Образовательная:
– рассмотреть причины, основные противоборствующие силы гражданской войны;
– показать специфику иностранной интервенции;
– выделить этапы гражданской войны и дать им общую характеристику;
– выявить причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии.
Воспитательная:
– осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Огненные вёрсты Гражданской". 11-й класс»
Цели урока:
Образовательная: – рассмотреть причины, основные противоборствующие силы гражданской войны; – показать специфику иностранной интервенции; – выделить этапы гражданской войны и дать им общую характеристику; – выявить причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии.
Воспитательная: – осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.
Развивающая: – продолжить работу над развитием умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс.
Работа над понятиями: гражданская война – это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.
Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
Террор– форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.
Оснащение:
компьютер;
диапроектор;
презентация;
учебник – Н.В. Загладин “История Отечества. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. 2007. М.: Просвещение.
исторические документы.
Тип урока:комбинированный.
План урока:
1. Вводная часть урока. (3 мин.) 1.1 Актуализация знаний 2. Мотивировка новой темы. 2.1. Постановка проблемного задания.
Проблемно-познавательная задача – определить, почему “красные” одержали победу над “белыми”.
3. Изучение новой темы. (35 мин.)
3.1. Причины гражданской войны.
Рассмотрение вопроса на основании предыдущих тем, знаний учащихся.
3.2. Особенность гражданской войны.
Рассказ учителя, работа с исторической картой.
3.3. Основные противоборствующие силы.
Работа учащихся с учебником.
3.4. Этапы гражданской войны.
– рассказ учителя, – работа учащихся с таблицей, – рассмотрение схем, кинохроники. – опережающие задания учащихся (презентации) на основе регионального компонента. Приложение
3.5. Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии.
– лабораторная работа учащихся с историческими документами. – решение проблемно-познавательной задачи.
4. Применение знаний. (5 мин.) 4.1. Проверочное тестирование.
Тестирование с целью проверки усвоения учащимися пройденного на уроке.
5. Домашнее задание. (2 мин.)
§ 12–13, Таблица “Террор” Сообщения “Трагедия семьи Романовых”, “Чехословацкий мятеж”, “Война с Польшей”, “Южный фронт”.
Ход урока
1. Вводная часть урока. (3 мин.)
1.1. Актуализация знаний.
2. Мотивировка новой темы.
Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для человека, а тем более если это гражданская война. Спустя 90 лет, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской. Оказывается, не так много. История хранит еще немало неизвестных страниц.
2.1. Постановка проблемного задания.
Цель нашего урока – выявить причины гражданской войны, ее особенность, участников, выделить этапы и решить проблемно–познавательную задачу – выяснить причины победы “красных” и поражения “белых”.
3. Изучение нового материала.(35 мин.)
3.1. Причины гражданской войны. Учитель задает вопрос: Ребята, а как выдумаете, что же такое гражданская война?
учащиеся предполагают: – гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил; – противостояние классов и общественных групп; – период острых классовых противоречий.
А теперь давайте выясним, каковы же причины гражданской войны?
учащиеся говорят о тех событиях, которые им известны: – Октябрьская революция, – Декрет о земле, – разгон большевиками Учредительного собрания, – Брестский мир.
Добавим сюда глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 года и попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок.
Таким образом, формулируем причиныгражданской войны:
Октябрьская революция 1917 г., взятие власти партией большевиков;
Национализация всей земли, конфискация помещичьих земель;
Попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок;
Разгон большевиками Учредительного собрания;
Глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 г.
учащиеся отмечают в тетрадях причины войны
3.2. Особенность гражданской войны Вопрос учителя: в чем проявлялась особенность Гражданской войны? А что такое интервенция? А, по-вашему мнению, каковы могли быть цели интервенции? Не забывайте, шла первая мировая война.
учащиеся предполагают: в интервенции.
Учащиеся размышляют о союзниках России, о том, что еще что они могли потерять.
А теперь давайте рассмотрим масштабы интервенции (учитель работает с картой на слайде)
работа учащихся с картой учебника Н.В.Загладин. История Отечества. XX – нач. XXI вв. 11 класс. 2007. М. Просвещение.
3.3. Основные противоборствующие силы. А теперь давайте поговорим об основных противоборствующих силах.
учащиеся называют: “красные”, “белые”.
Далее учитель предлагает выяснить, кто же являлся сторонником “красных”, “белых”.
Учащиеся выясняют.
Сторонники “красных”
Сторонники “белых”
Рабочие Малообеспеченное крестьянство
Помещики, капиталисты, торговцы Офицерство Зажиточное крестьянство Казачество Представители разных партий – от правых социалистов до монархистов.
Каковы основные идеи противоборствующих сил?
Основные идеи:
“красных” “белых” Защита завоеваний Октябрьской революции возрождение “великой, неделимой России”, восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.
Учитель добавляет, что были еще “зеленые”, что это за сила? (Предлагаю ответить учащимся, обратив внимание на стр. 131 учебника).
учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос.
3.4. Этапы гражданской войны.
Историки до сих пор спорят о времени начала Гражданской войны в России. Одни грозные зарницы Гражданской войны усматривали в февральских уличных боях 1917 года, другие говорят о середине 1918 г. А я вас попрошу обратить внимание, как автор учебника Н.В.Загладин определяет этапы гражданской войны (§ 12–13).
Учащиеся работают с учебником и выделяют этапы гражданской войны:
октябрь 1917 – весна 1918 гг.
май 1918 – март 1919 гг.
март 1919 – март 1920 гг.
апрель 1920 – ноябрь 1920 гг.
конец 1920 –1922 гг.
Рассмотрим их и дадим краткую характеристику.
1 этап. октябрь 1917 – весна 1918 гг. – локальный характер войны. начало гражданского противостояния.
В первые месяцы после октября 1917 г. возникли отдельные очаги сопротивления большевикам и развития белого движения. Наиболее крупный из них сложился на Дону и Кубани. Как вы думаете, почему?
Учащиеся отвечают: большая часть казачества была зажиточной, а Советская власть вела разказачивание, уравнительное перераспределение земли.
На Дону во главе антибольшевистского движения встал войсковой атаман А.М.Каледин. Ноябрь 1917 г. – начало формирования Добровольческой Армии, которое положило начало белому движению. Армию возглавил Корнилов, затем А.И.Деникин. Украина, Закавказье – здесь у власти находились антибольшевистские силы. Краснов создает угрозу Петрограду. На Южном Урале действуют казаки Дутова. В Забайкалье – атаман Семенов. Как вы видите, складывалась очень тяжелая обстановка для большевиков.
2 этап. Май 1918 – март 1919 гг. – начало полномасштабной Гражданской войны:Советская республика оказалась в кольце фронтов.
27 мая 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса. Работая с учебником, ответьте на вопрос: из кого состоял корпус?
Эшелоны чехословаков растянулись от Самары до Владивостока. Выступление чехов привело к падению Советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. К осени чехи нанесли ряд поражений Красной Армии и вышли к Волге. Войска Краснова осадили Царицын. Юденич усилил влияние на Севере. Колчак – во главе Уфимской Директории. Деникин – закрепился на Дону. Десанты Антанты (200 тысяч человек). За этими скупыми словами – ожесточенные сражения двух враждебных сил, не на жизнь, а на смерть, когда по разную сторону баррикад оказывались родные люди – сын против отца, брат против брата. В этом – страшная трагедия Гражданской войны.
Рассматривая события в масштабе страны, давайте задумаемся, а причастен ли к ним наш степной город, наш микрорайон?
Учащиеся применяют опережающее задание, подготовив презентации по краеведению.
Дальше давайте рассмотрим основные направления деятельности советского руководства, так как для большевиков складывалась очень тяжелая обстановка.
(Учащиеся по слайдам изучают материал действий большевистского руководства по организации Красной Армии.)
Учитель. Просмотрев весь материал, предлагаю вам ответить на вопрос: Как большевикам в довольно короткие сроки удалось сформировать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?
Учащиеся отвечают:
– отвергнут принцип добровольности;
– введена всеобщая обязанность;
– дисциплина;
– политруки.
Рассматривая слайд о численности Красной Армии, мы видим, что военспецы составляли 75.000 чел.
Вопрос: Как вы думаете, почему было много военных специалистов, перешедших на сторону большевиков.
(Военспецы служили во фронтовых частях, готовили новое пополнение, преподавали в академиях и военных школах.)
Ответ на вопрос:
– Быстрый рост численности армии давал возможность выдвижения молодым людям;
– примыкали те, кто считал, что в старой армии они не реализовали свои профессиональные способности.
Говоря о Гражданской войне, мы не можем упомянуть о терроре. Что такое “террор”? Отвечая на крестьянские мятежи, активизацию враждебного подполья, провалы на фронтах, в сентябре 1918 г. был принят Декрет “О красном терроре”. Но террор был и красным и белым. Предлагаю учащимся таблицу “Террор”.
Учащиеся отвечают: “Террор” – это форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения.
Красный террор
Белый террор
Расстрел царской семьи
Покушение на жизнь Ленина
Предлагаю учащимся таблицу доработать дома.
3 этап. Март1919 – март 1920 гг.
Учащиеся работают с учебником (с. 122–124), составляя таблицу.
Разгром основных сил белых. Эвакуация основных сил иностранных войск.
Учительпредлагает учащимся самостоятельно рассмотреть основные события этапа, работая с учебником с. 122–124 и составив таблицу:
“Решающие победы красных”
Дата
Событие
Фронт
Май 1919 г.
Красная Армия под командованием С.С.Каменева остановила под Уфой силы армии Колчака и перешла в контрнаступление.
Восточный фронт
Июль–август 1919 г.
Красная Армия под командованием М.Н.Тухачевского разбила белых и овладела Уралом (Златоустовская и Челябинская операции)
Восточный фронт
Октябрь 1919 г.
Конница С.М.Буденного прорвала фронт белых под Воронежом и Касторной и вышла в тылы деникинских войск.
Южный фронт
Март 1920 г.
Войска Красной Армии под командованием М.Н.Тухачевского, используя боевые возможности Первой Конной Армии, завершили разгром деникинских войск.
Кавказский фронт
4 этап. Апрель 1920 – ноябрь 1920 г.
Рассказ учителя:Главные события этапа:
Война с Польшей – но для большевиков, которые стремились к мировой революции, она сложилась неудачно. Ее результат: мирный договор, по которому к Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
Борьба Красной Армии с армией генерала Врангеля, укрепившегося в Крыму.
В ноябре 1920 г. войска Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе штурмом овладели укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш. Вооруженное столкновение закончилось победой красных.
5 завершающий этап учитель предлагает учащимся разобрать в качестве домашнего задания.
Учитель: Ребята, самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте и роли крестьянского движения. Охарактеризуйте поведение крестьян в ходе гражданской войны: Почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?
Учащиеся отвечают:Важнейшим фактором, определившим исход войны, была позиция крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили себе их поддержку. Но с появлением комбедов отношение крестьян к Советской власти стало резко ухудшаться. Крестьяне ждали прихода белых армий. Но это вызвало опасения крестьян, что в случае победы белого движения будут восстановлены права помещиков, что и происходило. И колебания крестьян сместились в сторону большевиков.
3.5.Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии.
Итак, ни у одной из сил, участвовавших в Гражданской войне, не было бесспорных шансов на успех. Победили все же большевики. Давайте выясним, почему?
(Работа с документами.)
Учащиеся работают с документами, отвечают на поставленный вопрос.
Причины победы “красных”:
Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
Агитационно-пропагандистская работа в массах.
Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.
А почему белое движение потерпело поражение?
Работа учащихся с документами.
Причины поражения “белых”:
Отсутствие единства в рядах белого движения.
Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
Отсутствие единого командования между белыми армиями и войсками интервентов.
Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.
Учащиеся определяют итоги.
Итоги гражданской войны:
Власть большевиков выдержала военные испытания и укрепилась.
Большевики сохранили суверенитет России.
Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. рублей.
Производство сократилось в 7 раз.
Людские потери составили около 13 млн. человек.
Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
Около 2 млн. человек эмигрировало.
4. Применение знаний. (5 мин.) Учащиеся работают и делают взаимопроверку.
4.1. Проверочное тестирование.
5. Домашнее задание. (2 мин.) § 12–13. Таблица “Террор”. Сообщения по теме.