План-конспект для урока всеобщей истории по теме "Эпоха Возрождения в Европе"
План-конспект для урока всеобщей истории по теме "Эпоха Возрождения в Европе"
Урок по данному план-конспекту хорошо идёт вместе с презентацией, где много иллюстративного материала. Так школьники более эффективно освоят тему европейского Возрождения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект для урока всеобщей истории по теме "Эпоха Возрождения в Европе"»
Конспект урока по истории
Раздел: всеобщая история
Тема «Эпоха Возрождения»
Класс 10
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательная: на основе фактов, текста урока сформировать представление об эпохе Возрождения, её особенностях и отражении данного времени в искусстве;
Развивающая: сформировать умение выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, таблицами;
Воспитательная: привить ученикам любовь и уважение к образованию, мыслителям эпохи возрождения, культуре в целом.
Задачи:
расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению культуры эпохи Возрождения;
представить учащимся трех великих гениев эпохи Возрождения через сопоставление; развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность, пополняя их лексикон новыми терминами.
Литература:
Уколова В. И. Всеобщая история: с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. Уровни / В. И. Уколова, А.В. Ревякин; под ред. А.О. Чубарьяна; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, издательство «Просвещение». – 7 изд., - М.: Просвещение, 2012. – 357 с.
В XIV веке Западная Европа «покидает» Средневековье и входит в новый период развития – период её исторического лидерства. Начинается новая историческая эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса). Возрождение как особый тип культуры могло появиться благодаря тому, что в обществе сложились условия для формирования нового мировоззрения. На сегодняшнем занятии мы с вами рассмотрим особенности данной эпохи: развитие искусства, литературы, философии, науки и образования в период Ренессанса. Сможем оценить роль эпохи Возрождения в мировой истории.
Изучение нового материала. (сопровождение в виде презентации)
Слайд 1: «эпоха Возрождения»
Слайд 2
В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. Было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии ещё в XIII и XIV веках, но окончательно установилось только с XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение новых веяний в культуре.
Слайд 3
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Слайд 4
Социальными предпосылками эпохи Возрождения явилось развитие ремёсел и торговли, экономические реформы в итальянских городах, развитие науки и философии
Слайд 5
Возрождение принято делить по географическому признаку, таким образом существует итальянское Возрождение – родина этого течения и зачинательница основных его особенностей, и так называемое Северное Возрождение.
Собственно, искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма – общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Напомню, что одним из факторов распространения итальянской культуры по Европе стало появление книгопечатания.
Слайд 6
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно и появился в Позднем средневековье, с византийскими, романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству.
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.
Слайд 7
При правлении Юлия II в Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства. Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) и Рафаэль Санти (1483—1520).
Слайд 8
На слайде представлена таблица со сравнительной характеристикой культуры Средневековья и культуры Ренессанса. На основе этой таблицы можно наглядно увидеть существенные изменения, потрясшие Европейский мир того времени.
Слайд 9
Как раз уместно будет вспомнить отрывок из стихотворения Валерия Брюсова: Стремились все – открыть, изобрести Найти, создать… Царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы.
Слайд 10 «Художники Эпохи Возрождения»
Слайд 11
Леонардоди сер Пьеро да Винчи (15 апреля 1452, селение около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.
Леонардо да Винчи – одна из самых талантливых и загадочных персон данной эпохи. Творец оставил после себя массу изобретений, картин и тайн, многие из которых остаются не раскрытыми по сей день. Да Винчи называют полиматом или «универсальным человеком». Ведь он достиг высот практически во всех сферах науки и искусства.
Слайд 12
На слайде представлены наиболее яркие, на мой взгляд, работы художника. Внимательно рассмотрите картины и выделите особые черты творчества Леонардо да Винчи.
Слайд 13
Леонардоди сер Пьеро да Винчи (15 апреля 1452, селение около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.
Леонардо да Винчи – одна из самых талантливых и загадочных персон данной эпохи. Творец оставил после себя массу изобретений, картин и тайн, многие из которых остаются не раскрытыми по сей день. Да Винчи называют полиматом или «универсальным человеком». Ведь он достиг высот практически во всех сферах науки и искусства.
Слайд 14-15
Обратите внимание, помимо картин на слайдах представлены скульптурные работы мастера. Как вы думаете, что можно назвать более живописным – картину или скульптуру? Почему?
Слайд 16
Рафаэль Санти (26 или 28 марта1483 — 6 апреля 1520) — итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Один из ярчайших представителей эпохи Возрождения. За свою недолгую жизнь он прославился и стал одним из популярных и богатых художников Италии. В своих произведениях Рафаэль воплотил представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма. Его полотно «Сикстинская Мадонна» является одной из самых узнаваемых и пародийных картин в истории, она являлась вдохновительницей и любимым полотном русского писателя Федора Достоевского.
Слайд 17
Осмотрите картины Рафаэля Санти. Можете ли вы найти черты сходства и различия с предыдущими представителями Возрождения?
Первичная проверка знаний
Ответьте на следующие вопросы:
Какие основные черты можно увидеть в работах главных мастеров Возрождения?
Как искусство характеризует данную историческую эпоху?
Предположите, какие отличия от Италии будут в Северном Возрождении?
Слайд 18 Итак, подведём итоги нашего урока. Эпоха Возрождения отличается некой двуличностью – с одной стороны, мы видим откат в прошлое, возвращение к античности, но с другой стороны, эта самая «древность» толкает историю культуры на совершенно другой, новый уровень развития. Также, важно отметить роль двух понятий, относящихся к этой эпохе: Гуманизм – это система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье.
Аскетизм – это методика достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении, исполнении трудных обетов, порой включающих самоистязание.
Общее подведение итогов занятия
Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.
Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. Условия достижения положительных результатов.
Домашнее задание
Учебник § 6 «Эпоха Возрождения в Италии и Европе» стр. 65-73 читать
Составить конспект на основе материалов урока, учебной и дополнительной литературы.
Подготовить доклады о работах
Леонардо да Винчи (1452—1519)
Микеланджело Буонарроти (1475—1564)
Рафаэль Санти (1483—1520)
В докладе осветить следующие пункты:
- время и условия создания работы;
- цель создания работы;
- роль работы в творчестве художника;
- где данная работа находится сейчас.
Литература:
1. Возрождение, эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
2. История искусства: Ренессанс. — М.: АСТ, 2003. — 503 с.