обобщающий урок по истории 5кл космические умники и умницы
Обобщающий урок по истории 5кл космические умники и умницы
Урок проводится в 5 классе. необходима предварительная подготовка. на уроке происходит закрепление изученного материала и обобщение тем. класс делится на группы. форма урока путешествие по галактике. на уроке используется аудиоматериал, презентации. для групп разработан материал по вопросам, которые они получают в конвертах. за работу получают "умы" - медали. в конце урока интересная наглядная рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«обобщающий урок по истории 5кл космические умники и умницы »
Аннотация.
Методическая разработка урока для 5 класса на тему «Умники и умницы». Урок проводится в форме интеллектуального путешествия по Галактике Знаний. Урок является обобщающим. Его можно отнести к бинарному уроку, основанном на интеграции нескольких предметов.
Актуальность урока: в связи с объявлением 2011 года годом Космонавтики, актуально применение УУД. Урок разработан на основе деления класса на подгруппы методом «Броуновского движения».
Инновационная направленность урока прослеживается при использовании проблемных заданий на уроке, применении технологии критического мышления
Практическая направленность урока прослеживается по всему ходу занятия.
Оригинальность замысла урока в том, что ученики являются исследователями, а учитель консультант. Урок построен с применением различных видов работы. Это: работа с ИКТ, работа с историческими понятиями, проблемные вопросы, творческая работа (составление аппликаций).
Эффективность урока достигается при применении современных образовательных технологии. В результате проведенного урока наблюдается закрепление изученного материала, выстраивание логических цепочек, анализирование материала, работа над проблемными вопросами.
Методический инструментарий, использованный на разных этапах урока, рекомендован для работы коллег на различных уроках.
УМК: Программа курса «История Древнего мира»
5 класс (Ф.А.Михайловский), М. : ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006г.
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений
(Ф.А.Михайловский); под ред.Г.М.Бонгард-Левина.
М. : ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2011г.
Рабочая тетрадь Всеобщая история Древнего мира.
(Ф.А.Михайловский), М. : ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2011г.
Ф.А.Михайловский «История Древнего мира». Книга для учителя. «Русское слово- РС», 2000г.
Предмет: история.
Класс: 5 класс.
Тема урока: Интеллектуальное путешествие по Галактике Знаний «Умники и умницы».
Форма: интеллектуальная игра.
Цели:
способствовать развитию у детей любознательности;
развивать у детей умение работать в команде ;
побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора;
развивать организаторские способности лидеров класса.
Рекомендации:
Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия по Галактике Знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Достаточно разбить детей на 3 команды-экипажа и подготовить 33 монеты-жетоны для «оплаты» правильных ответов. В качестве ведущего выступает учитель.
В качестве помощников можно пригласить «экскурсовода по Галактике». Он будет раздавать жетоны за правильные ответы, и сообщать новую информацию по теме.
Можно также предложить детям выбрать девиз экипажа, громко произнести его во время представления – это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает детей к общению, к объединению. Предлагаю несколько вариантов речовок-девизов, по примеру которых дети могут составить своиречовки или выбрать из предложенных.
Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут выявлены при подсчете суммы «заработанных» командами «умов». Это по сценарию происходит в конце игры, на планете Сокровищ.
Реквизит.
А) Изготовлено 33 маленькие «монеты» достоинством от 1 до 5 «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):
Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом урока «монеты» сложены столбиками на столе учителя.
б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина Галактики Знаний.
в) подготовить конверты с заданиями, названия команд и девизы, рабочие листы бумаги для команд, ручки, 3 ноутбука, конверты с геометрическими фигурами (3 шт), клей-карандаш (3 шт),
листы А-3 (3 шт).
г)шляпа для Умника.
3. Оформление класса. Карта Галактики Знаний. На этой карте нанесены: космодром Байконур, планета Чисел, планета Рекордов, Млечный путь, планета Сокровищ, планета Пятерочка (оформлено в слайдах).
Примерные слоганы для девиза: Выведены на слайдах у каждой команды.
«Один ум хорошо, а много умов – лучше!»
«Ученье – свет, а неученье – тьма!»
«Грамоте учиться – в жизни пригодится!»
«За учёного двух неученых дают!»
«Науки и знания – наше призвание!»
«Кто любит науки, тот не знает скуки!»
«Хочу все знать!»
«Учись, учись и больше не ленись!»
План занятия.
Вступительное слово.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:
Тест на готовность космонавтов.
Остановка «Планета Чисел»
Остановка «Планета Рекордов»
Остановка «Планета Пятерочка»
Остановка «Корабль моей мечты» - КТД
Планета «Сокровищ»– подсчет результатов
Подведение итогов.
Награждение.
Карта Галактики Знаний.
Презентация на слайдах.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем интересный урок путешествие по Галактике Знаний. Но этот урок проводить буду я не одна. Скажите вы любите передачу Умники и Умницы? Вот я пригласила сегодня на наш урок Умницу. Она будет мне помогать . Ее зовут Лера.
Слайд 1.
«С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б ни нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек»
Слайд 2.
Одно из самых знаменательных событий двадцатого века – это первый полёте человека в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек Алексей Гагарин. Случилось это 12 апреля 1961 г.
Слайд 3.Свой полет он совершил на корабле «Восток».
Слайд 4.
В этом году исполняется 50 лет со дня первого полета в космос, поэтому 2011 год в России объявлен годом космонавтики.
Слайд 5.
Сегодня мы узнаем много интересного о космосе, вы побываете на разных планетах. Но эти планеты будут необычными. На каждой планете вас ждут интеллектуальные задания. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в умах - умственных единицах – так называется монета Галактики Знаний. Последний пункт нашего путешествия – «Планета Сокровищ». Здесь мы подсчитаем монеты.
В путешествие мы отправляемся на трех кораблях, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Поэтому нам нужно создать три экипажа. Для этого мы проведем игру «Броуновское движение».
Я прошу вас выйти всех сюда. Представьте что вы молекулы, а молекулы движутся в пространстве. Когда будет играть музыка молекулы движутся, когда она остановится, молекулы объединятся в атомы по 3, по 4, по 5.
Начинаем игру. Музыка.
У нас получилось 3 экипажа. Каждый экипаж занимает место на корабле.(дети рассаживаются).
Слайд 6.
Ребята, чтобы вы стали настоящей командой я предлагаю вам определить девиз команды. В этом вам поможет бортовой компьютер. (выбирают предложенные девизы) команда должна произнести его вместе.
Готовность 1 минута.
Итак знакомимся:
экипаж №1 «Восток», девиз_____
экипаж №2 «Союз», девиз______
Экипаж №3 «Салют», девиз_____
Во время представления экипажей команды встают и по сигналу командира громко произносят свой девиз.
Слайд 7.Прежде чем отправиться в космос все космонавты проходят проверку на тренажерах.
Мы тоже потренируемся.
На все вопросы разминки ответ один- название животного или птицы.
Вопросы для разминки:
Пассажир без билета (заяц)
Ее отчество Патрикеевна (лиса)
Друг человека (собака)
Он всегда в лес смотрит (волк)
«А Васька слушает да ест» (кот)
Ей «где-то Бог послал кусочек сыру» (ворона)
Кто, «не боясь греха», хвалит петуха (кукушка)
Ты меня увидишь в небе,
Я хвостата, не хвастлива.
Не планета, не ракета,
А зовут меня... (Камета)
Солнце — звезда или планета? (Звезда)
Как написать слово мышеловка всего пятью буквами (кошка).
Чем кончается всё? (ё)
Кто спит головой вниз? (летучая мышь)
Пингвин – птица или зверь? (птица)
Место, куда попал думающий индюк? (суп)
Двуногое жилище Бабы Яги (избушка)
Тренировку на тренажерах вы прошли удачно и нам дали разрешение на полет.
Итак, начинаем отсчет :3,2,1-Пуск (хором)
Наши ракеты устремились в космос. Летим мы со скоростью света. А вот и первая остановка.
Слайд 8.
1 «Планета Чисел» (для оплаты нужны 3 «монет» в «1 ум»)
Здесь находятся вопросы, на которые нужно показать ответ числом участников. Ответы обсуждаются, цена вопроса – 1 ум. Задача понятна? Поехали!
Учитель раздает конверты с вопросами каждой команде. Обсуждение 1 минута.
I тур на этой планете.
Команда №1
Сколько колец на Олимпийском флаге? (Пять)
Какое сейчас тысячелетие? (третье)
Команда №2
Сколько чудес света? (Семь)
На какой срок избирается президент РФ? (4 года)
Команда №3
Сколько цветов на Георгиевской ленточке? (Два)
Сколько ног у паука? (8)
Ученики должны взяться за руки и показать ответ количеством.
I тур мы прошли удачно, а вот и второй.
II тур. (1 ум)
Составить разрезанные пословицы.
Команда №1 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Команда №2 Один в поле не воин.
Команда №3 Старый друг лучше новых двух
Умник раздает монеты за правильные ответы.
На этой планете мы выполнили свою миссию, летим дальше.
Слайд 9.
Следующая остановка «Планета Рекордов» (нужны 3 «монеты» в «2 ума»)
Здесь нас ждут вопросы о рекордах природы. Каждый вопрос стоит 2 ума. Можно обсуждать ответы в течение 1 минуты.
Учитель дает по два вопросу каждой команде в конвертах.
Назовите самую большую планету Солнечной системы (Юпитер)
Назовите самое глубокое озеро на Земле (Байкал)
Назовите самый большой океан? (Тихий)
Назовите самые соленые моря на Земле (Красное море, Мертвое море)
Назовите самое большое морское животное (Кит)
Назовите самую раскаленную звезду в космосе. (Солнце).
Умник: А вы знаете, что Марс — четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. Эта планета названа в честь Марса — древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Иногда Марс называют «Красная планета» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа.
Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы с вами в космосе, а в космосе нет земного притяжения, и все предметы летают в невесомости.
Физминутка «Невесомость».(под музыку дети двигаются)
А на Земле в это время – показываем вместе:
Пингвины идут на прогулку
Журавли отправились в полет
Котенок только что проснулся – потягивается.
Ребята пока мы отдыхали, нам на бортовой компьютер пришло письмо с Земли. Давайте посмотрим.
Слайд 10,11,12.
Видеописьмо с Земли. (нужны 3 «монеты» в «4 ума»)
В нем вопросы с тремя ответами. Выберешь правильный ответ – получишь монету в 4 ума.
Итак, вопросы и варианты ответов. Вы выбираете только один. Время обсуждения 1 минута.
Учитель задает по одному вопросу командам, оплачивает монетами правильные ответы.
На столах компьютеры с заданиями. Дети работают самостоятельно, учитель координирует работу.
1. После принятия христианства многие славяне не могли читать Библию, так как она была написана на греческом языке. У славян не было азбуки, чтобы перевести Библию на славянский язык. Кто создал славянскую азбуку?
Борис и Глеб
Кирилл и Мефодий
Ярослав Мудрый
2. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом - от меча и погибнет»?
Дмитрию Донскому
Юрию Долгорукову
Александру Невскому
3. От чего по преданию погиб князь Олег:
От стрелы
От инфаркта
От змеиного укуса
Молодцы ребята.думаю, что на Земле будут рады вашему ответу.
Слайд 13.
(Остановка «Планета Пятерочка» (нужны 6 «монет» в «5 умов»)
Вот, наконец, и столица Галактики Знаний – «Пятерочка»! Тут водятся такие вопросы, на которые нужно дать не один, а пять ответов. А значит, можно сразу получить монету в 5 умов. Как только будут даны 5 правильных ответов, команда получает монеты, если будет допущена, хотя бы одна ошибка, команде снижается бал.
Задание раздается в конвертах. Время работы 1 минута.
Итак, слушаем ответы..
Учитель задает вопросы командам. Дети отвечают, дополняя друг друга.
Какие вы знает народные русские промыслы? (Хохлома, Гжель, Палех, Жостово, Городец, Дымково и т.п.)
Назовите писателей-сказочников мира. (Гримм, Андерсен, Перро, Гауф, Линдгрен, Волков и т.п.)
Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, беркут, коршун, гриф и т.п.)
Назовите пять певчих птиц. (Соловей, иволга, дрозд, жаворонок, канарейка и т.п.)
Назовите пять столиц различных государств (Париж, Рим, Берлин, Лондон, Мадрид, Осло и т.п.)
Учитель: Каждому кораблю необходима дозаправка топливом, иначе он разобьется. Но в нашей Галактике нет такого топлива. Поэтому мы должны создать такой корабль, который будет летать без дозаправки.
Слайд 14.
КТД «Космический корабль мечты». Собрать корабль, дать ему название, придумать топливо для корабля.
Учащимся раздают конверты с разрезанными фигурами. Они составляют из них космический корабль и приклеивают его на лист (А 3). Получают за работу по 5 умов.
Собранные корабли прикрепляют на доске и презентуют.
Умник: А вы знаете, что Планету Сатурн назвали в честь римского Бога Сельского хозяйства (Saturnus). У него также есть альтернативное имя - Кронос, (греческий бог).
Сатурн - вторая по величине планета в нашей Солнечной системе, самой большой является Юпитер.
Он настолько огромный, что его можно увидеть даже через небольшой телескоп.
Сатурн - газовый гигант, у которого больше колец чем у других планет в Солнечной системе. Также у него более 30 лун, хотя точное их число до сих пор неизвестно. Самая большая луна под названием "Титан" больше чем планеты Плутон и Меркурий.
Сатурн состоит, прежде всего из гелия и водорода. Именно поэтому Сатурн очень отличается от Земли. У нашей Земли есть прочный фундамент, но Сатурн составлен из 96 % газа только с небольшим плотным ядром.
Диаметр Сатурна приблизительно 120000 километров и его масса в 95 раз больше, чем масса Земли.
Нормальный день Сатурна составляет только 10 часов и 14 минут и 1 год на Сатурне, равен почти 30 годам на Земле.
Сатурн похож на Землю в плане сезонных изменений, потому что у него похожая ось наклона.
Слайд 15.
(Остановка «Планета Сокровищ».)
Учитель:Ну, вот мы и прибыли на планету Сокровищ! Здесь вам предстоит подсчитать, сколько же умов вам удалось собрать?
Включается музыка, дети считают «монеты».
Учитель:. Ну, что ж, самым успешным наше путешествие оказалось для экипажа (название). Этот экипаж заработал больше всех монет – (называет сумму). Сегодня мы считаем его самым опытным экипажем. Другим экипажам нужно еще потренироваться.
Вы все сегодня справились с заданиями, поэтому мы с Умницей решили вручить вам сертификаты Галактики Знаний.
(Я читаю, а Умница вручает)
Подведение итогов.
Слайд 16
Учитель.
Наше путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.
Слайд 17.
Рефлексия: Зажжем звезды!
Сегодня мы побывали в космосе. Я прошу вас зажечь наше небо красивыми звездами.
Если вам понравился урок—то красной, а если не очень, то – желтой.
( дети приклеивают звезды на небо)
Ребята, спасибо за ур
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.
Примерные слоганы для девиза:
«Один ум хорошо, а много умов – лучше!»
«Ученье – свет, а неученье – тьма!»
«Грамоте учиться – в жизни пригодится!»
«За учёного двух неученых дают!»
«Науки и знания – наше призвание!»
«Кто любит науки, тот не знает скуки!»
«Хочу все знать!»
«Учись, учись и больше не ленись!»
Конверт для остановки Планета Чисел.
Команда №1
Сколько колец на Олимпийском флаге?
Какое сейчас тысячелетие?
Ученики должны взяться за руки и показать ответ количеством.
Команда №2
Сколько чудес света?
На какой срок избирается президент РФ?
Ученики должны взяться за руки и показать ответ количеством.
Команда №3
Сколько цветов на Георгиевской ленточке?
Сколько цветов у флага РФ?
Ученики должны взяться за руки и показать ответ количеством.
Составить разрезанные пословицы.
Команда №1
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Команда №2
Один в поле не воин.
Команда №3
Старый друг лучше новых двух.
Конверт для Планеты Рекордов.
Команда №1
Назовите самую большую планету Солнечной системы
Назовите самое глубокое озеро на Земле
Команда №2
Назовите самый большой океан?
Назовите самые соленые моря на Земле
Команда №3
Назовите самое большое морское животное
Назовите самую раскаленную звезду в космосе.
Конверт для Планеты Пятерочка.
Команда № 1
Какие бывают корабли?
Назовите хищных птиц
Какие вы знает народные русские промыслы?
Команда №2
Какие бывают летательные аппараты?
Какие бывают народные танцы?
Назовите пять столиц европейских государств.
Команда №3
Какие вы знаете марки легковых автомашин?
Назовите писателей-сказочников мира
Назовите пять певчих птиц.
Приложение.
Космический корабль «Восток»
Космический корабль «Восток»
Восток — наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для полётов по околоземной орбите.
Космические корабли этой серии создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год. Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство. Сегодня этот день (12 апреля) отмечается в России и во многих других странах мира, как Всемирный день авиации и космонавтики.
Если первый «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным совершил только 1 оборот вокруг Земли, облетев нашу планету за 108 минут, то полёт корабля «Восток-5» с космонавтом Валерием Фёдоровичем Быковским продолжался уже около 5 суток. За это время корабль и космонавт 81 раз обогнули Землю.
Основными научными задачами решаемыми на кораблях «Восток» были изучение воздействий условий орбитального полёта на состояние и работоспособность космонавта, отработка конструкции и систем, и проверка основных принципов построения космических кораблей.
К лету 1960 года была завершена разработка и начаты комплексные испытания космического корабля. Уже 15 мая 1960 года был осуществлён запуск первого корабля-спутника. Упрощённый вариант корабля не имел тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления. Главной задачей запуска являлась проверка работы основных систем. Из-за неисправности в системе ориентации при включении тормозной двигательной установки корабль перешёл на более высокую орбиту, где и произошло отделение спускаемого аппарата.
28 июля 1960 года — выполнен запуск второго корабля-спутника с подопытными животными на борту (собаки Чайка и Лисичка). Вследствие аварии ракеты-носителя корабль на орбиту не вышел.
Первый полностью успешный запуск корабля-спутника состоялся 19 августа 1960, подопытные животные (собаки Белка и Стрелка, мыши), насекомые, растения и другие биологические объекты успешно вернулись на Землю в спускаемом аппарате корабля.
12 апреля 1961 года в 9 час 06 мин 59,7 с с космодрома Байконур стартовал первый космический корабль с человеком на борту. Корабль пилотировал лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин. За 108 минут корабль совершил один виток вокруг Земли и выполнил посадку недалеко от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.
Всего, начиная с 1960 года было запущено шесть беспилотных аппаратов. Вместе с состоявшимися в дальнейшем шестью пилотируемыми полётами по программе «Восток» было запущено 12 космических кораблей.
Устройство космического корабля
Общая масса космического корабля достигала 4,73 тонны, длина (без антенн) - 4,4 м, а максимальный диаметр - 2,43 м.
Космический корабль «Союз»
10 марта 1962 года Королев утверждает технический проспект, озаглавленный «Комплекс сборки космических аппаратов на орбите спутника Земли (тема «Союз»)». В этом документе впервые дается обоснование возможности использования модификации космического корабля «Восток-7» с космонавтом-«монтажником» на борту для отработки стыковки и сборки на орбите.
Через некоторое время появился второй проспект, озаглавленный «Сборка космических аппаратов на орбите спутника Земли», утвержденный С.П.Королевым 10 мая 1963 года. В нем тема «Союз» звучит уже четко и убедительно. Основной объект документа — комплекс, состоящий из последовательно выводимых и стыкующихся на орбите разгонных блоков кораблей-танкеров для его заправки и «Союз».
В проспекте ставились две основные задачи: отработать стыковку и сборку на орбите и облететь Луну пилотируемым аппаратом.
В связи с разработкой варианта прямого облета Луны кораблем Л1 программа «Союз» была нацелена на отработку сближения и стыковки космического корабля с последующим переходом членов экипажа из корабля в корабль.
Первый пилотируемый полет на «Союзе-1» совершил 23—24 апреля 1967 года летчик-космонавт В.М. Комаров, однако из-за отказа парашютных систем при спуске полет окончился катастрофой.
Первая автоматическая стыковка была выполнена 30 сентября 1967 года беспилотными кораблями-спутниками «Космос-186 и -187» и повторена 15 апреля 1968 года кораблями-спутниками «Космос-212» и «Космос-213».
После беспилотного полета корабля «Союз» (спутник «Космос-238»), запущенного 28 августа 1968 года, начались регулярные полеты «Союзов».
Фактически задача программы «Союз» — стыковка пилотируемых космических кораблей с переходом космонавтов через космос — была выполнена 16 января 1969 года в ходе полета кораблей «Союз-4 и -5» с космонавтами В.А. Шаталовым, Б.Б.Вольтовым, А.С. Елисеевым и Е.В.Хруновым. Оставшиеся корабли «Союз» были перенацелены на выполнение технологических экспериментов в групповом полете и длительном полете.
В октябре 1969 года по программе «Союз» состоялся групповой полет трех космических кораблей — «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» с семью космонавтами на борту. Уже сам факт запуска с одного космодрома с минимальными интервалами трех космических кораблей подряд представлял собой значительное техническое достижение. Большое значение имел полученный в этом эксперименте опыт управления групповым полетом. Слажено действовала целая система, состоявшая из трех космических кораблей, наземного командно-измерительного комплекса, группы научно-исследовательских судов и спутника связи «Молния-1».
На борту «Союза-6» был проведен уникальный эксперимент — сварка в условиях космоса. Она производилась на специально сконструированной сварочной установке «Вулкан». Сварочный узел «Вулкана» был смонтирован в орбитальном отсеке, а пульт дистанционного управления находился в кабине корабля.
1 июня 1970 года стартовал новый «Союз» — девятый. Этот полет дал неоценимый материал для дальнейшего развития космонавтики. Особенно ценными были медико-биологические исследования влияния факторов длительного космического полета на организм человека.
Командир корабля А.Г.Николаев, совершивший свой второй космический рейс, и бортинженер В.И. Севастьянов установили тогда мировой рекорд длительности космического полета. Они работали на околоземной орбите 424 часа. Программа полета была насыщена многими экспериментами по автономной навигации в космосе, научными исследованиями околоземного космического пространства
Корабль «Союз» имеет внушительные размеры. Его длина — около 8 метров, наибольший диаметр — около 3 метров, масса перед стартом составляет почти 7 тонн. Все отсеки корабля покрыты снаружи специальным теплоизолирующим «одеялом», защищающим конструкцию и оборудование от перегрева на Солнце и слишком сильного охлаждения в тени. В корабле три отсека: орбитальный, приборно-агрегатный и спускаемый аппарат. Орбитальный отсек по форме представляет собой две полусферы, соединенные цилиндрической вставкой. На наружной поверхности орбитального отсека установлены большие и малые антенны радиосистем корабля, телекамеры и другое оборудование.
Салют
В 70-е годы советская программа пилотируемых космических полетов была направлена на создание долговременных орбитальных станций со сменяемыми экипажами — магистрального пути человека в космосе. Доставляемые транспортными космическими кораблями «Союз» на орбитальные станции «Салют», советские космонавты совершили целый ряд длительных космических экспедиций. Так, полет космонавтов П. И. Климука и В. И. Севастьянова на корабле «Союз-18» и орбитальной станции «Салют-4» продолжался почти 64 суток. На базе орбитальной станции «Салют-6» был создан научно-исследовательский комплекс «Салют-6» — «Союз», который регулярно снабжался топливом и другими необходимыми материалами автоматическими грузовыми кораблями «Прогресс». На этом орбитальном научно-исследовательском комплексе советские космонавты Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко, В. В. Коваленок и А. С. Иванченков, В. А. Ляхов и В. В. Рюмин совершили рекордные по продолжительности космические полеты длительностью соответственно 96, 140 и 175 суток.
1. После принятия христианства многие славяне не могли читать Библию, так как она была написана на греческом языке. У славян не было азбуки, чтобы перевести Библию на славянский язык. Кто создал славянскую азбуку?
Борис и Глеб
Кирилл и Мефодий
Ярослав Мудрый
2. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом - от меча и погибнет»?
Дмитрию Донскому
Юрию Долгорукову
Александру Невскому
3. От чего по преданию погиб князь Олег:
От стрелы
От инфаркта
От змеиного укуса
Горошко Анна Николаевна
Учитель истории
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение