Самоанализ урока “Социальное государство. Государство всеобщего благосостояния»
Класс: 9 Учитель: Сейкина Е.С.
Данный урок является третьим в системе раздела рабочей программы по теме Раздел 12: Мировое развитие во второй половине ХХ века /10 часов/ «».
В основу урока легли: ранее изученные знания о социально-экономическом развитии СССР в 1953-1964 гг.
Планируемый объем учебного материала, и сложность информации учтены с учетом психофизиологических особенностей 15-летних школьников и учебными возможностями учащихся 9-го класса.
Тип урока – урок изучения нового материала. Исходя из этого, были определены следующие цели и поставлены задачи урока.
Цель: формирование представление о социальном государстве, о его признаках и моделях развития.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
Формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
Формирование способностей к рефлексии (регулятивные УУД).
Развивающие задачи урока
Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Развивать познавательный интерес учеников.
Воспитательные задачи урока: Развивать чувство ответственности за выполнение задания; формирование представлений о возникших в эпоху новейшего времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений.
Планируемые результаты урока:
Ученик получит возможность научиться:
применять исторические знания и умения при изучении новой темы;
определять и аргументировать своё отношение к изучаемой теме;
находить нужную информацию для решения учебной задачи, извлекать информацию из документов.
Рассматриваемые страны - СССР, страны Европы и США.
Хронологические рамки - 50-60-е годы XX века.
По завершении урока учащиеся должны знать и уметь:
Особенности советской и западной модели социального государства.
Устанавливать причинно – следственные связи
Выделять характерные признаки социального государства.
Методы: частично – поисковый, объяснительный
Используемая педагогическая технология 1. Интегральная технология: используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный преобладающие организационные формы обучения - практикум, самостоятельная работа. основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.
2. Групповые технологии, с элементами проблемного обучения.
Анализ организации учебного процесса.
Использование методик данных технологий позволило исключить трудности в осмыслении и понимании темы урока учащимися с основными каналами восприятия информации и развить навыки познавательной и творческо-продуктивной деятельности.
Кратковременность орг. момента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоционально-деловой настрой и обеспечило необходимую мотивацию.
Актуализация базовых знаний происходила с использованием заданий экзаменационного типа. В уроке имеет место логические переходы от одного этапа к другому.
Порядок следования этапов закладывает основы понимания и основы правильной работы над установлением причинно-следственных связей между понятиями и историческими явлениями.
Время урока использовано рационально. Отступлений от плана урока можно отнести к индивидуальным особенностям восприятия детей данного возраста и класса.
Комментарий к домашнему заданию носит творческий характер, и он позволил право выбора формы выполнения.
Анализ дидактической и методической деятельности.
Классификация изучаемого материала посредством кластера облегчило установление связей между работой групп. С целью осознания учащимися учебного материала учащимся было предложено выполнить опережающее домашнее задание - заполнить сравнительную таблицу. Доминирующим в содержании и методах обучения на уроке стало принятие доказательных ответов. историческими событиями.
В процессе обучения использованы проблемно-сообщающие методы, такие как доказательство, сравнение.. Частично-поисковые методы (поиск примеров, фактов, подтверждений при работе с документами на этапе осмысления изучаемого материала).
На уроке развивались умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и предположения.
Имело место фронтальная и индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Использованный вид проверки преследовал цель предварительного контроля за знаниями учащихся по данной теме.
Анализ деятельности учащихся.
На уроке сочетались словесно-наглядные способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
Проблемные ситуации разрешались путем мини-дискуссии.
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обучения учащихся шестого класса.
Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута благодаря технологии критического мышления.
Учащиеся показали умения организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями урока, умение работать с таблицей, кластером, историческими документами, мобилизовать себя не только на восприятие и переработку новой информации, но и принятие или опровержение представленной гипотезы.
Школьники показали хороший уровень применения новых терминов, эффективное использование при устных ответах полученных ранее знаний о социальном государстве, а также показали разнообразие речевых умений (полный ответ на вопрос, чтение, обоснование).
У учащихся сформирована оценочная самостоятельность, это выразилось в объективных самооценках знаний, в самоанализе и самоконтроле.
Самостоятельность учащихся в подведении итогов позволяет сделать вывод раскрытия данной темы.
На уроке имело место формирование положительных социально значимых черт личности (сотрудничество, взаимопомощь, культура поведения).
Урок поставленных целей и задач достиг.