Обобщающий урок по разделу Великая Отечественная война "В память ушедших, во славу живущих"
Обобщающий урок по разделу Великая Отечественная война "В память ушедших, во славу живущих"
Данный урок является обобщающим по разделу "Великая Отечественная война" для учащихся 9 класса по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века.
На уроке учащиеся на конкретных примерах рассказывают о мужестве и стойкости советских солдат, тружеников тыла, жителей Исилькульского района.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по разделу Великая Отечественная война "В память ушедших, во славу живущих" »
Урок истории по теме « В память ушедших, во славу живущих!» Учитель: Гладунова Татьяна Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Тип урока. Обобщение изученного материала.
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока: – закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза;
развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу;
воспитывать культуру, уважение к собеседнику.
Задачи:
обучающая – сформировать у обучающихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом; добиться более глубокого и прочного освоения темы;
развивающая – развивать информационную культуру школьников, логическое мышление, внимание, умение работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации ;
воспитательная – воспитывать чувство патриотизма; показать на конкретных примерах мужество и стойкость советских солдат, тружеников тыла.
Ход урока I. Организационный момент II. Объявление темы урока. Постановка целей
Вступительное слово учителя истории
На экране высвечивается слайд с эпиграфом к уроку.
Приложение 1 (Эпиграф)
Учитель. Великая Отечественная война… Все дальше и дальше уходят от нас эти годы. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов иногда гоняемся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.
При изучении Великой Отечественной войны мы особое внимание уделяли битвам, ставшим основными, переломными в ходе войны. Дома вы должны были составить две презентации, посвященные Курской и Сталинградской битвам.
В этом году мы будем праздновать 64 года Великой Победы. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайсент) заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии стали холод, грязь, снег. Можем ли мы с этим согласиться?
Основная проблема, которую нам предстоит сегодня решить на уроке: "Почему немцы проиграли, а советский народ выиграл эту войну?"
III. Повторение изученного материала
Учитель. Начнем работу с проверки вашей готовности к решению поставленной проблемы с помощью тестового задания.
Приложение 2 ( тест по истории)
IV. Защита презентаций учащихся
Учитель Одной из важнейших причин победы Красной армии являются героизм, стойкость, самоотверженность советских солдат, тружеников тыла.
Следующий вид работы краеведческого характера . Предлагаем вашему вниманию презентацию , которую подготовили учащиеся
« Исилькульцы – Герои Советского Союза»
Учитель декламирует стихотворение «Война»
День выдался сегодня жаркий,
И в речке плещет детский смех...
Он за столом. А рядом чарка
И пайка хлебушка - на всех.
А в памяти то воскресенье,
Такой же теплый летний день...
И Левитана объявление:
- Война! - и пала горя тень.
На вой срывались плачи бабьи,
Небесный свет к земле приник...
То плач - во снах ли, или в яви –
Но слышит до сих пор старик.
Один остался он в деревне –
Солдат далекой той войны.
...Вон те огромные деревья
Друзья сажали - пацаны.
Потом ушли на бой с фашистом,
Вернулись далеко не все.
О, сколько их во поле чистом
Лежать осталось на росе!
А те, что все же возвернулись,
Дожили до своих седин,
Уж тоже вечным сном уснули,
Остался только он. Один.
Он захмелел - и сердцу жарко.
Он всех сегодня воскресил –
За каждого налил по чарке
И ломтик хлеба откусил.
Вторая творческая группа представляет презентацию на тему « Участник битвы под Прохоровкой – Солин Александр Васильевич »
Учитель. Какие вопросы возникли у вас в ходе защиты презентаций?
(Обсуждение возникших вопросов)
Учитель. Творческие группыуспешно справились с заданием и смогли выделить причины, которые приблизили советский народ к Победе.
Одной из важнейших причин победы Красной армии являются героизм, стойкость, самоотверженность советских солдат, тружеников тыла.
Творческая работа учащихся
1. Как сложилась жизнь членов вашей семьи в тылу? Сколько им было лет? Чем они занимались?
2. Какие события они запомнили как самые важные? Самые радостные? Самые горькие?
3. Какие свидетельства о жизни в тылу сохранились в вашей семье (документы, письма, устные рассказы, вещи…)? Почему вы храните эти свидетельства?
VI. Работа с документами
Учитель. Теперь обратим внимание на памятки советского и немецкого солдата. Эти документы были найдены в исторических архивах учащимися нашей школы. На экране высвечивается слайд с памятками.
Приложение 3
( Памятки)
Вопросы и задания обучающимся:
Что является главным в памятке немецкого солдата?
Какова основная идея памятки советского солдата?
Выразите ваше отношение к этим двум документам.
Учитель. В этих памятках показаны две противоборствующих идеологии: справедливая – освободительная, агрессивная – захватническая. Каждый советский воин, прочитав памятку немецкого солдата, обретал новые силы, чтобы уничтожать врага, гнать его с родной земли. Советские люди сражались за самое святое – за Родину.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель. Итак, подводя итоги урока по исследованию проблемы, поставленной в начале урока, предлагаю опровергнуть заявления западных историков о том, что победа советского народа была случайностью. Их цель – принизить значение нашей Победы и исказить ее причины.
Обучающиеся выражают свои мнения
Учитель.
Наши доказательства:
военное мастерство, талант советских военачальников, тактические и стратегические новинки;
мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла;
воля к победе, сила духа и характера русского народа.
Учитель. Зачем нам нужны эти сведения и зачем нам возвращаться к этому, ведь некоторые сегодня считают, что могли бы жить лучше, если бы не победили?
Обучающиеся. Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого.
VIII. Оценивание учителем ответов обучающихся Учитель:
Когда гремит над городом салют, Погибшие за Родину встают. Мы их не видим, мы не слышим их, Но павшие всегда среди живых. Молчат и смотрят, будто ждут ответ: Мы этой жизни стоим или нет?
Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.
И пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?
IX. Домашнее задание
Урок окончен! Спасибо всем за сотрудничество!
Приложение 2
Проверочный тест по истории Великой Отечественной войны
Соотнесите даты и события:
а) начало второй мировой войны б) начало Великой Отечественной войны в) вступление во вторую мировую войну США г) битва под Москвой д) Сталинградская битва е) окончание Великой Отечественной войны ж) окончание второй мировой войны з) Курская битва
А. 7 декабря 1941г. Б. 5 декабря 1941г. В. 2 сентября 1945г. Г. 1 сентября 1939г. Д. 9 мая 1945г. Е. 22 июня 1941г. Ж. 17 июля 1942г. - 2 февраля 1943г. З. 5 июля 1943г. - 23 августа 1943г.
Первый Парад Победы на Красной площади в Москве состоялся:
1. 9 мая 1945г.; 2. 24 июня 1945г.; 3.2 сентября 1945г.
Через какое озеро проходила "Дорога жизни" в годы Великой Отечественной войны?
1. Чудское; 2. Ладожское; 3. Онежское; 4. Байкал.
В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют?
1. капитуляции немецких войск в Сталинграде; 2. освобождения Киева; 3. провала немецкого наступления на Курской дуге, освобождения Орла и Белгорода; 4. освобождения Старого Оскола
Как называлась операция немецко-фашистского командования по захвату и уничтожению Москвы?
1. Уран; 2. Багратион; 3. Цитадель; 4.Тайфун.
Кто из Героев Советского Союза в ходе войны был награжден тремя медалями "Золотая Звезда"?