Начало урока | Психологическая релаксация, разминка. Проверка готовности учащихся к уроку. Порядок на партах учащихся, наличие учебных принадлежностей, учебника и т.п. Чтобы определить тему урока продемонстрируйте данную иллюстрацию и задайте учащимся следующие вопросы: Почему в начале ХХ векадеятельность казахской интеллигенции активизировалась? Какие интересы народа они отстаивали? Какова может быть связь казахской интеллигенции и конного войска отображенного на иллюстрации? 1. Ознакомление с темой урока ицелями обучения, запись в тетради. Чтоможетбытьнаписано в газете? Какуюобщественную роль онаиграла? Ктомогучаствовать в ееиздании? Какиеотличительныеособенности у газеты? 1. Ознакомление с темойурока ицелямиобучения, запись в тетради. | Настраиваются на урок отвечают на вопросы учителя | Учитель комментирует ответы учеников устная форма ФО | |
Середина урока | Движение Алаш – национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи в первой четверти ХХ в. В начале прошлого столетия большая часть территории казахов стала собственностью российского государства, резко увеличилось количество переселенцев, коренное население насильственно вытеснялось с обжитых земель. Борьбу против политики царизма возглавила национальная интеллигенция, сформировав Алашское движение после 1-й русской революции. Программным документом Алашского движения стала Каркаралинская петиция 1905 года. В конце 1905 года в г. Уральске был созван «делегатский съезд» представителей пяти областей Казахстана, на котором было принято предварительное решение о создании казахской национальной партии, на базе которой позже возникла партия «Алаш». После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, политические силы были разрознены. В этих условиях лидеры казахского либерально-демократического движения, учитывая быстро меняющуюся революционную ситуацию и прямо противоположные друг другу цели политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда. В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, участия в Учредительном собрании, образования политической партии, земельный, о народной милиции, образовании, суде и другие вопросы. Главным решением съезда было: отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». Знаменательной вехой на съезде было то, что на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш». Демократы-просветители А.Бокейханов, А.Байтурсынов и М.Шокай искали пути развития казахского общества, руководили работой мусульманской фракции в Государственной думе. По их инициативе созданы журнал «Айкап» (1911 г.), газеты «Бірлік туы», «Сары-Арка», «Ак жол», которые на своих страницах вели большую пропагандистскую и просветительскую работу. Главной целью Алашского движения было самоуправление казахского народа, право народа на создание самостоятельного государства, ограничение переселения из внутренних районов России на казахские земли. Представители Алашского движения выступали за сохранение традиционного животноводства, развитие земледелия, промышленности, торговых отношений. Значительное место в их программе занимало развитие национальной культуры, образования и казахского языка. Алашское движение возникшее в годы революции 1905 — 1907 гг. в России, достигло пика в 1917 г. Лидеры «Алаша» и вся партия в целом не приняли Октябрьскую революцию. Они объединились под лозунгом «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!». Еще задолго до Октябрьского переворота лидеры казахского либерально-демократического движения широко пропагандировали свои программы по социально-экономическому и политическому развитию Казахстана. 21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Целью партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, распавшегося в XVIII-ХІХ веках, введение института президентства. Правительство Алашской автономии осуществляло свою деятельность в очень сложном положении. Оно начало создавать в степных районах местные органы власти. Центральные районы страны контролировались из города Жана Семей, а западные — из аула Джамбейты, имелось также Тургайское отделение управления. Они создавали новые суды и органы милиции. Исследование и анализ Исследовательские вопросы: Какую политику проводила партия «Алаш» в деле возрождения национальной государственности? Какова роль СМИ в пробуждении национального самосознания народа? 1 задание Покажите учащимся видеоролик о деятельности партии «Алаш» на тему: «Деятели Алаш» и обсудите следующие вопросы. Вопросы: Как была создана партия «Алаш»? Что было сказано в видео о политических взглядах казахской интеллигенции? Какие личности состояли в партии «Алаш»? Каких идей придерживались деятели партии? Дескрипторы: - Называют имена личностей состоявших в партии «Алаш. - Объясняют основные идеи деятелей партии. Учительпослевыслушиванияответовучащихся, даетрекомендации, какиеаспектынеобходимовзятьвовниманиеприрассмотрениедеятельностипартии «Алаш». 2 задание. Работа с источниками. Предложите учащимся проанализировать программу партии «Алаш», опубликованную в газете «Казах». Необходимо провести сравнение с другими партиями и организациями Казахстана, чтобы определить особую роль партии «Алаш» и оценить ее значимость. Партия Алаш | Общие | Прочиепартии (выбратьоднупартию) | | | | Вывод: | Дескрипторы: Какиеобщественныесферырассмотрены в документах Сравнительный анализ программрассматриваемыхпартий Определяютправакакихсоциальныхгруппзащищаются в данныхдокументах Аргументированный вывод заданиеПредложите учащимся создать проект газеты, исходя из действий партии «Алаш» по восстановлению национальной государственности Критерии: 2 задание. РАФТ историческое письмо. Дескрипторы: Письмо пишется определенной аудитории от имени исторического деятеля; Объемне менее 110 слов; В контексте применяются термины; Приводят аргументы, доказательства; Вывод. Роль | Аудитория | Формат | Тема | А. Букейханов А.Байтурсынов. М.Дулатов. А.Ермеков | Рабочие Интеллигенция Сельские жители | Дневник Отчет Призыв Приказ | Программа партии Алаш | | Использование цифровых ресурсов при объяснении темы урока Задания 1,2 (для достижения целиобучения) | Учитель комментирует ответы учеников Самооценивание | Вопросы учителя для актуализации знаний, записи учащихся в рабочей тетради Презентация 100 лет Алаш Орда. Первая партия котораябороласьзанашунезависимость https://www.youtube.com/watch?v=LmmdvVKg2F4 |
Рефлексия | Учитель выявляет основные компоненты деятельности, проблемы и пути их решения, получаемые результаты. Рефлексия: Прием «Смайлики настроение» Все понял!!! Мне это было У меня осталось не интересно много вопросов!!? | Самостоятельно оценивают состояние , эмоции, результаты своей деятельности | Учащиеся самостоятельно оценивают состояние , эмоции, результаты своей деятельности | Слайд презинт |