kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить предмет, содержание, функции и место истории в системе других наук. Выделить и охарактеризовать основные этапы исторического познания; познакомить  учащихся с принципами периодизации в истории; этапами развития человечества;  периодизацией новейшей истории; с особенностями взглядов историков и философов разных эпох на вопрос: источники общественного прогресса. Продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы – заполнение таблицы, формировать умение учащихся устанавливать причинно – следственные связи, между явлениями, анализировать историческую информацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории» »



Урок истории в 10 классе

«Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»

Цели урока:

Определить предмет, содержание, функции и место истории в системе других наук. Выделить и охарактеризовать основные этапы исторического познания; познакомить учащихся с принципами периодизации в истории; этапами развития человечества; периодизацией новейшей истории; с особенностями взглядов историков и философов разных эпох на вопрос: источники общественного прогресса. Продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы – заполнение таблицы, формировать умение учащихся устанавливать причинно – следственные связи, между явлениями, анализировать историческую информацию.

Ход урока:


I. Вступительная беседа (вводный момент - знакомство с информацией об изучаемых в 10 классе курсах истории (Истории России с древнейших времен до истории России во второй половине XIX в., Всеобщая история с древнейших времен до истории во второй половине XIX в.; познакомить учащихся с требованиями, к устным и письменным ответам, а также с нормами оценок).


II. Изучение нового материала

План:


  1. Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук

  2. Этапы развития исторической науки

  3. Периодизация истории


1. Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук


Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как оно возникает? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии? Каковы его перспективы? Одной из наук, которая пытается дать ответы на эти вопросы и является история.


Вопрос: Что такое история? (ответы учеников, все ответы записываются письменно в тетрадях, затем коллективно обсуждаются).

История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях

эволюции в конкретных формах, пространственно- временных измерениях

Вопрос: Что является предметом ее исследования?

Предмет исследования – человечество.

Вопрос: Что является содержанием истории?

Содержание – исторический процесс его развития.

Задача – выявление направленности этого процесса, его временных и пространственных рамок, движущих сил, общих закономерностей.

База исторической науки – исторические источники (материальные и письменные), запечатлевшие явления и процессы в развитии человечества.

Инструментарий истории – научные методики их исследования, анализа и интерпретации.






История


Наука многоотраслевая

Направления:

история политическая; история экономическая;

история культурная; история религиозная; история военная; история государства и права




Наука комплексная

Взаимодействие с другими общественными науками: философией, экономикой, социологией, психологией, лингвистикой, статистикой и др.

Вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография, антропология, хронология.



Наука социальная

Функции истории

.1. познавательная и интеллектуально-развивающая (состоит из познания исторического процесса, из теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций (некоторая

закономерность, про слеживающаяся на протяжении определенного времени) общественного развития.

2. практически-политическая (история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений).

3. мировоззренческая (осмысление исторических событий и явлений вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития).

4. воспитательная (изучение истории воспитывает у народа нравственность, формирует такие качества как патриотизм, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел)


2. Этапы развития исторической науки


Вы уже обратили внимание, что история как наука, с ее понятиями, характеристиками, отдельными законами сформировалась не сразу. Она формировалась и развивалась вместе с человечеством.


Задание: Работая с текстом учебника (§2, с.6 - 11) и таблицей, проследите этапы развития исторической науки и выявите особенности каждого этапа.



ЭТАПЫ



ОСОБЕННОСТИ


Историческая наука античного мира



Историческая наука в средние века



Историческая наука нового времени



Историческая наука XX века



Современная историческая наука как учебная дисциплина состоит из отдельных разделов и отраслей. Она традиционно включает в себя историю общества в целом (всемирная история), в рамках которой изучается происхождение человечества, этногенез (происхождение народа), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций.


  1. Периодизация истории


Периодизация – выделение значимых и отмеченных общностью этапов.

С.10-11 учебника Л.Н.Алексашина, В.А.Головина Всеобщая история 10 класс, «Мнемозина» 2013

Задание: охарактеризуйте основные системы периодизации всемирно-исторического процесса. Как изменялись используемые историками XVIII – XX вв. критерии периодизации? Как вы полагаете, почему это происходило?


В учебнике использована общеисторическая периодизация по историческим эпохам, основанная на концепции унитарности (т.е. единства) и линейности (однонаправленности) всемирно – исторического процесса, в соответствии с которой выделяются эпохи: 1) Первобытность, 2) Древний мир Древний Восток и Античность), 3) Средние века, 4) Новое время, 5) Новейшее время (современная история).


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ





Первобытное

общество (более 2 млн. лет назад

-IVтыс. до н.э.)

Древний мир

( к. IV тыс. до н.э. –V век)

Средние века

(сер. V-XVвв.)





античная история

история древнейших цивилизаций







История России

( IX –XXI в.в.)

Новейшая история

( XX - начало XXI вв.)

Новая история

( XVI-XIX в.в.)






История России как самостоятельная дисциплина изучает развитие нашего Отечества, его многонационального народа и государства с древнейших времен до наших дней. Но это тема уже следующего урока.


Домашнее задание: § 1-3, таблица, с.11 в.1,3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Вальтер Надежда Константиновна

Дата: 04.10.2014

Номер свидетельства: 116408


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства