kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общественно-политическая ситуация в 1921-1940 гг№

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общественно-политическая ситуация в 1921-1940гг

Задачи урока: 1. Дать представление о сложной политической ситуация в годы правления Сталина.

2. Развитие навыков работы с литературой, продолжить формирование оценочных суждений.

3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, отношение к свободе как к высшему достижению человеческого духа.

Тип урока: урок- осмысление

Методы урока: словесный, наглядный, исследовательский

Оборудование: интерактивная доска, видеоматериал, книга О.Озганбая «Нарком».

Ход урока: 1. Организационный момент

2. Основная часть

а) Политическая ситуация в СССР

б) Казахстан

в) Северо – Казахстанская область

г) Аккайынский район

д) материал ученика

3. Закрепление

4. Заключение. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общественно-политическая ситуация в 1921-1940 гг№ »


Северо – Казахстанская область

Аккайынский район

Смирновская средняя школа №1




Общественно – политическая ситуация

в 1921 – 1940гг.

(урок истории Казахстана в 9 классе)









Аленова Кульзипа Ельтаевна- учитель истории, образование высшее, категория высшая, стаж работы 29 лет, классный руководитель10 класса












Общественно-политическая ситуация в 1921-1940гг



Задачи урока: 1. Дать представление о сложной политической ситуация в годы правления Сталина.

2. Развитие навыков работы с литературой, продолжить формирование оценочных суждений.

3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, отношение к свободе как к высшему достижению человеческого духа.


Тип урока: урок- осмысление


Методы урока: словесный, наглядный, исследовательский


Оборудование: интерактивная доска, видеоматериал, книга О.Озганбая «Нарком».


Ход урока: 1. Организационный момент

2. Основная часть

а) Политическая ситуация в СССР

б) Казахстан

в) Северо – Казахстанская область

г) Аккайынский район

д) материал ученика

3. Закрепление

4. Заключение.




















слайд – название темы



а) СССР

В 1920-е годы в СССР разворачивается идейно – политическая борьба по вопросам дальнейшего развития общества. Главным вопросом этой борьбы был вопрос о возможностях строительства социализма в СССР. К этому времени существовало 2 модели:

1. военно-коммунистическая – о возможности «скачка» в коммунизм, означавшая дальнейшее наступление на крестьянство, продолжение насилии и террора.

2. нэповская – основанная на идее всемерного развития товарно – денежных отношении, принципе материальной заинтересованности , развитии демократии.


Ни у кого из лидеров большевизма не возникало сомнении в необходимости проведения индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции. но они по разному представляли темпы и методы строительства социализма, отношения диктатуры пролетариата к различным слоям советского общества. На этом фоне в политической жизни нарастали тенденции усиления авторитарной власти и диктата Коммунистической партии, постепенно заменившей собой государственный аппарат.


К 1920х – 1930е годы характеризовались постепенным нарастанием политических репрессии, принимающих массовый характер.


Что такое репрессии? (вопрос классу)


Репрессии в СССР – принудительные меры государственного воздействия, включающие различные виды наказаний, применявшиеся в СССР к отдельным лицам и категориям лиц.


Политические репрессии –это меры принуждения, применяемые исходя из политических мотивов, таких как лишение жизни и свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические учреждения, высылка, ссылка, лишение гражданства, привлечение к принудительному труду, лишение или ограничение прав и свобод лиц, которые были признаны социально опасными или неблагонадёжными по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам


б) Казахстан

В Казахстане провозглашение автономии во многом оказалось номинальным, и республика не получила реального самоуправления. В 30-е годы в стране повсеместно установились социалистические отношения. Земля, фабрики и заводы, колхозы и совхозы перешли в собственность государства. В стране утвердилась бюрократическая централизация, провозглашенная Конституцией СССР 1936 г. Суверенитет республик не получил на деле полной реализации. Республика была лишена законодательной инициативы, подчинялась диктату Центра. Социализм принимал тоталитарный, казарменный характер.

Общественно-политическая жизнь республики изменилась в худшую сторону направленного и приняла особенно жестокую линию с приходом Ф.И. Голощёкина, в сентябре 1925 года на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП (б). Сразу после прибытия в Кзыл-Орду заявил, что советской власти в ауле нет, а есть господство бая.

Почему в Кзыл-Орде? (вопрос классу)

Вскоре он провозгласил свою главную идею: « Я утверждаю, что в нашем ауле нужно пройтись с «Малым Октябрем». Экономические условия в ауле надо изменить. Нужно помочь бедноте в классовой борьбе против бая, и если это гражданская война, мы за нее».

Во второй половине 20-х годов общественно-политическая ситуация в Казахстане круто изменилась. Решение V краевой партконференции, проходившей в декабре 1925 года о ”советизации аула” дало импульс резкому обострению классовой борьбы. Так создавалась идеологическая база для проведения “Малого Октября” в республике, приведшего к немыслимым бедствиям и трагедии казахского народа в период насильственной коллективизации и массовых репрессий 1937 – 1938 годы.


Казахских коммунистов Ф.Голощекин делил на три группы. Первая – национал-уклонисты, которые не восприимчивы ни к каким воспитательным мерам, неисправимы, а потому непригодны для использования в строительстве нового общества. Вторая – хамелеоны, которые в зависимости от обстоятельств меняют политическую окраску. Третья группа – это те, которые стремятся за все допустимые ошибки привлечь к ответственности одного Голощекина.

Поэтому влиятельных казахов-коммунистов, протестовавших против разрушения веками налаженного хозяйства, он обвинил в «национал-уклонизме» и разгромил их, заручившись поддержкой Сталина.
Первыми жертвами становилась интеллигенция.

Почему именно интеллигенция первая подвергалась гонениям?

И немудрено. Ведь лишившись своих лидеров, простые люди легче подвергаются панике, их легко сломать. Грамотных, подготовленных политиков, в тяжёлые времена вставших на сторону большевиков и все силы отдавших борьбе за установление советской власти, в мгновение ока сделали «врагами народа».

слайд фото интеллигенции



В 1928г. по ложному обвинению были арестованы почти все члены Алаш-Орды.



Вспомните фамилии алашординцев.

Были репрессированы видные политики, деятели науки и культуры – А. Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, И.Жансугуров, Б.Майлин, М.Жумабаев – наш земляк, А.Айтиев, С.Мендешев, Т.Рыскулов, К.Таштитов, М.Масанчи, С.Сейфуллин и многие, многие другие.

Несколько человек было расстреляно, остальные осуждены на разные сроки тюремного заключения. Некоторые из них скончались в лагерях, другие, отбыв наказание, в 1937г. были повторно привлечены к ответственности и расстреляны.

Судьбы «врагов народа» « разоблачались» на показательных судебных процессах, но чаще тайно, на заседаниях Военной коллегии, особых совещаниях НКВД и так называемой «тройки».

Что такое «тройка»? (документ на стр. 170)

В к.30х. годов начинается процесс депортации – переселение целых народов в Казахстан.

слайд – таблица о депортированных


В 30-е годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливой форме. Борьба с мнимыми врагами привело к созданию концлагерей – Гулаг.


слайд – карта


Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь, в республике были созданы лагеря: Дальный, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский, Жезказганлаг, Петропавловский, спецлагерь Кенгир, Усть – Каменогорский. Крупнейшим из них был Карлаг - Карагандинский лагерь особого режима. Он был создан 13 мая 1930 года постановлением СНК СССР. В 1937 -1938 годах здесь содержалось 43 тысяч заключенных. В системе Карлага были 292 производительные лагерные точки, 26 самостоятельных отделений. С 1931 года по 1960 год в Карлаге побывало около 1 млн. человек. Специально для жен “изменников родины” образовали Акмолинский лагерь “АЛЖИР”.

в) Северо-Казахстанская область

По официальным данным на территории Северо-Казахстанской области в те годы подверглись гонениям и преследованиям 5670 человек.

видеоматериал Р.Бикмухаметовой

г) Аккайынский район

слайд фото Н.Сыргабекова


Один из активных участников борьбы за установление советской власти в Казахстане Ныгмет Сыргабеков родился в Северо- Казахстанской области, Бейнеткорском (ныне Аккайынском) районе, ауле №7. Ему вменили в вину намерение отделиться от России, объявили агентом заграничной разведки.

22 марта 1938г. во всех печатных органах была опубликована информация.

слайд документ



Вот содержание: «В Военной коллегии Верховного суда СССР. 6-12 марта 1938г. выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР на закрытом заседании в порядке закона от 1 декабря 1934г. рассмотрело дело национал-фашистов, троцкистов и бухаринцев Кулумбетова У., Сыргабекова Н… и приговорила их к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение.»


слайд документ




Его супруга, Бибижамал, была арестована и восемь лет находилась в АЛЖИРе. Она не успокоилась, пока Ныгмета не реабилитировали.В разные годы были опубликованы статьи, эссе о нашем земляке. В Алматы ездила делегация с нашего села Смирново. Три дня беседовали с Бибижамал-апай, детьми, внуками, собирали материал о Ныгмете.


слайд улицы


Его именем названы улицы в Карасайском районе Алматинской области, в Петропавловске, в селе Смирново Аккайынского района. В нашем школьном и районном музее есть экспозиция о Н.Сыргабекове. Ему посвящена книга О.Озганбая «Нарком».

д) материал учеников

Массовые политические репрессии – одна из самых печальных страниц в истории Казахстана. Так или иначе коснулась каждую семью. Расскажите о таких фактах в ваших семьях.



Нет числа жертвам репрессии, безвинно осужденным, оклеветанным и расстрелянным. Страшный молох культа личности уничтожил тысячи и тысячи достойных граждан. Халел Досмухаметов говорил: « Чтить людей, верой и правдой служивших родной земле, - черта достойного народа.»


видеоматериал


В с.50х годов начался процесс пересмотра и отмены приговоров отношении невинно осужденных лиц. Многих отпускали на свободу, а расстрелянных и погибших посмертно реабилитировали. Восстановление доброго имени жертв репрессии – это свидетельство несостоятельности политики Советского государства. Точное количество жертв никто сказать не может. Судьба многих людей, арестованных в 1921 -1953гг. остаётся неизвестной до сих пор.

Мы должны помнить об этом всегда, делать всё. чтобы такие страшные страницы истории не повторялись. Вам, молодым, живущим в свободном государстве нужно свои силы и знания на укрепление независимости, развития дружбы и единства всех народов нашего государства.


3.Закрепление

Сегодня на уроке мы познакомились с темой «Общественно-политическая ситуация в 1921-1940гг.» Что вы для себя уяснили? Какие есть вопросы?


- Что представлял собой «Архипелаг Гулаг»?

- В Гулаге содержались дети?

- Были ли факты сопротивления политике сталинского режима?

- Почему некоторые взрослые говорят, что при Сталине был порядок и его нужно вернуть? Так ли это?


4. Заключение


слайд фото




На месте лагеря Алжир построили музейно-мемориальный комплекс.

Есть две экспозиции. Первая – «Отчаяние и бессилие». Человек в отчаянии, он опустил руки, не в состоянии помочь любимой.

Вторая экспозиция называется «Борьба и надежда». Женщина худая, измождённая, но с гордо поднятой головой. Она не сломлена. Надежда есть всегда, Человек способен преодолеть все трудности.






 Всем,
кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им
наши слезы и скорбь, наша вечная память!


На этом урок окончен. Спасибо за внимание.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Общественно-политическая ситуация в 1921-1940 гг№

Автор: Аленова Кульзипа Ельтаевна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133588


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства