Урок углубит представление о гражданской войне и иностранной интервенции, покажет, что Гражданская война стала национальной трагедией народа, поможет показать глубину трагедий русских народов. Урок способствует развивать умение работать с документами, анализировать и делать собственные выводы. На уроке используются различные виды работ, что активизирует познавательную деятельность учащихся. Занятие проходит в виде работы творческой лаборатории, где группы историков, поддерживающих интересы различных социальных групп отстаивают свои точки зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Огненные версты Гражданской... »
Урок по истории на тему «Огненные версты Гражданской…»
Класс:11
Подготовила учитель истории МБОУ «Вечкенинская СОШ» Ковылкинского района Республики Мордовия Чекашкина Нина Семеновна
Тема: Огненные версты гражданской…
Цель: дать представление о Гражданской войне и иностранной интервенции; углубить знания разных точек зрения на начало и ход войны в результате исследования источников сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа. показать глубину трагедии российских народов
Задачи урока:
Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны.
Учащиеся должны получить знания о причинах гражданской войны и основных этапов.
Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку белому и красному террору.
Учащиеся должны сделать вывод по уроку на основе творческих работ, выполненных к уроку по предварительному заданию.
Метод: лабораторный анализ.
Оборудование:
Плакаты с текстами
Карта «Гражанская война»
Подборка книг по теме урока.
Портреты участников белого и красного движения.
Документы времен гражданской войны из учебника А. А.
Левандовского «Россия. XX век»
Презентация «Огненные версты Гражданской».
Новые понятия: гражданская война – ожесточенная вооруженная борьба за власть в пределах одной страны между различными социальными группами.
Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела других стран и народов.
Директория – коллективный орган власти..
Ход урока.
Организационная часть.
Актуализация пройденного материала.
Устные сообщения детей по теме «Внешняя политика. Заключение Брестского мира». Дети должны были составить таблицу « Брестский мир» ,где надо было охарактеризовать позиции лидеров большевиков по вопросу заключения договора с немцами, условия и результат договора.)
Письменная дифференцированная работа по карточкам со слабыми учащимися. (Приложение1)
Вывод по параграфу 35.
Формирование новых понятий, представлений, навыков.
Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы должны будем проделать сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну. Я сказала собственную, потому что она будет идти вразрез с тем, что возобладало в средствах массовой печати последних лет. Я думаю, нам будет под силу данная задача.
Итак, запишите тему урока, домашнее задание и приготовьте творческие работы, выполненные по предварительному заданию.
Эпиграф урока: « Войну начинают старики, а гибнут молодые»
Г Гувер
Поставленные цели и задачи предполагают создание творческих лабораторий.
I творческая лаборатория – ученые историки, поддерживающие идеи белого движения.
II творческая лаборатория - ученые историки, стоящие на стороне советской власти.
III творческая лаборатория – историки, выражающие интересы крестьянства.
Меньше чем через год после революции, летом 1918 года началась гражданская война. (Слайд№3). Гражданская война – это всегда трагедия, смута, разложение общественного организма, не нашедшего силы справиться с болезнью, социальная катастрофа. В отличие от других войн гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных. Трудно установить четкую её дату, провести линию фронта. Ленин гр. войну ограничивал чаще всего 1918 – 1920 годами. Но суть не в определении её сроков, а в трагизме для миллионов человеческих судеб.
До недавнего времени гражданская война воспринималась обществом благодаря идеологизированным взглядам историков, как единый гражданский порыв на защиту молодой Советской республики.
Сегодня у историков возникает ряд вопросов, в которых выражается сомнение по поводу неизбежности войны, её истинных виновников. Большинство вопросов не имеют общепринятых ответов: когда она началась, какие этапы в ней выделяются и тд. Мнения историков расходятся.
Относительно неизбежности гр. войны многие высказывают мнение, что войны в тех условиях можно было избежать. Для этого, прежде всего, нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей данных партий.
Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, руководители, как принято сейчас говорить у политиков, «тянули одеяло на себя». Большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна принадлежать только им. Оппозиционные партии, претендующие на власть, были ликвидированы.
Многие исследователи полагают, что до лета 1918 года говорить о гражданской войне в точном смысле нельзя: все события, происходившие ранее, были только прелюдией, прологом к главным событиям.
Таким образом, история гражданской войны, отгремевшей более 80 лет тому назад в кровавых битвах, в наши дни превращается в поле битвы - битвы идей и концепций.
Учитель. Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас». Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата. Вот как об этом написала Марина Цветаева (слайд №2):
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла.
Посмотрите, ребята, с какой болью и точностью описывает поэтесса Россию в гражданской войне.
Итак, обратимся к фактам.
Ученик (дает информацию о начальном периоде гражданской войны).
Антибольшевистские силы в борьбе против Республики Советов попыталась возглавить партия кадетов, ушедшая с ноября 1917 года в подполье.
Ещё в январе 1917 года бывшие союзники России страны Антанты предложили Советскому правительству помощь в борьбе против немцев, но партия отклонила это предложение. Тогда под предлогом охраны от немцев военных грузов, поставленных России в 1916 – 1917 годах, в Мурманск и Архангельск в марте 1918 года прибыли английские, французские, американские войска. (Слайд №7). Началась интервенция Антанты. В Архангельске интервенты свергли советскую власть. Здесь образовалось правительство из эсеров и кадетов. Здесь же
интервенты устроили первые концлагеря.
На Дальнем Востоке высадился японский и американский десанты.
(Слайд №7)
4.В Сибири англичане сделали ставку на казачьего атамана Семенова, который провозгласил себя главнокомандующим русской армии на Дальнем Востоке.
5. Летом 1918 года советское правительство серьезной опасностью считало мятеж чешского корпуса. В марте 1918 года оно дало разрешение на переброску 60-тысячного чешского корпуса через Дальний Восток во Францию. Корпус был вооружен. По пути следования в Пензе, Самаре, Сызрани, Челябинске, Омске, Владивостоке была свергнута Советская власть. (Слайд №7).
6. Интервенция резко активизировала силы внутренней контрреволюции. В Москве, Ярославле, Владимире, Муроме, в городах Поволжья, Сибири, Урала вспыхнули мятежи. На Дону сформировалась армия атамана Краснова, на Кубани – Добровольческая армия Деникина. Антанта высадилась в Закавказье. (Слайд №7).
Задания учащимся.
Переходим к анализу источников. Нужно установить социальный состав, цели, программы белого движения и движения за мировую революцию, определить цели крестьянских движений.
Идет работа с документами, учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учитель. Для всего населения бывшей царской России встал вопрос: чью сторону принять? Этот выбор был нелегким нравственным выбором.
Ученик. И в белые уходили люди морально чистые, искренне верившие, что на той стороне они высоко понесут «национальную идею», идею спасения и восстановления государства. Но постепенно почва уходила из – под ног. «Белое дело» вырождалось в мстительную попытку классового реванша, разгул насилия.
Учитель. Обратимся к документам и попытаемся разобраться в причинах белого и красного террора. Расстановка сил была следующей Ученик из I группы.
Советскую власть поддерживали большая часть городского и сельского пролетариата, мелкие ремесленники и служащие, примерно третья часть царских генералов и офицеров, а также немалая часть интеллигенции, в том числе и творческой.
Ученик из другой группы.
Против советской власти выступили крупная буржуазия, помещики, около 40% генералов и офицеров, полиция, зажиточное крестьянство, опять же немалая часть интеллигенции.
Учитель. Какая же сила предопределила исход?
Ученики. Крестьянство – большая часть населения.
Учитель. Почему крестьяне встали все-таки на стороне советской власти? Что повлияло на это решение?
На эти и другие вопросы отвечают ребята из третьей лаборатории.
Работа с документами.
Учитель. Итак, террор – это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками. Царизм практически лишил народ легальных способов борьбы за свои права. Вековая ненависть народа к угнетателям выливалась в пугачевские методы борьбы. Террор был реакцией и со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены политических и гражданских прав, запрещалась деятельность буржуазных партий.
Ученик (делает вывод) М. Ганди, великий индийский мыслитель, как-то сказал: «скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы правильно и что те, кто придерживается других взглядов, - враги Отечества». Такая «скверная привычка» была и у большевиков и у оппозиционных партий, стала их идейной платформой.
Учитель. А теперь давайте обратимся к человеческим судьбам. Сегодня мы послушаем сообщения о тех, кто верил в идею «мировой» революции или в идею белого движения и преданно отдавал за идеи свои жизни. (Сообщения о Блюхере, Тухачевском, Чапаеве. Слайды №№9,10)
С первой мировой войны стартовал марафон десятилетий физического уничтожения и распыления по миру российской интеллигенции. Этот процесс продолжился и в годы гражданской войны. Первым в лету канул исторический пласт – русские офицеры. Даже само слово «офицер» официально не употреблялось в армии до 1943 года.
(Сообщения о Колчаке, Деникине, Врангеле. Слайды №№8 ).
Вывод
Учитель. Ребята, завершая работу в нашей творческой лаборатории, я предлагаю вам выступить с проектами. (Предварительное задание: Представьте, что вас как специалистов – историков, исследующих тему гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918 – 1920годы. Каким бы вы хотели его видеть?).
Учащиеся выступают с творческими работами.
Проект памятника жертвам гражданской войны в России.
Памятник представлен композицией из фигуры женщины в черном, символизирующей Россию, она склонилась над телами двух сыновей. Один из них – в буденовке с красной звездой, второй – в белогвардейской шинели. Они оба матери одинаково дороги, горе её безутешно. Внизу на плите выбиты строчки стихотворения марины Цветаевой:
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла.
Учитель Пламя, которым мы горим сейчас - это пламя Гражданской войны. Кто они - эти беспощадно борющиеся враги? Пролетарии и буржуа? Каковы же их подлинные имена? Что их разделяет? - писал М. Волошин. И ответим мы на эти вопросы его же словами: …И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Ученик. У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и её интересы, как они их понимали. В свою очередь – и не без оснований - большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только своего собственного народа, на и всего мира.
Этот вывод можно оспорить. Но вот второй вывод едва ли: если история и способна чему-либо научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоёв общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ».
Этот урок должны помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.
IV.Закрепление нового материала.
Кроссворд, состоящий из восьми слов. (Слайд№11)
V.Задание на дом. Параграф 36.
Составить свой вариант деления гражданской войны в России на основные этапы; составить синквейн с понятием «война»; знать даты, имена, термины. VI.Итог урока
Приложение1 (материал для дифференц. работы при актуализации пройденного материала)
Карточка1
Сепаратный мир между Россией и Германией был подписан: 1) ноябрь 1917г. 2) март 1918г. 3) январь 1919г .4) май 1920г.
Декреты о мире и земле были приняты 1) Временным правительством 2) Государственной думой 3) Учредительным собранием 4) II Всероссийским съездом Советов
Большинство при выборах в учредительное собрание получили: 1) большевики 2) эсеры 3) меньшевики 4) кадеты
Какое из понятий относится к периоду Первой мировой войны? 1) Коминтерн 2) «план Маршалла» 3) Антанта 4) ленд-лиз
Насильственное вмешательство, осуществленное в годы Гражданской войны иностранными государствами во внутренние дела советской республики , называется 1)аннексией 2) контрибуцией 3) интервенцией 4) репарацией
Какое оружие применила Германия в Бельгии, нарушив Гаагскую конвенцию? 1) пулеметы 2) танки 3) подводные лодки 4) газ
Основными положениями «плана Шлиффена» были – 1) нанесение первоначального удара по Франции через территорию Бельгии 2) нанесение первоначального удара по России в Восточной Пруссии 3) нанесение первоначального удара по России в Голиции 4) одновременное ведение военных действий на западном и Восточном фронтах 8.На стороне военных блоков в Первой мировой войне участвовали следующие страны. Соотнесите. 1) Антанта 2) Тройственный союз а) Германия б) Австро-Венгрия в) Турция г) Италия д) Великобритания е) Франция ж) Россия з) США 9. Контрибуция – это 1) присоединение части территории одного государства к другому 2) передача гос. собственности в аренду иностранным предпринимателям 3) выплата потерпевшим поражение государствам денежной компенсации государству-победителю 4) конфискация собственности иностранных граждан 10. . Брестский мир – это мирный договор, заключенный Советской Россией с 1) Германией 2) Финляндией 3) Польшей 4) Великобританией
Карточка 2
1. Какая из названных военных операций была проведена в годы Первой мировой войны? 1) оборона Севастополя 2) Тарутинский марш-маневр 3) Оборона Порт –Артура 4) Брусиловский прорыв
2. Кто из большевистских лидеров ходе переговоров с Германией выдвинул положение, выраженное формулой: «Войну не прекращаем, Армию демобилизуем, но мира не подписываем»?
а) Ф. Дзержинский
б) Г. Зиновьев
в) Л.Троцкий
Г) Н.Бухарин
3.Блестящая операция русской армии в годы первой мировой войны была названа именем полководца
а) А.Брусилова
б) А.Самсонова
в) П. Ренненкампфа
г) Я.Жилинского
4. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите, где и в каком году был заключен мир, упоминаемый в тексте
« Трудно сказать, что было бы, если бы большевики решили продолжить войну с противником. Еще труднее сказать. Что было бы, если противник… предложил иные условия мира и не пытался свести Россию к пределам Московского княжества. Я думаю. Что в последнем случае германия приобрела бы спокойного соседа. Авторитет большевизма тогда поднялся бы, и часть общественных группировок нашла бы для себя возможным сотрудничать с ним. .. Если бы…мир был хоть немного более приличным тогда. Быть может, от большевиков началось бы мирное развитие России».