Смена власти дала импульс художественному развитию в 1917-120-х гг. Революционные события разделили деятелей культуры на сторонников новой власти и на тех, кто не смирился с этим. 1.Развитие образования. Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России, особенно в национальных районах. Вопросы культурной жизни страны находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения во главе с А.В. Луначарским, которому на местах подчинялись отделы народного образования. (3 сл.) Совет народных комиссаров выпустил декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919г. обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. (4 сл.) Была создана широкая сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В июле 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а осенью 1923 г. было создано массовое добровольное общество "Долой неграмотность". (5 сл.) За первое десятилетие советской власти было обучено около 10 млн. взрослых, доля грамотных в населении, начиная со школьного возраста, выросла с 40% в 1917 г. до 51% в 1926 г. (6 сл.) В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе. Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы, важнейшими принципами которой являлись - связь обучения с производством, - преемственность в воспитании и образовании, - совместное обучение. (7 сл.) Первым шагом в этом направлении стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отменялось преподавание в школах закона божьего. (8 сл.) Конституция РСФСР закрепила право на полное, всестороннее и бесплатное образование. 2.Развитие науки Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас — имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. (9 сл.) Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. (10 сл.) Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). (11 сл.) В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР. (12 сл.) 3. Развитие литературы Создавались объединения и ассоциации литераторов и художников, приверженцев новой власти. Так, Всероссийская ассоциация пролетарских писателей выдвигала свою идею создания классовой литературы, противопоставляя ее «старой», буржуазной. В разное время там состояли поэты: А.И. Безыменский, Д. Бедный, А.А. Жаров, писатели Д.А. Фурманов, А. Веселый и др. (13, 14 сл.) После 1917 года Бедный продолжил служить революции. Он не скрывал и даже гордился, что писал по заказу партии, так как свято верил в дело большевиков. Будучи рупором коммунистических идей, он прославлял и клеймил все в соответствии с требованиями партии. С одной стороны его творчество подбадривало людей на новые свершения, подвиги, как например, в стихотворении «Полна страданий наших чаша...» (1920), (учитель читает стихотворение: Полна страданий наших чаша, Слились в одно и кровь и пот. Но не угасла сила наша: Она растет, она растет! Кошмарный сон — былые беды, В лучах зари — грядущий бой. Бойцы в предчувствии победы Кипят отвагой молодой. Пускай шипит слепая злоба, Пускай грозит коварный враг, Друзья, мы станем все до гроба За правду — наш победный стяг!) С другой стороны — большинство его стихов призывали к жестокой расправе с врагами, прославляли беспощадность воинов. Одна из знаменитых демьяновских агиток — стихотворение 1918 года «Проводы», ставшее потом народной песней. (прослушивание песни) На равнее с ассоциацией была организация Пролеткульта, которая ориентировалась на радикальную молодежь. Борьба литературно-художественных группировок отражала весь спектр настроений творческой интеллигенции. Их столкновения часто принимали форму публичных скандалов. Многие известные литераторы со временем отошли от активной работы в объединениях, такие как Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин. (15 сл.) Ожесточенной критике подверглись также детские произведения, в частности произведения К.И. Чуковского. (15 сл.) Самым известным объединением того времени был Левый фронт искусств, ядро которого составляли поэты Н.Н. Асеев, О.М. Брик, В.В. Маяковский.(учитель читает стихотворение В.В. Маяковского «Наш марш») Бейте в площади бунтов топот! Выше, гордых голов гряда! Мы разливом второго потопа перемоем миров города. Дней бык пег. Медленна лет арба. Наш бог бег. Сердце наш барабан. Есть ли наших золот небесней? Нас ли сжалит пули оса? Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса. Зеленью ляг, луг,выстели дно дням. Радуга, дай дуг лет быстролётным коням. Видите, скушно звезд небу! Без него наши песни вьем. Эй, Большая Медведица! требуй, чтоб на небо нас взяли живьем. Радости пей! Пой! В жилах весна разлита. Сердце, бей бой! Грудь наша - медь литавр.(16 сл.) Группа подчеркивала свою преемственность футуризму и отстаивала новое искусство в противовес классическому культурному наследию. Именно в этот период началась резкая критика сатирика М.М. Зощенко, а также был запрещен к публикации роман-антиутопия Е.И. Замятина «Мы». Этот роман описывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на тейлоризме, сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». (17 сл.) (учитель читает отрывок из романа «Мы») «И вот, так же, как это было утром, на эллинге, я опять увидел, будто только вот сейчас первый раз в жизни, увидел все: непреложные прямые улицы, брызжущее лучами стекло мостовых, божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратную гармонию серо-голубых шеренг. И так: будто не целые поколения, а я – именно я – победил старого Бога и старую жизнь, именно я создал все это, и я как башня, я боюсь двинуть локтем, чтобы не посыпались осколки стен, куполов, машин…» 4. Развитие театра, музыки и изобразительного искусства. Художники рассматривали смену власти как сокрушение основ старого мира, открывавшее путь для свободы художественного творчества. Происходил выход искусства на улицы. Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и Д. И. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны. (18 сл.) Б. М. Кустодиев изобразил поступь революции в монументальном полотне «Большевик». (19 сл.) Массовый отклик находило искусство плаката. Наглядная агитация несла горожанам новости с фронтов. В «Окнах РОСТа» работали самые лучшие художники: Маяковский, В.Н. Дени, В.В. Лебедев, Д.С. Моор. (20, 21 сл.) Агитация за новый быт велась и средствами коммерческой рекламы: А.М. Родченко, Эль Лисицкий. (22, 23 сл.) Художники С.В. Чехонин и М.М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционными лозунгами. (24,25 сл.) В этот период агитфарфор стал эмблемой новой эпохи. В.Е. Татлин сделал проект памятника III Интернационалу. (26 сл.) В 1920-е гг. свои произведения создавали такие скульпторы как: И.Д. Шадр, В.И. Мухина, А.С. Голубкина и др. (27,28 сл.) Лениным был утвержден план монументальной пропаганды в 1918 г. Он предусматривал создание монументов во всех городах РСФСР, изображающих видных деятелей науки, искусства и др. Этим проектом руководил А.В. Луначарский. На сцене МХАТа постоянно шла борьба за пьесу М.А. Булгакова «Дни Турбиных», которая очень нравилась И.В. Сталину, а левые литераторы выступали с требованием запретить пьесу, как классово чуждую. (29 сл.) В театре в 1920-х гг. было известно имя В.Э. Мейерхольда, который поставил «Клоп» и «Баня» по пьесам Маяковского. (30 сл.) Изменение условий социальной жизни сформировали запрос на новую городскую среду, потребность «строителей нового мира». Созданием нового стиля в архитектуре занимались такие деятели как: К.С. Мельников, И.И. Леонидов, А.В. Щусев. (31 сл.) Их проекты отличало упрощение форм, отсутствие декора, использование новых материалов – стекло, бетон, металлические каркасы. Такой стиль стали называть конструктивизм. Одним из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов, учителей, актеров). В ранние годы советской власти появись документальные фильмы режиссеров А.П. Довженко и В.И. Пудовкина. (32 сл.) Главными героями стали народ и коллектив единомышленников. Новатором в киноискусстве того времени стал режиссер С.М. Эйзенштейн с его «Броненосцем Потемкиным».(33 сл.) (просмотр отрывка из фильма, 34 сл.) Впервые была показана революция, наполненная эмоциональной насыщенностью и романтическим пафосом. |