kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ в рамках городского семинара «Игра или обучение в совместной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание трагического начала  Великой Отечественной войны и неудач Красной Армии и причин победы над фашизмом; развитие критического мышления учащихся; формирование умений анализировать полученную информацию, вести полемику, доказывать аргументы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ в рамках городского семинара «Игра или обучение в совместной деятельности»»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ

в рамках городского семинара «Игра или обучение в совместной деятельности»



Карташова Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания

Класс: 11 в

Дебаты по теме «Победа СССР над фашистской Германией была неизбежна»

Цели:

- осознание трагического начала Великой Отечественной войны и неудач Красной Армии и причин победы над фашизмом;

- развитие критического мышления учащихся;

- формирование умений анализировать полученную информацию, вести полемику, доказывать аргументы.

ХОД УРОКА

  1. Фрагмент к/ф «Нападение Германии на СССР»

  2. Вводное слово учителя:

    1. – о ходе игры: 2 команды по 5 человек ( 1 команда – утверждающая, 2 – отрицающая), 1 таймкипер, 3 эксперта, 2 группы поддержки по 3 чел. каждая для обеих команд;

    2. - время: первые спикеры по 2 мин., остальные по 1 мин. Каждая команда может взять один таймаут по 1 мин. Заключительное слово первым спикерам по 1 мин.

    3. - Учитель:Германская агрессия против Советского Союза начала готовиться ещё в середине 30-х годов. Война против Польши, а затем кампании в Северной и Западной Европе временно переключили немецкую штабную мысль на другие проблемы. Но и тогда подготовка войны против СССР оставалась в поле зрения гитлеровцев. Она активизировалась после разгрома Франции, когда, по мнению фашистского руководства, был обеспечен тыл будущей войны и в распоряжении Германии оказалось достаточно ресурсов для её ведения.

18 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 под условным наименованием план «Барбаросса», содержавшую общий замысел ведения войны против СССР. Планом предусматривался разгром Советского Союза в ходе быстротечной кампании максимум в течение 5 месяцев. Главными стратегическими объектами были признаны Ленинград, Москва, Центральный промышленный район и Донецкий угольный бассейн, Бакинские нефтепромыслы.

После победы над СССР (а в этом немецкие стратеги не сомневались) фашисты планировали уже к осени 1941 г. приступить к завоеванию Ирана, Ирака, Египта, района Суэцкого канала, а затем и Индии, где намечалось соединение с японскими войсками.

Разработка директивы № 32 и других документов свидетельствует о том, что после разгрома СССР и решения «английской проблемы» гитлеровцы намеревались в союзе с Японией вторгнуться на американский континент.

В ходе дебатов мы должны выяснить:

- могла ли Германия одержать победу над СССР и почему случилась катастрофа 1941 года (это предстоит доказывать 1 команде)

- почему СССР победил фашистскую Германию, почему эта победа была неизбежна (2 команда).

3. Задание для остальных учащихся: зафиксировать по ходу дебатов причины победы СССР в ВОВ в тетради.

4. Выступления команд, групп поддержки.

5. Выступления экспертов:

- оценка аргументов 1 команды;

- оценка аргументов 2 команды;

- заключительное слово главного эксперта – оценка ответов учащихся (оценивание)

6. Заключительное слово учителя:

На совещании в штабе группы армий «Центр»» Гитлер сказал о Москве: «Город должен быть окружён так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребёнок – не мог его покинуть… Там, где стоит Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа».

История рассудила иначе. Стоит Москва и стоит Берлин. И Дрезден с его знаменитой Дрезденской галереей, спасённой нашими воинами. Многие немцы помнят об этом. Помнят и во всём мире. Кто, конечно, хочет помнить.

Солдаты рассказывали, что весна сорок пятого года была дружная. Ещё штурмовали рейхстаг, брали имперскую канцелярию, а на полях восточнее Берлина заканчивали посевную. Мы понимали, говорил генерал Антипенко, что, вероятно, не нам придётся собирать этот урожай, но важно было, чтобы земля уродила.

Не хлебом единым жив человек. И вместе с всходами на разминированных полях поднималась в немецком народе надежда. На жизнь. На жизнь без страха. Без войны. Немцы, за которых думал фюрер, учились думать сами. И это тоже было нашей Победой. Зелёные всходы на немецких полях убеждали людей в силе и благородстве победителей.

Но чтобы убедить, надо было победить.





Рефлексия:

Ответить на вопросы :

- Что понравилось на уроке?

- Что вызывало трудности?

- Что нужно было изменить для того, чтобы обсуждение проходило более эффективно?

Оцените себя:

2 балла – материал усвоен прочно;

1 - частично;

0 баллов – нужно ещё доработать.









Форма урока?





































МАТЕРИАЛЫ ОТРИЦАЮЩЕЙ КОМАНДЫ

( СССР мог проиграть войну в 1941 году)

  1. Для ведения войны против СССР была создана агрессивная военная коалиция, основой которой стал Тройственный пакт, заключённый в 1940 г. между Германией, Италией и Японией. К активному участию в агрессии были привлечены Румыния, Финляндия, Венгрия. Гитлеровцам оказывали помощь реакционные правящие круги Болгарии, а также «независимых» государств Словакии и Хорватии. С фашистской Германией сотрудничали Испания, вишистская Франция, Португалия, Турция. Гитлеровцы интенсивно использовали экономические и людские ресурсы захваченных и оккупированных стран, их интересам во многом была подчинена экономика и нейтральных государств Европы. Таким образом, для реализации плана «Барбаросса» и военно-экономического обеспечения агрессии фашистская Германия использовала ресурсы почти всех европейских государств (исключая Великобританию) – как прямых союзников, так и оккупированных и зависимых стран.

К 1941 году агрессоры захватили 12 стран Европы: Австрию, Чехословакию, Албанию, Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Францию, Югославию, Грецию. Вермахт был в зените зловещих побед.

  1. Германия перевела свою экономику на производство новейшей боевой техники значительно раньше Советского Союза, кроме того, она захватила вооружение более 200 дивизий разгромленных или капитулировавших армий капиталистических стран Европы. Только во Франции агрессор захватил 4930 танков и бронетранспортёров, 3000 самолётов. Например, гитлеровское командование оснастило французским автотранспортом 92 дивизии. Вермахт имел двухлетний опыт войны и превосходил Красную Армию по профессиональной подготовке.

  2. Общий экономический потенциал Германии превосходил СССР, включая качественную структуру станочного парка, преимущество в сырьевых ресурсах и по многим другим показателям. Так, по выплавке стали, чугуна, добыче угля, производству электроэнергии и цемента Германия вместе с оккупированными ею странами превосходила СССР примерно в два и более раза.

В СССР значительная часть вооружения к 1941 году по своим тактико-техническим данным уступала немецкой (по самолётам на 75-80%). Отставало развитие стрелкового оружия (автоматов), зенитной артиллерии и особенно радиосвязи. Флот испытывал острый недостаток в тральщиках, охотниках за подводными лодками, не имел контактных мин и т.д.

  1. Необоснованные репрессии руководящих кадров Вооружённых Сил в СССР, народного хозяйства и военной экономики значительно ослабили усилия, направленные на укрепление обороны страны, привели к кадровой неразберихе, особенно в высшем эшелоне военного руководства.

Из 36 бригадных комиссаров репрессировано – 34;

Из 397 комбригов – 221; из 199 комдивов – 136;

Из 28 корпусных комиссаров – 25; из4-х командармов 1 ранга – 2;

Из 15 армейских комиссаров 2 ранга – 15;

На флоте из 2 капитанов 1 ранга – 2 репрессированы;

Из 12 командиров 2 ранга на флоте – 12 репрессировано;

Из 2-х армейских командармов 1 ранга – 2;

Из 5 маршалов Советского Союза – 3 репрессированы.

Всего репрессиям подверглось 43 тыс. из командного и политического состава Красной Армии. Из-за нехватки командного состава в 1941 году лейтенантам, только что закончившим училища, приходилось командовать батальонами, полками. Но ведь у лейтенанта другой масштаб оперативного мышления, в лучшем случае их учили командовать взводом, ротой.

  1. Отставало и образование офицеров. Только 7% командиров Вооружённых Сил имели высшее образование; у 37% не было полного курса обучения даже в средних военно-учебных заведениях. 75% командиров и 70% политработников находились в своих должностях менее года.

  2. СССР допустил грубые просчёты в сроках вероятного начала войны. Это был провал советской внешней политики накануне войны. Поверили в договор о ненападении с Германией. Допущены просчёты в оперативном построении первого стратегического эшелона войск, направления главного удара противника, что привело к колоссальным потерям и окружениям советских войск; между Белостоком и Минском оказались в окружении 11 дивизий, в районе Киева – 650 тыс. человек, под Вязьмой – 5 армий (600 тыс. чел.)

  3. С разрешения Сталина и Молотова, незадолго до нападения Германии на СССР, под видом поисков могил немецких солдат, погибших в первую мировую войну, на нашей территории действовало 60 немецких разведывательных групп, которые узнавали расположение укрепрайонов, полевых аэродромов, где базировалась наша авиация, но самое главное они разузнали дороги, где могли пройти немецкие танки. В ночь на 22 июня диверсанты уничтожали линии связи, чтобы, когда начнётся война, погранзаставы не могли связаться со штабами и получить информацию, как действовать.

Потери СССР в 1941 г. Уничтожено фашистами 67% стрелкового оружия, 91% танков и САУ (самоходных установок), 90% орудий и миномётов, 90% боевых самолётов. Территория СССР, занятая Вермахтом превысила 1,5 млн. кв. км. Перед войной на ней проживало 74,5 млн. человек. Врагу удалось временно захватить территорию, на которой производилось 54% валовой продукции сельского хозяйства.

  1. Отсутствие у командного и рядового состава Советских Вооружённых Сил необходимого боевого опыта. Далеко идущие негативные последствия имели и завышенные оценки возможностей своих войск и недооценка противника.

Так советские военачальники Тухачевский и Уборевич считали, что в предстоящей войне решающая роль будет принадлежать механизированным подразделениям и танкам, а Ворошилов и Будённый отдавали предпочтение кавалерии.

Когда началась война, многие советские люди не сразу осознали драматизм ситуации. «Я так думаю, - говорил один из рабочих, - что сейчас наши им так всыплют, что через неделю всё будет кончено». «Ну за неделю, пожалуй, не кончишь, - отвечал другой, - надо до Берлина дойти… Недели три-четыре понадобится».

Другой факт недооценки противника: на учениях перед войной один из бойцов из группы «красных» взял в плен красноармейца из группы «синих» и привёл к командиру. Тот сказал: «Ну зачем ты его взял в плен? Если начнётся война, солдаты противника целыми батальонами будут переходить на нашу сторону, у нас будет много языков».

28 декабря 1940 г. командующий Западным особым военным округом генерал армии Павлов, войска которого противостояли вермахту на направлении главного удара, утверждал, что советский танковый корпус способен решить задачу уничтожения одной-двух танковых или четырёх-пяти пехотных дивизий противника.

13 января 1941 г. на совещании в Кремле с участием высшего командного политического состава Вооружённых Сил начальник Генерального штаба генерал армии Мерецков сделал следующее заявление: «При разработке Устава мы исходили из того, что наша дивизия значительно сильнее дивизии немецко-фашистской армии и что во встречном бою она, безусловно, разобьёт немецкую дивизию. В обороне же одна наша дивизия отразит удар двух-трёх дивизий противника. В наступлении полторы дивизии преодолеют оборону дивизии противника»

В этих условиях запоздалое развёртывание и приведение в боевую готовность войск прикрытия, вынужденный переход к неподготовленной стратегической обороне и морально-психологическая внезапность мощнейшего удара вермахта заведомо ставили действующую армию в критическое положение.

  1. Недоверие Сталина и его окружения к данным советской разведки о дате нападения Германии на Советский Союз. Предупреждения о подготовке фашистской Германией нападения на СССР по разведывательным и дипломатическим каналам начали поступать уже с начала 1940 года. Рихард Зорге в Японии, Лев Маневич в Испании и другие разведчики называли даже точную дату – 22 июня. Сталин не доверял им , так как считал , что разведчики слишком долго живут на Западе, обуржуазились, потеряли бдительность; им подсовывают дезинформацию и они ей верят. Кроме правдивой информации поступали из посольств и ошибочные сведения, что затрудняло анализ и без того сложной обстановки и помогали дезинформационной деятельности нацистских спецслужб – достигнуть внезапности первого удара вермахта.

  2. Превосходство немецкого оружия в начале войны: танки «пантеры», «тигры», дальнобойные орудия «Фердинанд», превосходство немецких самолётов «юнкерсов», «мессершмитов».

  3. Расчёт на подъём национально-освободительной борьбы в России, что народы других национальностей поднимутся против тоталитарного режима Сталина, так как репрессии затронули и национальные окраины.

Писатель Е.Носов в одном из очерков писал: «… Не потому ли на нас и напали в сорок первом, что враг понимал: лучшего момента, более ослабленной изнутри России, чем тогда, может уже и не быть…

Шли навстречу вражеским танковым армадам плохо вооружённые и плохо снаряжённые, не всегда с патронами в подсумках и снарядами в артиллерийских передках. Шли без несостоявшихся танковых корпусов, на развёртывании которых настаивал маршал Тухачевский, без ракетной огневой поддержки, также предложенной им, но отвергнутой как идея, исходившая от «врага народа», без самого маршала – смелого новатора, образованного и умного полководца, знатока тактики и стратегии германского милитаризма. Шли, заведомо понеся огромные моральные и стратегические потери, как если бы, ещё не начиная сражения, наперёд отдали врагу трёх прославленных маршалов, почти всех командармов, большинство командиров дивизий, командиров полков и почти поголовно всех политкомиссаров всех уровней и рангов – считай, душу армии, её главный мотор и наиглавнейшее оружие.

Слишком большая и опасная фора германскому вермахту!

Не этой ли расправой над лучшими, обстрелянными революцией и гражданской войной командными кадрами предопределены последовавшие затем потери 20 миллионов? Впрочем, 20-ти ли? Не стыдливые ли это цифры? И были бы человеческие жертвы столь велики, а территориальные потери столь позорны и унизительны? Всего не перечислить, чего могло просто не быть…»

МАТЕРИАЛЫ УТВЕРЖДАЮЩЕЙ КОМАНДЫ

( Победа СССР над фашистской Германией была неизбежна)

  1. Победа СССР над фашистской Германией была неизбежна, так как СССР вступил в войну, имея достаточно мощную экономику и крупную военную промышленность, которая по ряду показателей не уступала военной промышленности фашистской Германии и её союзников, но опиралась на менее развитую научную и индустриальную базу.

  2. Да, в начале войны было и численное превосходство , и внезапность нападения, и отсутствие опыта войны у Красной Армии. Но это были временные преимущества Германии.

Ни одна европейская страна не знала понятие «эвакуация». С самого начала войны на Восток эвакуировались промышленные предприятия, колхозный скот, художественные ценности, научные и культурные учреждения. Для эвакуации одного только завода «Запорожсталь» понадобилось 16 тысяч вагонов.

  1. Перестройка тыла на военный лад была проведена в кратчайшие строки для такой гигантской страны как Советский Союз. Уже к осени 1942 года тыл, все его предприятия работали на фронт (коренной перелом в работе тыла). Можно сегодня критически оценивать административно-командную систему руководства сверхцентрализованной экономикой, но в условиях войны она доказала свою эффективность быстрой перестройкой промышленности, переходом всего хозяйства на военные рельсы.

  2. Имея в три раза меньше металла и в 4 раза меньше угля, советская промышленность производила боевой техники в 2 раза больше, чем германская. Да враг не стоял на месте. Производство танков в Германии в сорок втором году почти удвоилось против сорок первого. Однако уже в августе сорок второго немецкая разведка донесла, что СССР производит тысячу танков в месяц. Гитлер отбросил это донесение как неправдоподобное. Оно означало, что советская танковая промышленность почти в полтора раза опередила германскую. Признав это, следовало бы признать ещё до сталинградского разгрома, что войну фашистам не выиграть. Сейчас мы знаем, что разведка ошибалась: советская промышленность в том году производила около двух тысяч танков в месяц.

  3. Советский рабочий победил германского рабочего. Магнитогорск победил Рур.

  4. Победил советский инженер.

  5. Оружие Победы – талантливые учёные и изобретатели.

  6. Помощь тыла действующей армии. На строительстве оборонительных сооружений летом и осенью 1941 года трудилось около 10 млн. человек. В основном это были женщины и молодёжь. Строили окопы, противотанковые рвы и другие сооружения. По объёму земляных работ сделанное равнялось постройке почти пяти таких гигантов, как Волго-Донской канал. Население активно участвовало в системе ПВО.

  7. Подвиг колхозного крестьянства, которое сумело обеспечить фронт и тыл необходимыми продуктами питания, а промышленность сырьём.

  8. Фонд обороны. Патриотизм советских людей.

  9. Действия партизан и подпольщиков на оккупированной территории.

  10. Движение Сопротивления в Европе, особенно после Сталинградской битвы.

  11. Наши полководцы превзошли германских.

  12. Успехи советской дипломатии по созданию антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в июне 1944 года.

  13. Помощь, оказанная США и Великобританией по так называемой программе «ленд-лиза»: 14,7 тыс. самолётов, 7 тыс. танков, 427 тыс. автомашин, продовольствие и др. материалы, но эти поставки составили всего 4% по отношению к военному производству СССР. Наш тыл сумел дать фронту: 6 танковых армий, 10 артиллерийских корпусов, 44 артиллерийские дивизии, 14 воздушных армий.

  14. Массовый героизм русских солдат. Моральное и духовное превосходство над фашистами.

  15. Роль партии в разгроме фашистских войск.

  16. «И музы не молчали». Вклад творческой интеллигенции в Победу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Дата: 01.05.2016

Номер свидетельства: 323723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства