kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Петр Могила. Образование Киево-могилянской академии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-беседа из истории Украины для учеников 8 класса.

Цель:

  • рассмотреть состояние церковной жизни в Украине в первой половине ХVII ст.;
  • показать деятельность Петра Могилы в возобновлении и укреплении  православной церкви;
  • ознакомить учеников с этапами образования Киево-Могилянской академии;
  • выяснить состояние развития образования, книгопечатания; формировать у учеников заинтересованность в познании  новых явлений и событий;
  • воспитывать учеников в духе  общечеловеческих духовных  ценностей, толерантного  отношения  к разным религиозным  конфессиям, религиозным чувствам людей.

Тип урока :  комбинированный.

Форма урока : урок-беседа.

Задание:

  • ученики должны знать основные биографические сведения о Петре Могиле;
  • уметь объяснить, как П. Могила попал на Украину и занял такую высокую церковную должность;
  • рассказывать, что важного  совершил Могила в возобновлении и укреплении православной церкви;
  • уметь называть центры  книгоиздания на Украине в первой половине ХVII ст.

Оборудование: видео, презентация, атласы, учебники.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Петр Могила. Образование Киево-могилянской академии»


Урок по истории Украины на тему : "Петр Могила. Образование Киево-могилянской академии"

Урок-беседа из истории Украины для учеников 8 класса.

Цель:

  • рассмотреть состояние церковной жизни в Украине в первой половине ХVII ст.;

  • показать деятельность Петра Могилы в возобновлении и укреплении православной церкви;

  • ознакомить учеников с этапами образования Киево-Могилянской академии;

  • выяснить состояние развития образования, книгопечатания; формировать у учеников заинтересованность в познании новых явлений и событий;

  • воспитывать учеников в духе общечеловеческих духовных ценностей, толерантного отношения к разным религиозным конфессиям, религиозным чувствам людей.

Тип урока : комбинированный.

Форма урока : урок-беседа.

Задание:

  • ученики должны знать основные биографические сведения о Петре Могиле;

  • уметь объяснить, как П. Могила попал на Украину и занял такую высокую церковную должность;

  • рассказывать, что важного совершил Могила в возобновлении и укреплении православной церкви;

  • уметь называть центры книгоиздания на Украине в первой половине ХVII ст.

Оборудование: видео, презентация, атласы, учебники.

Ход урока

І. Организация учеников к уроку

ІІ. Проверка домашнего задания

Устный индивидуальный (фронтальный) опрос

  1. Задание "Угадай героя" (ученики прослушивают аудиозапись и отгадывают, о ком идет речь)

Герой № 1 (слайд 1)

Происходил из давнего украинского княжеского рода. Смолоду покинул родительский дом ради рыцарской славы. Рано выявил умение полководца. В 1550 г. он назначен старостой черкасским и каневским. Потом он получил должность пограничного стражника на Хортице. Там, на Малой Хортице, по его инициативе запорожцы построили крепость.

Ответ: Дмитрий Вишневецький.

Герой № 2 (слайд 2)

Выдающийся украинский политический и культурный деятель. Владел большими поместностями на Волыни, Киевщине, Подолье и Галичине. Одна из наиболее влиятельных фигур 16 в., последовательно защищал политические права украинцев. Был лидером оппозиции, которая не поддерживала заключения Люблинской унии. Выступал за то, чтобы Украина вошла на равных правах с Польшей и Литвой к новому федеральному государственному образованию. В 1576 г. в своем имении учредил школу, которая приравнивалась к высшим учебным заведениям.

Ответ: Константин Острожский.







  1. Соотнесите понятия и их определения.

1) Янычары

А) высшая должность в Крымском ханстве

2) Каторжанин

Б) правитель Османской империи

3) Хан

В) пленные, "живой товар"

4) Ясырь

Г) пленники, которые были гребцами на турецких судах

5) Султан

Д) регулярное турецкое войско

1 - Д. 2-Г. 3-А. 4-В. 5 -.Б.

1) Чинш

А) большой землевладелец

2) Хоругвь

Б) флаг

3) Реестр

В) денежный налог

4) Галера

Г) список казаков на службе у короля

5) Магнат

Д) большая военная морская лодка



  1. В. 2-Б. 3-Г. 4-Д. 5-А.

  1. Дополните текст, выбрав из приведенных в скобках вариантов правильный ответ.

1) Воспользовавшись пребыванием в Киеве в (1615, 1620, 1632) году Иерусалимского патриарха Феофана ІІІ ( Вельямин Рутський, Константин Острозький, Петр Сагайдачный) добился от него освящения на православного митрополита Киевского (Иова Борецького, Елисея Плетенецького, Петра Могилы), а также пяти православных епископов.

Ответ: 1620, Петр Сагайдачный, Іов Борецький.

2) Удачных похода казаков против Турции в начале XVII ст. получило название ("эпохи героических походов", "золотого спокойствия", "руины"). Казаки осуществляли морские походы против турок на легких лодках (каюках, галерах, ладдях, чайках). Наибольшим невольничьим рынком в Крыму был город-крепость (Кафа, Бахчисарай, Керчь) Эта могучая крепость была добыта казаками в (1606, 1616, 1620, 1621 ) году.

Ответ: "героических походов", чайках, Кафа, 1616.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Деятельность православных братств, возобновления и легализация православной иерархии, поддержка православной веры и украинской культуры - все это способствовало национальному возрождению и усилению национально-освободительного движения в Украине.

А вспомните, как состоялась легализация православной иерархии?

((Владислав IV, стремясь привлечь казаков на помощь ему в получении московского трона, узаконил православную иерархию, выдав "Пункты для успокоения русского народа" в 1632 г.)

После смерти Іова Борецького в 1631 г. митрополитом Киевским стал Исайя Копинський.

Вопрос:

А сколько лет был митрополитом Киевским Іов Борецький?Решение хронологической задачи. (1631-1620= 11 лет)

Но король Владислав IV по требованию собрания русской шляхты утвердил кандидатуру митрополита Петра Могилы, который был на то время архимандритом Киево-печерской лавры.Кто такой Петр Могила? Какая была его деятельность на должности митрополита? На эти вопросы мы должны найти сегодня ответ.

ІV. Изучение нового материала

План

  1. Митрополит П. Могила. Церковная реформа.

  2. Образование Киево-могилянской академии.

  3. Шкільництво и книгоиздание.

Работа над видеосюжетом "Жития святых. Петр Могила"

Задание для учеников:

  • Во время пересмотра обратить внимание на: происхождение, кто были родители, чем занимался к церковной жизни?

((ученики пересматривают видео) 6 мин.

  • Ответы учеников на вопрос:

  • Откуда был родом Петр Могила?

  • Кто был его отец?

  • Какую получил образование Могила?

  • Участвовал ли в битвах? Каких?

  • Когда принял постриг?

  • С каким городом сравнивают Киев в фильме? (С Иерусалимом).

Работа со слайдом "Церковная реформа Петра Могилы"

Работа с историческим источником

Отрывок из "Требника" Петра Могилы.

Вопрос:

  • Какие существовали учебные заведения в Украине на то время?

((братские школы, иезуитские школы, Острозька академия)

Рассказ учителя.

В 1631 г. П. Могила учредил в Киево-печерской лавре школу по типу западноевропейских школ. В 1632 г. она была объединена с Киевской братской школой, известной на то время и основанной еще в 1615 г. на средства киевской шляхтянки Галшки (Елизаветы) Гулевичны, и преобразована на Киевскую коллегию, которая впоследствии получила название Киево-могилянской академии.

Вопрос:

Почему же учили в этой коллегии?

Работа с учебником

С. 87 - 2 абзац. (Учебник)



А какие предметы входили до "семи свободных наук"?

(("семь свободных наук": грамматика, риторика (или поэтика), диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка)

Вывод учителя :

В настоящее время Киево-могилянская академия остается одним из самых престижных высших учебных заведений Украины. Государство предоставило ей устав национального учебного заведения. Многие меценаты предоставляли средства на реставрацию академии. Два корпуса до этого времени почти не изменили внешний вид.

Физкультминутка. Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Как известно, знания не возможно получить без книг и учителей.

Вопрос:

Существовали ли на то время украинские книги? Где их выдавали? Кого вы знаете из известных книгоиздателей?

Сообщение ученика

Иван Федоров был основателем книгопечатания в России и Украине. По приказу царя Ивана Грозного от 1533 года руководил строительством типографии в Москве, где вместе с белорусом Петром Мстиславцем издал несколько церковных книг. Через преследование І. Федоров и П. Мстиславець убежали в Литву, где их принял Большой гетман Литовский Г. Ходкевич . В 1574 году во Львове выпустил второе издание своего московского "Апостола" и "Букварь". Работал в имениях князя К. - В. Острозького, выдал острозьку Библию (1581 р). Умер и похороненный во Львове.

Работа со слайдами "Книгопечатания"

Задание для учеников:

выписать в тетради названия книг и авторов, год издания.

V. Закрепление новых знаний

Устное учебное тестирование

Дайте подтвердительный ответ или опровергните такие положения:

  1. В церковных и монастырских школах учительствовали бакалавры. (+)

  2. Домашнее образование было доступно крестьянам. (-)

  3. Острозька школа была основана Петром Могилой. (-)

  4. Астрономия входила в состав "семи свободных наук" (+)

  5. Первым высшим учебным заведением в Украине была Киево-могилянская академия. (-)

  6. Киево-могилянская коллегия была создана в 1647 г. (-)

  7. І. Федоров был белорусским книгодрукарем. (-)

  8. Первыми напечатанными в Украине книгами были "Апостол" и "букварь". (+)

  9. Галшка Гулевичівна была основательницей Киево-печерской лавры. (-)

  10. Петр Могила - автор нескольких религиозных произведений. (+)

VI. Итог урока

Заключительное слово учителя.

Несмотря на то, что культура развивалась в этот период в сложных, противоречивых условиях, украинский народ достиг успехов в развитии своего языка, образования и книгопечатания. И значительная заслуга в этом Петра Могилы. За большие заслуги перед православной церковью 12 декабря 1996 года П. Могила был канонизован, то есть зачисленный в лик святых.

VII. Домашнее задание

1) Проработать параграф 13.2) Выучить конспект.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Петр Могила. Образование Киево-могилянской академии

Автор: Скрынникова Ольга Сергеевна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295276


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства