Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории в 8 классе адаптивной школы на тему "Отечественная война 1812 г"»
Конспект урока истории (8 класс)
Выполнил: Бондарь Сергей Михайлович, учитель истории и первая квалификационная категория.
Тема урока: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.
Цель урока: сформировать представление учащихся
о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах,
главных источниках победы народов России в войне.
ФКГС (ОМСО)
Отечественная война 1812г.
Причины, планы сторон, ход военных действий.
Бородинская битва.
Народный характер войны.
Изгнание наполеоновских войск из России.
- знать из тем. планирования: хронологические рамки Отечественной войны 1812 г., планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников;
- называть и показывать по карте основные сражения.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА на уроке:
Развитие зрительно-пространственных представлений (по карте и таблице)
Обучение свободному изложению текста на основе алгоритма.
Развитие мыслительных операций: логики, памяти.
План урока: (на доске и слайд)
Начало войны. Планы и силы сторон.
Смоленское сражение.
Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.
Бородино.
Тарутинский маневр.
Партизанское движение.
Гибель «великой армии».
Основные понятия: (слайд и карточки на доске)
Отечественная война – освободительнаясправедливая, всенародная война против иноземных захватчиков.
Генеральное сражение – главное сражение, имеющее решающее значение на итог войны
Флеши – земляныеукрепления в виде наконечника стрелы (прикрывали пехоту и артиллерию)
Редут – полевое укрепление в форме многоугольника для круговой обороны.
Ополчение – войско, создаваемое из населения в помощь регулярной армии на добровольных началах.
Партизаны – отряды народных освободителей, действующих в тылу врага.
Дополнительно использовать понятия из тем. планирования:
народный характер войны, инфантерия, рекруты, драгуны, уланы, гусары.
Основные даты: (слайд и карточки на доске )
12 июня 1812 г. – начало Отечественной войны.
26 августа 1812 г. – БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.
25 декабря 1812 г. – манифест Александра I об окончании войны.
Персоналии: М.И.Кутузов, М.Б. Барклай де Толли; П.И.Багратион; А.П.Тормасов;
6) Олейников Д.И. История. Россия. ХYIII – ХХ века. Краткий справочник школьника. 7 – 11 классы
- М.: Дрофа, 1997.
7) Лубченков Ю.А. История России. Война 1812г. Карты и схемы главных сражений.
Иллюстрированный словарь « Русская и французская армии». – М.: Белый город, 2001.
Методические приемы организации урока.
ПОВТОРЕНИЕ:
ТЕСТИРОВАНИЕ:Журавлева О.Н. Тесты по истории России ХIХ в. 8 класс, стр.10-12.
ТЕСТ по теме «Внешняя политика в 1801 – 1812 гг.»
I Выберите правильный ответ:
1. Павел I ориентировался на союз с:
а) Англией в) Турцией
б) Пруссией г) Францией
2. Французы под командованием Наполеона в 1805 г. нанесли поражение
австро-русской армии:
а) на Балканах в) в районе Тильзита
б) под Аустерлицем г) под Ульмом
3. Бессарабия была освобождена от турецкого владычества и отошла к России в:
а) 1801 г. в) 1812 г.
б) 1807 г. г) 1813 г.
4. «Континентальная блокада» - это
а) система мер по изоляции государства
б) изоляция группировки противника для последующего уничтожения,
пленения
в) прекращение культурных связей
г) запрет на въезд в страну
II Выберите верные суждения:
К последствиям заключения Тильзитского мира относятся:
а) укрепление господства Франции
б) падение авторитета Александра I
в) проникновение России на Кавказ
г) отмена крепостничества в Прибалтике
д) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции
2. В начале XIX в. к России были присоединены территории:
а) Грузии
б) Дагестана
в) Финляндии
г) Сербии
д) Бессарабии
III О чем идет речь?
« ______________________ соглашения создали грубое разделение Европы
на сферы русских и французских интересов, и Россия сделалась младшим
партнером Наполеона в его попытке покорить Великобританию».
IV О ком идет речь?
«Перелом в войне с Турцией наступил после его назначения
главнокомандующим русскими войсками. Прибыв на Дунай, он смог
стремительно окружить турецкую армию и вынудить перейти султана
к переговорам о мире». _______________________
Ответы к ТЕСТу по теме «Внешняя политика в 1801 – 1812 гг.»:
(на обратной стороне доски для самопроверки в парах)
I 1 (г), 2(б), 3(в), 4(а)
II 1 (а, б, д), 2 (а, б, в, д)
III Тильзитское соглашение, 1807 г.
IV М.И. Кутузов.
вопросы и задания к документам учебника:
Документ «Из Тильзитского союзного договора между Россией и Францией. 1807г.» (стр. 15)
?- Какой пункт Тильзитского мира был наиболее важным для Наполеона? Почему статья 9 требовала сохранения в тайне содержания Тильзитского договора?
2) Документ «Мнение американского историка Д. Маккензи о Тильзитском мире» (стр. 16)
? – Согласны ли вы с утверждением историка Д. Макензи о «разделении Европы на сферы
русских и французских интересов» в Тильзите? Объясните свой ответ.
ЗАДАНИЕ № 6 ИЗ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ( стр. 7): (индивидуальное задание – 2 чел.)
Заполнить таблицу: «Значение Тильзитского мира 1807г. для России» (негативные и позитивные последствия).
ПОНЯТИЙНЫЙ ДИКТАНТ: (индивидуальное задание - раздаточный материал – 3 чел.).
Коалиция – объединение, союз, соглашение государств для достижения военных, политических, экономических и других целей.
Конвенция – соглашение, международный договор по каким-либо вопросам.
Континентальная блокада – запрет на поддержание каких-либо отношений
с Великобританией, установленный Наполеоном в ноябре 1806 г. для всех подвластных ему или союзных с ним стран.
Сейм –законодательный орган власти в ряде стран, где депутаты избирались от сословий, права их были ограничены.
Маневр – передвижение войск в ходе военных действий.
Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС НА ПОВТОРЕНИЕ:
Вопросы (по учебнику к параграфу 2, работа с картой):
1) Почему Россия вела войны против Франции в составе коалиций? Каковы результаты этих войн?
2) Почему Александр1 пошел на мирное соглашение в Тильзите (июнь 1807г.) с ненавистным ему
Наполеоном? В чем положительные и отрицательные последствия для России этого договора?
3) Была ли неизбежна война России с Францией?
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ (на предыдущем уроке): сообщения учащихся о командующих армиями в начале войны и на Бородинском сражении. «Герои Отечественной войны 1812 г.»
( М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, А.П.Тормасов, М.И. Кутузов)