kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок. Технологическая карта урока истории. Тема: « Внешняя политика СССР. 1919 - август 1939 года».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствовует ознакомлению с внешней политикой СССР накануне Второй мировой воны; создает условия для определения роли СССР в международных отношениях периода 1919 – август 1939 года; развивает умения охарактеризовывать «повешенное состояние» СССР к 1938 году, определяет причины сближение СССР с гитлеровской Германией к 1939 году; содействовует  формированию навыков работы с исторической картой, иллюстративных материалом(карикатура), текстами различного типа (учебный текст, исторический источник)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Технологическая карта урока истории. Тема: « Внешняя политика СССР. 1919 - август 1939 года».»




Открытый урок.


Технологическая карта урока истории.


Тема: « Внешняя политика СССР. 1919 - август 1939 года».


9 класс.











Разработчик: учитель истории и обществознания Олейник Л.П.









Технологическая карта урока.

Предмет: История России

Класс: 9

Тема урока: « Внешняя политика СССР. 1919 - август 1939 года»

Тип урока: комбинированный (урок-исследование)

Педагогические цели урока:

  • способствовать ознакомлению с внешней политикой СССР накануне Второй мировой воны;

  • создать условия для определения роли СССР в международных отношениях периода 1919 – август 1939 года;

  • развития умений охарактеризовать «повешенное состояние» СССР к 1938 году, определять причины сближение СССР с гитлеровской Германией к 1939 году;

  • содействовать формированию навыков работы с исторической картой, иллюстративных материалом(карикатура), текстами различного типа (учебный текст, исторический источник).

Планируемы результаты:

Личностные:

- выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции по отношению к различным социальным явлениям.

Предметные:

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывать ее познавательную ценность;

- расширение деятельности оценочной деятельности на основе осмысление политической ситуации, сложившейся в мире накануне Второй мировой войны.


Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;

- владение умением работать с учебной информацией различного типа (анализировать и обобщать факты, формулировать тезисы, обосновывать выводы);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении.

Основное содержание урока:

Внешнеполитические кризисы конца 1920 – начала 1930 –х годов, влияние Коминтерна на внешнюю политику СССР; Генуэзская конференция, Рапалльский договор, «Мюнхенский сговор», пакт Молотова- Риббентропа, секретный протокол пакта Молотова – Риббентропа, суверенитет.

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

«Георграфия», «Обществознание», «Изобразительное искусство».

Темы: «Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир», «Гражданская война и военный коммунизм»(аспект иностранной интервенции).

Образовательные ресурсы и оборудование:

- учебник - О. В. Волобуев, С. П. Карпачев, П. Н. Романов «История России. Начало XX – начало XXI века» 10 класс. М.: Дрофа, 2016 г., (§ 15 стр. 133 – 140);

- карта « Планируемое разделение Центральной Европы по пакту Молотова – Риббентропа. Действительные изменения по пакту Молотова – Риббентропа 1939-1940 гг; приложение 1;

- исторический источник № 1;

- Презентация, мультимедийное оборудование.









Организационная структура урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

Организационное начало

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.


Приветствие учителя. Организация рабочего места.

Регулятивные: включение в деловой ритм

Актуализация знаний

Организационная фронтальная беседа:

  • На предыдущих уроках мы разбирали темы «Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир», «Гражданская война и военный коммунизм» и знакомились с первыми шагами нового государства во внешней политике, отношением Европы к «новому соседу». Давай те немного вспомним.

  • Каковы условия Брестского мира?

  • Брестский мир – прихоть большевиков или вынужденная мера?

  • Брестский мир стал одной их причин погружения РСФСР в пучину Гражданской войны.

  • Что из себя представляли взаимоотношения советского государства с Европой в годы Гражданской войны?













Определяю и называют условия Брестского мира – территориальные потери- Польша, Прибалтика, часть Белоруссии; экономические потери – 70 % железа, 90 % угля, огромная контрибуция- 124 млн золотых рублей;

Снижение обороноспособности страны – уничтожение Черноморского флота.

Раскрывают причины заключения Брестского мира.

Раскрывают сущность иностранной интервенции.












Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала


Введение в проблему урока; постановка учебной задачи

  • Мы с вами посмотрели на взаимоотношения молодой советской России с странами западной Европы. На основании того, что вспомнили делаем вывод что новая страна с новым экономическим укладом, коим была Россия, настораживала Запад. Западная Европа при возможности желала поживиться за счет России (Германская империя – Брестский мир; Англия, Франция, США – военная интервенция, помощь белому движению). В период политической и экономической слабости – Гражданской войны – европейские страны стремились к раздроблению России. Но Гражданская война закончилась, Россия смогла сохранить единство, более того на политической карте появилось новое государство, которое представляло из себя союз дружественных республик – СССР.

  • Как вы думаете, что предстоит нам выяснить сегодня на уроке?




























Слушают учителя, анализируют информацию, формируют учебную задачу – « Как же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?».




























Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно


Физкультминутка

Организация физкультминутки.

- Нам предстоит сейчас напряженная и серьезная интеллектуальная работа, давайте поможем нашему организму справиться с ней.

Все ребята дружно ВСТАЛИ

И на месте ЗАГАШАЛИ

На носочках ПОТЯНУЛИСЬ

И вперед слегка НАГНУЛИСЬ

Как пружинки мы ПРИСЕЛИ

И тихонько разом СЕЛИ.

Выполнение упражнений в соответствии с текстом стиха

Регулятивные: быстро переключаются от умствен-ной деятельности к физической и обратно

Усвоение новых знаний и способов действий

Организация исследовательской работы в процессе изучения нового учебного материала:

-Напоминаю проблему нашего урока «Как же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?»

- Для того, чтобы качественно работать на уроке нам необходимо вспомнить, что такое «Коминтерн». Дайте определения этого понятия.

- Предположите влияние этой организации на внешнюю политику СССР.

- Предлагаю вам выступить в качестве исследователей и попытаться найти ответ на наш проблемный вопрос темы урока в письменных исторических источниках.

- Прочитайте два текстовых фрагмента (Презентация СЛАЙД №2) – из речи Наркома иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерина, Из устава коммунистического Интернационала (Коминтерна) и определите

В чем состояло противоречие советской внешней политики?



- В 1922 СССР впервые принял участие в официальных международных переговорах. А 1922 году состоялась Генуэзская конференция. Основными вопросами конференции стали вопросы:

экономического восстановление Европы.

  • Что нанесло Европе экономический урон?

  • СССР то же был приглашен на эту конференцию.

  • Как вы думаете зачем Европа пригласила СССР?

  • Сумел СССР в 1922 году заключить Рапальский договор с Германией. Давайте познакомимся с условиями этого договора ( Презентация СЛАЙД № 3) и ответим на вопрос - почему Германия пошла на сотрудничество с Россией?

















- К середине 30 –х годов Германия достигла экономический и военной мощи, начала проявлять агрессию. У СССР и Европы были разные взгляды на то, как сдерживать агрессора.

- Прочитаем текст (Презентация СЛАЙД 5) и подумаем – СССР и Европасоюзники в борьбе против Германии?



- Почему Мюнхенское соглашение от 30 сентября 1938 года получило название «сговор»? (Презентация СЛАЙД 5).

- Оцените правомерность данного соглашения.



- Рассмотрите карикатуру

Советских художников Кукрыниксов.

Определите год и событие,

которому посвящена карикатура. Какие страны обозначены на карикатуре цифрами?( Слайд 6).




- Итак, сложилась следующая ситуация: с одной стороны гитлеровская Германия, чьи территориальные аппетиты растут, с другой – Европа, которая выбрала тактику задабривания агрессора. Как же повести себя Советскому Союзу? Что определить это давайте изучим тему дальше.

- Почему Сталин пошел на сделку с Гитлером? (изучить учебный текст презентация СЛАЙД 7).




- 23 августа 1939 года министр иностранных дел Третьего Рейха И. Риббентроп и советский нарком иностранных дел В. М. Молотов заключили договор о ненападении (на экран выводится Слайд 8). К этому договору был подписан секретный протокол – разделение Европы на сферы влияния.

- Давайте познакомимся с фрагментом из этого исторического источника и ответим на вопрос – Почему Сталина (так же как и Гитлера) стали называть агрессором?

- Давайте определим как была поделена Европа по Пакту Молотова – Риббентропа? (карта « Планируемое разделение Центральной Европы по пакту Молотова – Риббентропа. Действительные изменения по пакту Молотова – Риббентропа 1939-1940 гг; приложение 1;









Дают определение понятия Коминтерн.

Высказывают предположение и аргументируют свой ответ.














Проводят поиск необходимой информации в тестовых источниках и определяют противоречие советской внешней политики: разные цели Наркомата иностранных дел и Коминтерна во внешней политики.



Проводят параллель между историческими событиями – Первая мировая война.


Анализируют сложившеюся международную ситуацию, высказывают свой предположения – главный вопрос – это вопрос взыскать долги с России.


Изучают условия Рапальского договора, анализируют, на основе условий, прописанных в договоре делают вывод – Германия так же как и Россия была изгоем; сотрудничество прежде было экономическим, что давало Германии возможность развивать промышленный комплекс на территории СССР.






Изучают учебный текст, анализируют, делаю вывод – СССР и Европа – не союзники. Выявляют причину этого – Европа стремилась направить гитлеровскую агрессию против СССР.




Изучают учебный текс, анализирую, делаю вывод.



Дают оценку, приводят аргументы – в качестве аргумента используют термин суверенитет.

Анализируют иллюстративный материал.








Изучают учебный тест, анализируют, делают вывод.













Изучают исторический источник, отбирают актуальную информацию, делают выводы.


Определяют на основе имеющихся знаний и умений по исторической карте зоны оккупации по пакту.








Познавательные:

строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют пути решения учебной задачи; определяют правильность и качество ответов одноклассников




Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников.









Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников





Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников





Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников




Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сопоставление различной информации, ее анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников



Рефлексия


































Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала, выявления проблем усвоения и определения новой учебной задачи, предлагаемой для самостоятельного решений в процессе выполнения домашнего задания.

- Итак, удалось ли нам получить ответ на проблемный вопрос урока в процессе нашего небольшого исторического исследования?

- Получили ли вы на уроке представление о важнейшем внешнеполитических явлении, которые предшествовали Второй мировой войне?

- Какие действия мы предприняли и какие средства использовали в процессе решения различных задач, возникающих при изучении темы?

- С вашей точки зрения успешна ли была наша работа? В чем успешна или нет и почему вы так считаете? С какими трудностями вы столкнулись?

Оценивание работы всего класса и отдельных учащихся в процессе решения учебной задачи.

- Нет ли у вас чувства незавершенности изучения данной темы? Какой вопрос необходимо еще рассмотреть, чтобы получить наиболее полное представление о внешней политики СССР в последующие периоды?









Представляют обобщенный ответ, полученный в результате решения учебной задачи урока. Объясняют суть и историческую значимость внешнеполитической ситуации накануне Второй мировой войны. Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи (рассказ учителя, письменные исторические источники, историческая карта, иллюстрации презентации). Анализируют качество проведенной учебной работы. С помощью учителя формулируют новую учебную задачу – как Советский Союз от союзника Германии стал жертвой нападения?








Познавательные: воспроизводят, анализи-руют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы по решению учебной задачи; с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и принимают новую учебную задачу


Информация о домашнем задании

§15, конспект, карта «Раздел сфер влияния по пакту Молотова-Риббентропа».

Доп. Задание: сообщение: «17 августа 1939 г наступление у реки Халкин –Гол».

«Секретный протокол к договору о ненападении 1939 г».

Записывают домашнее задание в дневник, уточняют непонятное.

Регулятивные: воспринимают задание

















Ресурсный материал к уроку:


Приложение 1.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Людмила Павловна Олейник

Дата: 26.05.2020

Номер свидетельства: 551440

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства