Просмотр содержимого документа
«План-конспект на тему "Попытки реформирования Речи Посполитой" (7 класс)»
Тема: Попытки реформирования Речи Посполитой, VII класс
Цель урока: создать у учащихся целостное понимание о попытках реформ в Речи Посполитой во второй половине XVIII века.
Задачи урока:
обучающая: помочь учащимся усвоить знания о деятельности Четырехлетнего сейма в Речи Посполитой и его значении, основных положениях Конституции 3 мая 1791 года, причинах и ходе второго раздела Речи Посполитой;
развивающая: способствовать умению характеризовать и сравнивать исторические события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, визуально определять и давать характеристику историческим событиям;
воспитательная: создать условия для формирования уважения к правам и свободам человека и гражданина.
Тип урока: комбинированный с использованием приемов визуализации.
Ход урока
На этапе проверки домашнего задания учащимся можно предложить следующие вопросы и задания:
1.Почему вывести Речь Посполитую из кризиса могла только полная централизация страны? Составьте возможный перечень необходимых для этого реформ.
2.Почему соседние страны хотели видеть Речь Посполитую слабой?
3.Кто такие диссиденты? Как они появились в Речи Посполитой?
4.Почему диссидентский вопрос обострился именно во второй половине XVIII в.?
5. Действительно ли Россия была заинтересована в равноправии шляхты Речи Посполитой?
6. Сопоставьте понятия «Слуцкая конфедерация», «Торуньская конфедерация», «Радомская конфедерация», «Барская конфедерация». Результаты сопоставления можно отразить в табличной форме:
Название
Конфедерации
Год создания
Кого объединяла
Деятельность
и ее итоги
Слуцкая
Торуньская
Радомская
Барская
7.Заполните хронологическую таблицу «Попытки решения диссидентского вопроса»:
Год
Событие
1766
1767
1768
1769
1771
1.Почему Франция поддержала Барскую конфедерацию?
2.Охарактеризуйте личности и деятельность Кароля Радзивилла и Михала Клеофаса Огинского. Сравните их роль в истории Речи Посполитой.
В том случае, если имеется достаточное количество времени, при обсуждении данного вопроса учитель может использовать следующий дополнительный материал:
«Караль Радзівіл растрачваў вялізныя сумы на сваё разгульнее жыццё і ўтрыманне шматлікай зграі дармаедаў, што складала яго пастаянную світу. 3 гэтай прычыны Шыдлоўскі, кашталян з Жарнова, заўважыў:
Калі так пойдзе далей, то, Пане Каханку, страціць можна ўвесь маёнтак. А ты, пане каханку, не страціш нічога, бо нічога не маеш! – разгневаўся Радзівіл. Шыдлоўскі, прапусціўшы гэтую рэпліку міма вушэй, працягваў сваё: Князю, жывеш па-каралеўскі, а кароль, між тым, на ўсім эканоміць. Я жыву па-радзівілаўску, а кароль так, як можа».
(Казлоў Л. P. З дазволу караля і вялікага князя. Мінск, 1992. С. 102–103.)
Вопросы и задания к дополнительному материалу
1. Сравните финансовое положение короля Речи Посполитой и магнатского рода Радзивиллов.
2. На основании проведенного сравнения охарактеризуйте финансовую и политическую дееспособность центральной власти.
3. Сделайте вывод, каким было финансовое и политическое положение магнатов относительно шляхты.
4.Что дало возможность осуществить I раздел Речи Посполитой? Назовите страны участницы раздела. Покажите на карте территориальные изменения, которые произошли в его ходе.
5.Каким был ход Трехлетнего сейма? Оцените поступок Т. Рейта на на сейме. Как вы думаете, почему он не оказал морального воздействия на позицию шляхетского большинства?
При обсуждении данного вопроса и при наличии достаточного количества времени, учитель может организовать работу учащихся с репродукцией картины выдающегося польского художника Я. Матейко «Рейтан. Упадок Польши» (см. рис.).
Рейтан – упадок Польши» – картина, написана Яном Матейко в 1866 году и изображает события марта 1773 года, когда Тадеуш Рейтан пытался сорвать сейм и не допустить раздел Польши. Чтобы не выпустить депутатов из зала заседаний Рейтан лег перед выходом со словами: «Убейте меня, не убивайте Отчизну!».
Сюжет картины повествует о сцене, которая разыгралась 21 апреля 1773 года. В последний третий день работы «Разделительного сейма», который проходил в Варшаве, сейм должен был ратифицировать раздел польских земель между Пруссией, Россией и Австрией. Центральной фигурой картины является шляхтич Тадеуш Рейтан, который в отчаянии пытается предотвратить позорное для его родины событие. Лежащему в дверях Рейтану Адам Понинский указывает на русских гренадёров, которые видны в зале за дверью. Слева от Понинского изображён Станислав Щенсный Потоцкий (которому в то время был 21 год и в зале сейма его не было). Справа от Понинского изображён коронный гетман Франциск Ксаверий Браницкий, который закрыл лицо руками. Эти трое как раз собираются войти в зал сейма, чтобы подписать унизительный для Польши договор. В левой части полотна выделяется фигура Франциска Потоцкого. Он изображён в соболиной шубе бредущим, ничего не видя перед собой и протянув руки, как слепой. На его груди изображён Орден Белого орла. Салези Потоцкий на самом деле в этот день был уже мертв, однако Матейко изобразил его на полотне, как символ отчаяния и бессилия крупнейших польских магнатов. Справа видна голова князя- самодура Кароля Станислава Радзивилла. В левом углу картины изображён сидящим князь Михал Фредерик Чарторыйский. Справа от него в растёгнутой сутане Михал Ежи Понятовский, брат последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. Над всей мизансценой высится портрет русской императрицы Екатерины II с державой в руке. Однако слева от портрета надменной императрицы Матейко изобразил молодого человека, в правой руке которого зажата сабля в ножнах, а в левой конфедератка. Этот молодой человек — Самуил Корсак, активный сторонник Рейтана, будущий участник восстания, который погиб при штурме Праги, символизирует надежду на освобождение Польши. В ложе, в окружении двух дам изображен русский посол князь Николай Васильевич Репнин — еще одна историческая неточность, в это время послом уже был Отто Магнус фон Штакельберг.
В завершение проверки домашнего задания и для осуществления перехода к изучению нового материала учитель обращается к учащимся с вопросом: что могло ждать Речь Посполитую в дальнейшем при таком ходе событий?
При изучении каждого пункта нового материала целесообразно проводить краткую актуализацию знаний, а по завершении – сопутствующее закрепление учебного материала.
Так, перед изучением пункта «Четырехлетний сейм (1788 –1792 гг.)» учитель может предложить учащимся вспомнить:
1. Какие реформы проводились в Речи Посполитой в 60–70е гг. XVIII в.?
2. Какой характер имела аграрная реформа А. Тизенгауза?
3. Кто и почему не поддерживал нововведения в стране?
После актуализации знаний о попытках реформирования в Речи Посполитой изучается деятельность Четырехлетнего сейма. Учитель задает классу проблемный вопрос: «Почему этот сейм вошел в историю под названием «Великий»? В ходе работы с учебным пособием учащиеся составляют тезисный план-таблицу:
После составления плана в качестве сопутствующего закрепления учащиеся возвращаются к проблемному вопросу, заданному перед изучением учебного материала: «Почему этот сейм вошел в историю под названием «Великий?»
Перед изучением пункта «Конституция Речи Посполитой» учитель предлагает учащимся вспомнить:
1. Что такое Конституция?
2. В какой стране и в ходе каких событий была принята первая в мире Конституция?
3. Когда была принята Конституция нашего суверенного государства – Республики Беларусь?
Далее организуется работа по изучению основного содержания Конституции Речи Посполитой.
Учитель подчеркивает, что это была первая конституция в Европе.
Учитель может обратить внимание на репродукцию картины Я. Матейко «Провозглашение Конституции 3 мая 1791 г.» на с. 183.
Для закрепления изученного материала можно обсудить вопрос: могла ли принятая Конституция помочь преодолеть кризис, в котором оказалась Речь Посполитая?
Содержание пункта «Тарговицкая конфедерация. Война 1792 г.» может быть изучено в ходе объяснения учителя и беседы с классом.
Учащиеся вспоминают определение понятия «конфедерация» и называют шляхетские конфедерации, созданные перед первым разделом Речи Посполитой. В ходе дальнейшей беседы учащиеся выясняет, какие общественные силы и почему не были довольны Конституцией, и как с помощью внешнего влияния добились ее отмены.
В завершение обсуждения вопроса учитель может поинтересоваться у класса: как вы думаете, ожидали ли лидеры Тарговицкой конфедерации, обращаясь за помощью к России, что после отмены Конституции и восстановлении шляхетских прав соседние государства проведут второй раздел Речи Посполитой.
Перед изучением второго раздела Речи Посполитой учащиеся вспоминают причины первого раздела Речи Посполитой,
называют страны – его участницы, показывают на карте территории, отошедшие к России, Австрии и Пруссии. Учитель рассказывает о новом разделе, показывает на карте территории, отошедшие к России и Пруссии, подчеркивает, что лидеры Тарговицкой конфедерации были обмануты в своих ожиданиях, потому что была нарушена целостность страны. Рассказывая о последнем сейме Речи Посполитой, прошедшем в 1793 г. в Гродно,
который вошел в историю как второй «немой сейм», учитель может предложить учащимся сравнить условия его проведения и итоги с первым подобным сеймом в 1717 г.
Для закрепления изученного материала, учитель может предложить учащимся познакомиться с фрагментом из трактата о втором разделе Речи Посполитой от 11 июня 1793 г.:
«... Мы, Кацярына Другая, імператрыца і самадзержыца ўсеррасійская і інш. Паколькі неспакой і разлады, што пачаліся ў Каралеўстве Польскім пасля перамены ў 3(і дзень мая 1791 г., самаадвольным і гвалтоўным чынам зробленай у старажытным яго праўленні, безупынна працягваліся і да такой ступені пашырыліся, што, нягледзячы на прыкладзеныя імператрыцай усерасійскаю старанні аб супакаенні тых, цішыня і спакой сумежных дзяржаў адвяргаліся ад таго яўнай небяспецы… » (Документы и материалы по истории Белоруссии. Минск, 1940. Т. 2. С. 20-22)
Вопросы и задания к документу
1. О каких переменах упоминается в трактате?
2. Как в документе объясняются причины второго раздела Речи Посполитой?
3. Как вы думаете, что имеется в виду под фразой «цішыня і спакой сумежных дзяржаў падвяргаліся ад таго яўнай небяспецы»? Чего конкретно могли опасаться соседние державы?
4. Какой политики придерживалось Российское государство в конце XVIII века?
Завершая урок, учитель обращает внимание класса на тот факт, что второй раздел поставил страну на край гибели, и это хорошо осознавали патриотически настроенные круги Речи Посполитой, которые предприняли последнюю попытку спасти государство. Об этом речь пойдет на следующем уроке.
При подведении итогов урока для осмысления учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии учитель может предложить им с помощью условных обозначений отметить свои ответы и работу на уроке. Например, «!» – все было понятно и интересно; «?» – возникли вопросы по поводу изучаемого материала или своей работы на уроке; «!!» – я доволен своей работой и т.д.
Домашнее задание: § 27, подготовить сообщения (презентации) о Т.Костюшко, Я.Ясинском, Т.Вавжецком (по усмотрению учителя для учащихся, интересующихся изучением предмета).