kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оживление картины Лактионова Александра Ивановича «Письмо с фронта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оживление картины Лактионова Александра Ивановича будет полезно на уроке истории. Так как такой вид работы расширит кругозор детей и будет интересен ученикам. Предлагаемый вид работы рассчитан на любой класс. Картина "Письмо с фронта"  - жанровая картина советского живописца А.И.Лактионова, законченная художником в 1947 году и изображающая близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оживление картины Лактионова Александра Ивановича «Письмо с фронта» »


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Исторический факультет






Творческая работа

Оживление картины

Александра Ивановича Лактионова

«Письмо с фронта»














Составила: студентка 401 – ИС группы,

Муртазина Регина Айратовна






Оренбург 2015 г.




Вступление

Доклад ученика


«Письмо с фронта» — жанровая картина советского живописца А. И. Лактионова, законченная художником в 1947 году и изображающая близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта.

Картина «Письмо с фронта» была написана художником в Загорске под Москвой, куда в начале 1944 года Лактионов с семьей приехал из Самарканда. Художник вспоминал: «Я с моей большой семьёй жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушки, а впоследствии устроена большая келья». Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но все решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.

Картина писалась два года и была окончена в 1947 году. В качестве модели для солдата-письмоносца А. Лактионов привлёк художника В. И. Нифонтова. Недавно вернувшийся с фронта десантник, как и положено, в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик-палочку. Женщина с конвертом — сестра матери А. И. Лактионова, Евдокия Никифоровна. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Серёжа, девочка с косами — дочь Светлана. Наконец, соседка стала девушкой в кофточке, с красной повязкой дежурного. Она вся в солнце, а её улыбка добавляет тепла и света, наполняющих картину.

В 1948 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке, где имела необычайный успех у зрителей. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1948 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени.





































Далее, анализ картины (ученики анализируют данную картину вместе с учителем)


Герои картины собрались на пороге дома ради радостного события: услышать весточку с фронта – письмо, которое читает мальчик. Его окружили со всех сторон и слушают очень внимательно. На лицах всех героев картины радостная улыбка – наверное, в письме описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.

Художник показывает, что все живут одной мыслью – о скорейшей победе над фашистами. Мальчик, герой-фронтовик, девочка, молодая и пожилая женщины радуются письму совершенно одинаково. Вторит им и солнце, которое освещает фигуры и улыбки героев, как бы подтверждая их надежды. Кажется, будто мы находимся в этой группе, окружающей мальчика, и вместе со всеми слушаем его.

Композиция картины состоит из трех планов. На переднем плане изображена группа людей, внимание каждого из них обращено к мальчику, сидящему на стуле. Солнечный свет освещает этого героя, приковывая к нему внимание. Другие герои, в меньшей степени, но также освещены.

Второй план картины – это двор, по которому движется какой-то человек. Солнечный свет, «направленный» на картину с дальнего плана, образует светлую дорожку, которая освещает этого человека и героев картины на первом плане.

Совсем вдалеке мы видим небо и дома, образующие двор. Думаю, такой городской пейзаж с двухэтажными старыми бараками, рассохшимся деревянным полом, ветхим крыльцом можно было встретить в любом городке того времени.

Кроме этих деталей, художник мастерски подчеркнул и другие, передавая дух военного времени. Это, конечно, раненный фронтовик с перевязанной рукой и тростью. На груди у него мы видим много наград, он курит и внимательно слушает мальчика. Это и красная повязка на рукаве у молодой женщины, говорящая о том, что она член военной дружины. Это и характерная стрижка мальчика, и одежда девочки и пожилой женщины.

Кажется, будто все герои картины – члены одной большой семьи. Глядя на их лица, мы понимаем, что они близки друг другу, искренне радуются и сопереживают каждому из их небольшой группы. Что же объединяет этих людей? Художник показал удивительное единение советских людей, открытых, добрых, искренних, человечных. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Все они в это суровое и тяжелое время мечтают об одном – о победе, о встрече с любимыми и родными людьми.





























Оживление картины


Представленные роли:


  1. Художник – А.И. Лактионов

  2. Солдат десантник – Алексей Петров, недавно вернувшийся с фронта

  3. Жена солдата – Екатерина Никифоровна

  4. Сын солдата (читающий письмо) – Сережа

  5. Дочь солдата (девочка с косами) – Наташа

  6. Соседка солдата (девушкой в кофточке, с красной повязкой дежурного)

Встреча художника с солдатом-десантником

Художник А.И.Лактионов: «Иду я с дежурства, смотрю, стоит солдат, в руке письмо. Познакомились».

Солдат: «Уважаемый, в госпитале я познакомился с лейтенантом, оказалось – земляки. Он попросил в Загорск заехать, письмо родным передать, беспокоился – живы ли. Помогите мне пожалуйста найти дом, в котором живут родственники солдата».

Художник А.И. Лактионов: «Да, конечно, пошлите, я вас провожу»

Семья солдата – лейтенанта

Жена: «я белье развесила, в дом вхожу, вдруг слышу…»

Соседка: «Теть Кать, скорей сюда, вас спрашивают»

Жена: «солдата увидела – ноги подкосились. Потом смотрю, ты, Зина, улыбаешься».

Солдат: «Вам письмо от мужа»

Жена: «Наташа, Сережа бегите сюда, письмо от папы. Сереж, читай письмо».

Чтение письма идет в сопровождении аудиозаписи – Бернес Марк – Журавли (минусовка)

Сережа: «Мои родные, Катюша, Сережа и Наташенька! Добрый день, а может и вечер, не могу сказать, это дело почтальона, как сумеет передать. А почтальон, один очень хороший товарищ, лежал со мной в госпитале, зовут его Алексей Петров. Он к матери в деревню едет в отпуск. Это герой, о нем даже фронтовая газета писала.

Во-первых, в строках своего письма сообщаю о себе: ранение пустяковое, скоро заживет. Врачи говорят, что я мужик везучий, и удивляются, как быстро я иду на поправку. А я то знаю от чего, много о вас, мои дорогие, думаю. Получили ли вы от меня последние письма, здоровы ли. Беспокоюсь очень, а сердце подсказывает – все у вас хорошо, и будет еще лучше, когда разобьём проклятых фашистов. Домой вернусь, заживем тогда. Получим отдельную квартиру, а то все в коммуналке – монастырской стене. Я нашим говорю – не верят. «В стене, да и еще и в монастырской», смеются. Я не обижаюсь. Здесь, на войне, смех вроде витамина. А как увижу красивое место, думаю, как бы нам сюда с семьей на рыбалку, шалаш из еловых веток построим, костер разведем, уху сварим. На звезды будем глядеть, песни петь и мечтать.

Доченька, ты совсем крохой была, когда я на фронт уходил. Помнишь ли папку?

Сережка, сынок, помогай маме, будь опорой.

Ждите меня с победой. Крепко вас всех обнимаю и целую. Ваш отец и муж – Александр Васильевич».

Учитель: Итак, ребята, полотно как бы озарено светом грядущей Победы. В фигурах людей, слушающих долгожданные вести от родного человека, в лице читающего - и напряженное внимание, и счастье близкой встречи, и отблеск славных успехов Советской Армии, огромная любовь людей к нашим воинам, защитникам Родины. Картина имела огромный успех, потому что по своему настроению была созвучна чувствам всего народа. На выставке, где она экспонировалась, более половины книги отзывов было заполнено восторженными словами в адрес автора.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Оживление картины Лактионова Александра Ивановича «Письмо с фронта»

Автор: Муртазина Регина Айратовна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232611


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства