kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по истории в 7 классе на тему: «Россия в конце XVI века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. подвести итог правления Ивана Грозного;
  2. определить особенности развития нашего края в этот период;
  3. развивать умения работать с документами, анализируя ответы, делать сравнительные выводы
  4. воспитывать интерес не только к истории отечества, роли отдельной личности, но и к истории родного края

Задачи:

        1.  определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана Грозного;

        2.  проанализировать реформы 1550-х годов и  выяснить их последствия;

        3.  дать свою оценку значимости реформ для России XVI века.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- определять развитие внутренней  политики Бориса Годунова её направления;

- находить причинно-следственные связи;

- отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения

        Личностные:

- формирование готовности к саморазвитию;

- воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств;

- сохранять мотивацию к учебной деятельности;

- уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей;

Регулятивные:

- умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения;

- развитие навыков самопланирования, взаимо- и самооценки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по истории в 7 классе на тему: «Россия в конце XVI века»»

МКОУ «Шауринская СОШ»





План-конспект урока по истории в 7 классе на тему:

«Россия в конце XVI века»









Учитель истории и обществознании

Рамазанова Мадина Гасангусейновна

дата проведения - 15.11.2017 г.







2017 год


Россия в конце XVI века.

Цели урока:

  1. подвести итог правления Ивана Грозного;

  2. определить особенности развития нашего края в этот период;

  3. развивать умения работать с документами, анализируя ответы, делать сравнительные выводы

  4. воспитывать интерес не только к истории отечества, роли отдельной личности, но и к истории родного края

Задачи:

1.  определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана Грозного;

2.  проанализировать реформы 1550-х годов и  выяснить их последствия;

3.  дать свою оценку значимости реформ для России XVI века.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- определять развитие внутренней политики Бориса Годунова её направления;

- находить причинно-следственные связи;

- отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения

        Личностные:

- формирование готовности к саморазвитию;

- воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств;

- сохранять мотивацию к учебной деятельности;

- уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей;

Регулятивные:

- умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения;

- развитие навыков самопланирования, взаимо- и самооценки.

Познавательные:

- осознанное речевое высказывание в устной форме;

-  дополнение и расширение имеющихся представлений о правлении Бориса Годунова;

- формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема, карта и др.);

Коммуникативные:

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе;

Тип урока: комбинированный

Персоналии: Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов

Даты: 1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича

1589 – учреждение в России патриаршества

1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова

1598 – завершение присоединения к России Сибирского ханства

1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова

1601-1603 – движение «разбоев».

План изучения нового материала:

  1. Федор Иванович

  2. Внутренняя политика Бориса Годунова

  3. Царь Борис.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания ( фронтальный опрос)

  3. Изучение нового материала.



Выступление учащихся.


  1. Федор Иванович ( Измайлов Сейяр)

Федор 1-й Иоаннович (Феодор Блаженный) родился в мае 1557 г. Он был сыном Ивана 4-го Грозного и Анастасии Романовой (последняя из московского рода Рюриковичей). Иван 4-й в честь рождения сына велел построить храм в Переславле-Залесском. В 1581 г. главный наследник Иван погибает, претендентом на царствование становится Федор Иванович.

В 1584 г. московским Земским собором Федор 1-й Иванович избирается царем и великим князем всея Руси. Однако многие (в том числе Иван Грозный) считали, что он был совсем непригоден для правления. Историки говорили о нем как о человеке со слабым умом и здоровьем.

За время своего правления Федор Иванович практически не участвовал в управлении государством, полностью полагаясь на мнение вельмож и Бориса Годунова. Считается, что именно Годунов управлял государством от имени Федора и стал его преемником после смерти царя.

Женой Федора Ивановича была дочь Бориса - Ирина Годунова, родившая ему дочь Феодосию (скончалась в младенчестве). Наследников у царя не было. За все годы своей жизни Федор Иванович уделял достаточно много времени молитвам в монастыре.

Во внешней и внутренней политике государства за время своего правления царь Федор Иванович успел сделать, к сожалению, не так уж много. Рассмотрим основные события в период его царствования:

  • 1584 г. - на верность Федору Ивановичу присягнули донские казаки;

  • 1585-1591 гг. - Федор Савельевич Конь (русский зодчий) воздвиг башни и стены Белого города;

  • 1586 г. - Андрей Чохов (пушечный литейщик) отлил известную Царь-пушку;

  • 1589 г. - в России впервые обосновалось патриаршество; первым патриархом московским стал Иов;

  • 1590-1595 гг. - русско-шведская война.

Федор Иванович умер в 1598 г., оставив своим преемником Бориса Годунова. Смерть царя наступила в результате тяжелой болезни. На Федоре прервался род Рюриковичей по московской линии.

2. Внутренняя политика Бориса Годунова. ( Бекирова Сабрина). После смерти Ивана 4 на престол вступил его сын Федор (1584-1598). Говоря о правлении Федора Ивановича, мы, прежде всего, говорим о политике Бориса Годунова. Борис был незаурядным, энергич­ным человеком, обладал тонким политическим чутьём.

К концу 16 века Русское государство находилось в тяжелом экономическом кризисе. Новое правительство должно было решить две основные задачи: восстановить нормальную хозяйственную жизнь и сплотить верхушку общества. Меры, которые использовало правительство, привели к оформлению системы крепостного права. Крепостное право – система юридических норм, которая закрепляет крестьянскую зависимость от феодала.

Служилые люди на Руси получали за свою службу поместье, которое обрабатывали крестьяне. Крестьяне не были привязаны к конкретному помещику, могли переходить к другому помещику в поисках лучших условий. Еще в 1497 году Иван 3 установил единый для всей страны срок перехода крестьян – Юрьев день, а точнее неделя до 26 ноября и неделя после. Это было первое ограничение крестьянской свободы. Запросы помещиков росли, удовлетворить их они могли, только повышая крестьянские повинности. Правительство, заботясь о благосостоянии служилого сословия, стремилось прочнее привязать крестьян к владельцам земли.

1581 год – Указ о «заповедных летах» - отмена Юрьева дня, запрет свободного перехода крестьян от одного хозяина к другому («заповедь» - запрет). Сначала это была временная мера, но в силу заинтересованности помещиков она стала действовать постоянно. Самой обычной и массовой формой протеста крестьян против усиления феодального гнета было бегство.

1597 год – Указ об «урочных летах» - 5-летний срок сыска беглых крестьян. Землевладельцы, у которых сбежали крестьяне за 5 лет до 1597 года и которые успели в этот срок подать челобитье о сыске беглых, имели право рассчитывать на содействие государственной власти.

Эти меры способствовали укреплению хозяйства помещиков.

Годунов стремился заручиться поддержкой православной церкви. В 1589 году в России было введено патриаршество. До этого главой русской православной церкви был митрополит, который подчинялся непосредственно константинопольскому патриарху. Таким образом, российская церковь получила независимость от константинопольского патриарха, но в то же время усилился контроль государства над ней — ведь кандидатура будущего патриарха фактически одобрялась царем. Первым патриархом стал митрополит Иов, сторонник Годунова. Да и сама инициатива учреждения патриаршества исходила не от церкви, а от государства.

2. Царь Борис. ( Ибрагимов Ахтем). У царя Федора не было детей. Наследником считался Дмитрий - младший сын Ивана Грозного от последней, восьмой жены, Марии Нагой. Дмитрий вместе со своей матерью был сослан в Углич, где погиб в 1591 году. До сих пор остается непонятным, был ли царевич убит, или же произошел несчастный случай, и он сам напоролся на нож во время эпилептического припадка. Комиссия, во главе с боярином Василием Шуйским, отправленная в Углич для изучения дела, заявила, что царевич погиб в результате несчастного случая, однако сам Шуйский впоследствии несколько раз менял свое мнение.

В 1598 году умер царь Федор. Династия Рюриковичей пресеклась. Жена Федора Ирина отказалась от престола и ушла в монастырь. Патриарх Иов высказал мысль о венчании на царство Бориса Годунова. Был собран Земский собор, на котором царем был избран Годунов. Но Борис от престола отказался. Почему? Несмотря на своё высокое положение, не имел кровного родства с правящей династией, в отличие от Шуйских или Романовых. Он понимал, что никаких прав на престол не имеет. Были организованы народные шествия к Годунову, Иов грозился отлучить Бориса от церкви за неповиновение. В итоге Годунов согласился (1598-1605). Впервые на Руси на трон вступал неприрожденный государь.

3. Экономические трудности. ( Шабанова Диляра). После того, как Годунов формально стал царем, многие проблемы, возникавшие в Российском государстве, начали объяснять тем, что на престол взошел боярин, а не природный государь. Годунова начали обвинять в убийстве царевича Дмитрия Ивановича.

Бориса, много сил и денег вложившего в благоустройство Москвы, называли виновником разорившего город пожара, говорили, что именно его правление привело к страшному голоду, обрушившемуся на Русь в 1601—1603 годах. В России три года подряд из-за ужасных погодных условий (засухи, дождей, ранних заморозков) был сильный неурожай, что вызвало массовый, невиданный по масштабам голод. Погибли тысячи людей. Правительство Годунова приложило максимум усилий для того, чтобы смягчить социальную напряженность в стране: оно организовало общественные работы в городах и массовую бесплатную раздачу хлеба голодающим из государственных хранилищ.

Однако эти меры не имели большого эффекта, и ситуация продолжала ухудшаться. На юго-западные и южные окраины страны бежали сотни крестьян, холопов, посадских людей. Они представляли собой «горючий материал», готовый вспыхнуть в любое время. Власти называли этих людей «разбойниками», «лихими людьми», ведь они покушались на имущество других людей.

Кульминацией социально-экономического кризиса и «голодных бунтов» в стране стало движение холопов под предводительством атамана Хлопка (1603), с трудом подавленное правительственными войсками. О том, насколько Годунов был встревожен происходившим, можно судить по тому, что в это время он впервые нарушил свою клятву никого не казнить, данную им при вступлении на престол. Вожди восстания Хлопка были казнены.

Таким образом, первые годы правления Бориса Годунова были отмечены успехами во внутренней и внешней политике России. Но в начале 17 века ситуация резко изменилась – в стране начался голод, вспыхнули народные волнения.


Закрепление изученного материала:

1.Старшего сына Ивана Грозного звали (Иван)

2.Первый патриарх Московский и всея Руси (Иов)

3.Имя младшего сына Ивана Грозного (Дмитрий)

4.Крестьянское выступление в царствование Б. Годунова возглавил (Хлопко)

Работа с терминами у доски


Рефлексия

Домашнее задание: параграф 11 читать, отвечать на вопросы, выучить термины


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по истории в 7 классе на тему: «Россия в конце XVI века»

Автор: Рамазанова Мадина Гасангусейновна

Дата: 27.11.2019

Номер свидетельства: 529114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства