открытый урок по истории и МХК "Суд над Наполеоном"
Открытый урок по истории и МХК "Суд над Наполеоном"
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И МХК
Тема: «Суд над Наполеоном»
Разработан учителем истории МАОУ СОШ № 46 г. Улан-Удэ
Сергеевой Юлией Викторовной
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма проведения урока: ролевая игра «судебное заседание», поскольку именно эта форма применительно к данной теме способствует активизации познавательной деятельности учащихся и позволяет наиболее эффективно достичь целей урока.
Цели урока: на примере Наполеона Бонапарта определить роль и значение личности в истории;
- расширить знания учащихся по теме «Наполеоновские войны», их причины и значение;
- формировать у учащихся навыки исследовательской работы по предложенной проблеме, развивать навыки устной речи, умение анализировать, делать выводы и обобщения;
- пробудить у учащихся интерес к учебному материалу и познавательной деятельности, воспитание гражданской позиции и оценочного отношения к историческим личностям.
Этапы урока
Исходя из выбранной формы, урок состоит из следующих этапов:
Оргмомент
Вступительное слово учителя: целеполагание, объяснение ролей
Начало судебного процесса, выбор присяжных (совместная деятельность учителя и учащихся).
Судебные прения: непосредственно игра, проводимая учениками при коррекционно-контролирующей роли учителя.
Вынесение приговора. Итог урока.
Роли: Наполеон, Александр I, судьи, адвокат, прокурор, присяжные заседатели, свидетели обвинения и защиты – крестьяне, Камилла Ле Дантю, граф Коленкур, герцогиня Данцигская, Екатерина Лефевр, Мале.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок по истории и МХК "Суд над Наполеоном" »
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И МХК
Тема: «Суд над Наполеоном»
Разработан учителем истории МАОУ СОШ № 46 г. Улан-Удэ
Сергеевой Юлией Викторовной
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма проведения урока: ролевая игра «судебное заседание», поскольку именно эта форма применительно к данной теме способствует активизации познавательной деятельности учащихся и позволяет наиболее эффективно достичь целей урока.
Цели урока: на примере Наполеона Бонапарта определить роль и значение личности в истории;
- расширить знания учащихся по теме «Наполеоновские войны», их причины и значение;
- формировать у учащихся навыки исследовательской работы по предложенной проблеме, развивать навыки устной речи, умение анализировать, делать выводы и обобщения;
- пробудить у учащихся интерес к учебному материалу и познавательной деятельности, воспитание гражданской позиции и оценочного отношения к историческим личностям.
Этапы урока
Исходя из выбранной формы, урок состоит из следующих этапов:
Оргмомент
Вступительное слово учителя: целеполагание, объяснение ролей
Начало судебного процесса, выбор присяжных (совместная деятельность учителя и учащихся).
Судебные прения: непосредственно игра, проводимая учениками при коррекционно-контролирующей роли учителя.
Вынесение приговора. Итог урока.
Роли: Наполеон, Александр I, судьи, адвокат, прокурор, присяжные заседатели, свидетели обвинения и защиты – крестьяне, Камилла Ле Дантю, граф Коленкур, герцогиня Данцигская, Екатерина Лефевр, Мале.
Итак, сегодня на уроке – суд истории. Что это значит? Это значит, что сегодня мы с вами представляем не себя: Олю, Сашу, Влада…, нет, сегодня мы представляем человечество, и от его лица будем выносить приговор Наполеону. Каким он будет – обвинительным или оправдательным, зависит от вас. К теме наполеоновских войн мы обращаемся не в первый раз. Многие из вас самостоятельно изучили дополнительную литературу и поэтому сегодня мы только освежим в памяти некоторые события. Каждому из вас придется самостоятельно делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Я не случайно предлагаю вам послушать бессмертное произведение величайшего композитора Л.В. Бетховена, оно непосредственно связано с темой нашего урока. Именно Наполеону композитор посвятил это произведение, первоначально названное его именем. Бетховен восхищался Бонапартом – революционным генералом, реформатором, рьяно взявшимся за демократические преобразования французского общества, но когда этот человек провозгласил себя императором, повел армию в завоевательные походы, композитор разочаровался в нем, и симфония получила название «Героической».
Людвиг Ван Бетховен определился с своим отношением к Наполеону, то же самое сегодня предстоит сделать вам – ответить на вопрос – Кто же такой Наполеон: герой или злодей, и какова роль личности в истории.
Чтобы помочь вам в этом определении мы с ребятами, готовившими этот урок, постарались соблюсти все формальности. У нас будут судьи, у обвиняемого будет адвокат, обвинительную речь произнесет прокурор, будут и судебные прения, выступления свидетелей. Единственные кого у нас ещё нет – это присяжные заседатели и я предлагаю предложить эту роль приглашенным гостям – учителям и ребятам, вы согласны? (выбираются присяжные, занимают свои места, выбирают старосту) Ну вот, теперь точно все формальности соблюдены. Я попрошу вас отнестись к делу очень серьезно и зрителям не мешать работе суда, чтобы вас не удалили из зала.
Я сегодня взяла на себя роль судебного секретаря. Все готовы? Зрители, присяжные, встать – суд идет.
/ Все встают, входят 3 судьи, зал садится/
Судебные прения
Судья: Сегодня «____» _____________ года слушается дело Луи Наполеона Бонапарта обвиняемого в:
Измене делу революции и установлении империи;
В развязывании захватнических войн;
В преступном бегстве от армии из России.
Сторонам есть что добавить?
Прокурор: Обвинение готово доказать правдивость вынесенного обвинения.
Адвокат: Мой подзащитный не виновен и к концу слушаний все убедятся в этом!
Судья: Если стороны готовы к началу судебных прений, прошу приступить к опросу свидетелей.
Господин прокурор, можете начинать.
Прокурор: Обвинение приглашает в качестве свидетеля русского императора Александра I.
Первый вопрос – когда Вы впервые узнали о Наполеоне?
Александр : О Наполеоне мы много говорили с бабушкой, она неоднократно указывала мне на опасность революционных преобразований во Франции и о бесконечном стремлении этого человека к власти. Человека возомнившего себя ровней монархам Европы.
Второй вопрос: Почему Россия присоединилась к антифранцузской коалиции?
Александр: Наше нежелание видеть усиление революционной Франции и их попытки устранить самого сильного конкурента в Европе – Англию, сильно угрожало сотрудничеству России и Англии. Англия была нашим традиционным торгово-экономическим партнером, ещё со времен Петра I и континентальная блокада, к которой нас заставлял присоединиться Наполеон, нанесла бы серьезный ущерб экономике страны. Мы не могли позволить этому выскочке диктовать нам свои условия. Но самым оскорбительным для нас я считаю его предложение взять в жены мою сестру, нам древнейшей царской династии Европы породниться с этим корсиканским выскочкой? - Увольте!
Третий вопрос: Какие последствия имело Наполеоновское нашествие для России?
Александр: Самые и самые серьезные. Наша армия не смогла сразу собраться и нам пришлось отступать, даже нашу древнюю столицу – сердце каждого русского человека мы отдали на растерзание. Пожары Москвы, грабежи, разорение народа – все это последствия наполеоновского нашествия. Не один год нашей стране пришлось восстанавливаться.
И последний вопрос прокурора: Может ли кто-либо подтвердить ваши показания.
Александр: Все жители моей страны могут подтвердить мои слова от последнего крестьянина до самого знатного дворянина, все пострадали от разбоя этого самозванца!
Прокурор: У меня все вопросы к свидетелю.
Судья: Есть ли вопросы у защиты?
Адвокат: Да, ваша честь. Скажите свидетель, а что ваш народ получил за свою героическую борьбу с Наполеоном?
Александр: Мой народ воевал с захватчиком не за награды, а за родную землю. К сожалению у меня тоже не было возможности по достоинству вознаградить их преданность и верность.
Адвокат: То есть вы признаете, что по большому счету народ ничего не получил и в стране сохранилось варварское крепостное право?
Александр: Увы, да, но все же виной бедственного положения народа стала та разруха к которой привело наполеоновское нашествие.
Адвокат: Больше вопросов не будет.
Судья: Свидетель может занять свое место. Обвинение может продолжить опрос свидетелей.
Прокурор: Для дачи свидетельских показаний приглашаются представители пострадавшего от Наполеона русского народа – крестьяне смоленской губернии из деревни Глухово.
Вопросы: Вы проживали в деревне Глухово накануне 1812 года?
Крестьянин: Да, да батюшка, там мы и жили.
Крестьянка: Там и имение барское было, а мы уж при нах находились.
Прокурор: Была ли ваша деревня захвачена Наполеоном?
Крестьянин: Ой, да как в осемсот двенадцатом году пришло то войско неисчислимое…
Крестьянка : Как же не была то, да нас же ишо и из избы выгнали, штаб там командира их, хранцузского устроили. Да и брата мово, на войне той окаянной убили, царствие ему небесное, детушки то сиротами росли.
Прокурор: Правда ли, что Наполеон заботился об улучшении жизни народа?
Крестьяне: Чаво? Чаво?
Прокурор: Жить вы при Наполеоне лучше стали?
Крестьяне: Да что ты, барин. Хранцузы то эти все посевы пожгли да потоптали конями своими, чтоб им пусто было, всю зимушку мы проголодовали!
- Живность то всю поистребили, у церквы конюшню устроили!
- Из изб то нас повыгнали, пришлось нам с детьми малыми в зимовьюшке ютиться. Нет барин, лучше жить мы не стали.
Прокурор: У меня больше нет вопросов.
Судья: Если у защиты нет вопросов, можете приглашать следующего свидетеля.
Прокурор: Свидетельские показания дает бывшая подданная Франции, ныне проживающая в России Камилла Ле Дантю.
- Вы француженка? Почему вы покинули Отечество и приехали в Россию?
Камилла: Мой отец был крупным торговцем и имел большую флотилию торговых кораблей. В годы революции он стал истинным приверженцем республики. Когда грянула Наполеоновская диктатура, смявшая революционный порыв целой нации, наша семья как сторонники республики, вынуждена была бежать. Только в России смогли мы найти приют.
Прокурор: Значит, не все во Франции восторженно приветствовали воцарение Наполеона?
Камилла: О, нет, настоящие сторонники революции до последних дней боролись против тирании Наполеона!
Прокурор: Спасибо. Думаю, что эти показания достаточно характеризуют отношение к Наполеону его подданных.
Судья: Защита будет задавать вопросы? (Вопросов нет ваша честь) Продолжайте господин прокурор.
Прокурор: На стороне обвинения выступит бывший посланник Франции при дворе Александра I граф Коленкур.
- Вы были посланником Наполеона в России?
Коленкур: Да, я действительно представлял интересы Франции в России накануне вой ны 12-го года.
Прокурор: Как вы сами относились к этой войне и что говорили Наполеону?
Коленкур: Я считал эту войну бессмысленной и бесполезной для Франции и высказал это императору.
Прокурор: В какой форме это было сказано?
Коленкур : Государь, - сказал я ему,- наши финансы теперь в хорошем состоянии, но для их расстройства нужен всего один удар – нынешняя война. Прежде война питала войну, но теперь я этого не предвижу. В России мы не получим ничего кроме пеньки, смолы, леса. Франция не сможет содержать всю вооруженную Европу: мы в одно время воюем на севере и на юге, это то же самое, что поджечь дом с двух сторон.
Прокурор: Наполеон согласился с вами?
Коленкур: Увы, нет. Он стремился уничтожить влияние России на Европу, причем больше чем на одно столетие.
Прокурор: Спасибо, у обвинения вопросы и свидетели закончились.
Судья: Защита будет задавать вопросы свидетелю?
Адвокат: Да, ваша честь! Граф, скажите, Наполеон не согласился с вашим мнением и все же начал войну с Россией, почему вы сами приняли участие в этой войне?
Коленкур: Господин адвокат, это дело чести. Наполеон для меня это Франция, никто не сделал для нашей страны больше чем он. И если для величия Франции и Наполеона нужно отдать жизнь я не задумываясь сделаю это. Как впрочем и произошло в войне 12-го года.
Адвокат: Спасибо за лестную характеристику моего подзащитного, прошу суд учесть это высказывание!
Судья: Прошу защиту приступить к опросу своих свидетелей.
Адвокат: Для дачи свидетельских показаний приглашается Екатерна Лефевр, бывшая прачка, а впоследствии герцогиня Данцигская.
- Как давно вы знаете Наполеона?
Екатерина Л.: Я была его прачкой ещё в те времена, когда Наполеон был бедным артиллерийским офицером.
Адвокат: Вы говорите он был беден?
Екатерина Л.: О, да. У него было мало белья, но он был страшно гордым и я даже боялась предъявить ему счет. Кроме того, когда бы я ни пришла он всегда работал и видно бог вознаградил его за это.
Адвокат: Менялось ли отношение Наполеона к вам по мере возрастания его власти и богатства?
Екатерина Л: Менялось? Нет. Наполеон относился ко мне и моему мужу с прежней дружбой, а по мере его возвышения возвышались и мы. Ни заносчивости, ни грубости по отношению к своим друзьям он не позволял.
Адвокат: Попрошу присяжных отметить этот факт. Опровергающий мнение, что Наполеон страдал манией величия.
Судья: Если у обвинения нет вопросов, то защита может продолжить.
Адвокат: Сейчас на стороне защиты я приглашаю свидетелем Мале.
- Вы участвовали в заговорах против Наполеона?
Мале: Да.
Адвокат: С какой целью?
Мале: Я ненавидел этого корсиканского выскочку и любой ценой хотел лишить его власти.
Адвокат: Вы добились своей цели?
Мале: Нет, к сожалению, наши заговоры не достигли поставленной цели, видимо судьба была к нему благосклонна.
Адвокат: Наполеон знал о ваших заговорах и о ваших целях, однако вы не потеряли ни своего богатства, ни своей власти, как так получилось?
Мале: Да, я действительно не преследовался Наполеоном. Возможно, он не хотел вести интриг, подобно нам.
Адвокат: Обратите внимание – показания этого свидетеля подтверждают, что Наполеону было по силам совладать со своими чувствами и его отличает даже такая черта как великодушие.
Судья: Свидетели защиты закончились у обвинения будут вопросы?
Прокурор: Нет, ваша честь, для обвинения показания данных свидетелей не имеют особого значения.
Судья: Я думаю, если стороны готовы, мы можем заслушать выступления прокурора и защитника.
Прокурор: Я готов, ваша честь.
- Сегодня перед, вами, господа присяжные заседатели стоит очень сложная задача – вынести приговор Наполеону. Мы судим великого человека, да, именно великого, ведь были годы когда этот человек правил половиною Европы. Но сейчас меня интересует другой вопрос: Как он стал великим?
Наполеон выдвинулся в годы революции как истинный сторонник республики. Именно в справедливых освободительных войнах проявился его полководческий талант. Революция сделала его генералом, открыв путь к вершинам власти. А вот на пути к власти он проявил себя как жестокий, бездушный эгоист. Это человек, который забросал убийственной картечью народ, требовавший продолжения революции. И когда спросили его почему он не стал стрелять холостыми патронами Наполеон ответил: «Стрелять по мятежникам холостыми значило бы попусту терять время». Он действительно предал революцию, участвуя в контрреволюционном перевороте, став сначала первым консулом, а затем и императором.
Однако власти над одной страной ему оказалось мало и Наполеон решил, что с такой же легкостью он может стать властелином всего мира. История уже знала подобные примеры – вспомним Чингизхана. Начиная с 1799 года, Наполеон заставляет французов участвовать в грабительских войнах, цель которых – укрепление власти Наполеона. Да, именно власть была главной целью Наполеона, я могу подтвердить это. Ведь как только он узнает о заговоре против него в Париже, он предательски бросает свою отступающую армию в России на произвол судьбы, и бежит в Париж спасать свой императорский титул. Это произошло когда удача отвернулась от него, но под господством Франции по прежнему оставалась почти вся Европа!
Что принесли наполеоновские войны народам? Прогрессивные буржуазные порядки? Нет, они принесли увеличение налогов, нужду и разорение. С покоренных стран Наполеон собирал «налог кровью» - солдат в свою армию для продолжения завоеваний. В ходе завоевания России солдаты Наполеона разрушили множество культурно-исторических памятников. И за это Наполеон тоже должен нести ответственность, ведь это его солдаты устраивали конюшни в православных храмах, а чего стоили пожары Москвы. Я не говорю уже о тысячах и тысячах жизней, которые унесены этими войнами и которые никто не сможет восстановить.
Эти преступления не должны остаться безнаказанными. Я от лица всех пострадавших от Наполеоновского произвола требую обвинения его по всем пунктам!
Судья: Слово предоставляется защите.
Адвокат: Глубокоуважаемый суд, господин прокурор готов обвинить моего подзащитного во всех смертных грехах, но вы слышали показания свидетелей и можете судить менее предвзято. Ведь Наполеон был просто человеком, да – великим, да – могущественным, но все-же человеком. И ничто человеческое было ему не чуждо. Не было в его характере той жестокости и беспощадности, которую ему приписывают. Ведь смог же он пощадить заговорщиков, покушавшихся на его власть. А каковы его отношения с друзьями – ведь на преданность он отвечал преданностью, об этом говорила вам Екатерина Лефевр.
Что же касается его политики. Толстой Лев Николаевич очень верно подметил – «Царь сть раб истории». Все действия Наполеона были предопределены естественным ходом развития истории. Вся его жизнь была стечением благоприятных обстоятельств и действительно только безумец не воспользовался бы ими. Видя перед собой коленопреклоненную толпу трудно не почувствовать себя великим, а все годы своего царствования Наполеон встречался только лишь со склоненными головами. И эти головы склонялись не из чувства страха, а из чувства глубокого уважения и преклонения перед истинным величием. В годы правления Наполеона I каждый француз мог гордиться тем, что он сын своей страны. Буржуазно-демократические преобразования императора наводили страх на феодальную Европу. А войны, которые вел Наполеон, ведь они действительно возвеличивали могущество Франции и были обусловлены исторической необходимостью. И они приносили таки положительные изменения в государственное устройство завоевываемых стран, вспомним, хотя бы, что под влиянием завоевания Наполеона Италия была объединена в единое государство, а после своего освобождения опять вернулась к раздробленности.
Можно приводить ещё множество примеров, но я напомню вам об одном – 100 дней реставрации первой империи во Франции. Разве стал бы народ поддерживать свергнутого и отправленного в ссылку тирана? Да нет, конечно, а Наполеона народ поддержал, значит было за что и не нам идти против народа.
А кроме того именно Наполеон пробудил ото сна закостеневшую Европу. Им восхищались все, даже в нашей стране. Вспомним Пушкина: «Мы все метим в Наполеоны…», или декабристов, которых никак нельзя обвинить в отсутствии патриотизма (большинство из них герои войны 12-го года). Ведь все они считали Наполеона великим и своих свободолюбивых идей декабристы набирались сравнивая устройство демократической Франции и самодержавной России.
Как видите, история уже давно вынесла свой вердикт – не виновен! Так не будем же его менять.
Судья: Подсудимый, вам предоставляется последнее слово, что вы можете сказать в свою защиту?
Наполеон: Прошу отметить глубокоуважаемый суд, что все: власть, титул, богатство были даны мне народом. После моих завоеваний в Африке я был встречен им с восторгом и благоговением. Вера народа в меня позволила мне провести прогрессивные реформы в стране. Мне кажется, что ни один человек не сделал для Франции столько сколько я. Видит бог, что и войны в которых меня здесь обвиняют, были начаты лишь с одной целью – возвеличить могущество Франции. А не из-за моего властолюбия.
Я приму любой приговор, вынесенный мне судом, но в душе я всегда знал, что я не виновен!
(вердикт был вынесен: «Виновен, но заслуживает снисхождения»)
Суд удаляется на совещание для вынесения окончательного приговора.
Учитель: Встать Суд идет!
(судьи выходят, зрители садятся)
Итак, пока мы ждем приговора можно послушать музыкальные произведения на эту же тему.
(звучит Героическая симфония Бетховена, романс в исполнении Шаляпина.)
- Встать суд идет!
Судья зачитывает приговор.
Учитель: На этом наш суд можно считать закрытым, но мы не сможем закрыть эту тему, хоть какой приговор мы вынесем. Ведь уже два века люди знают это имя и все время спорят – гений это или злодей? Хочется верить, что наш сегодняшний урок помог вам ответить на этот вопрос, хотя бы для себя.
А мы говорим спасибо всем кто работал на уроке и до-свидания нам всем.