kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая разработка урока-концерта на тему: «Культура и искусство после октября 1917г.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока-концерта по истории России для учашихся 11 класса общеобразоватеных уреждений на тему "Культура и искусство после октября 1917 года". Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: создать представление у учащихся о культуре и искусстве после Октябрьской рефолюции 1917 года, познакомить с особенностями искусства данного периода.Задачи, которые позволяют решить данные разработки:

- образовательные: познакомить учашихся с культурой револючионного и после революционного периода;

- развивающие: сформировать навыки анализа изобразительного исусства;

- воспитательные: сформировать уваительное отношение к сохранению произведений искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая разработка урока-концерта на тему: «Культура и искусство после октября 1917г.»»


План-конспект урока-концерта по истории в 11 классе.


Тема урока: «Культура и искусство после октября 1917г.»

Цель урока: Создать представление у учащихся о культуре и искусстве после Октябрьской революции 1917 года, познакомить их с особенностями искусства данного периода.

Задачи урока:

1) Образовательные: познакомить учащихся с культурой революционного и после революционного периода.

2) Развивающие: сформировать навыки анализа изобразительного искусства.

3) Воспитательные: сформировать уважительное отношение к сохранению произведений искусства.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: агитфарфор, искусство плаката, Декрет «О ликвидации неграмотности», конструктивизм, Пролеткульт, Всероссийская ассоциация пролетарских писателей, «Окна РОСТа».

Оборудование: доска, мел, учебник «История России. XX- нач.XXIв.11 класс. Загладин, Козленко, Минаков, Петров, М.: 2007» слайды презентации.

Литература для подготовки:

1.Аксенов, В.Б. 1917 год: социальные реалии и киносюжеты // Отечественная история. – 2003. - № 6. – С. 8-21

2. Андреева, Л. Советский агитационный фарфор. – Москва : Искусство, 1971.- 224с.

3. Бровкин, В.Н. Культура новой элиты, 1921-1925 гг. // Вопросы истории. – 2004. - № 8. – С. 83 – 99

4. Ким, М. П. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. – Москва : Наука, 1967.-450с.

5. Назаров, А. И. Октябрь и книга. Создание советских издательств и формирование массового читателя (1917 - 1923). – Москва : Искусство, 1968.

Ход урока:

Момент урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

1-2 мин

Приветствие учащихся, установление тишины.

Приветствие учителя, установление тишины.

2.Объявление новой темы

2-3 мин

Сегодня мы начнем изучать тему «Культура и искусство после октября 1917г». (1 сл.)

Оглашается план урока:

1) Развитие просвещения и образования;

2) Развитие науки;

3)Развитие литературы;

4)Развитие изобразительного искусства, театра и музыки. (2 сл.)

Запись в тетрадь темы и плана урока.

3.Домашнее задание

2-3 мин

Учитель объявляет домашнее задание: §16, выучить названия художественных произведений и их авторов, фамилии известных ученых и названия их работ, а также видных деятелей искусства, подготовиться к проверочной работе по ним.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

4.Изучение нового материала

70 мин

Смена власти дала импульс художественному развитию в 1917-120-х гг. Революционные события разделили деятелей культуры на сторонников новой власти и на тех, кто не смирился с этим.

1.Развитие образования.

Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России, особенно в национальных районах. Вопросы культурной жизни страны находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения во главе с А.В. Луначарским, которому на местах подчинялись отделы народного образования. (3 сл.)

Совет народных комиссаров выпустил декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919г. обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. (4 сл.) Была создана широкая сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В июле 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а осенью 1923 г. было создано массовое добровольное общество "Долой неграмотность". (5 сл.)

За первое десятилетие советской власти было обучено около 10 млн. взрослых, доля грамотных в населении, начиная со школьного возраста, выросла с 40% в 1917 г. до 51% в 1926 г. (6 сл.) В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе.

Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы, важнейшими принципами которой являлись

- связь обучения с производством,

- преемственность в воспитании и образовании,

- совместное обучение. (7 сл.)

Первым шагом в этом направлении стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отменялось преподавание в школах закона божьего. (8 сл.)

Конституция РСФСР закрепила право на полное, всестороннее и бесплатное образование.

2.Развитие науки

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сей­час — имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. (9 сл.)

Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиа­ции Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. (10 сл.)

Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). (11 сл.)

В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Прави­тельство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для ста­новления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР. (12 сл.)

3. Развитие литературы

Создавались объединения и ассоциации литераторов и художников, приверженцев новой власти. Так, Всероссийская ассоциация пролетарских писателей выдвигала свою идею создания классовой литературы, противопоставляя ее «старой», буржуазной. В разное время там состояли поэты: А.И. Безыменский, Д. Бедный, А.А. Жаров, писатели Д.А. Фурманов, А. Веселый и др. (13, 14 сл.)

После 1917 года Бедный продолжил служить революции. Он не скрывал и даже гордился, что писал по заказу партии, так как свято верил в дело большевиков. Будучи рупором коммунистических идей, он прославлял и клеймил все в соответствии с требованиями партии.

С одной стороны его творчество подбадривало людей на новые свершения, подвиги, как например, в стихотворении «Полна страданий наших чаша...» (1920), (учитель читает стихотворение:

Полна страданий наших чаша,

Слились в одно и кровь и пот.

Но не угасла сила наша:

Она растет, она растет!

Кошмарный сон — былые беды,

В лучах зари — грядущий бой.

Бойцы в предчувствии победы

Кипят отвагой молодой.

Пускай шипит слепая злоба,

Пускай грозит коварный враг,

Друзья, мы станем все до гроба

За правду — наш победный стяг!)

С другой стороны — большинство его стихов призывали к жестокой расправе с врагами, прославляли беспощадность воинов. Одна из знаменитых демьяновских агиток — стихотворение 1918 года «Проводы», ставшее потом народной песней. (прослушивание песни)

На равнее с ассоциацией была организация Пролеткульта, которая ориентировалась на радикальную молодежь.

Борьба литературно-художественных группировок отражала весь спектр настроений творческой интеллигенции. Их столкновения часто принимали форму публичных скандалов. Многие известные литераторы со временем отошли от активной работы в объединениях, такие как Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин. (15 сл.) Ожесточенной критике подверглись также детские произведения, в частности произведения К.И. Чуковского. (15 сл.)

Самым известным объединением того времени был Левый фронт искусств, ядро которого составляли поэты Н.Н. Асеев, О.М. Брик, В.В. Маяковский.(учитель читает стихотворение В.В. Маяковского «Наш марш»)

Бейте в площади бунтов топот!

Выше, гордых голов гряда!

Мы разливом второго потопа

перемоем миров города.

Дней бык пег.

Медленна лет арба.

Наш бог бег.

Сердце наш барабан.

 Есть ли наших золот небесней?

Нас ли сжалит пули оса?

Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса.

Зеленью ляг, луг,выстели дно дням.

Радуга, дай дуг лет быстролётным коням.

Видите, скушно звезд небу!

Без него наши песни вьем.

Эй, Большая Медведица! требуй, чтоб на небо нас взяли живьем.

Радости пей! Пой!

В жилах весна разлита.

Сердце, бей бой!

Грудь наша - медь литавр.(16 сл.)

Группа подчеркивала свою преемственность футуризму и отстаивала новое искусство в противовес классическому культурному наследию.

Именно в этот период началась резкая критика сатирика М.М. Зощенко, а также был запрещен к публикации роман-антиутопия Е.И. Замятина «Мы». Этот роман описывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на тейлоризме, сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

(17 сл.) (учитель читает отрывок из романа «Мы»)

«И вот, так же, как это было утром, на эллинге, я опять увидел, будто только вот сейчас первый раз в жизни, увидел все: непреложные прямые улицы, брызжущее лучами стекло мостовых, божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратную гармонию серо-голубых шеренг. И так: будто не целые поколения, а я – именно я – победил старого Бога и старую жизнь, именно я создал все это, и я как башня, я боюсь двинуть локтем, чтобы не посыпались осколки стен, куполов, машин…»

4. Развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Художники рассматривали смену власти как сокрушение основ старого мира, открывавшее путь для свободы художественного творчества. Происходил выход искусства на улицы.

Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и Д. И. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны. (18 сл.)

Б. М. Кустодиев изобразил поступь революции в монументальном полотне «Большевик». (19 сл.)

Массовый отклик находило искусство плаката. Наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. В «Окнах РОСТа» работали самые лучшие художники: Маяковский, В.Н. Дени, В.В. Лебедев, Д.С. Моор. (20, 21 сл.)

Агитация за новый быт велась и средствами коммерческой рекламы: А.М. Родченко, Эль Лисицкий. (22, 23 сл.)

Художники С.В. Чехонин и М.М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционными лозунгами. (24,25 сл.)

В этот период агитфарфор стал эмблемой новой эпохи.

В.Е. Татлин сделал проект памятника III Интернационалу. (26 сл.) В 1920-е гг. свои произведения создавали такие скульпторы как: И.Д. Шадр, В.И. Мухина, А.С. Голубкина и др. (27,28 сл.)

Лениным был утвержден план монументальной пропаганды в 1918 г. Он предусматривал создание монументов во всех городах РСФСР, изображающих видных деятелей науки, искусства и др. Этим проектом руководил А.В. Луначарский.

На сцене МХАТа постоянно шла борьба за пьесу М.А. Булгакова «Дни Турбиных», которая очень нравилась И.В. Сталину, а левые литераторы выступали с требованием запретить пьесу, как классово чуждую. (29 сл.)

В театре в 1920-х гг. было известно имя В.Э. Мейерхольда, который поставил «Клоп» и «Баня» по пьесам Маяковского. (30 сл.)

Изменение условий социальной жизни сформировали запрос на новую городскую среду, потребность «строителей нового мира». Созданием нового стиля в архитектуре занимались такие деятели как: К.С. Мельников, И.И. Леонидов, А.В. Щусев. (31 сл.)

Их проекты отличало упрощение форм, отсутствие декора, использование новых материалов – стекло, бетон, металлические каркасы. Такой стиль стали называть конструктивизм.

Одним из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов, учителей, актеров). 

В ранние годы советской власти появись документальные фильмы режиссеров А.П. Довженко и В.И. Пудовкина. (32 сл.) Главными героями стали народ и коллектив единомышленников.

Новатором в киноискусстве того времени стал режиссер С.М. Эйзенштейн с его «Броненосцем Потемкиным».(33 сл.)

(просмотр отрывка из фильма, 34 сл.)

Впервые была показана революция, наполненная эмоциональной насыщенностью и романтическим пафосом.

Ученики по ходу урока записывают названия произведений и их авторов, которые отображаются на слайдах.



5.Закрепление

10 мин

Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели значимый период в культурной жизни страны. Для повторения изученного материала давайте ответим на вопросы:

-Кто возглавлял Наркомат Просвещения?

- Когда был издан Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», и что он предполагал.

-Назовите 3 принципа трудовой школы.






- Назовите крупного теоретика в области авиации.

-Какие поэты входили во Всероссийскую ассоциацию пролетарских писателей?

- Кто занимался искусством плаката?

-Какой стиль в архитектуре предполагал использование использование новых материалов – стекло, бетон, металлические каркасы?

-Кто являлся новатором в киноискусстве?

Ученики с помощью учителя отвечают на вопросы.






-Луначарский


-26 декабря 1919г. он обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать.



- связь обучения с производством,

- преемственность в воспитании и образовании,

- совместное обучение.


- Н.Е. Жуковский


-А.И. Безыменский, Д. Бедный, А.А. Жаров



- Маяковский, В.Н. Дени, В.В. Лебедев, Д.С. Моор.

-Конструктивизм








- С.М. Эйзенштейн







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суровегина Екатерина Сергеевна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства