kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные этапы политической карьеры И.В. Сталина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка нетрадиционного урока

Семинар-диспут

«Основные этапы политической карьеры И.В. Сталина» (2 часа)

Мелкумян Элина Николаевна, преподаватель истории высшей квалификационной категории.

Частное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум экономики и управления» (ЧПОУ ПТЭИТ).

Задачи урока:

1) закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы;

2) Научить самостоятельно работать с документами, анализировать факты, дать конкретную оценку деятельности Сталина И.В.;

 3) Воспитать негативное отношение к террору как способу решения политическим проблем.

Литература:

  1. Боффа Дж. История Советского Союза. М., 2014. Т. 2.
  2. Верт Н. История советского государства. М., 2014.
  3. Жуков Ю.И. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953 г. М., 2010.
  4. Волкогонов Д.В, Триумф и трагедия. М., 2012.

План семинара:

I. И.В. Джугашвили (Сталин), его путь к лидерству:

а) начало пути: происхождение, образование;

б) этапы и характер карьеры, её специфика.

II. Основные направления политики:

а) Смерть В.И. Ленина: борьба за власть;

б) Экономическая политика 20-30-х гг.

в) Великая Отечественная Война и Сталин.

г) Послевоенное развитие страны, усиление репрессий.

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы политической карьеры И.В. Сталина»


Разработка нетрадиционного урока

Семинар-диспут

«Основные этапы политической карьеры И.В. Сталина» (2 часа)


Мелкумян Элина Николаевна, преподаватель истории высшей квалификационной категории.


Частное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум экономики и управления» (ЧПОУ ПТЭИТ).



Задачи урока:

1) закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы;

2) Научить самостоятельно работать с документами, анализировать факты, дать конкретную оценку деятельности Сталина И.В.;

3) Воспитать негативное отношение к террору как способу решения политическим проблем.


Литература:


  1. Боффа Дж. История Советского Союза. М., 2014. Т. 2.

  2. Верт Н. История советского государства. М., 2014.

  3. Жуков Ю.И. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953 г. М., 2010.

  4. Волкогонов Д.В, Триумф и трагедия. М., 2012.


План семинара:

I. И.В. Джугашвили (Сталин), его путь к лидерству:

а) начало пути: происхождение, образование;

б) этапы и характер карьеры, её специфика.

II. Основные направления политики:

а) Смерть В.И. Ленина: борьба за власть;

б) Экономическая политика 20-30-х гг.

в) Великая Отечественная Война и Сталин.

г) Послевоенное развитие страны, усиление репрессий.


Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы рассматривает личность И.В. Сталина – политика сложного и неординарного. С ним связаны основные этапы становления Советской власти в стране.

В процессе семинара мы должны выяснить положительные и негативные стороны его политической деятельности.

Характерные черты сталинизма:


  1. Установление однопартийной диктатуры;

  2. Единая идеология и унификация всей общественной жизни;

  3. Культ личности вождя;

  4. Массовые репрессии и тотальная слежка, создание ГУЛАГа;

  5. Огосударствление экономики;

  6. Самоизоляция страны, преувеличение внешней угрозы.


Дискуссия по первому пункту плана направляется следующими вопросами и заданиями:

  1. Дайте характеристику основным этапам карьеры Сталина. Какие личные качества помогли ему сделать карьеру в условиях ленинской системы.

  2. Некоторые политологи считают, что главной чертой партии при Сталине был иммунитет против самостоятельного мышления, послушное следование воле вождя. Согласны ли Вы с данной точкой зрения? Обоснуйте ответ.

  3. Как Сталин мог «обезглавить» командный состав армии накануне войны?

  4. Почему Сталин не обращал внимания на неоднократные предупреждения разведки о готовящейся агрессии со стороны Германии.


Отвечая на вопросы, учащиеся обращают внимание на то, что к моменту обретения высшей власти Сталин прошел путь от студента духовной семинарии до Генсека СССР. Охарактеризуем следующие этапы карьеры Сталина: член партии большевиков с 1898 года, участник революции 1905-1907 гг. в Закавказье. В 1912-1913 гг. член русского бюро ЦК, сотрудник газет «Звезда», «Правда». Один из руководителей Октябрьской революции в Петрограде. С октября 1917 года нарком по делам национальностей, нарком гос.контроля. С 1922 г. Ген. Секретарь ЦК КПСС. С 1941 г. председатель СНК (СМ) СССР и ГКО, нарком обороны, Верховный главнокомандующий; один из организаторов антигитлеровской коалиции.

Описывая личностные качества Сталина, учащиеся отмечают его ум, энергичность, решительность, способность выслушивать различные точки зрения и анализировать факты, переплетающиеся со склонностью навязывать свою точку зрения оппонентам, ликвидировать неугодных ему лиц, угрожающих его самовластию.

В ходе дискуссии определяются две противоположные точки зрения на причины и характер «культа личности».

Для одних Сталин – это человек, с которым связаны массовые репрессии и выселения, создание ГУЛАГов, политические преступления, прощения которым нет и быть не может.

Другая группа учащихся утверждает, что Сталин – профессиональный революционер, соратник Ленина, допустивший большое количество ошибок, но победивший в войне.

Также обращается внимание и на следующие факты: к 1930-м годам навсегда ликвидирована безработица. Страна создала мощную индустрию, переборола неграмотность крестьянского населения, складывалась культура нового типа, более 40 народов впервые получили национальную письменность, сформировали собственную интеллигенцию

Был ли Сталин со всеми присущими ему качествами порождением эпохи? Не было бы Сталина, возникла бы другая фигура, но методы правления были бы теми же.

По приказу Сталина незадолго до войны были репрессированы такие военные стратеги и политики, как Тухачевский, Гамарник, Якир, Блюхер. Сталинская «машина репрессий» не пощадила даже наиболее преданных ему людей – Ягоду, Ежова, Вышинского.

Гитлер, зная о прокатившихся репрессиях по Красной Армии, затребовал доклад от своей разведки о качестве командного состава РККА. За полтора месяца до начала войны фюреру доложили: советский офицерский корпус ослаблен не только количественно, но и качественно. «Он производит худшее впечатление, чем в 1933 году. России потребуются годы, чтобы достичь прежнего уровня».

Фактически в большой политической игре Гитлер перехитрил Сталина в отношении сроков войны. 22 июня 1941 года немецкие войска вторглись в СССР, нарушив Пакт о ненападении, подписанный 23 августа 1939 года между СССР и Германией. Это был сильнейший удар по уверенности Сталина в своей правоте.

Заканчивается семинар выступлением преподавателя:

Сталинскую политику можно охарактеризовать словами Макиавелли: «разделяй и властвуй». Ему были подчинены все структуры власти, при нем наиболее сильно была развита командно-бюрократическая система. Он и его сподвижники Берия, Молотов, Калинин, Жданов, Каганович повинны в гибели миллионов людей, не согласных со сталинской политикой – насаждением колхозов, совхозов, лишением крестьянства паспортов. По его вине тормозилось развитие науки и культуры в СССР. В стране царили страх и террор, тотальная слежка и доносительство. Все это говорит о вреде тоталитарного режима.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Основные этапы политической карьеры И.В. Сталина

Автор: Мелкумян Элина Николаевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250110

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства