kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по истории в 8 классе адаптивной школы на тему "Отечественная война 1812 г"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной теме рассматривается политические отношения между Россией и Францией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории в 8 классе адаптивной школы на тему "Отечественная война 1812 г"»

Конспект урока истории (8 класс)



Выполнил: Бондарь Сергей Михайлович, учитель истории и первая квалификационная категория.

Тема урока: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.

Цель урока: сформировать представление учащихся

о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах,

главных источниках победы народов России в войне.

ФКГС (ОМСО)

Отечественная война 1812г.

Причины, планы сторон, ход военных действий.

Бородинская битва.

Народный характер войны.

Изгнание наполеоновских войск из России.

знать из тем. планирования: хронологические рамки Отечественной войны 1812 г., планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников;

- называть и показывать по карте основные сражения.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА на уроке:

Развитие зрительно-пространственных представлений (по карте и таблице)

Обучение свободному изложению текста на основе алгоритма.

Развитие мыслительных операций: логики, памяти.

План урока: (на доске и слайд)

  1. Начало войны. Планы и силы сторон.

  2. Смоленское сражение.

  3. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.

  4. Бородино.

  5. Тарутинский маневр.

  6. Партизанское движение.

  7. Гибель «великой армии».

Основные понятия: (слайд и карточки на доске)

Отечественная война – освободительнаясправедливая, всенародная война против иноземных захватчиков.

Генеральное сражение – главное сражение, имеющее решающее значение на итог войны

Флеши – земляныеукрепления в виде наконечника стрелы (прикрывали пехоту и артиллерию)

Редут – полевое укрепление в форме многоугольника для круговой обороны.

Ополчение – войско, создаваемое из населения в помощь регулярной армии на добровольных началах.

Партизаны – отряды народных освободителей, действующих в тылу врага.

Дополнительно использовать понятия из тем. планирования:

народный характер войны, инфантерия, рекруты, драгуны, уланы, гусары.

Основные даты: (слайд и карточки на доске )

12 июня 1812 г. – начало Отечественной войны.

26 августа 1812 г. – БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

25 декабря 1812 г. – манифест Александра I об окончании войны.

Персоналии: М.И.Кутузов, М.Б. Барклай де Толли; П.И.Багратион; А.П.Тормасов;

Н.Н.Раевский: Д.В.Давыдов; А.С.Фигнер; Г.Курин; В.Кожина.

Оборудование урока:

1) Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России XIХ век.8 класс. – М.: Просвещение, 2007.

2) Рабочая тетрадь к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г «История России»

ХIХ век. 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.

3) Атлас «Отечественная история. ХIХ век» (с комплектом контурных карт).

4) Настенная историческая карта «Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение».

5) Раздаточный материал - карточки (тесты; вопросы и задания к документам учебника на стр. 15-16;

понятийный диктант)

5) Алгоритм военных действий.

6) Схемы («сигнальные страницы»).

7) Презентация.

Литература для учителя:

1) Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX век» 8 класс

– М.: Просвещение, 2007.

2) Журавлева О.Н. Тесты по истории России ХIХв. К учебнику Данилова А.А.и Косулиной Л.Г.8 класс

– М.: Экзамен, 2007.

3) Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России XIX века. 8 класс – М.: Экзамен , 2007.

4) Самсонов А.А. Россия в первой половине Х1Х века. Рабочая тетрадь для 8 класса – М., НПО

«Школа» - Издательство «Открытый мир», 1998.

5) История Отечественной войны в терминах и понятиях. Учебный словарь – справочник. Составитель

Блохин В.Ф. – Смоленск: Русич, Брянск, Курсив, 1999.

6) Олейников Д.И. История. Россия. ХYIII – ХХ века. Краткий справочник школьника. 7 – 11 классы

- М.: Дрофа, 1997.

7) Лубченков Ю.А. История России. Война 1812г. Карты и схемы главных сражений.

Иллюстрированный словарь « Русская и французская армии». – М.: Белый город, 2001.

Методические приемы организации урока.

ПОВТОРЕНИЕ:

ТЕСТИРОВАНИЕ:Журавлева О.Н. Тесты по истории России ХIХ в. 8 класс, стр.10-12.

ТЕСТ по теме «Внешняя политика в 1801 – 1812 гг.»

I Выберите правильный ответ:

1. Павел I ориентировался на союз с:

а) Англией в) Турцией

б) Пруссией г) Францией

2. Французы под командованием Наполеона в 1805 г. нанесли поражение

австро-русской армии:

а) на Балканах в) в районе Тильзита

б) под Аустерлицем г) под Ульмом

3. Бессарабия была освобождена от турецкого владычества и отошла к России в:

а) 1801 г. в) 1812 г.

б) 1807 г. г) 1813 г.

4. «Континентальная блокада» - это

а) система мер по изоляции государства

б) изоляция группировки противника для последующего уничтожения,

пленения

в) прекращение культурных связей

г) запрет на въезд в страну

II Выберите верные суждения:

    1. К последствиям заключения Тильзитского мира относятся:

а) укрепление господства Франции

б) падение авторитета Александра I

в) проникновение России на Кавказ

г) отмена крепостничества в Прибалтике

д) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции

2. В начале XIX в. к России были присоединены территории:

а) Грузии

б) Дагестана

в) Финляндии

г) Сербии

д) Бессарабии

III О чем идет речь?

« ______________________ соглашения создали грубое разделение Европы

на сферы русских и французских интересов, и Россия сделалась младшим

партнером Наполеона в его попытке покорить Великобританию».

IV О ком идет речь?

«Перелом в войне с Турцией наступил после его назначения

главнокомандующим русскими войсками. Прибыв на Дунай, он смог

стремительно окружить турецкую армию и вынудить перейти султана

к переговорам о мире». _______________________

Ответы к ТЕСТу по теме «Внешняя политика в 1801 – 1812 гг.»:

(на обратной стороне доски для самопроверки в парах)

I 1 (г), 2(б), 3(в), 4(а)

II 1 (а, б, д), 2 (а, б, в, д)

III Тильзитское соглашение, 1807 г.

IV М.И. Кутузов.

вопросы и задания к документам учебника:

  1. Документ «Из Тильзитского союзного договора между Россией и Францией. 1807г.» (стр. 15)

?- Какой пункт Тильзитского мира был наиболее важным для Наполеона? Почему статья 9 требовала сохранения в тайне содержания Тильзитского договора?

2) Документ «Мнение американского историка Д. Маккензи о Тильзитском мире» (стр. 16)

? – Согласны ли вы с утверждением историка Д. Макензи о «разделении Европы на сферы

русских и французских интересов» в Тильзите? Объясните свой ответ.

ЗАДАНИЕ № 6 ИЗ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ( стр. 7): (индивидуальное задание – 2 чел.)

Заполнить таблицу: «Значение Тильзитского мира 1807г. для России» (негативные и позитивные последствия).

ПОНЯТИЙНЫЙ ДИКТАНТ: (индивидуальное задание - раздаточный материал – 3 чел.).

Коалиция – объединение, союз, соглашение государств для достижения военных, политических, экономических и других целей.

Конвенция – соглашение, международный договор по каким-либо вопросам.

Континентальная блокада – запрет на поддержание каких-либо отношений

с Великобританией, установленный Наполеоном в ноябре 1806 г. для всех подвластных ему или союзных с ним стран.

Сейм –законодательный орган власти в ряде стран, где депутаты избирались от сословий, права их были ограничены.

Маневр – передвижение войск в ходе военных действий.

Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС НА ПОВТОРЕНИЕ:

Вопросы (по учебнику к параграфу 2, работа с картой):

1) Почему Россия вела войны против Франции в составе коалиций? Каковы результаты этих войн?

2) Почему Александр1 пошел на мирное соглашение в Тильзите (июнь 1807г.) с ненавистным ему

Наполеоном? В чем положительные и отрицательные последствия для России этого договора?

3) Была ли неизбежна война России с Францией?

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ (на предыдущем уроке): сообщения учащихся о командующих армиями в начале войны и на Бородинском сражении. «Герои Отечественной войны 1812 г.»

( М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, А.П.Тормасов, М.И. Кутузов)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Отечественная войны 1812 года»

РАБОТА С АЛГОРИТМОМ военных действий (слайд)

I Причины войны.

II Соотношение сил – участников войны.

III Планы сторон.

IV Ход войны.

ДАТА

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

РЕЗУЛЬТАТ




V Итоги и значение войны.

.............................................................................................................................................................................................................................................................................

ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (в ходе изучения новой темы и закрепления):

Вопросы и задания для собеседования:

  1. Почему война России и Франции была неизбежной?

  2. Почему армию Наполеона называли армией «двунадесяти языков»?

  3. Каковы были планы Наполеона в отношении военной компании в России?

4) Каковы были планы Наполеона в отношении будущего России после окончания войны?

  1. Почему русская армия оказалась разделенной на три части?

  2. Насколько оправданным был приказ М.Б.Барклая де Толли об отступлении в первые месяцы

войны? Чем это было вызвано?

  1. Почему Александр I не спешил с назначением М.И.Кутузова главнокомандующим армией?

  2. Какую роль в Отечественной войне сыграло Бородинское сражение? Кто в нем победил?

Почему?

  1. В чем причина того, что в отличие от других занятых французскими войсками европейских столиц, Москва оказалась сожженной и разграбленной?

  2. Чем можно объяснить большой размах партизанского движения в годы войны? Кого из партизан вы знаете? Расскажите о них.

  3. Чем можно объяснить поражение Наполеона в войне?

  4. Какое значение имела победа русской армии над Наполеоном?

13) Какие последствия имел разгром армии Наполеона для судеб Европы?

РАБОТА С ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ:

Из учебника:

  1. «Из воспоминаний современника о бесчинствах французов в Москве» (страница 28).

  2. «Из воспоминаний французского офицера» (страница 28).

Из рабочей тетради «Россия в первой половине ХIХ в.»:

  1. «А. де Коленкур о походе Наполеона в Россию» (страница 21).

  2. «О подготовки войск в Тарутинском лагере и действиях крестьянских партизанских отрядов» (страница 39).

РАБОТА С НОВЫМИ ИСТОРИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ.

Основные понятия: (слайд)

Отечественная война – освободительнаясправедливая, всенародная война против иноземных захватчиков.

Генеральное сражение – главное сражение, имеющее решающее значение на итог войны.

Инфантерия – пехота,

Флеши – земляные укрепления в виде наконечника стрелы (прикрывали пехоту и артиллерию),

Редут – полевое укрепление в форме многоугольника для круговой обороны артиллерии и пехоты

Ополчение – войско, создаваемое из населения в помощь регулярной армии на добровольных началах.

Партизаны – отряды народных освободителей, действующих в тылу врага.

Дополнительно использовать понятия из тем. планирования:

народный характер войны, рекруты, драгуны, уланы, гусары.

Основные даты: (слайд и карточки на доске )

12 июня 1812 г. – начало Отечественной войны.

26 августа 1812 г. – Бородинское сражение.

25 декабря 1812 г. – манифест Александра I об окончании войны.

Персоналии: М.И.Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И.Багратион, А.П.Тормасов,

А.П. Ермолов, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов, А.С.Фигнер, Г.Курин, В.Кожина (слайды)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (слайд и запись на доске)

1) параграф 4 учебника (читать)

2) документы и задания к ним, помещенным в конце параграфа,

3) Р/Т задание № 3-10, стр. 12-14,

4) на основе алгоритма военных действий и с помощью исторической карты уметь рассказывать

об Отечественной войне 1812г.

5) Подготовка сообщений(по выбору обучающихся)

Темы сообщений:

  1. М.И.Кутузов – Главнокомандующий русской армией в 1812 г.

  2. Бородинское сражение.

  3. Партизанское движение в годы войны.

  4. Герои-партизаны Отечественной войны 1812 г.

5. Южный Урал и Оренбургское казачество в Отечественной войне 1812 г.

Рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения:

1) Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М., 1988г; 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. – М. , 1987;

2) Раковский Л.А. Кутузов. Роман – Л: Лениздат., 1986;

3) Давыдов Д.В. Дневник партизанских действий 1812 года. Дурова Н.А. Записки кавалерист-девицы. – Л: Лениздат, 1985.

4) Лубченков Ю.А. История России. Война 1812г. Карты и схемы главных сражений.

Иллюстрированный словарь « Русская и французская армии». – М.: Белый город, 2001.

5) Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года. –М.; Просвещение, 1988.

6) Глинка Ф.Н. Письма русского офицера.- М., 1990.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок по истории в 8 классе адаптивной школы на тему "Отечественная война 1812 г"

Автор: Бондарь Сергей Михайлович

Дата: 09.02.2025

Номер свидетельства: 664881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства