| Номер У.Э.
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению учебного материала
| 1.0.
ИДЦ
| Интегрирующая цель: изучить и проанализировать крестьянскую реформу по отмене крепостного права.
· Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.
· Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты.
· Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
· Содействовать воспитанию уважения к истории России.
Освоение данного модуля с использованием информационных технологий будет способствовать формированию у учащихся представления о сущности крестьянской реформы 1861 года.
Оборудование урока:
·Компьютер, проектор и интерактивная доска.
·Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Истории России» стр. 254
·Дидактические материалы (приложения 1,2,3).
| Внимательно прочитайте цель и ознакомьтесь с задачами урока.
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.
Вся презентация состоит из 10 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.
| 1.1.
| Входной контроль. (слайд 1)
Александр II
1. Охарактеризовать экономическое и политическое положение в России на момент вступления на престол Александра II. Какие проблемы встали перед новым императором?
2. Почему первые годы правления Александра II были названы современниками «Оттепелью»?
3. Проведите сравнение между началом царствовании Александра I и Александра II?
4. Что вы видите общего, в чем различия?
5. Почему отмена крепостного права становилась неизбежной?
| Второй слайд презентации является опорным планом урока.
Крестьянская реформа 1861 года
План урока
1. Входной контроль.
2. Основная часть урока:
· Предпосылки и причины отмены крепостного права.
· Подготовка крестьянской реформы.
· Основные положения крестьянской реформы.
· Значение отмены крепостного права.
3. Выходной контроль.
4. Рефлексия. Домашнее задание.
|
| 1.2.
| Цель: изучить и проанализировать предпосылки и причины отмены крепостного права
Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?
Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону.
Ученики отвечают на вопросы:
·Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права?
·Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?
Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”, А.И.Герцен, Н.П.Огарев “Колокол”.
Таблица. Причины отмены крепостного права”. (слайд 4).
Поражение в Крымской войне
| Военно-техническое отставание России от европейских государств
| Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой
| Массовое крестьянское движение
| | Изменение атмосферы в российском обществе
|
| Работа проводится в парах.
В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права. Работа строится на основе учебника «История России XIX век», текст учебника стр. 119-122 § 20.
Рассматривается слайд 3 “Предпосылки отмены крепостного права” по ходу составления хронологии.
Работа с тетрадями, записи.
См. учебник стр.122
Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.
Ученики заполняют таблицу в тетради используя приложение №1.
| 1.3.
| Подготовка к отмене крепостного права.
Цель: сформировать представление о процессах подготовки отмены крепостного права.
Учитель: 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”.
Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?
Учитель ставит перед учениками проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?
Ученики отвечают на вопрос: Как вы думаете, какой вариант избрал Александр II и почему?
|
Рассматривается слайд 5 “Подготовка к отмене крепостного права”.
Заполнение таблицы в тетради.
Рассматривается слайд 6 “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”.
Заполнение таблицы в тетради.
Прочитайте материалы из учебника стр. 126.
| 1.4.
| Основные положения крестьянской реформы.
Цель: изучить основные положения крестьянской реформы.
Учитель: 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.
Ученики отвечают на вопросы:
· Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест?
· Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права?
· Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?
|
Ученики начинают работу с основными положениями манифеста:
Рассматриваются слайды 7, 8 “Основные положения манифеста”.
Работа с учебником стр. 126-128, дидактический материал приложение №2.
| 1.5.
| Значение отмены крепостного права. (слайд 9)
Цель: определить значение отмены крепостного права, выявить его прогрессивные черты и сохранившиеся крепостнические пережитки.
Ученики получают задание: ответьте на вопросы:
1. Каковы прогрессивные черты реформы?
2. Какие “крепостные черты” она сохранила?
| Самостоятельно заполнить в тетради таблицу.
Прогрессивные черты реформы
| Сохранение крепостных пережитков
| | | Работа с приложением №3, учебник стр. 129.
| 1.6.
| Выходной контроль.
1. Как назывался основной источник отмены крепостного права?
2. Назовите даты подписания источника Александром II и его обнародование?
3. Какие права получили крестьяне после отмены крепостного права?
4. Какое количество земли они получили, что такое отрезки?
5. Кто такие крестьяне собственники, кто такие временнообязанные крестьяне?
6. Стал ли русский крестьянин собственником земли?
|
На обобщение изученного материала 2 минуты.
Работайте вместе с классом(слайд 10)
| 1.7.
| Рефлексия
На бланках оценивания попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.
Для этого ответьте на вопросы:
а) - как я усвоил материал:
- узнал ли больше
· получил глубокие знания – 9-10 баллов
· усвоил материал частично – 7-8 баллов
· мало что понял и запомнил – 4-5 баллов
Мое мнение:
· было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?
· с какими трудностями столкнулся?
какие пожелания могу дать?
II. Домашнее задание.
Учебник §20 выучить новые понятия, задание к документу, помещенному в конце параграфа, рабочая тетрадь.
| На проведение самоанализа и получения домашнего задания 3 минуты.
Индивидуально
Набранный балл:______
Ваша оценка за урок: _______
Записать задания в дневник
| Приложение № 1
Причины отмены крепостного права
Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX века стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право осталось только в нашем государстве, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Теперь уже нельзя сомневаться в том, что данный вопрос об отмене крепостного права к середине XIX в. достаточно назрел в общественном сознании, и владение душами было осуждено как в силу отвлеченно-моральных мотивов, так и по соображениям практического порядка. Еще со времен императрицы Екатерины II владение душами составляло тяжелую моральную проблему для чутких людей из русской интеллигенции, и крестьянское освобождение превратилось для них в этическую аксиому.
От царского дворца, где Екатерина II, Александр I и Николай I не оставляли нелегкой темы совершенствования судьбы крестьян, до подцензурной публицистики, где от Радищева и до Белинского царило отвержение крепостного права, -- вся Россия, можно сказать, постигла моральную и политическую необходимость выйти из ситуации крепостной системы и уничтожить злоупотребления крепостным правом, обращавшие это право в открытое рабство.
Самые разномыслящие круги интеллигенции совпадали в своих взглядах к крепостному порядку, Чернышевский с большой выразительностью указывал на это и в печати, говоря, что между самыми всевозможными направлениями русской общественной мысли «согласие в сущности стремлений так сильно, что спор возможен только об отвлеченных и потому только туманных вопросах; как только речь переносится на твердую почву действительности... тут нет разъединения между образованными русскими людьми: все хотят одного и того же». «Можно и должно у нас, -- заключал он, -- не разрывать рук, соединенных в дружеское пожатие согласием относительно вопросов, существенно важных в настоящее время для нашей родины».
Если абстрактные размышления и моральные эмоции сплачивали русских людей в одинаковом утверждении крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, с другой стороны, практические, житейские условия свидетельствовали о естественном вырождении старого крепостного порядка.
Под влиянием государственного роста, завоеваний XVIII веке и успехов внешней торговли Россия первой половины XIX века «разрывала с натуральным строем прежнего времени, в котором обмен и обрабатывающая промышленность играли незначительную роль, и быстро переходила к расширению обмена и к увеличению фабрично-заводского производства». В этой экономической эволюции землевладельческое дворянство приняло свое участие. Оно увеличило запашки в целях хлебного экспорта и испытывало разные виды фабричного производства. Вся тяжесть усиленного землепашества и новых форм труда пала на крепостное крестьянство и истощала его физические силы. Прирост крепостного населения в северной половине государства стал падать, а с 1835 г. вместо прироста уже наблюдалась убыль, объясняемая не только перемещением населения на юг, но также и истощением его на непосильной работе.
Вместе с тем становилось явным обеднение и оскудение крепостного крестьянства, и росло в его среде острое недовольство своим положением. Таким образом, рост торгово-промышленного оборота в стране ухудшил и обострил крепостные отношения и возбуждал в помещиках опасения за будущее.
В то же время попытки усовершенствования и усложнения помещичьего хозяйства не содействовали увеличению материального благополучия самих помещиков. Водворение новых форм хозяйства далеко не всегда удавалось; помещичьи фабрики обычно не выдерживали конкуренции с купеческими, более богатыми и технически совершенными. Подневольный барщинный труд оказывался непригодным для улучшенных способов производства: один из ученых хозяев того времени - Вилькинс справедливо заметил, что барщиной обычно называлось «то, что медленно, нерадиво, без всякой охоты делается». Поэтому среди крепостных владельцев к середине XIX в. выросло разочарование в успехе их земельного и фабричного хозяйства и сознание того, что они попали в кризис.
Недовольны положением дел были даже те помещики, которые в черноземной полосе вели барщинным трудом примитивное полевое хозяйство. Плотное крепостное население черноземного района, не уходившее в отхожие промыслы и не имевшее кустарных, умножилось настолько, что не все могло быть использовано на пашне; некуда было девать рабочие руки и надо было даром кормить лишние рты. Это естественно порождало мысль о необходимости коренных хозяйственных перемен и даже о преимуществах наемного труда.
Затрудненность хозяйственной обстановки помещиков усложнялась их долгами. По разным причинам к середине XIX столетия более половины помещичьих имений оказались заложенными в правительственной «сохранной казне»; по некоторым подсчетам, «в среднем, задолженность помещиков составляла более 69 рублей с души крепостных», что составляло более 2/3 их средней стоимости. Столь огромная задолженность была вызвана как тяжестями военного времени начала XIX в., так и хозяйственными неудачами и неумением жить сообразно со своими доходами.
Сознание хозяйственного кризиса угнетало помещиков; настроение недовольной крепостной массы их пугало; недостаток денежных средств приводил к мысли о несовершенствах и устарелости крепостного порядка. Даже и те помещики, которые не были захвачены высокой освободительной идеей, думали, что близок конец старого порядка, и не сомневались в том, что нужна его реформа; они только боялись, что реформа окончательно их разорит.
Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто, протестовали против него. Произошло усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.
Для сравнения приведем данные:
1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений;
1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений;
1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.
Народное движение не могло не влиять на позиции правительства. Император Николай I в речи на заседании Государственного совета весной 1842 года с горечью вынужден был признать: «Нет сомнения, что крестьянское право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным». В этом высказывании содержится вся суть николаевской внутренней политики.
После 1856 года в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Как уже говорилось выше, публицистические выступления представителей различных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.
Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.
Приложение № 2
Отмена крепостного права
3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.
. Как говорилось выше, подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ века сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.
Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.
В. И. Ленин называл обстановку общественно-политического кризиса в России на рубеже 50-60-х годов «революционной ситуацией» и выделял три ее объективных признака:
1) «кризис верхов», выражавшийся в их невозможности «управлять по старому»;
2) «обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов»;
3) «значительное повышение активности масс», не желавших «жить по-старому».
Но революционные силы были настолько слабы, что с помощью проведения ряда буржуазных реформ, самодержавие не только смогло выйти из кризиса, но и укрепить свои позиции. Вот в какой обстановке проводилась отмена крепостного права.
К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина, был внесен пункт, о праве помещика предоставлять крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность и бесплатно, т.е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».
19 февраля «Положения», а они включали в себя 17 законодательных актов, были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.
По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать, где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
По «Положениям» было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.
Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством «выкупной системы». В «Положениях» указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течение 49 лет «Выкупными платежами».
Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в «уставной грамоте» в течение одного года с момента освобождения.
Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении, которого временнообязанные крестьяне должны были быть, переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет, правда, к 1881 году их оставалось уже не более 15%.
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.
Приложение № 3
Значение отмены крепостного права
Современники эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право -- то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.
Вместе с тем данная реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями - помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими движениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.
Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым еще долгое время.
В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А.Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.
Бланк оценивания уровня усвоения урока.
На бланках оценивания попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.
Для этого ответьте на вопросы:
| Ф.И.О.
| а) как я усвоил материал; узнал ли больше?
| баллы
| · получил глубокие знания – 9-10 баллов
· усвоил материал частично – 7-8 баллов
· мало что понял и запомнил – 4-5 баллов
|
| Мое мнение:
· было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?
|
| · с какими трудностями столкнулся?
|
| какие пожелания могу дать?
|
| | | | Бланк оценивания уровня усвоения урока.
На бланках оценивания попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.
Для этого ответьте на вопросы:
| Ф.И.О.
| а) как я усвоил материал; узнал ли больше?
| баллы
| · получил глубокие знания – 9-10 баллов
· усвоил материал частично – 7-8 баллов
· мало что понял и запомнил – 4-5 баллов
|
| Мое мнение:
· было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?
|
| · с какими трудностями столкнулся?
|
| какие пожелания могу дать?
|
| Бланк оценивания уровня усвоения урока.
На бланках оценивания попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.
Для этого ответьте на вопросы:
| Ф.И.О.
| а) как я усвоил материал; узнал ли больше?
| баллы
| · получил глубокие знания – 9-10 баллов
· усвоил материал частично – 7-8 баллов
· мало что понял и запомнил – 4-5 баллов
|
| Мое мнение:
· было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?
|
| · с какими трудностями столкнулся?
|
| какие пожелания могу дать?
|
|
|