Просмотр содержимого документа
«План открытого урока "Финикия-страна мореплавателей"»
"Финикия - страна мореплавателей"
Цель урока:
Путем постановки проблемного вопроса: почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока, выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев,
формировать умения работать с картой, учебником, историческим источником, извлекать информацию из разных источников, вырабатывать навык анализа получаемой информации на уроке. Помочь учащимсяосознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе проблемный, объяснительно – иллюстративный
На уроке используются:
развитие мышления учащихся через решение проблемных ситуаций
поиск решения поставленной учебной задачи
развитие аналитических умений учащихся
умение работать с документом, картой, выражать свои мысли.
Понятия: колония
Оборудование:
Презентация,
Карта “Египет и Передняя Азия”
Документ
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Что такое религия? (вера в сверъестественные существа, духов, богов)
«Жилище» для богов в Древнем Египте? храм
Самый главный, могущественный бог Древнего Египта (бог солнца)
Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб? (Осирис)
Кого, по представлению древних египтян, Осирис пропускал в царство мертвых? (всех, кто при жизни творил добро)
I этап. Вводно-мотивационная часть
С какими государствами Древнего Востока вы уже знакомы? Назовите алгоритм изучения государств.
Работа с документом. Слайд 1 (см. Приложение 1, Приложение 2).
Документ:
Отрывок из книги Геродота “История в девяти книгах”
… Ливия же, (Геродот имеет ввиду Африку) по видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы ( Гибралтарский пролив), пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет) во время плавания вокруг Ливии Солнце оказалось у них на правой стороне….[1] Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем
Кто совершил путешествие вокруг Африки?
О каком государстве сегодня пойдет речь на уроке?
Записывается тема урока, но только название Финикия – _____________________. Слайд 2.
Допишем тему в конце урока, когда с этой страной познакомимся.
Какое открытие сделали финикийские мореплаватели?
Финикия – небольшая страна древности. Финикийцы были замечательными мастерами, отличными мореплаватели, бороздили просторы морей и океанов. Даже Геродот не поверил, что жители Финикии смогли обогнуть Африку. Интересен тот факт, что они первыми отправлялись в далекие плавания.
Учебная задача урока: Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?
Слайд 3
Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить учебную задачу?
П л а н (Слайд 4)
Каковы природные особенности Финикии?
Что позволило финикийским мореплавателям отправиться в далекие путешествия?
Зачем финикийцам нужны были изобретения?
II этап. Организация учебной деятельности учащихся
1. Месторасположение и природа Финикии.
На уроке присутствует житель Финикии, который расскажет о своей стране. Слайд 5.
Задание классу: Выделите природные особенности Финикии.
Приблизительный рассказ финикийца.
Финикиец: Дорогие мои, друзья. Мы отправимся в мою страну из устья реки Нил в Средиземное море. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. (Карта.) Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Найдите их на карте. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.
Вопросы к классу по рассказу финикийца.
В какой части Средиземного моря расположена Финикия?
Чем природа Финикии отличалась от природы Египта, Двуречья.
В чем природные особенности Финикии? Слайд №6.
Подумайте, какие занятия могли быть главными?
Запишите в тетрадь основные занятия финикийцев. (Ответ: мореплавание, торговля и ремесло).
Вывод: Скудная природа, недостаток хлеба, расположение страны на пересечении важных путей заставлял финикийцев заниматься мореплаванием, ремеслом и торговлей.
2. Лучшие мореплаватели Востока.
Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей?
Финикийцы обладали хорошими морскими судами. Рассказ о судах финикийцев. Слайд 7.
Почему финикийцы постоянно находились в плавании?
Ни один народ не объехал столько стран сколько финикийцы.
Работа с картой. Слайд 8.
Что обозначает на карте кружок?
Колония – поселение, основанное на чужой территории.
Где основали свои колонии финикийцы?
Большая часть населения финикийцев жила за пределами своей страны.
Финикийские города, расположены в трех частях света, они не составляли единого государства. Но между Финикией и колониями сохранялись дружеские отношения. Везде чтили солнечного бога Мелькарта, который странствует, показывает путь. Изображения бога ставили в гаванях, а перед отплытием и по окончании путешествия ему приносили жертву.
Хоть финикийцы и были торговцами, но многие люди их боялись. Дайте заглянем в порт одного из городов Древнего мира. Слайд 9.
Сценка [3]
Купец: Ах, кого я вижу, какие славные мальчишки. Угощайтесь лепешкой с медом. Вы так сильны, ловки. Давайте я подарю вам свой пояс и кинжал. (Купец делает вид, что снимает с себя пояс.) Впрочем, нет, на корабле у меня есть кое – что поинтересней. Хотите получить оружие?
Мальчики: Очень.
Купец: Давайте поднимемся ко мне на корабль. Соглашайтесь.
Мальчики: Согласны.(уходят).
Появляется мать мальчиков.
Мать: Вы не видели здесь двух мальчиков. Их нет дома уже очень долго.
Прохожий: Какие-то ребята сели на корабль с купцом и корабль отчалил из страны. Вон, он вдали в море, наверно повезли ваших детей в рабство.
Мать: Горе мне, горе. Не увижу больше своих сыновей.
Вопрос по сценке.
Почему финикийцев в городах боялись?
Почему они так поступали. Как данные деяния их характеризуют? Какая слава могла распространиться о финикийцах?
Запишите в тетрадь: Что позволило финикийцам отправляться в далекие плавания?
Ответ: стремление торговать, получать прибыль, наличие хороших судов, природные условия Финикии.
Вывод: Стремление к прибыли и скудные условия Финикии заставляли жителей заниматься мореплаванием, совершать далекие путешествия.
3. Вклад финикийцев в мировую культуру.
Финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были изобретателями. Что изобрели финикийцы?
Рассказ учителя об изобретениях.
Однажды Финикийский корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости.[4]
Догадайтесь, что открыли финикийцы? Слайд 10
Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. Как ее добывали? чтение учебника А.А. Вигасина *15 п.1 стр.71
В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Название же Финикия этой стране дали греки. Рассмотрите наряд нашего гостя? Почему он одет в ткань данного цвета? Что означало слово Финикия по-гречески?
Почему так греки называли финикийцев?
Что это за знаки в письме? Обращение к тексту?– это финикийское письмо. Слайд 11
В Финикии около трех тысяч лет назад придумали простое письмо. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов. Букв было всего двадцать две.
Сколько букв в нашем алфавите? В финикийском алфавите не было гласных и это затрудняло чтение.
Вспомните и назовите изобретения финикийцев.
Виноградное вино и оливковое масло
Стекло
Пурпурная краска
Основание колоний.
Алфавит.
Какое из открытий было главным для финикийцев?
Почему алфавит был нужен финикийским торговцам.
Запишите в тетрадь: Зачем финикийцам нужны были изобретения?
III этап. Контроль и коррекция знаний
Вспомните главную задачу урока: Слайд 12
Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?
(Записать в тетрадь ответ.)
занятия торговлей и ремеслом
наличие хороших кораблей
расположение Финикии на перекрестке торговых путей.
изобретение алфавита упрощало ведение торговли.
Проверка задания, коррекция ответов. Слайд 13.
А теперь обратимся к теме нашего урока.
Допишите название темы урока, как бы вы озаглавили наш урок, какое словосочетание придумали?
Слайд 14.
Домашнее задание
*15, п. 1,2 пересказ, в. 2, 3, 4.
Задания на выбор:
Составить кроссворд по данной теме или написать сочинение: “Я – финикиец”.