kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века

Нажмите, чтобы узнать подробности

дана сравнительная характеристика освободительной борьбы казахского народа против колонизаторской политики России. Охватывает период 1837-1870годы. Урок построен методически грамотно, учит ребят самостоятельному нахождению необходимых ответов из различных источников, материал объемный, что действительно позволяет работать учащимся в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века»

Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века (8 класс)

Цель урока: развитие навыков сравнительного анализа и самостоятельной работы; развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы; ответ казахского народа на реформы 1822-1824; 1867-1868гг.

Воспитательная цель урока: воспитывать чувства сотрудничества, интереса, социальной культуры; любовь к родной земле, родине; формирование нравственных качеств.

Развивающая цель урока: развивать навыки сворачивания материала, системного мышления, выделение главного, установление связей.

Оборудование: карта «Казахстан в XIX в», интерактивная доска (материал заготовлен заранее).

Тип урока: Обобщение, повторение

Ход урока:

  1. Вводная часть. Метод: структурирование материала, проблема. Знакомство с целями и задачами урока. Деление учащихся на группы (4).

  2. Основная часть:

Таблица заготовлена заранее на альбомных листах.

Заготовлены карточки-задания. Урок рассчитан на 2 сдвоенных урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Знакомство с целями и задачами урока. Ходом проведения урока.

  2. Изучение нового материала. Класс поделен на 4 группы.

А) I блок.

I группа

1. Предпосылки восстания под предводительством Кенесары Касымова; годы восстания.

2. Причины восстания;

3. Цели восстания;

4. Характер восстания.

II группа

  1. Предпосылки восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова; годы восстания.

  2. Причины и повод к восстанию;

  3. Цели восстания;

  4. Характер восстания

III группа

  1. Предпосылки восстания под предводительством Жанкожы Нурмухамедова, Есета Котибарова; годы восстания;

  2. Причины восстания;

  3. Цели восстания;

  4. Характер восстания

IV группа

  1. Предпосылки восстания в Уральской и Тургайской области, на Мангыстау, руководители и годы восстания;

  2. Причины и повод восстания;

  3. Цели восстания;

  4. Характер восстания.

Учащимся розданы карточки-задания, дается время на выполнение-15минут.

Затем учащиеся записывают в тетрадь ответы на I блок (с доски), дописывают в тетрадь те цели, причины, которые характерны для каждого восстания в отдельности.

Переходим ко II блоку-заданий.

I группа

  1. Территория восстаний 1837-1847гг.

  2. Движущие силы;

  3. Этапы восстания.

II группа

  1. Территория восстаний 1836-1838гг.

  2. Движущие силы;

  3. Этапы восстания.

III группа

  1. Территория восстаний 1856-1857гг.; 1855-1858гг;

  2. Движущие силы;

  3. Этапы восстания.

IV группа

  1. Территория восстаний 1868-1869гг.; 1870г;

  2. Движущие силы;

  3. Этапы восстания.

III блок

I группа

  1. Причины поражения восстания 1837-1847гг.

  2. Исторические значения восстания.

II группа

  1. Причины поражения восстания 1836-1838гг.

  2. Исторические значения восстания.

III группа

  1. Причины поражения восстания 1856-1857гг.; 1855-58гг;

  2. Исторические значения восстания.

IV группа

  1. Причины поражения восстания 1868-1869гг.; 1870г;

  2. Исторические значения восстания.

Время – 15минут. Обсуждение. Запись на доске. Запись в тетрадь.

Освободительная борьба казахского народа в конце XVIII – середине XIX века.

Вопросы - задания

Восстание под руководством К.Касымова

1837-1847гг

Восстание под руководством И.Тайманова и М.Утемисова

1836-1838

Восстание под руководством Ж.Нурмухамедова (1856-1857) и Е.Котибарова

(1855-1858)

Восстание под руководством С.Туркебаева (1868-1869) и Д.Тажиева (1870)

1

Предпосылки восстания

Устав 1832г.: изъятие земель, ликвидация политической самостоятельности северо-восточных регионов Казахстана, ухудшения положения скотоводческого хозяйства.

Устав 1824г.: изъятие земель, плата за кочевку, строительство крепостей, обострение на юге (Хивинское и канадское ханства)

Строительство крепостей, увеличение налогов, угрозы со стороны Хивинского ханства

Против реформ 1867-1868 гг. усиление колониальной зависимости. Строительство крепостей. Земельный вопрос.

2

Причины восстания

-создание округов по реформе 1822г привело к ухудшению скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей;

-строительство царским правительством новых крепостей в районе рек Иргиза, Тургая, Иртыша и др.;

-военные столкновения между казачьими войсками и казахскими родами;

-насильственная политика канадского и Хивинского ханства.

-обострение земельного вопроса;

-самоуправство феодалов, противоречие интересов народа и политики хана Жангира, опиравшегося на поддержку царя и Астраханского губернатора;

-налоговые тяготы;

-казахи были вынуждены платить за кочевку на земле предков, за сбор сена и за переход через владения русских помещиков;

-начало строительства новых русских крепостей по соседству с внутренней ордой привело к двойному угнетению казахов царскими чиновниками и местными феодалами.

-стремление Хивинского ханства установить свою власть над сырдарьинскими городами;

-направление военных сил для сбора налогов;

-насильственная мобилизация приаральских казахов для постройки крепостей;

-строительство новых крепостей в Западном Казахстане;

-усиление колониальной политики царизма.

-против административной реформы 1867-68гг, которая усилила колониальную зависимость казахской степи;

-объявление всей территории Казахстана собственностью Российской империи. Введение новых правил землепользования;

-строительство новых крепостей и изъятия плодородных земель казахов;

-увеличение налогов и введение новых повинностей;

-переход феодальных групп на управленческую службу усилила административное давление на своих подчиненных;

-политическое бесправие народа выразилось в передаче 2.02.1870г Мангышлакского приставства в распоряжение кавказского наместничества

3

Цели восстания

-сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана;

-прекращение колонизации казахских земель через постройку крепостей и новых окружных управлений;

-освободить казахов из-под власти кокондцев.

-ограничение всевластия хана Жангира;

-улучшение положения Шаруа;

-изменение земельной колониальной политики царского правительства.

-освобождение от кокандского и хивинского ига;

-избавить народ от непосильных налогов;

-войти в состав российского подданства

-избавить народ от податей;

-отменить продажу земли;

-сохранить свободу перекочевок;

-ликвидировать принцип назначения уездных начальников.

4

Повод к восстанию


-назначение в 1833 году тестя хана Жангира Караул-кожи Бабажан -ұлы правителем казахских родов, кочевавших в районе Каспийского моря


-выезд организационных комиссий в степь для проведения в жизнь «Положений»

-угрозы пристава Рукина и попытки его с помощью войск принудить адаевцев принять «Положение»

5

Территория

Весь Казахстан: казахи всех трех жузов

Букеевская орда: от Яика на западе до низовьев Сырдарьи на юго-востоке

Низовья реки Сырдарьи, районы Туркестана, Шымкента, Мерке, Сой рама, Жанакоргана. Гл. центр –

Аулие-Ата.

Территории Уральской, Тургайской областей, Мангыстау.

6

Характер восстаний

Антиколониальный, национально-освободительный

Антиколониальный, национально-освободительный

Освобождение из-под владычества Хивы и Коканды антиколониальная

Антиколониальная, национально-освободительная

7

Руководители восстаний

Кенесары Касымов

Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов

Жанкожи Нурмухамедов, Есет Котибаров

Сейл Туркенбаев и Беркин Оспанов; Досан Тажиев и Иса Тленбаев.

8

Движущие силы

Казахские шаруа; бии, старшины, представители белой кости – 80 султанов; русские, узбеки, киргизы

Казахские шаруа представители старшин, биев

Крестьяне, ремесленники, дыхконе, казахские шаруа

Казахские шаруа; казахские наемные рабочие

9

Этапы восстаний

1 этап-ноябрь 1837г – лето 1841г распространение восстания на основные территории среднего и Младшего жузов.

2 этап – лето 1841г – август 1843г – поход войск Кенесары в Ташкент; осада Созана и взятие не которых кокандских крепостей, провозглашение Кенесары ханом, борьба с карательными отрядами царского правительства;

3 этап – лето 1844г – весна 1845г – сплочение новых казахских аулов под знаменем Кенесары. Начало переговоров с царским правительством;

4 этап – лето 1845-1847 – решающий этап восстания и его поражения.

1833-1836гг – формирование главных предпосылок; начало и конец 1837г – период развития восстания, столкновения с карательными отрядами царя и с подручными хана.

Июль 1838г – расправа над повстанцами.

1843-1845гг борьба казахских шаруа против кокондцев и хивинцев;

1856-1857гг – восстание, Жанакала – центр восстания; поражение восставших;

1855-1858гг – выступление казахских шаруа против хивинских феодалов.

Весна 1869 – сформировались вооруженные отряды на севере и юг от р. Жем и окрестности озера шалкар;

Март – июнь 1869г – нападение на аулы султанов, биев, волостных и аульных старшин и принятие решительных мер и подавлению восстания со стороны правит-х войск;

Апрель 1870г – численность повстанцев достигла 10 тыс.чел. атаковали Николаевскую станицу, держали в осаде Александровский форт.

Май 1870г – прибыли новые силы с Кавказа. Восстание подавлено. Приказ военного министра России Милютина «наказать мятежников» - выполнен царскими войсками под командованием Оренбургского генерал-губернатора Крижановским.

10

Причины поражения

  1. Внутриродовая разобщенность казахов;

  2. Отсутствие поддержки рядом феодальных групп;

  3. Раздробление по жузам, казахские роды поддерживали восстание в основном в своих пределах;

  4. Самоуправство Кенесары и жесткая расправа с не поддержавшими его аулами были не в традициях казахов;

  5. Кенесары не смог объединить воедино борьбу против царской России, Бухарой и кокандскими феодалами

  1. Раздробленность восстания, повстанческие отряды были разобщены;

  2. Слабость вооружения. Карательные отряды располагали многочисленными резервами вооружений и гарнизонами крепостей;

  3. Слабость организации, стихийность восстания.

  4. Часть участников проявили колебания, ограничиваясь борьбой против своих непосредственных противников.

- стихийность выступления;

-слабость его организации;

-предательство местных феодалов-баев; старшин, биев.

- стихийность выступления;

-слабость его организации;

-предательство местных феодалов-баев; старшин, биев.

11

Последствия и историческое значение восстаний

-это было самым крупным восстанием против колониального гнета, охватившее все три жуза;

-это было самым многочисленным восстанием 19 века, количество повстанцев достигло-20 тыс. чел;

-оно было составной частью освободительной борьбы народов России 1 половины 19 века;

-показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма;

-Кенесары – продолжатель дела своего деда Абылайхана.

Положительные последствия:

-был поставлен предел для ежегодного роста налогов в пользу султанской группы, ханского двора и ханских родственников;

-царское правительство было вынуждено считаться с поддержавшими восстание старшинами казахских аулов;

-восстание ослабило социальную основу ханского двора во Внутренней орде, что в последующем отразилось на его ликвидации.

-объединение движения казахского и кыргызского народов;

-ускорило освобождение Южного Казахстана от кокандского юга и присоединения этих районов в состав России.

-3 тысячи семей казахов-адаевцев перешли на территорию Хивинского ханства;

-Адаевцам наложили контрибуцию в размере 90 тыс. баранов.

-Кавказская администрация взыскало с оставшихся на Мангыстау 9 тыс. кибиток различную подать на сумму 57901 рублей.


Б). Тестовые задания по пройденному материалу.

1. Назовите основную причину восстания под предводительством Кенесары Касымова в 1837-47гг?

А) Создание округов по реформе 1822г привело к ухудшению скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей;

В) Строительство царским правительством новых крепостей в районе рек Иргиза, Тургая, Иртыша;

С) Военные столкновения между казачьими войсками и казахскими родами;

Д) Насильственная политика Кокандского и Хивинского ханов;

Е) Все выше перечисленное.

2. Территория восстания Кенесары Касымова

А) Средний и младший жузы

В) Старший и средний жузы

С) Весь Казахстан

Д) Старший жуз и Средняя Азия

Е) Семиречье и Киргизия

3. Назовите, на какой социальный слой опирался хан Кенесары

А) Султаны;

В) Бии, старшины, батыры;

С) Интелегенция;

Д) Духовенство;

Е) Все перечисленное.

4. Где проходило сражение, в котором восстание было подавлено

А) Бишкек;

В) Токмак;

С) Майтобе;

Д) Чолпан-Ата;

Е) Шалкар.

5. Сколько было назначено за голову Кенесары?

А) 500 руб;

В) 1000 руб;

С) 2000 руб;

Д) 3000 руб;

Е) 5000 руб.

6. Исатай Тайманов был старшиной рода.

А) Байбакты;

В) Берши;

С) Адай;

Д) Табын;

Е) Тама.

7. Назовите основные цели восстания

А) Ограничение всевластия хана Жангира;

В) Улучшение положения шаруа;

С) Изменение земельной колониальной политики царского правительства;

Д) Ограничение произвола феодалов;

Е) Все перечисленное.

8. Назовите дату сражения у Тастобе?

А) 10 октября 1837г;

В) 15 ноября 1837г;

С) 17 декабря 1837г;

Д) 20 сентября 1837г;

Е) 12 августа 1837г.

9. Назовите последнее сражение где восстание потерпело поражение?

А) Арыкбалык;

В) Акбулак;

С) Тастобе;

Д) Жаманкала;

Е) Буланты.

10. С какой численностью повстанцев Исатай окружил ханскую резиденцию к концу октября 1837г.

А) 1000 чел;

В) 1500 чел;

С) 2000 чел;

Д) 3000 чел;

Е) 5000 чел.

11. В каком году войска Ж.Нурмухамедова разрушили крепость на куандарье?

А) 1841;

В) 1842;

С) 1843;

Д) 1844;

Е) 1845.

12. Какую крепость Жанкожа превратил в центр восстания?

А) Раиым;

В) Ак-мешит;

С) Жана-кала;

Д) Аулие-ата;

Е) Арыкбалык.

13. Годы восстания под руководством Есета Котибарова?

А) 1857-1858;

В) 1856-1858;

С) 1858-1861;

Д) 1855-1858;

Е) 1857-1859.

14. Основной район восстания под руководством Есета Котибарова?

А) Мангыстау;

В) Междуречье Волги и Урала;

С) реки Жем;

Д) побережье Каспийского моря;

Е) Мугоджарские горы.






  1. Закрепление:

  1. Что общего в этих восстаниях

  2. Каковы различия

  3. Значение восстаний


  1. Рефлексия

  1. Что дал мне данный урок…

  2. Какова роль народных масс в истории…

  3. Я горжусь…

  4. Я хочу, чтобы…

  5. Я хочу жить в…

  1. Итоги урока.

  2. Домашнее задание.


Урок на повторение: в помощь учителю для использования на уроках истории Казахстана, здесь дана сравнительная характеристика освободительной борьбы казахского народа против колонизаторской политики России. Охватывает период 1837-1870годы. Урок построен методически грамотно, учит ребят самостоятельному нахождению необходимых ответов из различных источников, материал объемный, что действительно позволяет работать учащимся в группах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века

Автор: Гандалиева Татьяна Геннадьевна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Календарно - тематическое планирование по история Казахстана (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(75) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istoriia-kazakhstana-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442245353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства