« Общественнополитические движение в России во II половине 20х - 50е годы XIX века»
« Общественнополитические движение в России во II половине 20х - 50е годы XIX века»
простой вариант плана-конспекта урока для начинающих учителей истории, предполагает возможность сочетание работы как одного учителя, так и работы вместе с учениками( студентами 1 курсов).Можно дополнить презентацией или видео-фрагментами,что позволить усилить восприятие информации обучающимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Общественнополитические движение в России во II половине 20х - 50е годы XIX века» »
Дисциплина «История»
Тема урока: « Общественнополитические движение в России во II половине 20х - 50е годы XIX века»
Цель урока:
Изучить особенности общественнополитического движения в России во II половине 20х - 50е годы XIX века
Дать характеристику консерватизму, либерализму, социализму, познакомиться с их постулатами и особенностям
Задачи урока:
Дидактические (образовательные):
рассмотреть, закрепить и систематизировать теоретические знания по истории общественнополитического движения в России во II половине 20х - 50е годы XIX века;
Сообщение темы занятия и плана работы. Конкретизация задачи и создание мотивации учебной деятельности. Прослеживание межтемных и межпредметных связей занятия.
метод – рассказ – вступление
приём – повествовательное изложение
Тема сегодняшнего занятия: «Общественнополитические движение в России во II половине 20х - 50е годы XIX века». Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:
Понятие общественнополитичекое движение в России во II половине 20х - 50е годы XIX века;
Причины развития и особенности общественнополитические движение в России во II половине 20х - 50е годы XIX века
Течения выделявшиеся в общественнополитические движение в России во II половине 20х - 50е годы XIX века;
Влияния общественнополитические движение в России во II половине 20х - 50е годы XIX века на дальнейшее развития общественной мысли,общества и государства
Это тема имеет важное значение в курсе истории, она – раскрывает причинно – следственные связи между событиями 1825 года и дальнейшего развития революционного движения; показывает изменения, произошедшие в общественно - политическом движении; ознакомление с работами теоретиков общественного развития новой России. Теоретические знания по этой теме можно использовать в курсе « Право», «История», « Основы философии».
2.Актуализация знаний для изучения нового материала
Работа с группой:
Метод: беседа
- что такое общественное движение?
- что такое политика?
- какие течения выделяются в общественном движении и с чем это связано?
- как могут быть связаны политика и общество.
Метод – фронтальный устный опрос.
3. Введение нового материала.
Метод:объяснительно – иллюстративное изложение;
На прошлом занятии мы с вами рассмотрели тему Восстание декабристов 1825 года, на сегодняшнем занятии мы рассмотрим следующие вопросы:
Положение общественнополитической мысли во 2 половине 20х:
Идейная жизнь в России второй четверти XIX века проходили в трудной
для передовых людей политической обстановке усиления реакции после
подавления восстания декабристов.
Поражение декабристов породило у некоторой части общества
пессимизм и отчаяние. Заметное оживление идейной жизни русского общества
происходит на рубеже 30-40-х годов XIX века. К этому времени уже четко
обозначились течения общественнополитической мыли, как охранительно-
консервативное, либерально-оппозиционное и положено начало революционно-
демократическому.
Течения общественнополитического движения:
Идейным выражением охранительно-консервативного направления
была теория «официальной народности». Принципы ее были сформулированы в
1832 году С.С. Уваровым как «православие, самодержавие, народность».
Консервативно-охранительное направление в условиях пробуждения
национального самосознания русского народа тоже апеллировало к
«народности». Но «народность» трактовалась им как приверженность народных
масс к «исконно русским началам» - самодержавию и православию. Социальная
задача «официальной народности» заключалась в доказательстве исконности и
законности самодержавно-крепостнических порядков в России. Главным
вдохновителем и дирижером теории «официальной народности» был Николай I, а министр народного просвещения, консервативные профессора и журналисты
выступали в роли ее усердных проводников. Теоретики «официальной
народности» доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей,
согласный с требованиями православной религии и «политической мудрости».
«Официальная народность» как официально признанная идеология
поддерживалась всей мощью правительства, проповедовалась через церковь,
царские манифесты, официальную печать, системную народного образования.
Портрет Сергея Семеновича Уварова работы В. А. Голике, 1833.
Однако вопреки этому шла огромная умственная работа, рождались новые идеи, которых объединяло неприятие николаевской политической системы. Среди них значительное место в 30-40-х годах занимали славянофилы и западники:
Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской
интеллигенции. Учение о самобытности и национальной исключительности
русского народа, неприятия им западноевропейского пути развития, даже
противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия.
Славянофильство - оппозиционное течение в русской общественной мысли, оно
имело множество точек соприкосновения с противостоящим ему западничеством, нежели с теоретиками «официальной народности». Исходной датой оформления славянофильства следуют считать 1839 год. Основоположниками этого течения были Алексей Хомяков и Иван Киреевский. Основной тезис славянофилов доказательство самобытного пути развития России. Они выдвинули тезис «Сила власти-царю, сила мнения - народу». Это означало, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти Николаевскую политическую систему с ее немецкой «бюрократией» славянославянофилы рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон петровских преобразований.1
Автопортрет Алексея Степановича Фото Ивана Васильевича
Хомякова,1842 Киреевский
Западничество возникло на рубеже 30-40-х годов XIX века. К западникам принадлежали литераторы и публицисты - П.В. Анненков, В.П.Боткин, В.Г.Белинский и другие. Они доказывали общность исторического
развития Запада и России, утверждали, что Россия хоть и запоздала, но идет
по тому же пути, что и другие страны, ратовали за европеизацию. Западники
выступали за конституционно-монархическую форму правления
западноевропейского образца. В противоположность славянофилам западники
были рационалистами, и решающее значение придавали разуму, а не примату
веры. Они утверждали самоценность человеческой жизни как носителя разума.
Для пропаганды своих воззрений западники использовали университетские
кафедры и московские литературные салоны.
Портрет Павла Васильевича Портрет Василия Петровича Боткина
Анненкова
В конце 40-х - начале 50-х годов XIX века складывается демократическое направление русской общественной мысли, представителями этого кружка были: А.И.Герцен, В.Г.Белинский. в основу этого направления легли общественной мысли легли философские и политические учения, распространявшиеся в начале XIX века Западной Европе.
В 40-х годах XIX века России стали распространяться различные
социалистические теории, преимущественно Ш. Фурье, А. Сен-Симона и Р.
Оуэна. Активными пропагандистами этих идей были петрашевцы. Молодой
чиновник Министерства иностранных дел, одаренный и общительный, М.В.
Буташевич-Петрашевский, начиная с зимы 1845 года, стал собирать по
пятницам на своей петербургской квартире интересующихся литературными,
философскими и политическими новинками молодых людей. Это были студенты
старших курсов, учителя, мелкие чиновники и начинающие литераторы. В
марте - апреле 1849 г. наиболее радикальная часть кружка приступила к
оформлению тайной политической организации. Было написано несколько
революционных прокламаций, для их тиражирования приобрели печатный станок.
Но на этом деятельность кружка была прервана полицией, которая уже
около года следила за петрашевцами через засланного к ним агента. В ночь
на 23 апреля 1849 года 34 петрашевца были арестованы и отправлены в
Петропавловскую крепость.
На рубеже 40-50-х годов XIX века складывается теория «русского
социализма». Ее основоположником был А. И. Герцен. Поражение революций
1848-1849 годов в западноевропейских странах произвели глубокое
впечатление на него, породило неверие в европейский социализм. Герцен
исходил из идеи «самобытного» пути развития России, которая, минуя
капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму.
Портрет Александра Ивановича Портрет Михаи́л Васи́льевич
Герцена. Николай Ге, 1867 год Петрашевский
4. Закрепление нового материала
Метод – фронтальный опрос
что такое общественнополитические движения?
какие течения в нём выделяются во второй четверти XIX века?
охарактеризуйте консерваторов?
охарактеризуйте западников и славянофилов?
охарактеризуйте революционер-демократов?
5. Домашнее задание
1) Прочитать § 21 стр. 230-235 учебник « Истории России» под ред. А.С. Орлова, составить таблицу краткой характеристики течении общественнополитических движений.
2) Ответить на вопросы:
В чем состоит суть теории "официальной народности"?
Какие цели преследовал Николай I, взяв на вооружение теорию "официальной народности"?
Раскройте смысл споров западников и славянофилов.
Каковы основные идеи социалистического учения А.И. Герцена?
3) Выучит конспект, составленный на занятии и дополненный дома.
6._________Подведение итого занятия
Сегодня на занятии мы с вами рассмотрели тему « Общественнополитические движение в России во II половине 20х - 50е годы XIX века». Поставить оценки студентам и проанализировать их ответы вместе с группой.