kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока истории на тему "Германия" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми и формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах; содействовать развитию культуры отношений в группе и способности идти на компромисс.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории на тему "Германия" (9 класс)»

Тема: Германия

Класс: 9

Задачи урока:

  1. Определить основные черты развития Германии во второй половине XX века.

  2. Формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой. Развивать умение строить логические связи.

  3. Развивать творческое мышление учащихся.

  4. Воспитывать интерес и уважение к истории.

Тип урока: урок новых знаний.

Новые термины: оккупационный режим, дена­цификация, демилитаризация,  декартелизация, демократизация, Тризония, бундестаг, бундесрат, ФРГ, ГДР, легитимность.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь. Политическая карта мира. Документы и иллюстрации к теме. Мультимедийный проектор.

Эпиграф к уроку:

Бертольт Брехт, Германия в 1952 году

«Германия, ты в раздоре С собой, и не только с собой. Тебя не тревожит горе Твоей половины второй. Но горя б ты не знала В теперешней судьбе, Когда бы доверяла Хотя б самой себе»


Ход урока.

  1.      Организационный момент.

Психологический настрой.

- Доброе утро, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос класса.

- На прошлом уроке мы с вами изучали состояние Франции после второй мировой войны. Давайте с вами вспомним:

1. Каким путем решалась проблема восстановления экономики?

2. В чем заключалась противоречивость политики Франции в колониальном вопросе?

3. Что вызвало беспорядки во Франции в 1968 г.? Какие последствия они имели?

4. Охарактеризуйте современное положение страны.

Для слабо мотивированных учащихся учитель раздает тест по теме «Франция в 1945-нач 21 века»

1. Главой Временного правительства Франции (1944-1946 гг.) был

1) Н. Саркози
2) В.Ж. д’Эстен
3) Ш. де Голль
4) Л. Жоспен

2. Колониальную войну во Вьетнаме Франция вела в

1) 1944-1946 гг.
2) 1946-1958 гг.
3) 1946-1954 гг.
4) 1954-1962 гг.

3. Пятая республика существовала во Франции в

1) 1944-1946 гг.
2) 1946-1958 гг.
3) 1946-1954 гг.
4) 1958-2015 гг.

4. Для курса восстановления «величия Франции», проводимого Ш. де Голлем, характерно(-ы)

1) прекращение колониальной войны во Вьетнаме
2) подавление мятежа генералов в Алжире
3) вступление Франции в блок НА ТО
4) пожизненные полномочия национального арбитра у президента

5. Президент Ф. Миттеран был сторонником

1) неоконсерватизма
2) коммунизма
3) социализма
4) либерализма

6. Установите соответствие:

Этапы послевоенного развития Франции.

Годы.

А) Временный режим.

1. декабрь 1946 – 1958 гг.

В) Четвертая республика.

2. 1944 - 1946 гг.

С) Пятая республика.

3. с 1958 г по настоящее время.

7. Что из перечисленного не является причиной обострения внутренних конфликтов в освободившихся от колониального господства странах:

А) неоднородный этнический состав населения, межплеменное (межклановое)  противоборство за контроль над центральной властью;
Б) границы, не совпадающие с религиозным и этническими границами, произвольно установленные в прошлом колонизаторами;
В) низкий уровень жизни, определяющий особую остроту социальных противоречий;

Г) борьба освободившихся стран между собой за рынки сбыта производимой продукции.

8. Перечислите особенности внешней политики Франции во второй половине 20-начале 22 века.

2. Подготовка к изучению новой темы (3 мин.)

Вводное слово учителя:

- В  результате завершения Второй мировой войны какие страны вышли победительницами?

- Какая страна капитулировала 8 мая 1945г.?

Стоял вопрос о решении судьбы Германии, чтобы не допустить возможности объединения усилий нацистов, и предотвратить новые конфликты.

(Учитель называет тему урока Слайд 1)

- На основании темы давайте определим цели сегодняшнего урока.

(После названных целей, учитель обращает внимание на доску, где указаны цели)

  1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

История Германии занимает особое место в истории во второй половине XX века. Это государство, с названием которого было связано начало и окончание «холодной войны», страна, которая пережила и раскол, и объединение. Находясь в центре Европы, Германия, поделенная на ФРГ и ГДР, всегда имела особое влияние на политические события в мире во второй половине XX века.


Сегодня мы поговорим о тех процессах, которые происходили в Германии во второй половине XX-начала XXI веков.       
Задача для учащихся: Почему раскол Германии на два государства приобрёл характер раскола Европы и мира на две социально- экономические системы и почему объединение произошло мирным путём ?

Запишите тему урока.

План урока:

1. Оккупационный режим в Германии (1945—1949)

2. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР.

3. «Бархатная революция». Объединение Германии.

4. ФРГ в конце 20- начале 21 века.

- Сегодня на уроке: Познакомимся с послевоенным положением Германии; Выясним, почему произошло разделение Германии на ФРГ и ГДР; Проследим их пути развития; Выясним, что подтолкнуло ФРГ и ГДР объединиться в одно государство.

- Итак, первый вопрос который мы с вами должны рассмотреть – это «Оккупационный режим в Германии (1945—1949)».

Вся послевоенная история Германии подразделяется на три периода:

1945–1949 гг.– оккупационный режим

1949–1990 гг. – сосуществование и соревнование ФРГ и ГДР

1990 г. – объединение двух германских государств в Федеративную Республику Германия.

  1. Оккупационный режим в Германии (1945—1949). 

Безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945 г. означала, что Германия лишилась своей государственности. Власть взяли на себя оккупационные державы: в трех западных зонах — военные администрации США, Великобритании и Франции, в восточной зоне — советская военная администрация. Общее руководство осуществлял четырехсторонний Контрольный совет.

Международные конференции в Ялте и Потсдаме определили цели политики победивших держав в отношении Германии: денацификация, демилитаризация,  декартелизация, демократизация.

(Работа со словарем. План 4 Д. Учащиеся объясняют почему план носил такое название). Изучение раздаточного материала.


2. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. 

- Теперь мы с вами должны разобрать не менее важную тему – это раскол Германии и образование ФРГ и ГДР.

С началом «холодной войны» (прошу ребят напомнить обозначение этого понятия) западные державы отказывались рассматривать Германию как единое экономическое целое. Торговля свелась к минимуму. Наиболее важным актом западных оккупационных властей, приведшим к расколу Германии, стала сепаратная денежная реформа 20 июня 1948 г. Тогда же Западная Германия была подключена к помощи по плану Маршалла. Затем последовало создание Парламентского совета по выработке конституции. На основе конституции 14 августа 1949 г. были проведены в объединенных трех западных зонах (в прессе употреблялся термин — Тризония) выборы в бундестаг — нижнюю палату парламента. Верхняя палата — бундесрат — формировалась из представителей земель.

7 сентября 1949 г. бундестаг и бундесрат одобрили конституцию и избрали президента Федеративной Республики Германии, а 20 сентября лидер Христианско-демократического союза Конрад Аденауэр представил парламенту первое правительство ФРГ.

События в Восточной Германии развивались по аналогичному сценарию. В ответ на денежную реформу в западных зонах была введена восточная марка в советской зоне. Политические партии Восточной Германии, среди которых главную роль играла Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), созданная на основе объединения коммунистической и социал-демократической партий, сформировали Немецкий национальный совет. Совет на заседании 7 октября 1949 г. провозгласил создание Германской Демократической Республики на территории восточной зоны. Советская военная администрация передала Народной палате (временный парламент) функции управления. Палата избрала президента ГДР, а 12 октября было сформировано первое правительство ГДР во главе с Отто Гротеволем.

После выполнения двухлетнего плана восстановления народного хозяйства съезд СЕПГ в июле 1952 г. принял решение о строительстве «основ социализма» в ГДР.

Таким образом, произошел раскол Германии. Два германских государства представляли две социально-экономические и политические системы: социалистическая ГДР и капиталистическая ФРГ вступили в историческое соревнование.

Творческое задание

1 вариант - Дать характеристику развития ФРГ в 1949 – 1990 гг. (стр. 223-225)

2 вариант - Дать характеристику развития ГДР в 1949 – 1990 гг. (стр. 225-226). Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебного пособия, и отвечают на вопросы.

- Физкультминутка.

-  Рассказ учителя. 

       «Бархатная революция». Объединение Германии.

К концу 80-х гг. социально-экономическое положение в ГДР ухудшилось. В стране назрел глубокий политический кризис и возникла революционная ситуация. Выход мог быть найден только через смену власти.

18 октября 1989 г. Э. Хонеккер подал в отставку. Сменилось правительство и руководство СЕПГ. В ГДР началась «бархатная революция». 8 ноября пала Берлинская стена. 20 декабря в ГДР приехал Г. Коль. Была создана комиссия по экономическому сотрудничеству. Казалось, что еще есть возможность объединения двух государств на основе конфедерации.

Однако темп сближения ГДР и ФРГ приобретал все более стихийный и неконтролируемый характер.

Своеобразие «бархатной революции» и объединения Германии состояло в том, что этот процесс проходил мирно, посредством выборов как в ГДР, так и в общегерманском масштабе.

Выборы в ГДР состоялись 18 марта 1990 г. Это были первые свободные выборы в ГДР, и они фактически должны были дать согласие населения ГДР на объединение страны. СЕПГ выступала под новым названием — «Партия демократических сил» (ПДС). Победу одержал зональный ХДС, отмежевавшийся от коммунистов и возглавивший «Альянс за Германию» (48% голосов). Избиратели также поддержали возродившуюся в восточной зоне СДПГ (22%) и бывших коммунистов — ПДС (16%). Победа ХДС и его союзников означала, что процесс объединения Германии необратим.

Договор ГДР и ФРГ об экономическом и валютном союзе вводил с 1 июля  1990 г. в ГДР западногерманскую марку.

В августе был подписан договор о вхождении земель ГДР в ФРГ с 3 октября 1990 г. Произошло историческое событие — объединение Германии.

Объединение Германии было закреплено общегерманскими выборами 2 декабря 1990 г.

Для признания легитимности (законности) объединения Германии четыре державы-победительницы (СССР, США, Великобритания и Франция) должны были подписать ряд международных документов.

12 сентября 1990 г. в Москве представители четырех держав-победительниц, а также ГДР и ФРГ («4 плюс 2») подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.

Просмотр видеоролика. (https://www.youtube.com/watch?v=mpeIX0S2uQ4)

Объединенная Германия в 90-е гг.(дети читают самостоятельно). Отвечают на вопросы:

  1. С какими проблемами столкнулась обьединенная Германия?

  2. Как вы думаете, в чем секрет успехов экономического развития Германии?

Политические цели были достигнуты. Главной задачей стало обеспечение фактического единства Германии — включение восточных земель в экономическую и социальную систему единого государства.

За четыре года (1990—1994) была осуществлена ускоренная приватизация — было распродано 6 тыс. предприятий, 2 тыс. возвращено прежним владельцам и 4 тыс. ликвидированы как убыточные. Деиндустриализация целых промышленных районов и резкий рост безработицы стали оборотной стороной структурной перестройки экономики восточных земель.

Необходимы были активные действия. Социальные выплаты, создание новых рабочих мест в перспективных отраслях, переподготовка безработных, предоставление досрочной пенсии и другие социальные меры правительства требовали огромных средств. Был введен особый налог солидарности (7,5%). За время правления Г. Коля (1990—1998) государственные расходы в пользу восточных земель достигли астрономической суммы — 1,4 трлн. марок. В результате рос дефицит бюджета и государственный долг.

Масштабы социального рыночного государства, построенного в Германии, стали к середине 90-х гг. непосильными для германской экономики. Германия стала страной с самым дорогим трудом в мире. Это не только высокие зарплаты, но и социальные выплаты, включая взносы предпринимателей (в три раза выше, чем в США) на медицинское страхование работников и т. д. Дорогой труд и высокие налоги на предприятия привели к оттоку отечественного капитала из страны.

Сокращение социальных расходов и снижение налогов на предприятия стали главными направлениями политики Г.Коля в середине 90-х гг. В 1996 г. был пересмотрен Закон о содействии труду — были уменьшены пособия для безработных, выплаты для повышения  квалификации  и  переобучения,  пособия на случай болезни и др. Снижены налоги на предприятия в целях поощрения инвестиций и создания новых рабочих мест.

Несмотря на увеличение темпов экономического роста, безработица продолжала расти. К 1998 г. в Германии было уже более 4 млн безработных — около 11,5% от трудоспособного населения — самый высокий показатель за послевоенный период. Это предопределило поражение Коля на выборах 1998 г. и способствовало росту влияния бывших коммунистов — Партии демократического социализма, которая впервые смогла преодолеть 5-процентный барьер и сформировала свою фракцию в парламенте.

После 16-летнего перерыва в 1998 г. к власти пришли социал-демократы в коалиции с «зелеными». Политика «нового центра», провозглашенная новым канцлером Шредером, имела целью отмежеваться как от социалистического выбора и прежних постулатов германской социал-демократии, так и от крайностей политики христианских демократов. Произошел серьезный сдвиг в позициях СДПГ.

Правительство Шредера продолжило политику Коля по снижению налогов на предприятия (до 35%), чтобы оживить инвестиции и обеспечить рост занятости. В социальной политике также наметилось сближение позиций двух ведущих политических сил Германии. Социал-демократы уже не настаивали на увеличении социальных расходов. Шредер выдвинул новую формулу обновления модели «социального рыночного хозяйства»: «Валено не сколько государство тратит, а качество социальных услуг». В соответствии с этим была начата пенсионная реформа, суть которой не абсолютное увеличение пенсий, а рост прежде всего пособий для лиц с низкими доходами. На снижение социальной защищенности правительство Шредера не пошло, но обязалось сдерживать рост зарплаты и социальных отчислений. В этих целях был образован «Союз за труд», в рамках которого с декабря 1998 г. начались переговоры («правительство — предприниматели — профсоюзы»). Тем самым правительство Шредера стремилось сгладить социальные противоречия и развивать практику социального партнерства (социального контракта) в целях обеспечения социального компромисса и стабильности в обществе.

 Закрепление изученного материала.

  1. Каковы причины раскола Германии?

2. Каковы результаты осуществления политики «социального рыночного хозяйства» в послевоенной ФРГ? Сравните их с результатами установления централизованного планового хозяйства в ГДР.

3. Охарактеризуйте три этапа партийно-политической борьбы в ФРГ и специфику «политического маятника».

  1. Почему объединение Германии произошло мирным путем? Какую роль сыграло стихийное движение масс в обеих частях  Германии?

  2. Какими международно-правовыми актами было закреплено объединение Германии?

6. Какие задачи встали в 90-е гг. перед объединенной Германией?

7. Выделите главные направления политики канцлера Коля в 90-е гг.

8. Почему, несмотря на то что Коль стал «объединителем» Германии, он потерпел поражение на выборах 1998 г.?

9. В чем выразилось сближение позиций ведущих политических сил Германии — социал-демократов и христианских демократов после прихода к власти канцлера Шредера?

- Работа с доской. Расставляют в хронологической последовательности события связанные с ФРГ и ГДР.

- Ребята, а теперь давайте вернемся к нашему эпиграфу к уроку. «Германия, ты в раздоре С собой, и не только с собой. Тебя не тревожит горе Твоей половины второй. Но горя б ты не знала В теперешней судьбе, Когда бы доверяла Хотя б самой себе». К какому послевоенному периоду Германии наиболее подходят эти слова?(Ответы учащихся)



Рефлексия.

Домашнее задание: § 28, читать, проработать вопросы, знать определения понятий, подготовить сообщение о падении Берлинской стены.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План-конспект урока истории на тему "Германия" (9 класс)

Автор: Мельник Евгения Олеговна

Дата: 26.01.2020

Номер свидетельства: 537428

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства