученик», «ученик - класс». Запланирована следующая форма работы: самостоятельная, групповая.
Методы обучения: словесный, частично- поисковый, наглядный. Для продуктивного качественного проведения урока были подготовлены:
Карта
Электронный тест
Кроссворд
Опережающее задание
Мультимедийное сопровождение
Я считаю, что выбранная мною структура урока наиболее рациональна, т.е. позволила активизировать деятельность учеников (познавательную). В результате смены видов деятельности, применяемых на уроке, происходит социализация личности учащихся.