Олимпийские игры (776г. до н.э.- 394г. н.э.) – празднества и состязания в Др. Греции, которые устраивались в честь бога Зевса;
  Пятиборье - система состязаний, включала бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба;
  Милон, Полидам, Феаген, Диагор.
  продолжить формирование умений работать с текстом учебника и аудиовизуальной информацией, иллюстрациями;
  выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.
  популяризовать здоровый образ жизни.
  Учебник А.А. Годер, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., 2009.
  Презентация «Олимпийские игры в древности».
      |   Этап урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |  
  |   I. Организационный момент   |  
  |   МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА       |    – Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим очередную экскурсию в прошлое. Какую страну мы изучаем?   |    Все ученики стоят у доски. Взялись за руки.      Древняя Греция.   |  
  |   II. Актуализация знаний   |  
  |   ИГРА «ЧИСТАЯ ДОСКА»   |    На доске понятия, вы должны назвать понятие и объяснить его.   |    Учащиеся выходят, называют понятие, дают определение.   |  
  |   ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС   |    1. Где жили древние греки?   |    1. Греки – это жители Балканского полуострова.   |  
  |        |    2. Назовите основные занятия древних греков?   |    2. Др. греки занимались земледелием (разводили оливки, выращивали виноград, ловили рыбу).   |  
  |        |    3. Достаточно ли было плодородных земель в Др. Греции?   |    3. Нет, т.к. большая часть Балканского п-ова – каменистая поверхность.   |  
  |        |    4. Почему греки стали покидать свою родину и основывать колонии?   |    4. Покидали свою родину в поисках плодородных земель, чтобы не погибнуть от голода и долгового рабства. Ещё это следствие борьбы между знатью и демосом – и бегство одних.   |  
  |        |    5. Что такое колония? Где греки их основывали?   |    5. Колония – это постоянное поселение, которое основывалось близ моря, с удобной гаванью, источником пресной воды, наличием плодородной земли.   |  
  |   Слайд 2   |    Следовательно, можно сделать вывод, что несмотря на расселение др. греков, основание колоний далеко от Родины, они не забывали о ней.   |         |  
  |   III. Изучение нового материала   |  
  |   а) рассказ учителя   |    – Основный путь по которому добирались до колоний проходил по морю. Чтобы преодолеть столь длинное расстояние, необходим был флот и сильная команда. Греки должны были быть мужественными, выносливыми, обладать хорошей физической силой, ловкостью. Покидая родину и плывя по морю к неизведанным, чужим землям, они, прежде всего, надеялись на самих себя и на милость богов. Поэтому в Др. Греции сложился культ или иначе идея физической силы и красоты тела.        - Кто мне может назвать тему нашего урока?   |                                                                                        Олимпийские игры в древности.   |  
  |   Слайд 3   |    Итак, тема нашего урока – Олимпийские игры в древности.   |    Запись в карту-конспект   |  
  |   Слайды 4-5   |    У современных Олимпийских игр есть девиз «Citius, altius, fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!»), а для нашего урока девиз будет такой: «Слушаем, смотрим, читаем, запоминаем, отвечаем, применяем!» Победителей награждали оливковыми венками, а у нас знак отличия на уроке будет «Олимпий», а в итоге – отметка. И ещё: «КАЖДЫЙ РАБОТАЕТ САМ ЗА СЕБЯ, ВЕДЬ В ЖУРНАЛЕ КЛАССНОМ (ДЛЯ ОТМЕТОК) НЕ КОМАНДНАЯ СТРОКА!»   |         |  
  |        |    -Что мы с вами узнаем сегодня на уроке?   |    Ответы учащихся   |  
  |   Слайд 6   |    План:   1. Зарождение Олимпийских игр.   2. Подготовка греков к Олимпийским играм.   3. Олимпийские игры.   4. Олимпийские игры вчера и сегодня.   |    Читают бланк карты-конспекта   |  
  |   Слайд 7   |    – По ходу изучения материала попытайтесь ответить на вопрос:   – Чем были Олимпийские игры для древних греков? Их характер?   |         |  
  |        |    – Почему же древние греки стали проводить Олимпийские игры. Что послужило их началу?   – У нас в гостях архивариус. Послушайте внимательно «Миф об основании Олимпийских игр», а затем… ответьте на вопросы:   |    Выступление архивариуса (ученики об основании Олимпийских игр)   |  
  |   в) ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА   |    1. Как в древности объясняли начало проведения Олимпийских игр?   2. Какому богу древние греки посвящали Олимпийские игры?   3. Где проводились Олимпийские игры?   |    1. Бог гор и погоды (грома и молнии) Зевс повелел устраивать состязания в память о борьбе за власть между ним, братьями и их отцом Кроном на земле.  2. Богу гор и погоды – Зевсу.  3. На земле Олимпия.   |  
  |   г) рассказ учителя  Слайд 9   |    – Миф объясняет начало зарождения Олимпийских игр, состязаний, посвящённых богу Зевсу. Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года в самый разгар лета. Во время проведения игр прекращались войны, которые вели между собой полисы Древней Греции. По всей Греции объявлялось священное перемирие.   В Олимпию добирались как сухопутными, так и морскими дорогами. Участники и зрители стекались сюда изо всех полисов Древней Греции, а также колоний.   |         |  
  |   Слайд 10   |    Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э.   |    Запись в карту-конспект   |  
  |   д) работа по учебнику (с. 150, п.2, §33)   |    – Как же проходила подготовка к играм? Задание: прочитать п.2. §33. Ответьте на вопрос:   – Кто участвовал в Олимпийских играх?   |    – На Олимпийских играх в состязаниях могли участвовать все свободные греки. И только женщинам вход запрещался под страхом смертной казни.   |  
  |   – Как проходила подготовка к соревнованиям?   |    – За год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе, а за месяц до открытия игр атлеты прибывали в Олимпию, где продолжали тренироваться.   |  
  |   РАБОТА С ТЕРМИНАМИ  Слайд 11   |    – Атлет – кто это?   |    – Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения.    Запись в карте-конспекте   |  
  |   е) ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА, КОНСПЕКТИРОВАНИЕ   Слайды 12-20     |    а) Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции?   |    а) Олимпийские игры продолжались 5 дней.   |  
  |   б) Каков был порядок их проведения? Соедините правильные ответы стрелочками.   |    б) 1 день – жертвоприношение, давали клятву бороться честно. Назначались судьи соревнований.     Запись в карту-конспект  2-4 дни – соревнования   5 день – награждение победителей.     Запись в карту-конспект   |  
  |   – Были ли правила у соревнований?   |    – Запрещалось прибегать к незаконным приёмам, убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывали плетью.   |  
  |    в) Опишите соревнования, в которых участвовали атлеты   |    в) Основные: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба – пятиборье. Но были ещё – кулачный бой и гонки колесниц.     Запись в карту-конспект   |  
  |   Слайд 21   |     г) Чему равнялась длина дистанции бега?   |    г) Дистанция бега равнялась одному стадию – 191 м (отсюда слово «стадион»).     Запись в карту-конспект   |  
  |        |    – Какие качества атлетов ценились при соревнованиях?   |    -Победить нужно было красиво, показав красоту тела, выказав смекалку, быстроту, ловкость. Не приветствовалась грубость.   |  
  |        |    д) Место конных состязаний?   |    д) ипподром   |  
  |        |    Как проходила церемония награждения победителей?   |    – Имя победителя вместе с именем его отца и названием города объявляли на стадионе. Атлета венчали венком из оливы, росшей у храма Зевса. Победителей колесниц награждали пальмовой веткой. В родной город победитель возвращался в пурпурной одежде и на колеснице.   |  
  |   Слайды 22-23   |    е) Назовите имена наиболее прославленных победителей. Впишите их в таблицу.   Но не обо всех героях вы услышали из лекции. Поэтому отберите необходимый материал из моего рассказа.   – Феаген не по годам был силён. Мальчик унёс с рынка тяжеленную бронзовую статую.   – Был родосский борец Диагор. Он побеждал на Олимпийских играх, а затем и его сыновья, когда же победы добились его внуки, Диагора под восторженные крики собравшихся, вынесли на арену, один из зрителей крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет!»   |    е) Борец Милон. Он 6 раз становился победителем.     Возница колесницы – Полидам, одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряжённую четвёркой лошадей.     Феаген – бронзовую статую.     Диагор – родосский борец.   |  
  |   ж) работа по учебнику (с. 154, п. 5, §33)  САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ  Слайды 24-25   |    – Задание: прочитайте самостоятельно текст с. 154, п. 5, §33 «Возвращение в родной город».   – Как встречали победителя в родном городе?   |    – В его честь устраивали пир. Одну его статую ставили на городской площади, а другую – в Олимпии. О нём слагали песни. До конца жизни его кормили бесплатно обедом.   |  
  |   з) вывод - возвращение к Слайду 7   |    – Таким образом, Олимпийские игры были своеобразным праздником физической красоты и силы. Ценились ловкость, выносливость, победить красиво. Олимпийские игры являлись также своеобразной подготовкой греков к трудностям, которые их ожидали в любое время.   |    – Игры для др. греков были не только спортивными состязаниями, но и воспитывали человека гармоничным развитым. Они ещё раз напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию. Характер общегреческий.   |  
  |   и) рассказ учителя  Слайды 26-29   |    Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием, который видел в играх языческий обряд. Попытки возродить Олимпийские игры – с середины XIX века.   Французский деятель Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возродить Олимпийские игры.   |         |  
  |        |    1896 г. – 1-е Олимпийские игры современности.   – Как вы думаете в каком городе?    |    – Первые игры современности прошли в Афинах.   |  
  |   IV. Закрепление   |    – Когда прошли первые Олимпийские игры?   – Какие качества ценились у атлетов?   – С какой целью устраивались Олимпийские игры?   |         |  
  |   V. Дом. Задание §33, задачи по вариантам.  Слайд 30   |    – Все мы с нетерпением ждём зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Предлагаю продумать эскиз поздравительной открытки для победителей. Ведь при награждении вручают букет цветов. А мы можем в оргкомитет внести предложение ещё и о вручении поздравительной открытки.   |         |  
  |   VI. Этап оценивания учащихся. Рефлексия.   |    – У кого же больше всех Олимпиев?   – Интересным ли был урок? У меня три сосуда, ответьте. Когда будете выходить из кабинета.        |    Подсчитывают Олимпии   Жетоны по цвету.   |