изучить государственное устройство ВКЛ в XV- первой половине XVI в.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Проверка домашнего задания. Учитель разбивает класс на группы с целью проверки домашнего задания. В это же время учителем проводится устный индивидуальный опрос домашнего задания у нескольких учащихся. | Учащиеся в группах устно работают по вопросам и заданиям на стр. 71 учебника. |
Учитель проводит устную фронтальную проверку ответов на вопросы и задания на стр.71 учебника. | Группы по очереди озвучивают ответы. |
Учитель озвучивает тему урока и подводит учащихся к цели урока следующими вопросами: Какую власть имел великий князь в ВКЛ? Какую роль играла великокняжеская рада при великом князе в XIV в.? | 3.Учащиеся рассказывают об абсолютной власти великого князя и совещательной функции великокняжеской рады, формулируют вместе с учителем цель урока. |
Учитель знакомит учащихся именами великих князей, которые будут изучать в теме уроке и последующих темах (схема на доске). Казимир IV Ягеллон→ Александр Казимирович→ Сигизмунд I Старый | 4.Учащиеся записывают схему в тетрадь. |
Учитель формулирует задание для групп: заполнить таблицу «Законодательные акты, закрепощающие крестьян». Дата акта | Название | Положение крестьян согласно акта | | | | | 5.Учащиеся в группах заполняют таблицу, пользуясь материалом учебника «Казимир Ягеллончик и его политика» на стр. 72 и «Законодательство ВКЛ» на стр. 76. Учащиеся озвучивают результаты заполнения таблицы, делают вывод о бесправии крестьян. |
Физкультминутка | 6.Учащиеся выполняют физкультминутку, используемую в классе. |
Учитель организовывает фронтальную работу с классом: знакомит учащихся со схемой на стр. 74. «Схема государственного управления ВКЛ» и предлагает изучить, какие в ВКЛ существовали высшие государственные должности. Какие совещательные органы власти существовали при великом князе в XVI в.? Какие высшие государственные должности входили в раду? Какие у них были обязанности? | 7.Учащиеся знакомятся со схемой «Схема государственного управления ВКЛ» и читают вслух по очереди материал учебника на стр. 73 «Высшие государственные должности в ВКЛ». Отвечают на вопросы учителя. |
Задание для групп: на основании материала учебника на стр. 74- 75 найдите ответы на вопросы: Какие функции выполняла рада? Как изменилась роль рады согласно привилея 1492 года? Перечислите функции сейма. Сделайте вывод об изменении роли великого князя после 1492г. | 8.Учащиеся работают в группах по вопросам на карточках. Затем озвучивают составленные ответы. Каждая группа делает вывод. |
Закрепление материала. Учащимся предлагается на доске перечень понятий, необходимо воспроизвести их определения: Судебник, воевода, каштелян, гетман, канцлер, маршалок, подскарбий, сейм, Статут ВКЛ. | 9.Учащиеяся, разбившись по парам, выполняют задание учителя. |
Рефлексия. Оцениваются наиболее активные учащиеся. | 10.Учащиеся делятся впечатлениями об уроке («Сегодня я узнал, что…», «Меня заинтересовало…», «Меня удивило…» и т.д.) |
Домашнее задание: § 14, высоко мотивированным учащимся даётся дополнительное задание подготовить сообщения о великих князьях Казимире и Александре. | |