Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков по истории Казахстана
Отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков по истории Казахстана
Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях. [1,с.110]
Учебные занятия, которые были построены мною на основе конструктивистского преподавания, действительно предоставляют ученикам возможность размышлять над уровнем своих знаний, умением работать в группе, самообучаться и взаимообучаться, применять свои знания на практике, а также уметь задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. На практике я убедилась в том, что правильная организация построения уроков с учетом вышеизложенного дает возможность учащимся, подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять свои знания по изучаемой теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях. [1,с.110]
Учебные занятия, которые были построены мною на основе конструктивистского преподавания, действительно предоставляют ученикам возможность размышлять над уровнем своих знаний, умением работать в группе, самообучаться и взаимообучаться, применять свои знания на практике, а также уметь задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. На практике я убедилась в том, что правильная организация построения уроков с учетом вышеизложенного дает возможность учащимся, подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять свои знания по изучаемой теме.
Поэтому я понимаю, что несу большую ответственность за собственное обучение, я должна быть в роли направляющего, развивать у учащихся умение обучаться, чтобы они могли добиться успеха в будущем самостоятельно, и у каждого учащегося всегда была мотивация к обучению.
Цель и задачи каждого своего урока я должна поставить так, чтобы в итоге мы вместе с учащимися смогли достигнуть все критерии успеха. Успешность урока зависит от самого учителя, его профессионализма. Ни один урок не будет успешен, если в работе не будет видна взаимосвязь учителя + ученика, ученика + ученика. Учителя, знающие свой предмет, способны преподнести его ученикам таким образом, чтобы те могли составить своё толкование и мнение. Они понимают логику предмета и методику подачи в индивидуально удобном для учеников темпе [1,с.141].
Урок по истории Казахстана по теме «Племена гуннов» - это третий урок в серии среднесрочного планирования в пятом классе.
Образовательная цель урока: изучить общественное устройство, хозяйство и быт племен гуннов.
При планировании данного урока я подобрала упражнения и формы работы, с учетом возрастных особенностей пятого класса. Свой урок, начала с создания атмосферы сотрудничества используя игру-упражнение «Комплимент» с целью создания коллаборативной среды, а именно настроить положительно своих учащихся на урок, что и способствовало их к сплочению коллектива и настроя на познавательную активность.
Наблюдая за учащимися во время игры я заметила, что вначале, учащиеся не решались взять на себя инициативу, выступить первым, передавая мяч друг другу. Нужен был этап вызова, который и был продемонстрирован мной, я пожелала ребятам плодотворной работы, затем в процессе игры, учащиеся с интересом отнеслись к заданию, активно говорили комплименты друг другу. Принимали все участие, каждому было приятно услышать от своего одноклассника за какие качества его уважают в классе, обычно мы не прислушиваемся и не присматриваемся друг к другу, мало знаем. В процессе игры никто не смеялся, все отнеслись серьезно и некоторые качества учеников позволили мне увидеть их с другой стороны и это было неожиданно. Такой этап, как создание коллаборативной среды, должен прослеживаться на всех уроках, в системе, потому что это создает условия для создания психологического комфорта, способствует созданию атмосферы сотрудничества и комфортно себя чувствовать в течение всего урока.
Для организации групповой работы было предложено учащимся назвать свое любимое время года и аргументировать свой ответ. В результате деления получилось 3 группы.
На втором этапе урока для самостоятельного определения темы урока я организовала просмотр видеофильма «Племена гунны» и задала учащимся наводящие вопросы с целью развить способности, учащихся к обучению.
- С какими племена мы с вами знакомы?
- С какими племена мы будем на сегодняшний урок знакомиться?
Учащиеся самостоятельно выделили для себя критерии успеха для того, чтобы определить уровень понимания учебного материала тем самым развивая навыки саморегуляции.
Учащиеся активно участвовали в беседе при определении цели, хотя затруднялись в формулировке своего ответа, но смысл был один.
Исходя из этого я сделала для себя вывод, что у учащихся 5 класса слабо развиты когнитивные навыки. Думаю, если мы будем делать это систематически, то учащиеся научатся выделять главное и грамотно излагать свою мысль.
Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. Являясь равноправными партнерами, ученики приходят к единому мнению, результату, которые Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или процесс «обмена мыслями» [1,145]. Для реализации этой идеи в группах учащимся были предложены разделение на разно уровневые пары.
Ученики должны найти свою пару по второй части картинки. При создания пары у меня возникла проблема, учащийся Т не хотел работать с одноклассницей Е. Но я объяснила, что на последующих уроках они проведут такую практику со всеми в классе. Вначале выполнения, каждого из заданий чувствовалась атмосфера недоверия между детьми, каждый старался делать сам, после разъяснения мной, что при оценке будет учитываться именно выполнение заданий совместно, атмосфера понемногу начала налаживаться в лучшую сторону. При внедрении парной работы, у меня получились шесть пар смешанные по типу, здесь установились отношения товарищества и активного сотрудничества каждого ученика, а седьмая пара получилась из слабых учеников, у которых слабо выражена мотивация к учебе и поэтому мне с ней было сложно работать, так как здесь не на кого было положиться. В последующей работе я отметила, что нужно объединять пары учитывая их уровни и способности.
После чего, я заметила, что в паре где попались сильный ученик и слабый, сильный учащийся направлял слабого ученика на выполнение заданий. На последующих уроках, слабый ученик уже сам проявлял самостоятельность при выполнении задании. На традиционных уроках, я замечала, что учащиеся предпочитали давать простые ответы такие как «да» «нет», «было», не давали развернутого ответа, а в парной работе ребята открылись, они с большим желание занимались поиском новой информации и объясняли друг другу. Я наблюдала, что между учащимися ведется взаимообучение.
Я пришла к такому выводу, что раньше у учащихся была слабо выражена мотивация к учебе, а парная работа позволяет ученикам совместно выполнять задание, которое они не смогли бы выполнить самостоятельно. Я согласна с утверждением Мерсера (2005) «когда учащиеся работают в парах, они вовлечены во взаимодействие» [1,с.135].
В результате такой работы, учащиеся, общаясь друг с другом, показали на практике развитие навыка диалогического обучения. Я поняла, что когда учащиеся участвуют в парном диалоге в разнообразных и расширенных формах, они могут исследовать границы своего собственного понимания.
При работе в паре у детей вырабатывалось такое важное качество, как «чувство локтя». Для дальнейшей своей работы в будущем я обязательно буду внедрять разные формы парной работы и применять на практике в разных классах. Здесь при парной работе хорошо развиваются аналитические способности детей т.е. именно при работе с заполнением таблицы, потому как идет разбивка материала на классификацию по структуре племени.
Мерсер (2005) также показал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Такое обучение наиболее продуктивно, чем беседа «учитель-ученик» [1,135].
Исходя из этого, следующий этап урока был полностью основан на групповой форме работы с целью развития навыка критически мыслить, уметь вести диалог, анализировать и синтезировать полученные знания, доказывать свою точку зрения, где будет прослеживаться взаимообучение. В группах самостоятельно учащимися были распределены роли: наблюдатель, корреспондент, спикер.
Учащимся были предложены разноуровневые задания, они должны были изучить информацию, выделить главное, и обсудить ее в группе, суметь донести информацию другим группам, после чего составить кластер.
После обсуждения учащимся было предложено обменяться информацией в других группах. Показать свое понимание, доказательство этому служило презентация темы. Так, чтобы сложилась общая картина по теме «Племена гунны». Так как перед учащимися стояла цель донести незнакомую информацию до своего соседа. В группе №1 учащаяся А- с хорошей успеваемостью взяла на себя инициативу презентовать кластер и старалась доходчиво донести всю новую информацию по теме «Общественное устройство гуннов» для всех участников других групп.
Все учащиеся отнеслись с ответственностью к заданию. При выполнении этого задания я наблюдала, за учащимся И, у которого слабо развита мотивация к учебе. Почему я наблюдала именно за ним? Потому что на педагогических советах коллеги говорили о нежелании его работать на уроке. На моем уроке он был очень активным, и я видела, что ему очень нравится работать в группе, ребенок раскрылся, искал из источников новый материал и дополнял одноклассников. Учащийся И с большим интересом участвовал в оценивании подписал на стикере, что ему «было все понятно», благодарил своих одноклассников. (Фото 1)
Из этих наблюдении я сделала вывод для себя, что взаимообучение является важным аспектом для повышения внутренней мотивации, каждого учащегося и если такую работу проводить систематически, то у учащихся начнут вырабатываться навыки саморегуляции.
Фото 1 Сотрудничество в группе ученика И
. .
Анализируя данный урок я выявила, что учащиеся могут работать в группе и доступно излагать свои гипотезы.
Если сравнивать первый урок с третьим, то учащиеся чувствовали себя на этом уроке увереннее. Меня радовало, что у учащейся Д. со средней успеваемостью, на третьем уроке повысилась саморегуляция, так как у нее очень занижена самооценка, она сумела преодолеть свой барьер перед одноклассниками, приняв участие в защите своего кластера. (Фото2)
Фото 2 Преодоление барьера
Я считаю, что к ученикам пришло осознание того, что в работе допустимо присутствие «готовности к воображению, или принятие во внимание альтернативных решений» [1,с.154].
На третьем и последующих уроках многие дети уже не боялись высказать свое мнение, пусть даже неправильное. Они могли уже спокойно встать и подойти к другой группе, разговаривать вполголоса по теме, обсуждать. Пассивных учащихся с каждым уроком становилось меньше, потому что каждому хотелось выразить свое мнение, свои мысли. Когда работа шла в группе, уже происходило здоровое соперничество: каждый старался говорить правильно, грамотно, опираясь на текст и факты.
Следующие уроки я буду выстраивать таким образом, чтобы все учащиеся чувствовали себя равноправными участниками в процессе урока.
После завершения презентации своей работы я предложила учащимся провести рефлексию с целью взаимооценивания.
Что дала учащимся такая форма оценивания по критериям?
- во-первых, они сами дают оценку работе других групп,
- во-вторых, оценить по критериям, легче, чем дать суммативную оценку в целом группе.
Я увидела, что с этим заданиям учащиеся справились, так как оценка соответствовала критериям.
В завершении урока я предложила каждому учащемуся оценить себя и поместить на «Лестницу успеха». Но не все учащиеся смогли объективно себя оценить. Слабый учащийся А. оценил свою деятельность на уроке и поставил себя на высшую ступень лестницы, он не смог правильно оценить свое знание теоретического материала. Из этого я сделала вывод о своем упущении: я не объяснила суть данного задания. И на последующих уроках перед использованием «Лестницы успеха» я объясню учащимся, что в этом задании нужно будет отразить степень понимания материала, а не деятельность на уроке.
В дальнейшем мне нужно развивать учащимся навыки оценивания. На уроке учителя не должны оценивать только лишь письменную или устную форму работы учащихся. Оценивание работы учащихся идёт в течение всего урока. Согласно идеям Программы, оценивание не является лишь техническим приёмом. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оценивание для обучения (ОдО). Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным или называется оценивание обучения (ОО) [1, с.161].
Таким образом, оцениваются не только знания, но и умение работать в команде, умение представить свою работу, умение работать с дополнительными источниками информации. [2, с.14]
Проведение рефлексии и анализа проведенного урока, позволяет мне сделать вывод, что цель и выработанные критерии успеха урока учащиеся достигли. Новый подход изменил полностью структуру всего урока, изменения в методики преподавания и восприятия учащимися нового материала. Дети в процессе урока, работали активно, атмосфера сотрудничества возрастает, на уроке многое получается, потому что внимание учителя настроено на успех. Далее в практике планирую чётко распределять время по каждому этапу урока. Чаще использовать работу в паре, чтобы учащиеся смогли привыкнуть к этой системе работы, когда будет навык, тогда уже можно группировать учащихся в группы. Моя роль учителя на уроке - создать коллаборативную среду для работы, повысить уровень мотивации каждого учащегося к уроку, вместе с учащимися разрабатывать критерии для оценивания, в течение всего урока формативно оценивать деятельность учащихся. А роль учащихся, используя новые методы и приемы, самостоятельно в группах познавать новый материал, критически мыслить, определяя при этом, что они должны знать, уметь и понимать, чтобы достичь ожидаемогорезультата. Если вот таким образом будет продуман и проведён урок, то качество знания по предмету будет гарантировано. То, как мы должны учить учащихся в ХХI веке, выражено в словахДжона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Я думаю, что учителя, которые прошли обучение на этих курсах, уже не смогут работать как вчера, а будут работать по-новому, применяя полученные знания в практику.
Литература:
1. Руководство для учителя 3 (базовый) уровень. Третье издание.
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. Всеобщая история и правоведение в школе, колледже и ВУЗ-е №3, 2014г.