Научная статья : Традиции и принципы учения накшбандия
Научная статья : Традиции и принципы учения накшбандия
Многие духовные, этические и социальные традиции и принципы учения накшбандия продолжают свою воспитательную и регулятивную функцию в обыденной жизни современного полуэтнического мусульманского общества, более того, они как для ряда мусульманских народов, особенно таджиков, дагестанцев, чеченцев, так и для ряда тюркоязычных и других народов становились своеобразным признаком этничности и конфессиональное. Другими словами, традиции учения накшбандия являются неотчуждаемым элементом национального и религиозного духа каждого из вышеупомянутых народов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Многие духовные, этические и социальные традиции и принципы учения накшбандия продолжают свою воспитательную и регулятивную функцию в обыденной жизни современного полуэтнического мусульманского общества, более того, они как для ряда мусульманских народов, особенно таджиков, дагестанцев, чеченцев, так и для ряда тюркоязычных и других народов становились своеобразным признаком этничности и конфессиональное™. Другими словами, традиции учения накшбандия являются неотчуждаемым элементом национального и религиозного духа каждого из вышеупомянутых народов.
Становление социально-этических воззрений, принципов и идей ордена учения накшбандия своими историческими корнями восходят к тяжелому для среднеазиатских мусульманских народов времени послемонгольского нашествия и эпохе господства Тимура и его престолонаследников. В упомянутое время политическая власть в колыбели зороастрийской цивилизации и в одном из важнейших очагов исламской культуры, оказалась в руках кочевников, которые до прихода к власти проживали, по сравнению с местным населением региона, совершенно другим и чужды образом жизни. Для того, чтобы они воспринияли развитую культуру автохтонного оседлого (по образу жизни) и мусульманского (по этническим и конфессиональным признакам) населения Средней Азии, обратились в ислам, отбросили свои звериные и дикие обычаи, покончили со своим духовно - религиозным невежеством и проявили интерес к приобретению знаний, лучших человеческих качеств, иначе говоря, для того, чтобы дикие монголы превратились в настоящих воспитанных, образованных, добродетельных и справедливых людей, потребовалось немалое время и немалый кропотливый труд нескольких поколений накшбандийских шейхов-наставников.
Идейные истоки этической доктрины учения накшбандия, также как и другие ордена исламского мистицизма, своими корнями восходят к кора-ническим учениям, а также основаны на наставлениях и опыте Пророка ислама. Этические воззрения и суфийский опыт основателей и представителей учения накшбандия (Абдухалик Гиждувани, Ариф Ревгари, Шейх Анжир Фагнави, Баба Самас, Амир Кулал, Мухаммад Бахауддин Накшбанд, Алауд-дин Аттор, Мавлана Яъкуб Чархи, Ходжа Ахрор, Абдурахман Джами и др.) сложились на основе их знакомства с учением Корана с хадисами с религиозной и политической деятельностью праведных халифов и этическими произведениями выдающихся представителей социально-этической философии Насириддина Ту си, Ибни Мискавейха, Джалалиддина Давани и т. д., то есть с теорией и практикой пророческого и мистико-философского опыта, сложившихся в прошлой «золотой» эпохе происхождения ислама, задолго до монгольского нашествия.
Вместе с тем, основатели и представители учения накшбандия как настоящие наследники Пророка и его сподвижников, считали своим долгом защитить добрые традиции, богатую культуру и национально-религиозные ценности покоренного мусульманского населения региона, и тем самим предотвратить опасность их исчезновения или упадок под воздействием монгольского фактора. Основатели и представители учения накшбандия не только отлично справились с этой задачей, то есть, не только смогли защитить национальные и религиозные ценности и культуру коренных цивилизованных народов и обеспечить их дальнейшее преемственное развитие, более того, они смогли также покорить сердца и разумы пришельцев — монгольских кочевников, обратить многих из них в ислам, и тем самис по содействовать распространению ислама и земледельческой культуры среди кочевых народов и племен Центральной Азии.
Этика учения накшбандия направлена на обеспечение гармоничного совместного совершенствования у человека всех необходимых положительных качеств и ценностей, которые способствуют человеку стать добродетельным и справедливым. Такие этические принципы учения накшбандия как очищение души, сердца и разума, приобретение полезных знаний, профессий, добродетельность, справедливость и др., и сегодня имеют актуальное значение для духовно-нравственного воспитания юного и молодого мусульманского поколения. Все эти принципы навеяны духом гуманизма и человеколюбия, поэтому всегда служили и служат мощным идеологическим средством борьбы против фанатизма, отшельничества и самоизоляции. Они призывают к активному участию в социальных процессах, к борьбе против несправедливости и гнета. Они требуют от человека содействия и участия в строительстве справедливого добродетельного общества.
Изучение истории учения накшбандия убедительно доказывает, что это движение блестяще справилось с задачей возрождения ислама, заставив отпрысков Чингизхана принять мусульманство и служить дальнейшему распространению этой религии в языческой тюрко-монгольской этнической среде.
Однако, накшбандизм унаследовал сунну Пророка и опыт его сподвижников не впрямую, а через суфийскую идеологию и опыт предшествовавших суфийских орденов, таких как маломатия, ходжагон и т. д., которые и теоретически, и практически строго опирались на законы шариата и следовали опыту и завещаниям Пророка. Вместе с тем, основатели учения накшбандия разработали и ввели в суфийскую практику и теорию ряд важных инноваций, которые способствовали возрождению исламской культуры, пострадавшей под тяжкими условиями монгольского гнета.
Популярные идеи учения накшбандия обновили в исламском мистицизме светское содержание, охватили и осветили все сферы и стороны духовной и материальной жизни исламского общества, коснулись интересов всех социальных групп, слоев и объединений. Таким образом, завоевали право в образе жизни мусульманских народов, нашли широкое распространение среди всех слоев населения в различных регионах исламского мира и, таким образом, сохранили свою преемственность до наших дней.
На основе изучения этических воззрений выдающихся представителей учения накшбандия можно классифицировать этические нормы этого учения на следующие категории: нормы духовного и телесного очищения; принципы самопознания и нравственные основы приобретения знаний; нормы, обеспечивающие сохранение в содержании памяти путника только положительные, чистые и безвредные знания; нормы, обеспечивающие умеренное исполнение ритуалов; нормы бодрствования и погружения в мистическое сноподобное состояние; нормы, регулирующие социальное поведение и отношение путника с обществом и другими индивидами и т.д. Наличие этих и других норм говорят о значительной доли рациональности в идеологии и этической доктрине учения накшбандия и жизненного опыта его носителей.