kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-технический прогресс: основные направления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен по ФГОС. Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения и технологии критического мышления. Использована групповая форма работы. Учащиеся развивают общеучебные умения по составлению опорных схем и таблиц.  В конце урока идет показ влияния НТП на все сферы общественной жизни. Продолжается работа с понятийным аппаратом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-технический прогресс: основные направления.»

Урок 1. Научно – технический прогресс: основные направления.

Цели: Личностные – формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

Предметные – выяснить причины ускорения научно-технического развития и его влияние на модернизацию стран;

Метапредметные – уметь работать с различными источниками информации, анализировать, составлять схемы, таблицы и делать выводы.

Оборудование урока: учебник.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Мотивация: на рубеже 19-20 вв. были сделаны колоссальные научно-технические открытия, которые в итоге приведут к изменению картины мира. Итогом этих открытий и последствиями станут две мировые войны, разделение стран на развитые, развивающиеся и отсталые, глобализация и глобальные проблемы. Научно-технический прогресс перевернет весь мир, повлияет на все сферы человеческого общества и человечество придет к тому, к чему мы пришли сейчас. Уровень развития НТР в отдельной стране повлиял в конечном итоге на ее роль в мире.

  3. Постановка учебной задачи: ребята предлагают сами, учитель корректирует.

Н-р: основные направления НТР и его влияние на жизнь людей (сферы общества).


II. Изучение новой темы.

План: 1) Причины ускорения НТР.

2) Революция в естествознании.

3) Влияние НТР на развитие транспорта, военной техники.

4) Новые конструкционные материалы и энергетика.

5) Переход к индустриальному производству и образование монополий.

III. Вводное слово: в 19 веке удвоение научных знаний происходило на протяжении 50 лет, в 20 веке на это уходило до 5 лет. За счет чего произошло ускорение темпов прироста научных знаний?

Узнайте на стр. 10 – 11 и ответьте.


IV. Далее работа по группам и составление логической схемы влияния НТР на различные сферы человеческого общества. Чтение 15 мин.

1 группа: революция в естествознании (стр. 11 – 14),

2 группа: развитие транспорта, авиации и ракетной техники (стр. 16 – 18),

3 группа: новые конструкционные материалы и энергетика (стр. 18 – 19),

4 группа: переход к индустриальному производству (стр. 19 – 22).

V. Составление схемы: влияние НТР на сферы общества.


Индустриальное производство

Конструкционные материалы и энергетика

Транспорт,

авиация и

р ракетная техника

Революция в естествознании

Потребность в возрастании объемов продукции требовали также и усовершенствования организации производства. В производстве внедряется принцип разделения труда на отдельные операции (система Тэйлора). Впервые применил Форд. Это позволяло увеличить объемы производста за единицу времени, улучшить качество и удешевить рабочую силу, т.к. от них не требовалось высокого уровня квалификации, только лишь по своей операции. Все это удешевляло продукцию и делало ее конкурентноспособной на мировой рынке.

Конвеерное производство больше подходило для крупной промышленности с большими объемами производства. Произошла монополизация некоторыми промышленными гигантами внутренних рынков своих стран и постепенное наступление на зарубежные рынки. Развитие международной торговли. Чтобы удешевить себестоимость товара производители снижали заработную плату рабочим при увеличении продолжительности рабочего дня. Это приводило к протестам, сопротивлению со стороны рабочих и развитию рабочего движения, профсоюзов за защиту интересов. Правительства в интересах стабильности общества принимало новые законы, разрабатывало трудовые кодексы и проводило гибкую социальную политику. Поэтому производители избирали другой путь: использование более совершенных машин и оборудования, переход на энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии.

Томас изобрел новый вид стали из чугуна (томасовский способ переплавки чугуна в сталь), изобретение железобетона и прочной стали позволили строить новые высокие сооружения (н-р небоскребы, понтонные мосты), спрос на алюминий возрос, с развитием химических и физических наук стало возможным получать вещества с заданными ранее свойствами. Искусственные волокна: капрон, перлон, нейлон, синтетические смолы. Совершенствование энергетики. ТЭЦ уступают место ГЭС.

Спрос на углеводороды растет: нефть, газ.

Разработка и улучшение транспорта: Бенц и Даймлер – двигатели работающих на жидком топливе, Данлоп – пневматические резины из каучука, что улучшило колеса авто, в США – трактор на гусеничной тяге с двигателем внутреннего сгорания (повысило обработку земель), впервые использование танков в 1916 г., II мировая – война моторов, впервые конвеерное производство авто Фордом сделало авто народным автомобилем. Все это сопровождалось развитием побочных производств: металлургии (прочные стали, конструкционные материалы), мощные и экономичные двигатели, строительство дорог, мостов, дало толчок развитию ж/д транспорта, морских судов и авиатехники.

Переворот в естествознании: ранее атомы считались неделимыми и неразрушимыми кирпичиками мироздания, но с открытием Рентгеном х-лучей, дальнейшими разработками Беккереля, супругов Жолио-Кюри, Резерфорда было установлено, что при распаде радиоактивных элементов возникает 3 вида излучения: альфа, бета, гамма. Томсон открыл электрон, а Планк доказал, что излучение идет по порциям – квантам.

Резерфорд предположил, что атом имеет сложное строение, состоящее из положительно заряженной частички позитрона, вокруг которой вращаются отрицательно заряженные электроны. Нильс Бор уточнил Резерфорда, доказав, что электроны могут менять свои орбиты, выделяя и поглощая при этом кванты энергии. Т.о. была подорвана незыблемая основа материального мира. Теория относительности разработанная Эйнштейном разрушила прежние представления. Природные процессы подчиняются более сложным закономерностям, чем казалось раньше. Это переворот в умах.

Дальнейшие открытия позитронов, нейтронов и изотопов привели к разработке ядерного оружия. В США Манхэттенский проект (программа по разработке ядерного оружия)

V. Составление схемы: влияние НТР на сферы общества.


Влияние НТР


Переворот в естествознании развитие транспортных средств усовершенствование

Теория относительности новые сплавы метала организации производства

Ядерное оружие резина из каучука, стр-во дорог, мостов конвеерное производство,

Совершенствование энергетики профсоюзы, рабочее

движение, рабочее закон-во, слияние пром-го и банковского капитала


VI. Т.о. давайте еще раз обозначим основные направления научно-технического прогресса к началу 20 века и как они повлияли на изменение облика мира?

А какие страны попали в зону НТП?

VII. Работа с понятийным аппаратом: НТП – ускоренное развитие науки и техники; индустриальное производство – производство, основанное на техническом разделении труда на отдельные операции, выполняющиеся с четкой последовательностью; монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара; монополистический капитализм – капитализм крупных производственных объединений.


VIII. Домашнее задание: «3» - вопр. 1, 2 параграф 1; вопр. 1 параграф 2.

«4» - вопр. 2, 3, 5 параграф 2

«5» - задание 6 параграф 2.

Крючок на следующий урок: ребята, мы с вами узнали, что передовыми научно-техническими странами были США и страны Зап. Европы. На следующем уроке мы увидим, что между этими странами возникнут противоречия и примут обостренную форму, которая в конечном счете приведет к первой мировой войне.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно-технический прогресс: основные направления.

Автор: Николаева Виктория Анатольевна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257512


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства