kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый бинарный урок истории и словесности, посвящённый 285-летию А.В. Суворова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой один из видов интегрированных уроков, посвящённым памятным датам в истории народа. На сей раз мы обращаемся к деятельности великого полководца А.В.Суворова по случаю 285-летия со дня рождегния. Структура урока такова.

           После вступительного слова учителя идут рассказы-сообщения подготовленных учащихся и учителей о личности и делах великого полководца.Данный процесс сопровождается эл.презентацией. И поскольку урок является бинарным, кроме важных сведений по истории, уащиеся и учитель читают стихотворения аторов разных времён  -  от Державинаа до Вознесенского, посвящённых Суворову. Звучит песня О.Газманова "Генералиссимус Суворов". В процессе урока для большего впечатления и осознания учащимися грандиозности этого человека привлекается изобразительное искусство -  работа покартине В.Сурикова "Переход Суворова через Альпы". Во время урока восьмиклассники работают и над расшифровкой предложенной в начале головоломкой.

           Для самостоятельной работы учащимся предлагаетя записать несколько понравившихся крылатых выражение, принадлежащих Суворову.Кроме того, учащиеся составляют своеобразный акростих, посвящённый Суворову. В качестве своеобразного отдыха звучат анекдоты, побасенки о полководце.

         После подведения итогов производится работа над изложение по русскому языку "Суворов".

         В качестве домашнего задания ученикам предлагается закончить написание изложения и ответить на вопрос: "Как бы я мог применить в своей жизни следующий завет Суворова: "Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру".       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый бинарный урок истории и словесности, посвящённый 285-летию А.В. Суворова»

Министерство образования и науки Донецкой народной республики


Общеобразовательная школа № 138


Кафедра гуманитарных дисциплин






Открытый бинарный урок истории и словесности в 8 классе,

посвящённый 285-летию А.В.Суворова






Подготовили:


учитель истории

Богданова Т.В.

учитель русского языка

и литературы Ритцель Т.Г.

















Донецк. 2015


Цели урока:

- познакомить учащихся с личностью и деятельностью великого полководца; пробудить интерес к жизни великих людей и стремление подражать им; формировать творческую, самообразовательную, поликультурную жизненные компетентности



Оборудование урока:

- Портрет А.В.Суворова

- Карта военных действий полководца

- Картина В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

- Музыкальное сопровождение

- Афоризмы Суворова

- Плакат, изображающий орден Суворова

- Плакат-головоломка

- Раздаточный материал: вопросы к головоломке; текст изложения

«Суворов»

- Акростих

- м/медийный проектор


Примечание:

- время проведения – 2 часа:

- урок сопровождается эл. презентацией ( прилагается ):

- сообщения учащихся по теме и стихотворения, посвящённые Суворову, приготовлены заранее.





Ход урока



I.Организационный момент


II. Вступительное слово учителя


В ноябре этого года отмечается 285 лет со дня рождения великого русского полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Этот одарённый человек с сильной волей и незаурядными способностями за полвека своей военной карьеры не знал ни одного поражения на поле боя. О Суворове написаны тома биографии. Он вызывал восхищение и зависть многих. Давайте же и мы сегодня приобщимся к славе этого великого человека.


III. Работа по теме урока.


1.Актуализация опорных знаний – краткая беседа с учащимися об известных им сведениях о Суворове.

2. Учитель

Великий полководец воспитывал в солдатах смекалку, знание своего дела, умение быстро ориентироваться в обстановке, преследовал тупое зазубривание букв устава. Суворов высоко ценил в солдате стремление узнать , понять, постичь и поощрял находчивых и сообразительных. Ответы солдат подобные «не могу знать» приводили его в ярость. В его бумагах есть запись: «проклятая немогузнайка», лживка, пукавка, двуличка…» Он боролся с «немогузнайством» в армии, задавал всевозможные вопросы подчинённым и всегда был рад, если неожиданный вопрос заставал солдата врасплох, но не ставил его в тупик.

Так будем же и мы стремиться не быть «немогузнайками».

Сегодня мы расширим наши знания о великом полководце. Кроме прочего, предлагаем к концу урока сдать решённую вами головоломку «Слова Суворова». (Далее следует объяснение решения головоломки; вопросы к ней размещены в приложении к уроку).


3.Дальнейшая работа учителей и учащихся по теме урока


Сообщение учащегося


Отец Суворова , генерал армии, будучи человеком строгого нрава, тщательно следил за воспитанием сына. Суворов закончил военное училище. Больше всего он любил историю, знал семь иностранных языков. В детстве имел слабое здоровье, но постоянно закалялся и укреплял его. По достижении определённого возраста был зачислен в Семёновский полк лейб-гвардии.


Учитель


Боевую карьеру полководец начал в Семилетнюю войну, где показал себя не только отважным офицером и партизаном, но и талантливым руководителем. За отвагу, доблесть и выдержку он получил чин полковника.

Сообщения учащихся (три человека). Становление карьеры. Годы царствования Екатерины II.

1 ученик


Во время командования Суздальским пехотным полком Суворов написал свой первый труд «Полковое учреждение», где подробно описывались правила воспитания и подготовки солдат. За время похода в Польшу результаты этого труда были очевидны. За многочисленные победы он получил звание генерал-майора.



Учитель


Знаменитый русский поэт Г.Державин посвящает Суворову такие строки:


О радость! – Муза, дай мне лиру,

Да вновь Суворова пою!

Да слышан гром за громом миру,

Да слышит всяк так песнь мою!..

Идёт в веселии геройском

И тихим манием руки

Повелевает сильным войском,

Сзывает вкруг себя полки.


2 ученик


Зачислить Суворова в великие полководцы можно уже за его действия во время двух войн с турками.

Самые известные операции – захват крепости Туртукай и сражение у города Козлуджи, где его усилиями была разгромлена 40-тысячная турецкая армия. Город с тех пор называется в его честь Суворово (34 км от Варны).

Но полностью гениальность Александра Васильевича раскрылась во время второй войны с турками. Прежде всего это знаменитое сражение у Фокшан, когда Суворов с семитысячным отрядом поспешил на помощь австрийскому корпусу ( на тот момент Австрия была союзником России) и разгромил османское войско, в четыре раза превосходящее его численностью. И блистательная победа на реке Рымник: Суворов за три дня прошёл 100 километров, проявляя чудеса маневренности и с отрядом в 7 тысяч человек (!) разгромил турецкую армию, состоящую из 100 (!) тысяч солдат. Именно после этого сражения за ним закрепилась слава непревзойдённого военачальника. Суворову был пожалован титул графа.

3 ученик


Измаил – мощнейшая неприступная крепость. Попытки осуществить её осаду заканчивались неудачей. Но вот поручили это Суворову. Александр Васильевич неделю занимался подготовкой солдат, выстроив тренировочный лагерь, имитирующий ров и валы крепости. Измаил был взят штурмом за 11 часов! Турецкие потери составили 29 тысяч убитыми. Потери русской армии – 4 тысячи. Были захвачены все орудия, 400 знамён, огромные запасы провианта и драгоценностей на 100 миллионов пиастров. Это сражение предопределило ход войны и признано истинным подвигом Александра Суворова.


Ученик читает стихотворение «Памятник Суворову»:


«Среди балтийских солнечных просторов,

Пред широко распахнутой Невой,

Как бог войны, встал бронзовый Суворов

Виденьем русской славы боевой.

…………………………………………

И он, генералиссимус победы,

Приветствуя неведомую рать,

Как будто говорит: «Недаром деды

Учили нас науке побеждать».

Несокрушима воинская сила

Того, кто предан Родине своей.

Она брала твердыни Измаила,

Рубила в клочья прусских усачей.


Учитель


Стихотворение написано в годы Великой Отечественной войны Р.Рождественским. В блокадном Ленинграде памятник был единственным монументом, в открытую принимавший на себя огонь вражеских обстрелов; памятник не был ни эвакуирован, ни укутан в камуфляж. Суворов, как всегда, смело смотрел в глаза врагу, вдохновляя ленинградцев на их победное долготерпенье. Таким было участие Суворова в Великой Отечественной. Он приходил на помощь попавшим в беду родным армиям.


Ученик продолжает чтение стихотворения.


Сообщение учащегося «Тебе спасать царей»


После русско-турецких войн Суворов участвовал во многих сражениях, подтверждая свою славу. Но пришедший к власти Павел 1 отправил Суворова в отставку, так как тот был против введения прусских традиций в русскую армию: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак: я не немец, а природный русак». Это одно из многочисленнейших известных высказываний Суворова.

Россия к тому времени вошла в антифранцузскую коалицию. Англия и Австрия настояли на возвращении Суворова. Павел1 с извинениями и наградами вернул великого полководца: «Тебе спасать царей».


Ученица читает стихотворение Э.Багрицкого «Суворов» (В серой треуголке, юркий и маленький…)


Сообщение учащегося «Итальянский и швейцарский походы»


Итальянский поход Суворова- это общее наименование военных действий русских и австрийских армий против французов. Стремительным маршем пройдя за двое суток 85 вёрст, Суворов полностью разбил французскую армию. Этот маневр воинского искусства навсегда вошёл в историю. Александру Суворову присвоено звание генералиссимуса. Царь потребовал, чтобы Суворову отдавались такие же почести, как и монаршей особе.


Ученик читает стихотворение А.Несмелова «Суворовское знамя»


Учитель


Сюжет стихотворения передаёт чувство прикосновения к высокой легенде. Старый герой, один из вечных заступников России, в роковую минуту помогает солдатам знаменитого Фанагарийского полка, с которым Суворов прошёл немало боевых дорог и знамя которого стало называться Суворовским знаменем, как и в стихотворении А.Несмелова.



Ученик читает стихотворение А.Несмелова «Суворовское знамя»:

Отступать! – и замолчали пушки,

Барабанщик-пулемёт умолк

За черту пылавшей деревушки

Отошёл Фанагарийский полк.


В это утро перебило лучших

Офицеров. Командир сражён.

И совсем молоденький поручик

Наш, четвёртый, принял батальон.


…………………………………….


И у гроба – это помнит каждый

Летописец жизни полковой, -

Сам Суворов плакал: ночью дважды

Часовые видели его.


Звучит песня О. Газманова «Генералиссимус Суворов»


Сообщение учащегося. «Альпы».


Австрийцы опасались успехов русских полководцев, и после того, как армия Суворова освободила все территории, австрийцы потребовали, чтобы русские войска вместо того, чтобы отправляться дальше во Францию, держали путь в Швейцарию.


Так начался знаменитый путь через Альпийские вершины, штурм Чёртова моста и труднейшие переходы по горным хребтам. В этот раз Суворов победил не только неприятельские войска, но и мощь

самой природы. В этих боях полководец и его солдаты проявили подлинные чудеса героизма и отваги.

Работа по картине В.И.Сурикова «Переход Суворова через Альпы»


Учитель


Знаменитый русский художник, родом из Сибири («Ломоносов живописи») , В.И.Суриков в своих известнейших полотнах «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка» и др. изображает зимний пейзаж. Присутствует он и в представленной здесь картине, отражающей великое событие в военной истории России.


Беседа по картине.


- Каков общий фон картины?

- По чему можно судить, что горы неприступны?

- Расскажите об одежде, вооружении солдат.

- Каково настроение солдат?

- Была ли конница в русском войске?

- Время года, изображённое на картине?

- Опишите Суворова.

- Почему художник расположил картину вертикально?

- Кто, по-вашему, главный герой картины?

(Краткая запись в тетрадях – 2-3 предложения о впечатлении от картины)


Ученик читает юмористическое стихотворение И. Иртеньева :

Не ходи, Суворов, через Альпы, -

Говорил ему Наполеон.

Там твои орлы оставят скальпы,

У меня там войска миллион.

Говорю тебе я, как коллеге,

Как стратег стратегу говорю

Там твои помёрзнут печенеги

На конфуз российскому царю.


Знаю: ты привык в бою жестоком

Добывать викторию штыком.

Но махать под старость альпенштоком-

Нужно быть последним дураком.

И светлейший грянул, как из пушки,

Так, что оборвалось всё внутри:

«Солдатушки, бравы ребятушки,

Чудо, вы мои богатыри!


Нам ли узурпатора бояться?

Бог не выдаст, не сожрёт свинья.

Где не пропадала наша, братцы?!

Делай, православные, как я!»


И, знаменьем осенившись крестным,

Граф по склону первым заскользил,

Этот миг на полотне известном

Суриков, как мог изобразил.

Сообщение учащегося. «Православие и Суворов».


Великий полководец каждый день начинал и заканчивал молитвой, строго соблюдал посты, прекрасно знал Евангелие, читал и пел на клиросе. Суворов никогда бы не проехал мимо церкви, не перекрестившись, а в комнате обязательно крестился на образа. Перед каждой битвой он возносил молитву к Богу и постоянно призывал солдат: «Начинайте все с Божия благословения… Молитесь Богу; от Него победа!»


Ученица читает стихотворение А.Коровина «Тяжек солдатский крест»


Учитель

В начале урока звучало стихотворение русского поэта Г.Державина. Завершаем чтения стихотворением «Снигирь», написанным Державиным на смерть Суворова, скончавшегося 6 мая 1800 года. «У автора в клетке был снигирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении героя возвратился в дом, то, услыша, что сия птичка поёт военную песнь, написал сию оду в память столь славного мужа», - писал Державин об истории создания стихотворения.


Ученик читает стихотворение «Снигирь» (такое правописание было принято во времена Державина).

Кто перед ратью будет, пылая,

Ездить на кляче, есть сухари:

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов,

С горстью Россиян всё побеждать?


Быть везде первым в мужестве строгом,

Шутками зависть, злобу штыком,

Рок низлагать молитвой и Богом,

Скиптры давая, зваться рабом.

Доблестей быв страдалец единых,

Жить для царей, себя изнурять?


Нет теперь мужа в свете столь славна

Полно петь песню военну, Снигирь!

Бранна музыка днесь не забавна,

Слышен отвсюду томный вой лир.

Львиного сердца, крыльев орлиных

Нет уже с нами! – что воевать?

.

Слово учителя


Итак, Суворов – это человек, в котором уживались аскетизм и отречение от всеобщих благ и богатств с яростью и страстью к любимому делу. Удивительный человек по своим нечеловеческим способностям и силе воли. Гений. Про него нельзя сказать, что это история выдвинула его в своё время и на своё место. Нет. Это он творил историю.

4 . Самостоятельная работа

Существует множество афоризмов (крылатых выражений), приписываемых Суворову. Ознакомьтесь с некоторыми из них и запишите в тетрадь 4-5 наиболее понравившихся:


- Без добродетели нет ни славы, ни чести.

- Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый меч.

- Вежлив бывает и палач.

- Время драгоценнее всего.

- Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

- Где меньше войска, там больше храбрых.

- Голова хвоста не ждёт.

- Геройство побеждает храбрость, терпение – скорость, рассудок ум, труд –

лень, история – газеты…

- ДОБРО ДЕЛАТЬ СПЕШИТЬ ДОЛЖНО.

- Знаешь ли ты трёх сестёр? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и

победа. С ними Бог.

- Кто удивил – тот победил.

- Не бросайте никогда апельсина, пока в нём есть содержимое.

- Нет ничего страшнее отчаянных.

- С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не

прощай своих собственных.

- Скорость нужна, а поспешность вредна.

- Служба и дружба – две параллельные линии – не сходятся.

- Тактика и дипломатия без светильника истории – ничто.

- Чистому – всё чисто.



- Воевать не числом, а уменьем.

- Дисциплина - мать победы.

- За учёного трёх неучёных дают.

- Знай, в чём сила и слабость врага.

- Пуля дурра, штык молодец.

- Сам погибай, а товарища выручай.

- Великодушие прилично победителю

Главное правило Суворова –торопиться делать добро.


5.Акростих.


Стратег и тактик он в военном деле,

Учил солдат «Науке побеждать»,

Взял Рымник, Измаил и, в русских веря,

Он говорил:»Отчизна нам как Мать!»

Ревнитель новизны в своём искусстве,

Осуществил Альпийский переход…

Великий полководец, князь, граф русский
Удачливый в сраженьях патриот.


- Что необычное вы заметили в этом стихотворении? (Первые буквы начала каждой строки составляют фамилию СУВОРОВ). Это акростих.

Запишите на листках слово СУВОРОВ в столбик и постарайтесь дать как можно больше определений этому человеку- каждое определение должно начинаться на определённую букву. Например: С – смелый, самоотверженный, суховатый, стратег и т.п.


IV. Проверка всех работ ( головоломка и пр.).


Оценивание. Подведение итогов. Общая рефлексия. Выяснение возникших вопросов, неясностей; общее впечатления от урока.


V.Минутка отдыха. Читаем анекдоты, побасенки о Суворове.


- Как-то Суворов был во дворце. К нему подошёл один из не очень искусных генералов, который считал себя знатоком военного дела, и спросил: Александр Васильевич, о вас говорят, что вы не знаете тактики.» «Так. – отвечал Суворов. – Я не знаю тактики, но тактика меня знает. А вы не знаете ни тактики, ни практики.»

- После взятия Измаила Суворову подвели редкую лошадь, которой не было цены, и просили принять её в память великой эпохи, но он отказался, сказав: «Нет, она мне не нужна. Я прискакал сюда на донском коне. На нём и с ним ускачу обратно».

Тогда один из генералов заметил, что он поскачет обратно с тяжестью новых лавр. На что Суворов ответил:»Донец всегда выносил меня и моё счастье».

- Во время разговора про одного хитрого пронырливого иностранного министра Суворов выразился: «Ну, так что же? Я его не боюсь. О хамелеоне знают, что он принимает все цвета, кроме белого».

- Перед началом сражения с французами австрийский полковник Ток упал в обморок, как он сам говорил, «от приключившейся чрезвычайной колики». В это время граф Суворов наехал на него и спросил: «Что такое?» Когда помогавшие полковнику рассказали

о случившемся, граф сказал: «Жаль! Жаль, что он не будет с нами! Как его оставить? Гей, казак!» Когда казак подъехал, граф продолжил: «Приколи его поскорее! Помилуй Бог! Жаль! Французы возьмут! Чтоб наше им не доставалось. Приколи поскорее!» Услышав такое необыкновенное и неприятное лекарство, больной тотчас вскочил и сказал, что ему стало легче. «Слава Богу, - сказал граф, отъезжая, - очень рад! Полегче стало, тотчас полегче стало».


VI. Работа над изложением текста «Суворов».


VII. Домашнее задание.


Закончить написание изложения по памяти и выполнить творческое задание: «Как бы я мог применить в своей дальнейшей жизни следующий завет Суворова: «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру».














Приложения


I. Вопросы головоломки – см. Г.А. Кулагина «Сто игр по истории» М. «Просвещение». 1983. стр. 134-136

1.Название моста в Альпах.

2.Знаменитый флотоводец.

3.Река в Европе.

4.Крепость.

5.Полководец.

6.Современник Суворова.

7.Одно из «трёх воинских искусств» ( по образному выражению Суворова).

8.Страна, союзница России в 90-х годах ХУ111 века.

9.Страна, в войнах с которой Суворов одержал много блестящих побед.

10.Река.

11.Полководец.

12.Крепость.


II. Текст изложения


Изложение: По Осипову «Суворов»

28.12.2009

Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. Он изучил математику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким и финским языками, был основательно знаком с древней и новой литературой. Военная эрудиция его изумительна. Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. Ум Суворова не знал отдыха. Страстная любознательность сочеталась в нём с огромной жаждой деятельности. Суворов ещё при жизни был легендой. Он со своими «чудо-богатырями» не знал поражений. Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека. Маленький Александр познакомился с биографиями Македонского и Александра Невского. Взяв обоих за образец, хилый и болезненный мальчик стал вырабатывать в себе качества, которыми его обделила природа: выносливость, ловкость и силу. Всю жизнь его утро начиналось с зарядки и обливания студёной водой. Суворову не страшны ни голод, ни холод, он не знал усталости и даже в лютые морозы ходил без головного убора. Пеший поход через Альпы он совершил вместе со своим войском в возрасте 70 лет. Он мог поставить в ряд 9 табуреток и лихо перепрыгнуть через них. Суворов считал, что сила и стойкость духа важнейшее условие победы. О солдатах он заботился как отец родной. И они отвечали ему любовью и уважением. Во время Итальянского похода, видя, что его солдаты бегут, Суворов приказал рыть себе могилу: «Легче мне лечь в могилу, чем это видеть!» Это так подействовало на солдат, что они тут же бросились в атаку. Беспримерным подвигом полководца был переход через швейцарские Альпы из окружения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый бинарный урок истории и словесности, посвящённый 285-летию А.В. Суворова

Автор: Богданова Татьяна Васильевна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281070


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства