kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока на тему: Опричнина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итак, при  Иване IV окончательно закончился  процесс  централизации  государства.

 В  целом, Иван  Грозный в  первые  годы  правления  проводил  преобразования  в  государстве  и  укрепил  свою  власть  с  помощью  реформ. В  это  время  наблюдался  процесс формирования  сословно-представительской  монархии, когда  высшие  слои  могли  участвовать  в  управлении  государством.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему: Опричнина»



План- конспект урока

Тема: Опричнина

Цели урока: рассмотреть понятие «опричнина», цели, причины, основные события и последствия опричнины

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения датировать события и процессы в истории; сравнивать простые однородные исторические факты; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

Метапредметные:

Личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; осознание истории как науки; привить уважение к историческому прошлому Регулятивные: Определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные: Иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами, представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты, воспроизводят материал в сокращенном виде, выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, структурируют знания, используя знаково-символические средства. Коммуникативные УУД: Умение работать в парах; излагать своё мнение, аргументируя его, создавать устные и письменные тексты; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Основные термины и понятия: опричнина, земщина, опричник

Основные даты: 1565-1562 гг -политика Опричнины Оборудование: учебник, презентация

Форма работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, работа в паре

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. II. Актуализация опорных знаний

Блиц-опрос

1. Годы правления Ивана Грозного?

2. Год создания Судебника?

3. В каком году впервые был созван Земский собор?

4. В каком году было образовано стрелецкое войско?

5. В каком году была проведена реформа местного управления?

6. В каком году было принято Уложение о

службе?

7. В каком году и с какой целью был созван Церковный (Стоглавый ) собор? 8. Что такое Избранная рада? Кто в нее входил?

9. Что такое Земский собор и кто в него входил?

10. Как звали маму Ивана Грозного?

11.Что такое кормление? 12. Как назывались центральные органы управления?

Мотивационно-целевой этап

Итак, при Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства.

В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укрепил свою власть с помощью реформ. В это время наблюдался процесс формирования сословно-представительской монархии, когда высшие слои могли участвовать в управлении государством.

1533-1554 гг. Страна между Ярославлем и Московской изобилует маленькими деревнями, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете встретить от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой. Иные везут хлеб в Москву, другие везут оттуда…Едущие хлебу-так он жесток. Они привозят в Москву рыбу, меха, шкуры животных

Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах». 1571 г., 21 марта. «Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, - Маковейко умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опричники убили, дети безвестно сбежали, запустил 78-го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го. В той же деревне лук руст Петерка Ондреева, - Перерко с детьми сбежали от царевых податей. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша – опричнины замучили, дети безвестно сбежали от царевых податей; запустил 78-го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78-го; дворишко опричники сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвестно; запустили 78-го; двор стоит.

Перед вами 2 фрагмента из документа. Что изменилось в стране? -Предположите, что могло бы произойти в стране?

Постановка проблемного вопроса: -Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».

-Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли? -Какое значение имела опричнина в истории России?

Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?

На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока -А вы знаете, что такое опричнина?

Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема урока «Опричнина».

Постановка цели урока

Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? (Что такое опричнина) А зачем опричнина нужна была…, т.е нам нужно это выяснить…? (цели). Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина привела, т.е. её…? (последствия).

Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины.

III. Изучение нового материала.

План:


1. Падение Избранной рады. Расправа царя с приближёнными.

2. Отъезд в Александровскую слободу. Введение опричнины.

3. Опричнина и опричники.



1. Падение Избранной рады. Расправа царя с приближёнными.

Рассказ учителя.

Самостоятельная работа учащихся по учебнику.

Учащиеся с помощью текста параграфа отвечают на поставленные вопросы.

- С какими трудностями столкнулся Иван IV?

- Какова судьба членов Избранной рады?

(- во время болезни Ивана Васильевича бояре уклонялись от присяги его малолетнему сыну, хотели возвести на престол Владимира Старицкого;

- неудачи в Ливонской войне, - смерть любимой жены)

- Сформулируйте причины роспуска Избранной рады и цели введения опричнины.

Причины опричнины:

-Установление неограниченной власти царя

-Стремление членов избранной рада к управлению государством.

-Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;

-Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

-Сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)


Итак, ребята, а теперь давайте вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV хотел добиться?

(Укрепить свою власть хотел. Приструнить бояр. Нужно было ликвидировать вольности Новгорода и удельных княжеств.)

В это время Россия участвовала в Ливонской войне, о которой вы узнали на предыдущем уроке, нужно было собрать все силы для её продолжения.


Текст:

«…Вспоминая об этой компании, Грозный раздраженно говорил, что эти бояре «Ни единые власти не оставиша, идеже свои угодники не поставиша». Нет сомнения, что Избранная рада пыталась захватить правление в свои руки и укрепить свое влияние на дела рядом постановлений, неудобных для московских самодержцев. …Рада вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с государем, сознающем свое полновластие. Столкновения начались с 1553 г. во время тяжкой болезни Грозного, обнаружилось, что Рада желала воцарения не маленького сына Грозного, Дмитрия, а двоюродного брата его (Грозного) – князя Владимира Андреевича Старицкого: «Оттоле бысть вражда велия государю с князем Владимиром Андреевичем (говорит летописец), а в боярах смута и мятеж, а царству начала бытии во всем скудость». Полный разрыв с царя с радою произошел около 1560 г., когда удалены были из Москвы Сильвестр и другой царский любимец А.Адашев».

(Платонов С.Ф Лекции по русской истории)


«Главная ценность для него (Ивана IV) – ничем не ограниченная самодержавная власть. … Царь Иван был уверен, что служить ему – нравственный и христианский долг его подданных. Сам господь поручил их ему в «работу», то есть в рабство. … Самодержавную власть Грозный считал единственно возможной формой правления. … Царь и деятелей «Избранной рады» обвинял прежде всего в узурпации царской власти: они «во всем свое хотение улучиша»…»

(Кобрин В.Б. Иван Грозный. Спор, которому четыре века)


2. Отъезд в Александровскую слободу. Введение опричнины.

Рассказ учителя.

Иван IV считал бояр предателями, т.к. они не присягнули его сыну Дмитрию, во время тяжёлой болезни Ивана IV. Также он подозревал бояр в отравлении своей жены Анастасии Романовны, за что и расправился с «Избранной радой».3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободе.

Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их измены. А во втором…

А содержание второго послания вы узнаете, прочитав текст на стр.83 -О чём говорилось во втором послании?

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление

2) земщину – земли, которыми должны ведать бояре


Иван Васильевич желал укрепления своей единоличной власти с помощью террора, но, столкнувшись с неповиновением бояр, предпринял политический маневр


Вопрос классу: -Почему Боярской думе пришлось пойти на уступки царю?

Предполагаемые ответы учащихся: Бояре испугались восстания народа, поэтому согласись на условия царя.

Запись в тетради: 1564 г-отъезд в Александровскую слободу

1565 г-введение опричнины.

Рассказ учителя.

Торжественно вернувшись в Москву, царь объявил о разделении территории государства.

Заполнение таблицы.

Критерии

Земщина

Опричнина

Территории

Все земли государства, кроме тех, что отошли в личное владение царя.

Самые богатые, экономически развитые земли: 20 городов в центральных районах страны.

Управление

Боярская Дума

Царь

Центр (столица)

Москва

Александровская слобода

Армия (войско)

Народное ополчение

Опричное войско



Вопрос: Какой вывод можно сделать на основании таблицы и обращения митрополита Филиппа к царю Ивану IV (1566) стр.84

Предполагаемые ответы учащихся: (Разделенное государство станет слабеть, будет уязвимо для внешнего врага. Ослабнет экономика государств).

Физкультминутка

3. Опричнина и опричники.

Пользуясь дополнительным материалом и текстом §10 стр.83.

1. Опишите опричника. Почему они носили черную одежду? Объясните символы опричного войска.

Внешнее отличие опричников- черная одежда грубого сукна, прикрепленные к седлу собачья голова и метла,- означало, что верные царские слуги - опричники подобно псам будут грызть крамольников и выметут всю измену из Московского государства. Ездили опричники на вороных конях, в черной сбруе, всем своим видом наводя ужас на встречных. Отбор в опричники был чрезвычайно строг. Опричник произносил особую клятву на кресте, обещая «не есть и не пить с земщиной».

2. Определите критерии отбора в опричное войско?

Отбор в него был очень жесткий, и только «лучшие люди» имели шанс на зачисление в опричные полки опричников. В опричнину отбирали худородных дворян, мелкопоместных служилых подданных, не знавшихся с боярами - земцами. При наборе их причудливо допрашивали об их происхождении, специально выяснялись родственные связи будущих опричников. Те, кто заносился в опричные списки, должен был быть благонадежен: не иметь контактов с земскими жителями. Каждый опричник давал на кресте клятву личной верности царю, обещая «не есть и не пить с земщиной», разоблачать опасные замыслы, грозившие царю.

Методы опричной политики.

Рассказ учителя.

Итак, разделив территорию и создав войско опричников, Иван Грозный начал осуществление своей политики.

Против кого же была направлена сила опричного войска? Какими способами она осуществлялась?

Чтобы ответить на эти вопросы, выполним следующее задание.

Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы.

«В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова – одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь приказал казнить его, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было казнено 370 человек. В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним казнены его семья, приближенные, слуги.

Митрополит Филипп произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и его свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных…». Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь». … Царь нашел способ расправиться с Филиппом: был созвал церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен опричником Малютой Скуратовым. … 25 июля 1570 г. в Москве на площадь в Китай – городе были выведены 300 «опальных» для казни.

Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых 20 человек, а имена их Бог весть»…».

Методы опричной политики – казни, жестокие расправы, массовые ссылки, заточение, конфискация имущества– террор.


Итак, мы ответили на поставленные вопросы о целя и методах опричнины. Теперь мы можем дать определение понятию «опричнина».

Опричнина -это внутренняя политика Ивана IV, направленная на усиление царской власти путем раздела территории государства, создания особого войска и применения методов террора и насилия.

Опричнина -название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом .

Опричнина-политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах)

Записать в тетрадь.


IV. Закрепление изученного материала.

Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного?

Давайте, выделим последствия опричнины Выполнение заданий на карточках. (Нужно распределить предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставьте «+», с отрицательными «-»

•Тяжёлый экономический кризис

•Укрепление самодержавия

•Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей •Укрепление обороноспособности государства •Помогла утверждению крепостного права, т.к. в 1581 г. введены заповедные лета, т.е. запрещался переход крестьян к другому землевладельцу в Юрьев день.

Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой. Т.е., мы можем сделать вывод, Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России.

Давайте посмотрим стали ли мы знатоками истории, усвоили ли мы тему «Опричнина»

Перед вами листочки, возьмите их выполните на них тест

А теперь, поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга.(в это время появляются ответы на экране). Если ваш сосед совершил 1 ошибку поставьте ему «4», если 2, то «3», а если 3, то тогда «2».

1. Годы опричнины?

А) 1613-1645 Б) 1565-1572 В) 1558-1583

2. Иван Грозный разделил территорию государства на 2 части. На какие?

А) уроки и погосты Б) полюдье и повоз В) опричнину и земщину

3. К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала? А) преданность царю Б) жестокость В) с тем, что они едут на охоту

4. Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины

А) царь хотел царь больше вольностей боярам

Б) укрепление власти царя и централизация государства

В) ослабление государства

5. Опричнина – это А) удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями

Б) территория, которой управляли бояре

В) имя собаки Ивана Грозного

(Осуществляют взаимоконтроль через проверку тестов своего соседа и выставление оценки ему).

V. Итоги урока.

Заключительное слово учителя

Рефлексия: составьте синквейн по теме урока.

Что вы узнали нового сегодня на уроке


VI. Домашнее задание.

Дифференцированное задание.

Для сильных обучающихся:

§ 10 Подготовить сообщение на тему: «Последствия Опричнины».

Для обучающихся на отметку «3, 4 »- ответить на вопросы в конце параграфа,








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока на тему: Опричнина

Автор: Парти Зарема Искандеровна

Дата: 27.02.2022

Номер свидетельства: 601396


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства