Актуализация знаний | Организационная фронтальная беседа: На предыдущих уроках мы разбирали темы «Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир», «Гражданская война и военный коммунизм» и знакомились с первыми шагами нового государства во внешней политике, отношением Европы к «новому соседу». Давай те немного вспомним. Каковы условия Брестского мира? Брестский мир – прихоть большевиков или вынужденная мера? Брестский мир стал одной их причин погружения РСФСР в пучину Гражданской войны. Что из себя представляли взаимоотношения советского государства с Европой в годы Гражданской войны? | Определяю и называют условия Брестского мира – территориальные потери- Польша, Прибалтика, часть Белоруссии; экономические потери – 70 % железа, 90 % угля, огромная контрибуция- 124 млн золотых рублей; Снижение обороноспособности страны – уничтожение Черноморского флота. Раскрывают причины заключения Брестского мира. Раскрывают сущность иностранной интервенции. | Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала |
Введение в проблему урока; постановка учебной задачи | Мы с вами посмотрели на взаимоотношения молодой советской России с странами западной Европы. На основании того, что вспомнили делаем вывод что новая страна с новым экономическим укладом, коим была Россия, настораживала Запад. Западная Европа при возможности желала поживиться за счет России (Германская империя – Брестский мир; Англия, Франция, США – военная интервенция, помощь белому движению). В период политической и экономической слабости – Гражданской войны – европейские страны стремились к раздроблению России. Но Гражданская война закончилась, Россия смогла сохранить единство, более того на политической карте появилось новое государство, которое представляло из себя союз дружественных республик – СССР. Как вы думаете, что предстоит нам выяснить сегодня на уроке? | Слушают учителя, анализируют информацию, формируют учебную задачу – « Как же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?». | Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно |
Усвоение новых знаний и способов действий | Организация исследовательской работы в процессе изучения нового учебного материала: -Напоминаю проблему нашего урока «Как же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?» - Для того, чтобы качественно работать на уроке нам необходимо вспомнить, что такое «Коминтерн». Дайте определения этого понятия. - Предположите влияние этой организации на внешнюю политику СССР. - Предлагаю вам выступить в качестве исследователей и попытаться найти ответ на наш проблемный вопрос темы урока в письменных исторических источниках. - Прочитайте два текстовых фрагмента (Презентация СЛАЙД №2) – из речи Наркома иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерина, Из устава коммунистического Интернационала (Коминтерна) и определите – В чем состояло противоречие советской внешней политики? - В 1922 СССР впервые принял участие в официальных международных переговорах. А 1922 году состоялась Генуэзская конференция. Основными вопросами конференции стали вопросы: экономического восстановление Европы. Что нанесло Европе экономический урон? СССР то же был приглашен на эту конференцию. Как вы думаете зачем Европа пригласила СССР? Сумел СССР в 1922 году заключить Рапальский договор с Германией. Давайте познакомимся с условиями этого договора ( Презентация СЛАЙД № 3) и ответим на вопрос - почему Германия пошла на сотрудничество с Россией? - К середине 30 –х годов Германия достигла экономический и военной мощи, начала проявлять агрессию. У СССР и Европы были разные взгляды на то, как сдерживать агрессора. - Прочитаем текст (Презентация СЛАЙД 5) и подумаем – СССР и Европа – союзники в борьбе против Германии? - Почему Мюнхенское соглашение от 30 сентября 1938 года получило название «сговор»? (Презентация СЛАЙД 5). - Оцените правомерность данного соглашения. - Рассмотрите карикатуру Советских художников Кукрыниксов. Определите год и событие, которому посвящена карикатура. Какие страны обозначены на карикатуре цифрами?( Слайд 6). - Итак, сложилась следующая ситуация: с одной стороны гитлеровская Германия, чьи территориальные аппетиты растут, с другой – Европа, которая выбрала тактику задабривания агрессора. Как же повести себя Советскому Союзу? Что определить это давайте изучим тему дальше. - Почему Сталин пошел на сделку с Гитлером? (изучить учебный текст презентация СЛАЙД 7). - 23 августа 1939 года министр иностранных дел Третьего Рейха И. Риббентроп и советский нарком иностранных дел В. М. Молотов заключили договор о ненападении (на экран выводится Слайд 8). К этому договору был подписан секретный протокол – разделение Европы на сферы влияния. - Давайте познакомимся с фрагментом из этого исторического источника и ответим на вопрос – Почему Сталина (так же как и Гитлера) стали называть агрессором? - Давайте определим как была поделена Европа по Пакту Молотова – Риббентропа? (карта « Планируемое разделение Центральной Европы по пакту Молотова – Риббентропа. Действительные изменения по пакту Молотова – Риббентропа 1939-1940 гг; приложение 1; | Дают определение понятия Коминтерн. Высказывают предположение и аргументируют свой ответ. Проводят поиск необходимой информации в тестовых источниках и определяют противоречие советской внешней политики: разные цели Наркомата иностранных дел и Коминтерна во внешней политики. Проводят параллель между историческими событиями – Первая мировая война. Анализируют сложившеюся международную ситуацию, высказывают свой предположения – главный вопрос – это вопрос взыскать долги с России. Изучают условия Рапальского договора, анализируют, на основе условий, прописанных в договоре делают вывод – Германия так же как и Россия была изгоем; сотрудничество прежде было экономическим, что давало Германии возможность развивать промышленный комплекс на территории СССР. Изучают учебный текст, анализируют, делаю вывод – СССР и Европа – не союзники. Выявляют причину этого – Европа стремилась направить гитлеровскую агрессию против СССР. Изучают учебный текс, анализирую, делаю вывод. Дают оценку, приводят аргументы – в качестве аргумента используют термин суверенитет. Анализируют иллюстративный материал. Изучают учебный тест, анализируют, делают вывод. Изучают исторический источник, отбирают актуальную информацию, делают выводы. Определяют на основе имеющихся знаний и умений по исторической карте зоны оккупации по пакту. | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют пути решения учебной задачи; определяют правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников. Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сопоставление различной информации, ее анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников |
Рефлексия | Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала, выявления проблем усвоения и определения новой учебной задачи, предлагаемой для самостоятельного решений в процессе выполнения домашнего задания. - Итак, удалось ли нам получить ответ на проблемный вопрос урока в процессе нашего небольшого исторического исследования? - Получили ли вы на уроке представление о важнейшем внешнеполитических явлении, которые предшествовали Второй мировой войне? - Какие действия мы предприняли и какие средства использовали в процессе решения различных задач, возникающих при изучении темы? - С вашей точки зрения успешна ли была наша работа? В чем успешна или нет и почему вы так считаете? С какими трудностями вы столкнулись? Оценивание работы всего класса и отдельных учащихся в процессе решения учебной задачи. - Нет ли у вас чувства незавершенности изучения данной темы? Какой вопрос необходимо еще рассмотреть, чтобы получить наиболее полное представление о внешней политики СССР в последующие периоды? | Представляют обобщенный ответ, полученный в результате решения учебной задачи урока. Объясняют суть и историческую значимость внешнеполитической ситуации накануне Второй мировой войны. Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи (рассказ учителя, письменные исторические источники, историческая карта, иллюстрации презентации). Анализируют качество проведенной учебной работы. С помощью учителя формулируют новую учебную задачу – как Советский Союз от союзника Германии стал жертвой нападения? | Познавательные: воспроизводят, анализи-руют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы по решению учебной задачи; с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и принимают новую учебную задачу |