Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века
Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века
дана сравнительная характеристика освободительной борьбы казахского народа против колонизаторской политики России. Охватывает период 1837-1870годы. Урок построен методически грамотно, учит ребят самостоятельному нахождению необходимых ответов из различных источников, материал объемный, что действительно позволяет работать учащимся в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века»
Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века (8 класс)
Цель урока: развитие навыков сравнительного анализа и самостоятельной работы; развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы; ответ казахского народа на реформы 1822-1824; 1867-1868гг.
Воспитательная цель урока: воспитывать чувства сотрудничества, интереса, социальной культуры; любовь к родной земле, родине; формирование нравственных качеств.
Оборудование: карта «Казахстан в XIX в», интерактивная доска (материал заготовлен заранее).
Тип урока: Обобщение, повторение
Ход урока:
Вводная часть. Метод: структурирование материала, проблема. Знакомство с целями и задачами урока. Деление учащихся на группы (4).
Основная часть:
Таблица заготовлена заранее на альбомных листах.
Заготовлены карточки-задания. Урок рассчитан на 2 сдвоенных урока.
Ход урока:
Организационный момент. Знакомство с целями и задачами урока. Ходом проведения урока.
Изучение нового материала. Класс поделен на 4 группы.
А) I блок.
I группа
1. Предпосылки восстания под предводительством Кенесары Касымова; годы восстания.
2. Причины восстания;
3. Цели восстания;
4. Характер восстания.
II группа
Предпосылки восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова; годы восстания.
Причины и повод к восстанию;
Цели восстания;
Характер восстания
III группа
Предпосылки восстания под предводительством Жанкожы Нурмухамедова, Есета Котибарова; годы восстания;
Причины восстания;
Цели восстания;
Характер восстания
IV группа
Предпосылки восстания в Уральской и Тургайской области, на Мангыстау, руководители и годы восстания;
Причины и повод восстания;
Цели восстания;
Характер восстания.
Учащимся розданы карточки-задания, дается время на выполнение-15минут.
Затем учащиеся записывают в тетрадь ответы на I блок (с доски), дописывают в тетрадь те цели, причины, которые характерны для каждого восстания в отдельности.
Переходим ко II блоку-заданий.
I группа
Территория восстаний 1837-1847гг.
Движущие силы;
Этапы восстания.
II группа
Территория восстаний 1836-1838гг.
Движущие силы;
Этапы восстания.
III группа
Территория восстаний 1856-1857гг.; 1855-1858гг;
Движущие силы;
Этапы восстания.
IV группа
Территория восстаний 1868-1869гг.; 1870г;
Движущие силы;
Этапы восстания.
III блок
I группа
Причины поражения восстания 1837-1847гг.
Исторические значения восстания.
II группа
Причины поражения восстания 1836-1838гг.
Исторические значения восстания.
III группа
Причины поражения восстания 1856-1857гг.; 1855-58гг;
Исторические значения восстания.
IV группа
Причины поражения восстания 1868-1869гг.; 1870г;
Исторические значения восстания.
Время – 15минут. Обсуждение. Запись на доске. Запись в тетрадь.
Освободительная борьба казахского народа в конце XVIII – середине XIX века.
№
Вопросы - задания
Восстание под руководством К.Касымова
1837-1847гг
Восстание под руководством И.Тайманова и М.Утемисова
1836-1838
Восстание под руководством Ж.Нурмухамедова (1856-1857) и Е.Котибарова
(1855-1858)
Восстание под руководством С.Туркебаева (1868-1869) и Д.Тажиева (1870)
1
Предпосылки восстания
Устав 1832г.: изъятие земель, ликвидация политической самостоятельности северо-восточных регионов Казахстана, ухудшения положения скотоводческого хозяйства.
Устав 1824г.: изъятие земель, плата за кочевку, строительство крепостей, обострение на юге (Хивинское и канадское ханства)
Строительство крепостей, увеличение налогов, угрозы со стороны Хивинского ханства
Против реформ 1867-1868 гг. усиление колониальной зависимости. Строительство крепостей. Земельный вопрос.
2
Причины восстания
-создание округов по реформе 1822г привело к ухудшению скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей;
-строительство царским правительством новых крепостей в районе рек Иргиза, Тургая, Иртыша и др.;
-военные столкновения между казачьими войсками и казахскими родами;
-насильственная политика канадского и Хивинского ханства.
-обострение земельного вопроса;
-самоуправство феодалов, противоречие интересов народа и политики хана Жангира, опиравшегося на поддержку царя и Астраханского губернатора;
-налоговые тяготы;
-казахи были вынуждены платить за кочевку на земле предков, за сбор сена и за переход через владения русских помещиков;
-начало строительства новых русских крепостей по соседству с внутренней ордой привело к двойному угнетению казахов царскими чиновниками и местными феодалами.
-стремление Хивинского ханства установить свою власть над сырдарьинскими городами;
-направление военных сил для сбора налогов;
-насильственная мобилизация приаральских казахов для постройки крепостей;
-строительство новых крепостей в Западном Казахстане;
-усиление колониальной политики царизма.
-против административной реформы 1867-68гг, которая усилила колониальную зависимость казахской степи;
-объявление всей территории Казахстана собственностью Российской империи. Введение новых правил землепользования;
-строительство новых крепостей и изъятия плодородных земель казахов;
-увеличение налогов и введение новых повинностей;
-переход феодальных групп на управленческую службу усилила административное давление на своих подчиненных;
-политическое бесправие народа выразилось в передаче 2.02.1870г Мангышлакского приставства в распоряжение кавказского наместничества
3
Цели восстания
-сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана;
-прекращение колонизации казахских земель через постройку крепостей и новых окружных управлений;
-освободить казахов из-под власти кокондцев.
-ограничение всевластия хана Жангира;
-улучшение положения Шаруа;
-изменение земельной колониальной политики царского правительства.
-освобождение от кокандского и хивинского ига;
-избавить народ от непосильных налогов;
-войти в состав российского подданства
-избавить народ от податей;
-отменить продажу земли;
-сохранить свободу перекочевок;
-ликвидировать принцип назначения уездных начальников.
4
Повод к восстанию
-назначение в 1833 году тестя хана Жангира Караул-кожи Бабажан -ұлы правителем казахских родов, кочевавших в районе Каспийского моря
-выезд организационных комиссий в степь для проведения в жизнь «Положений»
-угрозы пристава Рукина и попытки его с помощью войск принудить адаевцев принять «Положение»
5
Территория
Весь Казахстан: казахи всех трех жузов
Букеевская орда: от Яика на западе до низовьев Сырдарьи на юго-востоке
Низовья реки Сырдарьи, районы Туркестана, Шымкента, Мерке, Сой рама, Жанакоргана. Гл. центр –
Аулие-Ата.
Территории Уральской, Тургайской областей, Мангыстау.
6
Характер восстаний
Антиколониальный, национально-освободительный
Антиколониальный, национально-освободительный
Освобождение из-под владычества Хивы и Коканды антиколониальная
Антиколониальная, национально-освободительная
7
Руководители восстаний
Кенесары Касымов
Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов
Жанкожи Нурмухамедов, Есет Котибаров
Сейл Туркенбаев и Беркин Оспанов; Досан Тажиев и Иса Тленбаев.
8
Движущие силы
Казахские шаруа; бии, старшины, представители белой кости – 80 султанов; русские, узбеки, киргизы
Казахские шаруа представители старшин, биев
Крестьяне, ремесленники, дыхконе, казахские шаруа
Казахские шаруа; казахские наемные рабочие
9
Этапы восстаний
1 этап-ноябрь 1837г – лето 1841г распространение восстания на основные территории среднего и Младшего жузов.
2 этап – лето 1841г – август 1843г – поход войск Кенесары в Ташкент; осада Созана и взятие не которых кокандских крепостей, провозглашение Кенесары ханом, борьба с карательными отрядами царского правительства;
3 этап – лето 1844г – весна 1845г – сплочение новых казахских аулов под знаменем Кенесары. Начало переговоров с царским правительством;
4 этап – лето 1845-1847 – решающий этап восстания и его поражения.
1833-1836гг – формирование главных предпосылок; начало и конец 1837г – период развития восстания, столкновения с карательными отрядами царя и с подручными хана.
Июль 1838г – расправа над повстанцами.
1843-1845гг борьба казахских шаруа против кокондцев и хивинцев;
1856-1857гг – восстание, Жанакала – центр восстания; поражение восставших;
1855-1858гг – выступление казахских шаруа против хивинских феодалов.
Весна 1869 – сформировались вооруженные отряды на севере и юг от р. Жем и окрестности озера шалкар;
Март – июнь 1869г – нападение на аулы султанов, биев, волостных и аульных старшин и принятие решительных мер и подавлению восстания со стороны правит-х войск;
Апрель 1870г – численность повстанцев достигла 10 тыс.чел. атаковали Николаевскую станицу, держали в осаде Александровский форт.
Май 1870г – прибыли новые силы с Кавказа. Восстание подавлено. Приказ военного министра России Милютина «наказать мятежников» - выполнен царскими войсками под командованием Оренбургского генерал-губернатора Крижановским.
10
Причины поражения
Внутриродовая разобщенность казахов;
Отсутствие поддержки рядом феодальных групп;
Раздробление по жузам, казахские роды поддерживали восстание в основном в своих пределах;
Самоуправство Кенесары и жесткая расправа с не поддержавшими его аулами были не в традициях казахов;
Кенесары не смог объединить воедино борьбу против царской России, Бухарой и кокандскими феодалами
Раздробленность восстания, повстанческие отряды были разобщены;
Слабость вооружения. Карательные отряды располагали многочисленными резервами вооружений и гарнизонами крепостей;
Слабость организации, стихийность восстания.
Часть участников проявили колебания, ограничиваясь борьбой против своих непосредственных противников.
- стихийность выступления;
-слабость его организации;
-предательство местных феодалов-баев; старшин, биев.
- стихийность выступления;
-слабость его организации;
-предательство местных феодалов-баев; старшин, биев.
11
Последствия и историческое значение восстаний
-это было самым крупным восстанием против колониального гнета, охватившее все три жуза;
-это было самым многочисленным восстанием 19 века, количество повстанцев достигло-20 тыс. чел;
-оно было составной частью освободительной борьбы народов России 1 половины 19 века;
-показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма;
-Кенесары – продолжатель дела своего деда Абылайхана.
Положительные последствия:
-был поставлен предел для ежегодного роста налогов в пользу султанской группы, ханского двора и ханских родственников;
-царское правительство было вынуждено считаться с поддержавшими восстание старшинами казахских аулов;
-восстание ослабило социальную основу ханского двора во Внутренней орде, что в последующем отразилось на его ликвидации.
-объединение движения казахского и кыргызского народов;
-ускорило освобождение Южного Казахстана от кокандского юга и присоединения этих районов в состав России.
-3 тысячи семей казахов-адаевцев перешли на территорию Хивинского ханства;
-Адаевцам наложили контрибуцию в размере 90 тыс. баранов.
-Кавказская администрация взыскало с оставшихся на Мангыстау 9 тыс. кибиток различную подать на сумму 57901 рублей.
Б).Тестовые задания по пройденному материалу.
1. Назовите основную причину восстания под предводительством Кенесары Касымова в 1837-47гг?
А) Создание округов по реформе 1822г привело к ухудшению скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей;
В) Строительство царским правительством новых крепостей в районе рек Иргиза, Тургая, Иртыша;
С) Военные столкновения между казачьими войсками и казахскими родами;
Д) Насильственная политика Кокандского и Хивинского ханов;
Е) Все выше перечисленное.
2. Территория восстания Кенесары Касымова
А) Средний и младший жузы
В) Старший и средний жузы
С) Весь Казахстан
Д) Старший жуз и Средняя Азия
Е) Семиречье и Киргизия
3. Назовите, на какой социальный слой опирался хан Кенесары
А) Султаны;
В) Бии, старшины, батыры;
С) Интелегенция;
Д) Духовенство;
Е) Все перечисленное.
4. Где проходило сражение, в котором восстание было подавлено
А) Бишкек;
В) Токмак;
С) Майтобе;
Д) Чолпан-Ата;
Е) Шалкар.
5. Сколько было назначено за голову Кенесары?
А) 500 руб;
В) 1000 руб;
С) 2000 руб;
Д) 3000 руб;
Е) 5000 руб.
6. Исатай Тайманов был старшиной рода.
А) Байбакты;
В) Берши;
С) Адай;
Д) Табын;
Е) Тама.
7. Назовите основные цели восстания
А) Ограничение всевластия хана Жангира;
В) Улучшение положения шаруа;
С) Изменение земельной колониальной политики царского правительства;
Д) Ограничение произвола феодалов;
Е) Все перечисленное.
8. Назовите дату сражения у Тастобе?
А) 10 октября 1837г;
В) 15 ноября 1837г;
С) 17 декабря 1837г;
Д) 20 сентября 1837г;
Е) 12 августа 1837г.
9. Назовите последнее сражение где восстание потерпело поражение?
А) Арыкбалык;
В) Акбулак;
С) Тастобе;
Д) Жаманкала;
Е) Буланты.
10. С какой численностью повстанцев Исатай окружил ханскую резиденцию к концу октября 1837г.
А) 1000 чел;
В) 1500 чел;
С) 2000 чел;
Д) 3000 чел;
Е) 5000 чел.
11. В каком году войска Ж.Нурмухамедова разрушили крепость на куандарье?
А) 1841;
В) 1842;
С) 1843;
Д) 1844;
Е) 1845.
12. Какую крепость Жанкожа превратил в центр восстания?
А) Раиым;
В) Ак-мешит;
С) Жана-кала;
Д) Аулие-ата;
Е) Арыкбалык.
13. Годы восстания под руководством Есета Котибарова?
А) 1857-1858;
В) 1856-1858;
С) 1858-1861;
Д) 1855-1858;
Е) 1857-1859.
14. Основной район восстания под руководством Есета Котибарова?
А) Мангыстау;
В) Междуречье Волги и Урала;
С) реки Жем;
Д) побережье Каспийского моря;
Е) Мугоджарские горы.
Закрепление:
Что общего в этих восстаниях
Каковы различия
Значение восстаний
Рефлексия
Что дал мне данный урок…
Какова роль народных масс в истории…
Я горжусь…
Я хочу, чтобы…
Я хочу жить в…
Итоги урока.
Домашнее задание.
Урок на повторение: в помощь учителю для использования на уроках истории Казахстана, здесь дана сравнительная характеристика освободительной борьбы казахского народа против колонизаторской политики России. Охватывает период 1837-1870годы. Урок построен методически грамотно, учит ребят самостоятельному нахождению необходимых ответов из различных источников, материал объемный, что действительно позволяет работать учащимся в группах.