kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по истории "Реформы Н.С.Хрущева. Черное и белое?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок поможет создать условия для осмысления учащимися реформ Никиты Сергеевича Хрущёва на творческом уровне средствами проблемной технологии в ходе работы с документами и их обсуждения в ходе изучения нового материала и документов по уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по истории "Реформы Н.С.Хрущева. Черное и белое?"»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
­­­­­­­­­­­­­­­­­Реформы Н.С.Хрущева. Черное и белое?

(Тема урока)


ФИО Колоосницына Оксана Викторовна


Место работы ШМОКУ СОШ с. Новотроицкое


Должность учитель истории и обществознания


Предмет история


Класс 9


Тема и номер урока в теме №52 "Реформы Н.С.Хрущева.Черное и белое."



Базовый учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт История России XX-начало XXI века. издательство "Просвещение"2014



8. Цель урока: создать условия для осмысления реформ Никиты Сергеевича Хрущёва на творческом уровне средствами проблемной технологии в ходе работы с учебником и документами; их обсуждения

9. Задачи:

1.Обучающая: уяснить необходимость реформ в стране; узнать об альтернативных путях экономического реформирования; на основе конкретных данных узнать об успехах отечественной экономики

2. Развивающая: развивать умения самостоятельно добывать знания из различных источников; находить обоснованные решения проблемным вопросам и заданиям.

3.Воспитывающая: воспитывать чувства гражданственности, уважение к исторической личности.

- Тип урока Урок изучения нового материала

  1. Формы работы учащихся индивидуальная, групповая, фронтальная

  2. Необходимое техническое оборудование

Структура и ход урока: портрет Н.С. Хрущева, изображение скульптуры Э. Неизвестного "Памятник Н.С. Хрущеву", пакет документов, мультимедийная установка, учебники А.А.Данилов Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт история России XX_- начало XIX века п. 40




12. Таблица 1.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этапы

уроков

Название

Использ

уемых

медиа

(с указан

ием поря

дкового

номера из Таблицы 2

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вре

мя

(ми

н)

1

2

3

4

5

6

71.

Организа

ционная

часть

Презентация

"Реформы

Н.С.Хрущева.

Черное и

Белое"

Приветствует учеников.

Проверка готовности учащихся к

уроку, выдача необходимых

материалов

Подготовка рабочего места

1

2.

Целепол

агание

Презентация

"Реформы

Н.С.Хрущева.

Черное и

Белое"

Сообщение цели и темы урока,

Знакомятся с целью

и темой урока

готовятся к

восприятию

учебного материала

5

3.

Создани

е

проблем

ной

ситуации


Презентация

"Реформы

Н.С.Хрущева.

Черное и

Белое"

Помогает сформулировать

ученикам проблему урока

Составляют из набора

слов проблему

5

4.

Поиск

Способов

решения


Презентация

"Реформы

Н.С.Хрущева.

Черное и

Белое"

Рассказывает о реформах

Г.Маленкова и

административной реформе

Н.С.Хрущёва

Объясняет правила работы

в

группах

Выписывают в

распечатки положительные

и отрицательные меры

за учителем

5

5.

Решение

проблемной

ситуации


Презентация

"Реформы

Н.С.Хрущева.

Черное и

Белое"

Помогает консультантам,

направляет их в группы

Подводит итоги

Работают в

группах. Выполняют

задания в

распечатках

выступают по своей теме


6-7 мин

6

Применение знаний.




Презентация

"Реформы

Н.С.Хрущева.

Черное и

Белое"

Помогает ученикам

составить

пары причина- следствие

Отвечают

с места, составляют

пары причина - следствие

3- мин

7

Рефлексия


Презентация

"Реформы

Н.С.Хрущева.

Черное и

Белое"

Подведение итогов

Чтение стихотворения

Твардовского

Оценка себя в работе на уроке с помощью распечатки

3-4






Припожение 4

План-конспект урока

Шабалинское муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с Новотроицкое Шабалинского района Кировской области



Конспект урока по теме : «Реформы Н.С. Хрущева. Черное или белое? »


  1. Подготовила и провела
  2. Учитель истории и обществознания
  3. ШМОКУ СОШ с.Новотроицкое
  4. Колосницына О.В.



















  1. Реформы Н.С. Хрущева. Черное или белое? Чёрное и белое?

Дидактическая цель: – создать условия для осмысления реформ Никиты Сергеевича Хрущёва на творческом уровне средствами проблемной технологии в ходе работы с документами и их обсуждения

Тип урока : изучения нового материала

Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная

Метод: частично-поисковый

Технология: проблемного обучения

Задачи:

  • Обучающая: уяснить необходимость реформ в стране; узнать об альтернативных путях экономического реформирования; на основе конкретных данных узнать об успехах отечественной экономики Развивающая: развивать умения самостоятельно добывать знания из различных источников; находить обоснованные решения проблемным вопросам и заданиям.

  • Воспитывающая: воспитывать чувства гражданственности, уважение к исторической личности.

Оборудование: портрет Н.С. Хрущева, изображение скульптуры Э. Неизвестного "Памятник Н.С. Хрущеву", пакет документов, мультимедийная установка, учебники А.А.Данилов Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт история России XX_- начало XIX века п. 40

Оформление доски

Тема «Экономические реформы Н.С.Хрущёва. Чёрное или белое?

Целеполагание: Как противоречивость реформ сказалось на развитии страны

Репродукции картин, портрет

Из словосочетаний составить пары: причина – следствие.

Реорганизация МТС.
Закупка зерна за границей.
Упадок личного подсобного хозяйства.
Скупка скота у крестьян.
Разорение колхозов.
“Кукурузная эпопея” и освоение целины.

Ход урока

Целеполагание: Сегодня мы  начинаем изучение темы «Экономические реформы 1953-1964гг). Чьи это годы правления? Слайд 1

Создание проблемной ситуации

Мнения современников и специалистов-исследователей по оценке реформ Н.С. Хрущева существенно различаются. Даже в своей скульптуре Э. Неизвестный выразил отношение к реформаторской деятельности Н.С. Хрущева. Обратите внимание: половина памятника светлая, а половина – темная. Почему? (слайд2) А может быть это связано с деятельностью Н.С.Хрущёва . Давайте сформулируем проблему на урок. Поможет вам в этом набор слов на вашей распечатке, где целеполагание

Как противоречивость реформ сказалось на развитии страны? слайд 3

Значит цель нашего урока: определить вклад Н.С.Хрущёва в процесс развития экономики нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ.(слайд4)

Изучаемые вопросы у вас у каждого на распечатках

Основная часть работы у нас пройдёт в группах по 2,3,и 4 вопросам, вы будете выполнять задания , которые у вас есть, а консультанты будут помогать в каждой группе.

Первый вопрос я буду рассказывать сама, а вы внимательно слушая выделяете главные отрицательные последствия проведенных мероприятий и положительные итоги принятых мер

Учитель: После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве разгорелись с новой силой . в 1953 году с программой экономических преобразований выступил Г.Маленков. Он предложил перенести центр тяжести на развитие лёгкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Однако с отстранением Маленкова от дел постепенно прекратили действовать и предложенные им реформы. Одним из самых громких начинаний Н.С.Хрущёва 50-60-х гг стала . - борьба с бюрократизмом и ряд реорганизаций, призванных дать больше экономической самостоятельности республикам и регионам , вошедшая в историю, как административная реформа

Страна была разделена на несколько крупных экономических районов, для управления которыми создавались Советы народного хозяйства (совнархозы). Местные советы получили все права на производство и распределение продукции местной промышленности. С одной стороны, это укрепило экономические права местных властей, но с другой стороны – ударили по единой технической и технологической политике. Оказалось, что хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов ведет к нарушению связей между ними, порождает местничество, разжигает групповые интересы на местном уровне. Выход из положения был найден в создании республиканских совнархозов и ВСНХ.

На распечатке ученики записывают

Итак, что вы записали

Вывод по административной реформе: Эти мероприятия сопровождались значительным увеличением армии управленцев . Темпы экономического развития неуклонно снижались (Слайд 5)

Реформы, которые проводят централизованно, они всегда отражаются на местном уровне, поэтому

Сейчас вы будете работать в группах и параллельно, работе с учебником вы анализируете материал, который у вас на партах. (6-7 мин слайд 5)

Консультанты сначала будут работать со мной , а затем помогать в группах.

После обсуждения заданий в группе и формулировки ответов вы готовите выступление

Анализ проблемной ситуации: Работа в группах: (. Координатор следит за работой участников группы и в конце помогает выставлять оценки, следит за временем и распределяет обязанности,)

Получение новой информации: изучение учебных пособий, документов. Предлагаю учащимся изучить документы в группах

1 группа – реформы в сельском хозяйстве;( п.40 с. 282-284)

Вывод по с/х: что реформы в сельском хозяйстве были не всегда продуманными, результаты реформ были неоднозначными. Колхозы остались без средств, происходило отвлечение огромных сил и средств на подъем целины, в Казахстане и Сибири возникли экологические проблемы, а кукуруза прижилась только в южных районах(слайд6)

2 группа – реформы в промышленности;( п.40 с.284-286)

Вывод по промышленности: реформы носили противоречивый характер т.к. несмотря на развитие машиностроения, В.П.К., освоение космической программы и т.д., развитие шло экстенсивным путем, не развивались на достаточном уровне новые направления в науке, в целом, снижение темпов экономического роста. (слайд7)

3 группа – социальные реформы. (п.40 с.286)

Вывод по социальной: Всё более отчётливо становилась тенденция решать возникающие проблемы за счёт трудящихся. Повышение цен на продукты питания вызвало недовольство широких масс населения, которое было подавлено с помощью войск.

(Слайд 8)

Поиск способов решения: размышления вслух учащимися работа с консультантами

. Докладчики выступают и озвучивают итоги группы.

Учащиеся в группах после обсуждения, делают вывод, что общественное хозяйство не достигло уровня развитого социализма, потому, что все реформы 50-60-х гг. носили противоречивый характер. Экономическая ситуация в целом была не благоприятна, снижались темпы экономического роста, нарушалось единство подходов к решению научно-технических проблем, начались закупки зерна за границей, отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда не было преодолено.

Вернёмся к проблемному вопросу: Как противоречивость реформ сказалось на развитии страны?


Для ответа на этот вопрос учащимся дается 1-2 минуты

Реформы Н.С.Хрущёва носили неоднозначный характер и нельзя говорить только об их белом или чёрном цвете

Для ответа на этот вопрос учащимся дается 1-2 минуты

Применение знаний : Теперь обратите внимание на доску здесь написаны причины и следствия реформ Н.С.Хрущёва мы найдём причинно-следственную связь данных событий

Из словосочетаний составить пары: причина – следствие.

Реорганизация МТС.
Закупка зерна за границей.
Упадок личного подсобного хозяйства.
Скупка скота у крестьян.
Разорение колхозов.
“Кукурузная эпопея” и освоение целины.

. (5-10 минут).

Итак теперь подведём итоги . Что нового я сегодня узнал, что было интересным и полезным, чему научился:. Что на уроке было трудным, непонятным, неинтересным, что нужно изменить

Домашнее задание § 40, Подумать и написать: были ли выполнимы лозунги 60-х годов: “Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”, “Догоним и перегоним Америку”.


Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Одна неправда нам в убыток,

И только, правда, ко двору!(слайд 9)

Спасибо за урок. Мне очень приятно было с вами поработать








































Приложение1

Урок истории в 9 классе § 40. Экономика СССР в 1953 – 1964 годах (для ученика)

Ход урока:

1. Целеполагание: (противоречивость, как, на, сказалось, реформ, страны, развитии)


2. Изучение и осмысление нового материала по вопросам:

1) Экономический курс Маленкова и реформа управления народным хозяйством, проведенная Н.С. Хрущевым

2) Сельскохозяйственная политика Хрущева

3) Развитие промышленности

4) Социальная политика.



2.1) Экономический курс Маленкова и реформа управления народным хозяйством, проведенная Н.С. Хрущевым – слушаем рассказ учителя и выделяем главное, заполняя таблицу:


Отрицательные последствия проведенных мероприятий

Положительные итоги принятых мер

1.например: Удар по единой технической и технологической политике.


1.например: укрепление экономических прав местных властей.

2.


2.

3.


3.



2.2) Сельскохозяйственная политика Хрущева – по этому вопросу работает первая группа, читая текст вопроса и заполняя таблицу:


Мероприятия, имеющие отрицательные последствия


Меры, давшие положительные результаты

1.например: Реорганизация МТС (машино-тракторных станций) – колхозы выкупали технику по высокой цене.


1.

2.



2.например: Повышение закупочных цен, списание долгов прошлых лет.

3.



3.Введение пенсий колхозникам,, выдача им паспортов.

4.Насажднеие кукурузы за счет сокращения посевов пшеницы и ржи.



4.

5.



5.





2.3) Развитие промышленности - по этому вопросу работает вторая группа, выполняя задания –поиск ошибок в данном тексте и заполняя таблицу:


Текст с ошибками


Текст без ошибок

1.Особенно быстрыми темпами развивались предприятия группы «Б» - пищевая и легкая промышленность.


1.

2.Среднегодовые темпы прироста промышленного производства за 1950-1965 годы составляли 5%.


2.

3.Успехи в промышленности за счет научно-технического процесса были достигнуты во всех отраслях народного хозяйства.


3.

4.В июне 1957 года совместно с американцами был осуществлен запуск МКС (международной космической станции).


4.

5.Промышленность развивалась по пути внедрения новых технологий, широкого использования достижений НТР (научно-технической революции)


5.


2.4) Социальная политика - по этому вопросу работает третья группа, выполняя задания и заполняя таблицу:

«Реставрация» мероприятий, имеющих отрицательные последствия

«Реставрация» мер, давших положительные результаты

1. Рост розничных цен на продукты повседневного спроса на 25-30%.


1. Повышение доходов работающих в промышленности и сельском хозяйстве.

2.


2.

3.


3.

4.


4.



3. Рефлексия, подведение итогов, оценка себя в работе на уроке:


Что нового я сегодня узнал, что было интересным и полезным, чему научился:

Что на уроке было трудным, непонятным, неинтересным, что нужно изменить

1.


1.

2.


2.

3.


3.

4. Д/З: § 40, Подумать и написать: были ли выполнимы лозунги 60-х годов: “Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”, “Догоним и перегоним Америку”.

Приложение 3


Технологическая карта урока.

1.Ф.И.О: _Колосницына Оксана Викторовна

2. Раздел программы, класс 9 «СССР в 1953-середине 60-х гг XX века»

З.Тема: Реформы Н.С. Хрущева. Черное или белое?


4. Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления реформ Никиты Сергеевича Хрущёва на творческом уровне средствами проблемной технологии в ходе работы с учебником и краеведческим материалом; их обсуждения


5. Задачи урока:

  • Обучающая: уяснить необходимость реформ в стране; узнать об альтернативных путях экономического реформирования; на основе конкретных данных узнать об успехах отечественной экономики и в нашем Омутнинском районе

  • Развивающая: развивать умения самостоятельно добывать знания из различных источников; находить обоснованные решения проблемным вопросам и заданиям.

  • Воспитывающая: воспитывать чувства гражданственности, уважение к исторической личности. Структура учебного урока:



Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин)

1.

Организационная часть

Приветствует учеников. Проверка готовности учащихся к уроку, выдача необходимых материалов

Подготовка рабочего места

1

2.

Целеполагание

Сообщение цели и темы урока,

Знакомятся с целью и темой урока готовятся к восприятию учебного материала

5

3.

Создание проблемной ситуации

Помогает сформулировать ученикам проблему урока

Составляют из набора слов проблему

5

4.

Поиск способов решения

Рассказывает о реформах Г.Маленкова и административной реформе Н.С.Хрущёва

Объясняет правила работы в группах

Выписывают в распечатки положительные и отрицательные меры за учителем

5

5.

Решение проблемной ситуации


Помогает консультантам, направляет их в группы

Подводит итоги

Работают в группах. Выполняют задания в распечатках и по краеведческой теме выступают по своей теме


6-7 мин

6

Применение знаний.




Помогает ученикам составить пары причина- следствие

Отвечают с места, составляют пары причина - следствие

3- мин

7

Рефлексия


Подведение итогов

Чтение стихотворения Твардовского

Оценка себя в работе на уроке с помощью распечатки

3-4


Припожение 4


Урок истории в 9 классе § 40. Экономика СССР в 1953 – 1964 годах (для учителя)

Ход урока:

1. Целеполагание: (противоречивость, как, на, сказалось, реформ, страны, развитии)


2. Изучение и осмысление нового материала по вопросам:

1) Экономический курс Маленкова и реформа управления народным хозяйством, проведенная Н.С. Хрущевым

2) Сельскохозяйственная политика Хрущева

3) Развитие промышленности

4) Социальная политика.



2.1) Экономический курс Маленкова и реформа управления народным хозяйством, проведенная Н.С. Хрущевым – слушаем рассказ учителя и выделяем главное, заполняя таблицу:

Отрицательные последствия проведенных

мероприятий

Положительные итоги принятых мер

1.например: Удар по единой технической и технологической политике.


1.например: укрепление экономических прав местных властей.

2.нарушение связей между регионами


2.хозяйственная самостоятельность предприятий



2.2) Сельскохозяйственная политика Хрущева – по этому вопросу работает первая группа, читая текст вопроса и заполняя таблицу:


Мероприятия, имеющие отрицательные последствия


Меры, давшие положительные результаты

1.например: Реорганизация МТС (машино-тракторных станций) – колхозы выкупали технику по высокой цене.


1.Колхозы получили свою технику

2.повышение розничных цен



2.например: Повышение закупочных цен, списание долгов прошлых лет.

3.наступление на « личное подсобное хозяйство»



3.Введение пенсий колхозникам,, выдача им паспортов.

4.Насажднеие кукурузы за счет сокращения посевов пшеницы и ржи.



4.увеличение площади под кукурузу более чем в двое, использование её на корм скоту

5.Экологические проблемы на целине: эрозия почвы, песчаные бури



5.Освоение целинных и залежных земель – 42 млн.га





2.3) Развитие промышленности - по этому вопросу работает вторая группа, выполняя задания –поиск ошибок в данном тексте и заполняя таблицу:


Текст с ошибками


Текст без ошибок

1.Особенно быстрыми темпами развивались предприятия группы «Б» - пищевая и легкая промышленность.


1.Предприятия группы Б развивались значительно медленнее, а особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, металлообработка и.. т. предприятия группы А

2.Среднегодовые темпы прироста промышленного производства за 1950-1965 годы составляли 5%.


2. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства за 1950-1965 годы составляли 10%


3.Успехи в промышленности за счет научно-технического процесса были достигнуты во всех отраслях народного хозяйства.


3. Успехи за счет научно-технического процесса были достигнуты только в военно- промышленном комплексе

4.В июне 1957 года совместно с американцами был осуществлен запуск МКС (международной космической станции).


4.Четвёртого октября 1957 года был запущен первый спутник. В освоении космоса мы американцев обогнали

5.Промышленность развивалась по пути внедрения новых технологий, широкого использования достижений НТР (научно-технической революции)


5.Промышленность развивалась по привычному экстенсивному пути, тот есть за счёт строительства новых предприятий


2.4) Социальная политика - по этому вопросу работает третья группа, выполняя задания и заполняя таблицу:

«Реставрация» мероприятий, имеющих отрицательные последствия

«Реставрация» мер, давших положительные результаты

1. Рост розничных цен на продукты повседневного спроса на 25-30%.


1. Повышение доходов работающих в промышленности и сельском хозяйстве.

2.Совмещённый санузел, маленькие комнаты, неудобная кухня


2.Начало широкого жилищного строительства

3.Пенсии были маленькие


3.Принят закон о пенсиях для рабочих и служащих их размер увеличивался вдвое

4.Были снижены тарифные расценки на производстве на треть


4.Регулярно повышались оклады в промышленности(только за 1961-1965г. на 19%


3. Рефлексия, подведение итогов, оценка себя в работе на уроке:

Что нового я сегодня узнал, что было интересным и полезным, чему научился:

Что на уроке было трудным, непонятным, неинтересным, что нужно изменить

1.


1.

2.


2.

3.


3.



4. Д/З: § 40, Подумать и написать: были ли выполнимы лозунги 60-х годов: “Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”, “Догоним и перегоним Америку”.


Литература

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина , М.Ю.Брандт История России XX - начало XXI века 9 класс М. Просвещение 2009

О.В. Арасланова, А.В.Поздеев Поурочные разработки по истории России XX - начало XXI века 9 класс Москва «Вако» 2005




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по истории "Реформы Н.С.Хрущева. Черное и белое?"

Автор: Колосницына Оксана Викторовна

Дата: 18.05.2018

Номер свидетельства: 470135


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства